МААМ-картинки

Проектный метод в работе с дошкольниками — эффективное средство развития познавательного интереса

нина варфоломеева
Проектный метод в работе с дошкольниками — эффективное средство развития познавательного интереса

Формирование познавательных интересов является одним из важнейших условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, для его социализации в современном мире, формирования жизненной компетенции. Среди основных принципов заложенных в ФГОС ДО отмечены:

- реализация программы в формах специфичных для детей данной возрастной группы, в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности;

- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

- сотрудничество Организации с семьей.

Публикация «Проектный метод в работе с дошкольниками — эффективное средство развития познавательного интереса» размещена в разделах

Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей. Познавательная деятельность детей способствует развитию детской любознательности, пытливости ума и формирует устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность. Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности.. Метод проектов - одно из инновационных направлений в современной дидактике, которому в последнее время уделяется все большее внимание.

Умение пользоваться проектным методом – показатель высокой квалификации педагога, овладение им прогрессивной методикой обучения и развития детей. Использование модели образовательной технологии проектной деятельности дошкольников приведет к активизации механизма детского саморазвития, в результате которой познавательная инициативность, социальная и творческая активность дошкольников перейдут на качественно новый уровень.

Проектная деятельность – форма продуктивной деятельности.

В латыни, откуда к нам пришло слово "projectus", это причастие означает "выброшенный вперёд", "выступающий", "бросающийся в глаза". В педагогике под проектом понимается

самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое. Педагог организует проблемную ситуацию для детей, но не предлагает свои варианты решения, т. е. уходит от традиционного и привычного действия по заранее заданному образцу. Ведь проектная деятельность способствует развитию мышления, воображения и речи детей только тогда, когда педагог стремится удерживать проблемную ситуацию. Именно этим проектная деятельность отличается от продуктивных видов деятельности, в которых проблемная ситуация снимается максимально быстро. Использование технологии проектирования как одной из форм поисковой деятельности позволяет эффективно решать важные задачи развития способностей дошкольников.

Проект связан с развивающим, личностно-ориентированным обучением и может широко использоваться в учреждениях любого типа, в любой группе детского сада. Суть личностно-ориентированного подхода заключается в постоянном обращении к субъективному опыту детей, к опыту их собственной жизнедеятельности. Самое важное при этом – признание самобытности и уникальности каждого ребенка. Педагог и ребенок выступают как равноправные партнеры, носители разнородного, но одинаково необходимого опыта.

В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме того, проектная деятельность является уникальным средством обеспечения сотрудничества между детьми и взрослыми. Развивающая педагогика изменила отношение взрослых к детям. Взрослые должны не только уделять внимание формированию знаний, умений и навыков дошкольника, но и побуждать его через совместный поиск решений самостоятельно овладевать нормами культуры. Уникальным способом сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования. Именно проектная деятельность поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, сможет заинтересовать его, увлечь его в эту деятельность. Данная технология позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу, даёт возможность активизировать самостоятельную и познавательную деятельность детей, помогает осваивать воспитанникам окружающую действительность. Совместная деятельность детей, педагогов и родителей над познавательными проектами способствуют формированию сплочённости, содружеству между детьми, заинтересованному взаимодействию взрослых. В работе над проектом происходит взаимодействие всех участников образовательного процесса: детей, педагогов, родителей. Главными задачами во взаимодействии с родителями считаю:

- установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника и объединить усилия для развития и воспитания детей;

- создать атмосферу общности интересов;

- активизировать и обогащать воспитательские умения родителей.

Тематика и содержание проектов для детей дошкольного возраста могут быть очень разнообразны. Е. С. Евдокимова предлагает свой вариант классификаций типов проектов, актуальных для дошкольного образования :

1. По доминирующему методу : исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные.

2. По характеру содержания: включают ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и рукотворный мир, ребенка, общество и культуру.

3. По характеру участия ребенка в проекте : заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата.

4. По характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями (открытый проект)

5. По количеству участников: индивидуальный, парный, групповой и фронтальный.

6. По продолжительности: краткосрочный, средней продолжительности и долгосрочный.

В работе над опытом идет опора на педагогические взгляды современных педагогов– новаторов: Л. А. Венгера, Б. П. Никитина, А. В. Запорожца, Т. И. Ерофеевой, Н. Е. Веракса, Джон Дьюи и др.

Современному ребенку необходимо не столько много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное напряжение. Именно поэтому как составную часть готовности к школе исследователи–педагоги выделяют интеллектуальную готовность, которая включает достаточно высокий уровень развития познавательной, исследовательской деятельности и мыслительных операций.

В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект» - его прагматическая направленность на результат, который получается при решении той или иной значимой проблемы. Использование метода проекта позволяет развивать познавательные способности детей, научить самостоятельному конструированию своих знаний, ориентировке в информационном пространстве, развить критическое мышление. х Технология проектной деятельности позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике, что в конечном итоге формирует познавательно-исследовательскую деятельность ребенка, позитивный социальный опыт. В основу практико-методологической стороны данного опыта положены методические пособия : Л. С Киселёвой «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения»; Т. А. Данилиной, Т. С. Ладоги, М. Б. Зуйковой, материалы Н. Е. Веракса, Е. С. Евдокимовой. По мнению этих ученых, основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей, которые включат в себя:

Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

Развитие познавательных способностей;

Развитие творческого воображения;

Развития творческого мышления;

Развитие коммуникативных навыков.

Умение пользоваться проектным методом – показатель высокой квалификации педагога, овладение им прогрессивной методикой обучения и развития детей. Использование модели образовательной технологии проектной деятельности дошкольников приведет к активизации механизма детского саморазвития, в результате которой познавательная инициативность, социальная и творческая активность дошкольников перейдут на качественно новый уровень.

Проектная деятельность как специфическая деятельность творчества, является универсальным средством развития ребенка. Проектная деятельность в обучении содержит в себе – игровую сущность; потребность создания своей предметной среды. Организация проектной деятельности позволяет сформировать познавательную самостоятельность у детей, которые бывают, бояться высказывать свое мнение. При организации проектной деятельности в ДОУ проектный метод является одним из эффективных и перспективных. Проект дает ребенку возможность найти себя – определить, проверить, уточнить свои интересы, попробовать собственные силы. Своим проектом ребенок заявляет о своих интересах, проблемах.

Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных способностей ребенка. Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе. Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

Таким образом, метод проектов может проходить через все виды детской деятельности в ДО. Побуждает педагогов повышать свой профессионально-творческий уровень, что, несомненно, сказывается на качестве образовательного процесса. Подталкивает к активному взаимодействию всех специалистов ДОУ, родителей воспитанников и организации социума. Формирует у дошкольников умение планировать, развивает самостоятельность и творческую активность.

Публикации по теме:

Физкультурно-оздоровительная работа в детском саду. Презентация Здоровье детей - богатство нации; этот тезис не утратит актуальности во все времена, а сегодня он не просто актуален, он самый главный,.

Модель организации образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС В связи с внедрением ФГОС в образовательный процесс ДОУ изменились формы, методы организации воспитательно-образовательной деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проектный метод в работе с дошкольниками — эффективное средство развития познавательного интереса
Опубликовано: 16 апреля 2015 в 19:04
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД