Екатерина Гатауллина
Консультация для педагогов «Проекты в работе с дошкольниками как эффективная технология взаимодействия взрослых и детей»
▼ Скачать + Заказать документы
«Проекты в работе с дошкольниками как эффективная технология взаимодействия взрослых и детей.
Подготовили: Аркатова Татьяна Валентиновна;
Гатауллина Екатерина Николаевна.
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего.
Публикация «Консультация для педагогов „Проекты в работе с дошкольниками как эффективная технология взаимодействия взрослых и детей“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2018
Действенной формой повышения воспитательной культуры родителей и модернизацией информационно-просветительской функции сотрудничества может считаться один из методов активного обучения – метод проектов.
Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также на добровольной основе вовлекаются родители и другие члены семьи.
Актуальным является включение семьи в жизнь ребенка в детском саду. И здесь удачной находкой для нас оказался метод проектов. На сегодняшний день он получает все более широкое распространение в дошкольных образовательных учреждениях.
При решении поставленных задач взрослый помогает найти ребенку необходимые для этого средства и способы, а зачастую знакомит детей с новым, еще не известным ему. Опираясь на помощь взрослых, дети ищут решение проблемы через вопросы к родителям, совместные походы в библиотеку, чтение детских познавательных и справочных изданий; поездок, походов, наблюдений и экскурсий, занятий в кружках и пр.
Совместно с родителями они занимаются продуктивными видами деятельности:
-собирают коллекции: ракушек, шишек, камней;
- оформляют семейные альбомы;
- рисуют;
-лепят;
- шьют;
-мастерят;
-экспериментируют;
- изобретают и сочиняют.
При этом очень важно, чтобы взрослые ничего не делали за детей, не лишали их возможности проявлять максимум способностей, самостоятельности, инициативы и творчества.
Проекты бывают различными по длительности во времени: краткосрочные, средние и длительные.
Поисково-познавательная деятельность дошкольника направлена на результат, который получается при решении той или иной проблемы. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием ребенка, соединяя в себе знания, умения и ценности.
Метод проектов, по мнению специалистов, позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности, он также способствует развитию целеустремленности, настойчивости, учит преодолевать возникающие трудности и проблемы по ходу дела, общаться со сверстниками и взрослыми.
В основе каждого проекта лежит какая-либо проблема. Этот метод основан, прежде всего, на личностно-ориентированном подходе к детям. Ведь темы проектов в основном рождаются именно из интересов детей.
Включение родителей в воспитательно-образовательный процесс мы вели по нескольким направлениям:
Мероприятия, направленные на обогащение родителей знаниями о проектном методе :
• проведен семинар – практикум по организации проектной деятельности с дошкольниками;
• разработаны памятки для родителей
«Проектный метод – как способ воспитать успешного дошкольника»
Этапы составления детских проектов :
1. Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования)
2. Поиск и предложение возможных вариантов решения
3. Сбор материала. Способы сбора информации и методов исследования:
• подумать
• спросить у другого человека
• прочитать или посмотреть в книгах, энциклопедиях
• сходить в библиотеку (журналы, иллюстрации, научная литература и др.)
• посмотреть по телевизору специальные познавательные передачи, видеофильмы
• понаблюдать
• провести эксперимент
• получить информацию в Интернете
• позвонить по телефону специалисту или просто маме, папе, бабушке.
4. Подготовка проекта
5. Защита проекта
«Если ваш ребёнок участвует в работе над проектом, то какова ваша роль?»
Участие в проектной деятельности – сложный труд и для ребенка, и для родителя.
Проект подразумевает самостоятельную деятельность дошкольника, однако задача родителя - знать суть проектной деятельности, её этапов, требований к процессу и результату выполнения, чтобы быть готовыми к содействию своему ребёнку, если он обратиться к вам за помощью.
Помните: вы играете роль источника информации наравне с прочими – такими, как книги, фильмы, Интернет и др.
Право свободного выбора источника информации предоставляется ребёнку!
1. Учите детей действовать самостоятельно, независимо, избегайте прямых инструкций.
2. Не сдерживайте инициативы детей.
3. Не делайте за них то, что они могут сделать самостоятельно.
4. Не спешите с вынесением оценочных суждений.
5. Помогайте детям учиться управлять процессом усвоения знаний:
• прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями;
• формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования;
• учиться анализу и синтезированию, классификации, обобщению информации.
План тематического проекта.
1. Тема и ее происхождение.
2. Смежные занятия и понятия, которые можно изучать в ходе реализации проекта.
3. Необходимые материалы.
4. Вопросы детям по предлагаемому проекту,
Что мы знаем?
Что мы хотим узнать?
Как нам найти ответы на наши вопросы?
5. Оценка. Что нового узнали дети? (С точки зрения детей и воспитателя).
6. Предложения по расширению и совершенствованию проекта.
Мероприятия, направленные на прямое участие родителей в педагогическом процессе, - «Встречи с интересными людьми» :
- папа – милиционер;
- бабушка – врач;
- мама – повар
-дедушка - летчик и другие.
Такими интересными людьми, конечно же, являются родители детей. Ведь каждый из них профессионал в каком-то деле. В рамках реализации раздела программы по ознакомлению детей с окружающим. Родителей можно привлечь к проведению занятий, на которых они расскажут детям о своих профессиях. Педагогу при этом важно подготовить родителей к встрече с детьми, помочь составить интересный для них рассказ. В ходе этого проекта дети могут ознакомиться с разными профессиями и открыть для себя, какие интересные люди их папы, мамы, бабушки и дедушки.
Мероприятия, направленные на закрепление знаний, полученных детьми на занятиях:
• «Подарки для друзей»;
• «По страницам «Красной книги»;
• «Посадим лук»;
• «Создание книжек-малышек»;
• «Покормите птиц зимой!» и другие.
• к бабушке и дедушке;
• на дачу;
• к другу;
• в другую страну.
По этим темам активное участие принимают родители (видеосъемка, фотосъемка).
Необходимо отметить, что подобные проекты способствуют сближению родителей и детей, педагогов и родителей. Эмоциональное общение, участие в общем деле способствуют сплочению коллектива взрослых и детей.
Перспективность метода проектов в системе ДОУ заключается в том, что он дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности.