Лучший педагог года

Проет «Экологическая тропа в ДОУ»

светлана канестерова
Проет «Экологическая тропа в ДОУ»

Всё хорошее в людях - из детства! Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!

Аннотация проекта :

* Проект реализуется в рамках курса по познавательному развитию.

Публикация «Проет „Экологическая тропа в ДОУ“» размещена в разделах

* Проект носит комплексный характер – включает в себя познавательную, экспериментально – исследовательскую, практическую деятельность.

* Методика работы с детьми в рамках проекта разработана на основе интегрированного подхода.

* За основу проекта взят принцип познавательного развития.

* Проект реализуется детьми разных возрастных групп при участии родителей.

* Данный проект формирует познавательную активность детей, осознание того, что нужно жить в мире и согласии с природой, развивает наблюдательность, творческие способности.

* В ходе проекта его участники знакомятся с законами природы.

*Продолжительность проекта 2 года.

Актуальность проекта :

Главная задача экологического воспитания – это воспитание в детях доброты и человечности, бережного обращения к природе, к людям, к самому себе, видения прекрасного, воспитание чувства ответственности, в первую очередь, за собственное поведение и поступки.

Планета Земля- наш общий дом, каждый человек, живущий в нем, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.

Одной из важнейших целей современного дошкольного образовательного учреждения является создание благоприятных условий, которые помогли бы детям успешно развивать свои способности и укреплять свое здоровье. Ознакомление детей с окружающим миром тесно связано с вопросами экологического воспитания. Важнейшим средством экологического образования является организация разнообразных видов деятельности дошкольников непосредственно в природной среде. В мире природы экологическая тропа – специально оборудованная природная территория, на которой создаются условия для выполнения заданий, наблюдений, исследований. Организация тропы силами дошкольников дает возможность создавать различные жизненные ситуации, решение которых требует от детей творческого подхода, активной деятельности. Задания по изучению и оценки состояния окружающей среды в зоне тропы побуждают детей не только использовать свои знания из разных областей жизни, но и – самое важное – принять посильное участие в трудовых природоохранительных делах. Самостоятельная исследовательская работа укрепляет взаимосвязь интеллектуального и эмоционального познания. В итоге рождается важнейшее качество личности – убежденность, которая опирается не только на знания, но и на чувства, на жизненный опыт детей. У них вырабатываются навыки экологически грамотного поведения, сознательное отношение к природе.

Приобщение детей и родителей к активному участию в жизни детского сада, преобразование территории учреждения.

В результате наблюдений, бесед выявлен интерес детей к сказкам, а физиологической особенностью необходимость двигаться, быть активным т. д.

ПРОБЛЕМА. • Отдалённость городских жителей от природы, потребительское отношение человека к природным ресурсам родного края, невнимание к проблемам окружающей среды – всё это приводит к отсутствию у дошкольников поведенческого эталона отношения к объектам живой и неживой природы, осознания необходимости их оберегать.

• Недостаточная возможность использования территории детского сада для создания образовательных ситуаций по изучению природы родного края, формирования чувства близости к ней, необходимости бережного отношения.

• Необходимость повышения компетентности родителей в вопросах экологического просвещения детей.

*Как преобразовать территорию детского сада с наименьшим ущербом для окружающей среды и с наибольшей пользой для детей.

Цель: Создание условий для экологического воспитания детей, расширение сведений об объектах, процессах и явлениях окружающей природы, способам охраны окружающей среды. Привлечение и развитие заинтересованности родителей при создании любимых сказочных персонажей. Внедрение оздоровительных технологий: создание тропы здоровья ( хождение босиком по: траве, песку, дереву, мокрым дорожкам и т. д, формирование информационной и других компетентностей.

Задачи проекта :

1. Развивать познавательную активность детей посредством опытов и экспериментов с объектами живой природы.

2. Уметь комплексно оценивать результаты воздействия человека на окружающую среду,

3. Взаимоотношений людей друг с другом и отношение человека к природе.

4. Активизировать участие родителей в экологическом воспитании ребенка.

Этапы реализации проекта :

I этап – подготовительный (апрель – май) : постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования.

II этап – собственно познавательно-исследовательский (учебный год) :формирование элементарных экологических знаний детей и родителей, а также начала основы экологического образования через проведения экологических акций.

III этап – обобщающий (конец учебного года) : обобщение результатов работы, закрепление полученных знаний, разработка тактики последующих педагогических действий на следующий год

Ожидаемые результаты.

Дети:

o Расширение знаний и представлений детей о бережном, созидательном отношении к природе.

o Формирование у детей гуманистической направленности поведения в окружающих природных условиях.

o Содействовать развитию представлений о растительном мире.

• Родители.

o Приобщение детей и родителей к активному участию в преобразование территории учреждения,

o Активное включение в совместные с детьми мероприятия экспериментально-познавательного, трудового и экскурсионного характера.

Педагоги:

o Обогащение методической базы МБДОУ дидактическими материалами экологического направления.

o Презентация проекта на методическом объединении

o Повышение педагогической компетентности воспитателей по расширению экологических знаний у детей.

Тип проекта. Долгосрочный, познавательный.

Участники: воспитатель Канестерова С. В., дети средней группы №3,

Ортюкова Н. А., дети подготовительной группы №1,

Копылова Л. А., дети младшей. группы № 4,

Галкина Т. В., Дети младшей группы №6,

Мягкова Е. Ю., дети старшей группы,

родители всех групп МБДОУ № !21,

заведующая Ренева О. В. ,

зам. зав. по АХЧ Андропова Т. В.

Масштаб: 180 человек,

Срок проведения два года.

Описание проекта

Принципы положенные в основу работы:

принцип краеведения;

принцип позитивного центризма;

принцип природосообразности;

принцип научности и доступности понятий;

принцип «спирали»;

принцип междисциплинарности и интеграции содержания.

Принцип краеведения (изучение природы родного края) позволяет:

• формировать понятия на основе непосредственного наблюдения и изучения предметов и явлений окружающей природы;

• использовать имеющуюся у детей информацию для того, чтобы они применяли свои знания в разнообразных видах практической деятельности;

• создавать благоприятные условия для самовыражения, организации коммуникативного общения, в котором каждый ребенок имеет возможность проявлять свою индивидуальность, что в значительной степени стимулирует его саморазвитие.

Обучение строится «от ребенка» в направлении расширения его познания. В педагогике этот принцип называется позитивным центризмом, когда в содержание программы отбираются наиболее актуальные для ребенка этого возраста знания.

Причем педагогический процесс будет эффективен и успешен только при строгом соответствии экологического образования законам развития детского организма, т. е. при соблюдении принципа природосообразности.

При отборе содержания учитываются научность и доступность понятий. На каждом этапе первоначальные представления углубляются, насыщаются содержанием, постепенно переходя в понятия, которые формируют знания. Таким образом, естественнонаучные знания оформляются по схеме: «представления–понятия–знания». Такая последовательность обеспечивает преемственность знаний и углубление их содержания.

Кроме того, необходимо, чтобы реализовывался принцип «спирали», когда дети, возвращаясь к тем или иным объектам и явлениям природы, шли из года в год по восходящей, углубляя и расширяя естественнонаучные представления и понятия, учась применять более сложные приемы и методы исследования.

Принцип междисциплинарности и интеграции позволяет соединить всю воспитательно-образовательную работу в одно целое и увидеть место каждой предметной области в данной системе.

Усложнение материала идет от возраста к возрасту по принципу «от простого к сложному». По мере совершенствования знаний и ручных навыков детей усложняется и содержание деятельности по уходу за растениями и животными.

Таким образом, экологическое развитие строится по схеме:

• природа – человеку

(материальная, эстетическая и оздоровительная значимость природы);

• человек – природе

(положительная и отрицательная деятельность человека в природе);

• правила охраны природы; личное участие каждого в природоохранных мероприятиях.

Помимо работы на экологической тропе в ДОУ также проводится работа с родителями по экологическому образованию вне детского сада.

Формы реализации проекта :

• Разработка экологической тропы, оформление карты экологической тропы;

• НОД на экологической тропе;

• Использование сказочных персонажей на каждой точке объекта. ;

• Клуб исследователей природы;

• Уроки мышления и доброты;

• Лаборатория юного эколога;

• Дидактические, настольные экологические игры;

•Продуктивная деятельность (рисование, поделки из природного материала);

• Трудовой десант;

Экологические экскурсии;

• Ведение панорамы добрых дел;

Экологические акции;

• Ведение фенологических календарей природы;

• Коллекционирование;

Экологические музеи;

Экологические сказки и тренинги;

Экологические праздники и фестивали;

• Создание видеофильмов, презентаций, слайд- шоу. ;

• Обсуждение и проигрывание ситуаций;

• Чтение художественной литературы о природе, рассматривание энциклопедий;

Экологические конкурсы.

Экологические наблюдения

Их цель – сформировать представление о животных и растениях как о живых организмах, показать взаимосвязи, существующие в природе.

Важно рассмотреть наблюдаемый объект со всех точек зрения. Так, в наблюдениях за растениями можно выделить следующие циклы: название (интересные сведения, связанные с названием); классификация (дерево, кустарник, травянистое растение); внешний вид, части, назначение; условия, необходимые для роста и развития; среда обитания; растение как место обитания животных; растение как пища для животных; способы распространения семян, размножение; значение в жизни человека; как человек помогает растениям; правила поведения в природе.

В наблюдениях за животными целесообразно выяснить следующее: название (интересные сведения, связанные с названием); внешний вид, особенности; классификация (насекомые, птицы, рыбы, млекопитающие); способ передвижения, приспособление конечностей к способу передвижения; способ добывания пищи, приспособление к способу добывания пищи; пища; среда обитания, приспособление к среде обитания; размножение; взаимосвязи, существующие в природе; значение в жизни человека; роль человека в жизни животных; правила поведения в природе.

Экологические знания являются основой экологического сознания, но заниматься только просвещением детей недостаточно, необходимо приобщать их к практической деятельности.

Экологические экскурсии-экспедиции

Цель – найти ответы на поставленные вопросы, накопить информацию, научиться наблюдать, «читать» книгу природы.

Содержанием экскурсий может стать обследование близлежащей местности для формирования представлений об окружающих природных условиях, рельефе местности, условиях, экологической обстановке, наличии животных и растений.

Во время экспедиций дети могут заготовлять лекарственные травы, собирать природный материал для коллекций, исследовать растения, почву, воду в разных условиях (в том числе в неблагоприятной экологической обстановке : у дороги, вдоль забора, на пустыре и т. д.).

Объектами исследования, кроме живой природы, могут стать и объекты неживой природы: гранитные валуны, камни; песчаные осыпи; ветер и вода, их разнообразное воздействие на природу.

Для экологических экспедиций, как правило, требуется специальное снаряжение: лупа; карандаш, фломастер; несколько пластинок оргстекла; папка для гербария; коробочки; пакеты; фотоаппарат и т. д.

Экспедиции планируются в подготовительной к школе группе в рамках изучения темы «Исследование природы».

Результаты работы оформляются в виде альбомов, рисунков, коллекций.

Уроки мышления

Усвоение зависимостей между объектами и явлениями живой природы – наиболее сложная для ребёнка-дошкольника тема. Облегчить решение этой задачи можно с помощью уроков мышления, основу которых составляют ответы на разнообразные «как?», «почему?», «отчего?» Например: «Почему у ёлки зелёные иголки?»; «Почему расцвечиваются листья?»; «Почему белого медведя занесли в Красную книгу?»; «Чем полезен рыжий муравей?»; «Как дышит берёза?»; «Где ночуют птицы?»; «Почему муравейники окружены зарослями крапивы, чистотела, малины, шиповника?»

Не следует забывать: познавательная деятельность детей должна сочетаться с эмоциональным восприятием ими природы.

Уроки мышления можно проводить в разные режимные отрезки времени. Основным условием их проведения является интерес детей. Сочетание прогулок с увлекательным рассказом, с органичным включением художественных произведений способствует формированию у детей чувства природы.

Коллекционирование

Это ещё один способ привлечь внимание детей к окружающему миру. Коллекционирование не должно наносить вреда природе, поэтому лучше всего собирать различные породы и минералы (гранит, кварц, слюда, известняк и т. д.).

Коллекционирование может положить начало беседам о природных богатствах России, об их использовании («Что делают из гранита»; «Как получается стекло, железо?»; «Что такое уголь?»; «Как он используется?»; «Как его добывают?» и т. д.).

Коллекционировать можно всё что угодно: запахи, звуки, краски природ, открытки о природе, рисунки. Коллекции могут лечь в основу выставок, музеев, организуемых детьми.

Уроки доброты

Проводятся индивидуально или с небольшой подгруппой детей (старшего возраста) в минуты их обращения к миру природы. Цели: развить интерес к природе; формировать положительное эмоциональное отношение к ней, желание беречь её и заботиться о ней; воспитывать чуткость и чувство сопереживания.

Такие уроки, воздействующие на душу ребёнка, не должны быть многословны; могут сочетаться с музыкой, восприятием художественных произведений.

Длительность уроков не регламентируется (от одной до нескольких минут в зависимости от настроенности ребёнка на заданную тему).

Тематика уроков доброты: «Что значит быть добрым?»; «Когда я был добрым по отношению к природе»; «Кто может считаться заботливым?»; «Как заботиться о комнатных растениях?»; «Что такое бережливость?»; «Когда можно сказать, что ребёнок бережно относится к природе?»; «Что такое красота?»; «Чем красив цветок?»; «Красота человека»; «Гармония красок»; «Гармония звуков»; «Что значит быть ответственным?»; «Чем удивительна лягушка?»; «Что такое страх?»; «Как ведут себя животные, испытывающие страх?»; «Когда они боятся?»; «Что нужно делать, чтобы не пугать животных?»; «Как ты чувствуешь любовь своих близких?»; «Как ты проявляешь любовь к животным?»; «Любить – что это значит?»; «Украшение Земли»; «Нужны ли в жизни правила?»; «Что ты чувствуешь, когда ступаешь на землю?»; «Что ты чувствуешь, когда обнимаешь дерево?»; «Что ты чувствуешь, когда смотришь в небо?»; «Что рассказала тебе природа?» и др.

Обсуждение и проигрывание ситуаций

Эта форма работы способствует закреплению в сознании норм и правил поведения в природе. Можно обсудить и проиграть следующие ситуации.

Дети нарвали большой букет ландышей. Воспитатель на них рассердился. Почему?

Дети принесли в живой уголок маленького и беспомощного зайчонка. Что ты скажешь им? Вырази своё отношение к их поступку.

Ягоды – по одной – в лесу собирать долго. Проще наломать веток с ягодами. Можно ли так поступать?

Из гнезда выпал птенец. Какие действия ты предпримешь? И т. д.

Мотивация детей на отношение к природе

Этапы создания и оформления тропы :

1 этап – подготовительный: (май 2015)

1. Детальное обследование территории детского сада и выделение наиболее интересных объектов

2. Создание нескольких зон : «Ландшафт», «Альпийская горка», «Огород», «Цветущий лужок». «Центральная клумба», «Южный островок», «Тропа здоровья».

3. Озеленение территории растениями.

4. Выбор вместе с детьми хозяина тропинки – сказочного персонажа.

Изготовление сказочного героя из бросового материала.

5. Составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех её объектов с учётом возраста детей.

6. Составление паспорта всех точек тропинки.

7. Изготовление выносных знаков обозначающих каждую точку.

8. Составление рекомендаций по работе с детьми на каждой точке.

2 этап – познавательно-исследовательский: (июнь- октябрь 2016)

Содержание деятельности по реализации проекта :

№ Тема цикла, цель, объекты наблюдения, сроки.

Создание экологической тропы, с различными видовыми точками, каждая из которых имеет свою цель, методические рекомендации по ее использованию.

С целью повышения интереса детей дошкольного возраста по экологическому воспитанию видовым точкам были даны названия сказок, «В гости к сказке «Колобок». т. п. … И дети отправлялись в путешествие по сказкам. Хозяином тропы стал Кот в сапогах.

Путешествие по видовым точкам начинается с центрального входа в детский сад и первая сказка расположенна на экологической тропе.

Точка № 1 «Поляна сказок»

Целью данной видовой точки является: знакомство детей с разнообразием сказок о природе.

На этой точке с детьми проводится, как индивидуальная, так и групповая работа. Ребятам с учетом их возрастных особенностей, предлагается и чтение литературных произведений, и обыгрывание сказок, и просмотр театрализованных представлений, самостоятельные игры, разнообразие пальчиковых, дидактических, настольных и других игр

Точки № 2, 3 «Мини водоем»

Цель этой видовой точки: знакомство детей с обитателями рек, прудов, озер, учить называть и различать речных обитателей.

Закреплять полученные раннее знания, уточнять и расширять знания о подводном мире. Ребятам также предлагаются различные формы работы: и рыбалка, и дидактические игры.

Точка №2

Сказка «Дикие лебеди».

Точка №3. Сказка «Царевна - лягушка».

Точка № 4 «Альпийская горка» «Сказка про змея Горыныча».

Цель:

* Побуждать детей радоваться первым весенним цветам, закреплять их название; учить находить различия у растений в особенностях стебля, цветков, листьев;

*воспитывать у детей чувство прекрасного;

Точка № 5. «Огород»

Сказка «Вершки и корешки»

Цель:

- продолжать знакомить детей с разнообразными овощными культурами, способами посадки и ухода за ними;

- развивать интерес к выращиванию овощных культур;

- воспитывать желание помогать старшим и ухаживать за посадками. - огородные грядки;

- семена, рассада, плоды овощных культур. (апрель- сентябрь)

Точка №6 «Кустарники» Сказка «Три медведя»

Цель:

* учить детей различать кусты по внешним признакам;

* закрепить названия кустарников, их строение, внешние признаки;

*систематизировать представления

о кустах и деревьях.

Точка №7. «Цветущий луг»

Сказка «Колобок»

Цель:

- учить находить различия у растений в особенностях стебля, цветков, листьев;

- закрепить названия цветущих растений ;

- воспитывать умение видеть прекрасное, радоваться цветению растений ;

-уметь выполнять необходимый уход за ними.

Точка №8, 9, 10.11, 12,13, 14, 15 «Цветочная клумба»

Сказка «Три поросенка»

Сказка «Кот в сапогах».

Сказка «Курочка Ряба»

Сказка «Кот, петух и лиса».

Сказка «Павлиний хвост»

Песенка «Два веселых гуся».

Сказка «Упрямый козленок»

Сказка «Белочка- умелочка».

Цель;

- уточнить представления детей о разнообразии цветущих растений, их названия, строение, способы ухода, условия роста;

- дать представление о сезонных работах в цветнике;

-учить понимать пользу и значение природы для хорошего настроения и самочувствия;

-учить видеть особенность роста вьющихся растений, понимать необходимость их подвязки;

- воспитывать желание работать в цветнике, создавать красоту;

-развивать навык опытно-экспериментальной деятельности.

(апрель- сентябрь)

Точка №16, 17, 18, 19

«Тропа здоровья».

Цель:

- профилактика плоскостопия;

- улучшение координации движения;

- улучшение функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем;

- повышение сопротивляемости инфекционным заболеваниям»

- улучшение эмоционально-психического состояния детей;

- приобщение детей к здоровому образу жизни.

«Муравейник»

Сказка «Приключение муравья»

Цель:

- углубить знания детей о муравьях, их образе жизни;

- сформировать представление о роли муравьёв в жизни леса;

воспитывать бережное отношение к муравьям. муравейник Март- май.

«Жужжащий луг»

Сказка «Муха- Цокотуха».

Цель:- закреплять представления о мире насекомых;

- учить отличать насекомых по внешнему

виду, называть их;

- развивать желание сохранять этот мир природы. поляна в саду апрель - май

«Птичья столовая» Сказка «Синичкина кладовая».

- закрепить у детей представление о зимующих и перелётных птицах;

- учить различать и называть птиц по внешнему виду;

- развивать у детей интерес к наблюдениям за зимующими птицами, желание их подкармливать;

- воспитывать бережное отношение к ним.

3 этап – обобщающий «Путешествие по экологической тропе» (итоговое)

- обобщить знания по проекту «экологическая тропа» все объекты экологической тропы (май 2016)

Опыты и эксперименты

1. «Почему осенью цветы вянут» цветы на клумбе сентябрь

2. «Почему желтеют листья» деревья октябрь

3. «Вершки-корешки»(сбор урожая на огороде (октябрь)

- проверить, что раньше появляется из семян семена гороха, огурцов декабрь

4. «Испарение влаги с листьев растений» растение, (июнь. июль. август)

5. «Зачем им крылышки» семена клёна, липы, ясеня октябрь

Риски проекта :

Непредсказуемость климатических условий, не приживаемость растений.

Защита проекта «Путешествие по экологической тропе»(конец учебного года).

Педагоги самостоятельно определяют маршрут следования по сказкам, проводит на этих точках образовательную деятельность согласно задачам своей возрастной группы. Воспитателями активно использовалась тропа в летний период. Дети проявляют познавательную активность при работе на тропе. Это заметно в проявлении такого качества как любознательность, стали задавать много вопросов, и ждут ответы на свои вопросы. В летний период экологическую тропу украшают множество цветников, в зимний период мы предполагаем будет дополнена снежными постройками.

Список литературы

1. Зубкова Н. М. Опыты и эксперименты для детей от 3до 7 лет. – М., 2007.

2. Журавлева Л. С. Солнечная тропинка – М, 2006.

3. Николаева С. Н., Комарова И. А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. – М., 2003.

4. Николаева С. Н. Эколог в детском саду – М., 2003.

5. Почемучка. Под ред. Дитрих А., Юрмин Г. – М., 1987.

6. Рыжова Н. А. Я и природа. – М., 1996.

Энциклопедия Почемучки Под ред. Кутузова С. М. – М., 2003

Публикации по теме:

Фотоотчет «Экологическая тропа»Фотоотчет «Экологическая тропа» Экологическая тропа – это специальный маршрут в природных условиях. Экологическая тропа играет важную роль в ознакомлении ребенка с природой,.

Экологическая тропа в ДОУЭкологическая тропа в ДОУ "В мире есть страны, где природа ярче наших полей и лугов, но родная красота должна стать для наших детей самой дорогой" В. А. Сухомлинский.

Проект «Экологическая тропа» Проект «Экологическая тропа в детском саду» Коняшкина Елена Игоревна «Человек был и всегда остается Сыном природы, и, то, что Роднит.

Проект «Экологическая тропа» Паспорт проекта «Экологическая тропа» Наименование проекта Экологическая тропа Основание разработки проекта 1. Федеральный закон РФ «Об.

Познавательно-творческий проект «Экологическая тропа в ДОУ»Познавательно-творческий проект «Экологическая тропа в ДОУ» Экологические проблемы и катастрофа человечества непосредственно связаны с процессом образования населения - его недостаточность или полное.

Экологическая тропаЭкологическая тропа .А Сухомлинский считал необходимым вводить малыша в окружающий мир природы так,чтобы каждый день открывал в нем что то новое для себя чтобы.

Квест «Экологическая тропа»Квест «Экологическая тропа» Ознакомление с социальным окружением и миром природы Тема «Экологическая тропа» Автор: воспитатель старшей группы Шлейгер Елена Цель:.

Экологическая тропа С целью реализации задач экологического воспитания, развития экологического сознания дошкольников, в нашем дошкольном учреждении организована.

Экологическая тропа «Болото»Экологическая тропа «Болото» В нашем детском саду, в летний период была произведена работа по долгосрочному проекту "Экологические тропы в детском саду". Нашей старшей.

Долгосрочный проект «Экологическая тропа ДОУ» Проект на тему: «Экологическая тропа ДОУ» Проект долгосрочный: 3 года Участники проекта: дети от 2 до 7 лет, воспитатели, родители, специалисты.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проет «Экологическая тропа в ДОУ»
Опубликовано: 20 октября 2018 в 14:31
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД