Анна Михайлова
Профессиограмма «Воспитатель детей дошкольного возраста»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Г. ХАБАРОВСКА ДЕТСКИЙ САД «РОДНИЧОК»
Профессиограмма
Воспитатель детей дошкольного возраста
Инструкция для студентов педагогического колледжа специальности «Дошкольное воспитание»
Выполнила:
Михайлова Анна Сергеевна-
старший воспитатель ДОУ
Хабаровск. 2019 г.
Воспитатель детского с
Публикация «Профессиограмма „Воспитатель детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
да – это не профессия, а состояние души. Воспитатель дарит детям лучшие годы, тепло своей души и не ждёт в ответ благодарных слов. Работа воспитателя не просто труд, а это, прежде всего, способность и умение отдать всего себя, без остатка и видеть в этом свет и благодать. Организует времяпрепровождения детей. Несет ответственность за жизнь и здоровье детей.
Образование:
Требования, предъявляемые к современным воспитателям, очень высокие. Для воспитания ребёнка чрезвычайно важны дошкольные годы, поэтому профильное образование воспитателям просто необходимо. Получить профессию воспитателя можно в педагогических колледжах или педагогических университетах. На эту должность работодатели предпочитают брать кандидатов с хорошими знаниями дошкольной педагогики и психологии, основ гигиены и педиатрии, этики и эстетики, организации и методики воспитательной работы. Будущий воспитатель должен знать содержание и принципы организации дошкольного воспитания.
Функциональные обязанности:
1. Организует и проводит работу по физическому, умственному, нравственному, трудовому и эстетическому развитию детей, формирует готовность к школе.
2. Развивает у детей речь и мышление, наблюдательность, самостоятельность, творческую инициативу.
3. Прививает им навыки общения, развивает социально желательные качества (вежливость, доброжелательность, правдивость и др.).
4. Способствует укреплению здоровья путем закаливания, физических упражнений, следит за строгим соблюдением режима занятий и отдыха.
5. Консультирует родителей по вопросам обучения и воспитания детей, укрепления их здоровья.
Навыки и умения / личные качества:
Для воспитателя важно умение работать с детьми и их родителями. Для успешного овладения профессией человек должен быть внимательным, ответственным, отзывчивым, тактичным, общительным, терпеливым, проявлять склонность к работе с детьми. Желательно иметь хорошую память, внимание, высокие коммуникативные способности. Нужна общая культура и эрудированность, грамотная и внятная речь, хорошо поставленный голос, умение управлять коллективом. Также необходимы стрессоустойчивость, умение контролировать свое поведение и эмоции, крепкая нервная система: работа воспитателя хотя и не сопровождается повышенными физическими нагрузками, однако протекает в условиях постоянного психоэмоционального напряжения. Воспитатель детского сада должен обладать творческим и абстрактно-логическим мышлением, образной и оперативной памятью, эмоциональной устойчивостью, выдержкой, добротой, чуткостью, наблюдательностью, терпением, самоконтролем, искренностью, внимательностью, ответственностью.
Профессиональные умения :
1. Конструктивная деятельность:
• Аналитические умения: разделять педагогические явления на соответствующие элементы (условия, приемы, мотивы и т. д.); осмысливать каждое педагогическое явление во взаимосвязи со всеми компонентами педагогического процесса; правильно диагностировать педагогическое явление; вычленять основную педагогическую задачу и определять способы ее оптимального решения; применять рефлексию.
• Прогностические умения: умение прогнозировать развитие коллектива, развитие системы взаимоотношений; умение прогнозировать развитие личности (ее качеств, чувств, отклонений в поведении и т. п.); умение прогнозировать ход педагогического процесса и т. п.
• Проективные умения: переводить цель и содержание образования и воспитания в конкретные педагогические задачи; учитывать потребности и интересы воспитанников, возможности материальной базы, свой опыт и личностно – деловые качества; определять основные и подчиненные задачи для каждого этапа педагогического процесса; отбирать виды деятельности, соответствующие поставленным задачам, и планировать систему совместных творческих дел; планировать индивидуальную работу с детьми; отбирать содержание, формы и методы и средства педагогического процесса в их оптимальном сочетании; планировать систему приемов стимулирования активности и сдерживания негативных проявлений в поведении; планировать способы создания личностно – развивающей среды поддержания связей с родителями и общественностью.
2. Организаторская деятельность:
• Мобилизационные умения: умение привлечь внимание к видам деятельности, сформировать потребность в знаниях, создание специальных ситуаций для совершенствования воспитанниками нравственных поступков.
• Информационные умения: умение изложить учебный материал, работать с источниками, дидактически преобразовывать информацию.
• Развивающие умения: ориентационные умения; формирование ценностных установок, привитие устойчивого интереса окружающему миру.
3. Коммуникативная деятельность:
• Перцептивные умения: умение понимать других, их личностные особенности и ценностные ориентации.
• Умение общения: умение распределять внимание и поддерживать его устойчивость, анализировать поступки воспитанников и управлять инициативой в общении.
• Педагогическая техника: совокупность умений и навыков, необходимых для стимулирования активности, как индивидов, так и коллектива в целом, личностные качества педагога (гуманное отношение к детям, доброжелательность, рассудительность; правильная дикция, опрятный внешний вид и т. п.)