Профессиональная компетентность педагога в моделировании развивающей предметно — пространственной среды в соответствии с ФГОС

Лариса Акимова
Профессиональная компетентность педагога в моделировании развивающей предметно — пространственной среды в соответствии с ФГОС

«Дети должны жить в мире красоты,

игры, сказки, музыки

рисунка, фантазии, творчества.

Этот мир должен окружать ребенка…»

В. Сухомлинский

На сегодняшний день стоит особо актуально вопрос организации развивающейся предметно- пространственной среды дошкольного учреждения, в связи с введением нового Федерального стандарта. Не дети должны приспосабливаться к детскому саду, а дошкольное образовательное учреждение должно стремиться создать необходимые условия для каждого ребенка, принимая во внимание его склонности и способности, состояние психического и физического здоровья. Роль педагога заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка. В такой среде ребенок активно включается в познавательно-творческую деятельность, развивается его любознательность, воображение, умственные и художественные способности, коммуникативные навыки, а самое главное – происходит развитие личности.

(СЛАЙД 3)

Как грамотно разделить и обустроить групповое пространство? Прежде всего оно должно положительно влиять на ребенка. Пространство должна быть содержательно – насыщенным, трансформируемым, полифункциональным (под ним подразумевается сумма санитарно-технических, материальных, педагогических, психологических условий, которые обеспечивают организацию жизни детей, вариативным, доступным и безопасным.

(СЛАЙД 4)

Развивающая предметно- пространственная среда в детском саду должна:

• иметь привлекательный вид;

• выступать в роли естественного фона жизни ребенка;

• снимать утомляемость;

• положительно влиять на эмоциональное состояние;

• помогать ребенку индивидуально познавать окружающий мир

• давать возможность дошкольнику заниматься самостоятельной деятельностью.

Развивающая предметно- пространственная среда в дошкольной организации предоставляет каждому ребёнку равные возможности приобрести те или иные качества личности, возможности для его всестороннего развития. Но не всякая среда может быть развивающей. Пространство, организованное для детей в образовательной организации, может быть как мощным стимулом их развития, так и преградой, мешающей проявить индивидуальные творческие способности (например, стихийность при отборе пособий, непродуманность, нерациональная организация, жёсткость зонирования среды, нарушение эстетической гармонии). Если среда организована неправильно, она не вызывает новых впечатлений, не создает условия для развития воображения, фантазии, желания играть. Такая среда создает внутреннюю напряженность, и не отвечает основным детским потребностям.

Наш детский сад не остается в стороне, стремимся создать детям все для комфортного пребывания и развития, мы не сидим на месте: меняем, переставляем, переделываем, продумываем. При моделировании развивающей предметно- пространственной среды в нашем учреждении мы стараемся учитывать принципы ее построения, рекомендованные Федеральным стандартом дошкольного образования.

(СЛАЙД 5)

Принцип дистанции позиции при взаимодействии. Он ориентирован на организацию пространства для общения взрослого с ребенком. Известно, что задушевное общение взрослого с ребенком, доверительные беседы ведутся на основе пространственного принципа «глаза в глаза». Такую возможность дает соответствующая организация обстановки в группе, которая позволяет сблизить, уровнять пространственные позиции ребенка и взрослого. Здесь мы используем разновысокую мебель (горки, уголки).

(СЛАЙД 6)

Принцип активности предоставляет возможность совместного участия взрослого и ребенка в создании окружающей среды, которая может легко изменяться и трансформироваться. Так в групповой комнате был оборудован центр природного материала, что помогает в экспериментировании с различными предметами и природными материалами. Центр располагается так, что дети могут подходить к нему со всех сторон. Для организации совместной деятельности используем материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, предметы для опытно-поисковой работы – магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее, большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.

(СЛАЙД 7)

Принцип стабильности-динамичности ориентирован на создание условий для изменения в соответствии со вкусом, настроениями и возможностями детей. Игровые комнаты для детей – это зона стабильности.

И мы стремимся, чтоб в комнатаx была:

• сборно-разборная мебель;

• игрушечная мебель;

• емкости для хранения игрушек;

• игрушки;

• мягкие плоскости для отдыха.

Стремимся создать, чтобы все игровые блоки имели выход в универсальную игровую зону – это помещение с большим разнообразием предметного наполнения, здесь же возможно создание тематических зон (например, мягкая мебель, как часть игровой).

(СЛАЙД 8)

Благодаря принципу комплексирования и гибкого зонирования реализуем возможность построения непересекающихся сфер активности, что позволяет детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу. Игровые тематические зоны или центры, секторы (общения, сюжетно-ролевых игр, строительно-конструктивных игр, театральной, изобразительного искусства, развития сенсорики, речи и грамотности, экспериментирования и исследований, спортивный) позволяют детям объединяться подгруппами по общим интересам, месту отдыха, месту уединения. Здесь имеются большое количество «подручных» материалов (веревок, коробочек, колес, ленточек, которые творчески используются для решения различных игровых проблем.

(СЛАЙД 9)

Гендерный принцип реализует возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе нормами. Для этого у нас имеются материалы, учитывающие интересы как мальчиков, так и девочек, как в труде, так и в игре. Для мальчиков - инструменты для работы с деревом, для девочек – с рукоделием. Для развития творческого замысла в игре девочки используют предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т. п. ; мальчики – детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, разнообразные технические игрушки.

(СЛАЙД 10)

Принцип этапности и учета возрастных особенностей ребенка отражает те образовательные задачи, которые поэтапно усложняются с его психологическим возрастом и ориентируется на зону «ближайшего развития».

Для правильной организации самостоятельной деятельности детей у нас создана развивающая предметно- пространственная среда, которая состоит из:

• игровых зон;

• зон уединения;

• современных игрушек;

развивающих игр;

• дидактического и демонстрационного материала;

• материала для продуктивной деятельности;

• атрибутики для творческой деятельности;

• уголков экспериментирования;

• уголка природы;

• фонотеки, видеотеки;

• спортивного инвентаря, оборудования и т. д.

Все эти материалы и оборудование создают оптимально насыщенную, многофункциональную, трансформирующуюся среду и обеспечивают реализацию основной общеобразовательной программы – основной образовательной программы дошкольного образования в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов.

(СЛАЙД 11)

Развивающая предметно- пространственная среда подбирается в нашем дошкольном учреждении и с учетом принципа интеграции образовательных областей - материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей.

Ну и, конечно же, создавая благоприятную среду развития для наших детей, хотелось видеть их еще и такими: овладевшими основными культурными способами деятельности, обладающих установкой положительного отношения к миру, развитым воображением, умеющих выражать свои мысли, любознательных, выносливых и физически развитых, а главное – здоровыми и счастливыми!

(СЛАЙД 12)

Методические рекомендации

1. При организации развивающей предметно- пространственной среды, необходимо создавать условия по всем образовательным областям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: речевое развитие, физическое развитие, познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие.

2. Педагогическому коллективу необходимо использовать новые педагогические технологии, которые способствуют развитию творческого потенциала дошкольников, самовыражению и раскрытию дошкольников, ориентироваться на профессионально – личностное развитие и повышение профессиональной компетенции.

3. Создавать условия для формирования самостоятельного поведения детей, и мышления, принятия решений, ситуации выбора.

4. Привлекать внебюджетные средства для модернизации развивающей предметно- пространственной среды.

Прикреплённые файлы:

doklad_2d0ae.pptx | 11313,68 Кб | Скачан: 37
 
Публикации по теме:

Организация развивающей предметно-пространственной среды дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС до «Что такое предметно-пространственная среда?» Среда - развития ребёнка в структуре ФГОС – это комплекс материально-технических, санитарно.

«Создание предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ соответствии с ФГОС ДО» "Создание предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ соответствии с ФГОС ДО" Дошкольный возраст рассматривается, как фундаментальный.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с принципами ФГОС до Необходимо рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности. Благодаря ей ребенок сам может развивать свои способности.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в средней группе в соответствии с ФГОС Видео .

Презентация «Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС до» Слайд 1 Тема: «Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО». Слайд 2 Цели: выявление.

Презентация предметно-пространственной развивающей среды в соответствии с ФГОС подготовительной группы ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ГРУППЕ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС подготовительной группы «Веселые пчелки».

Проект «Создание развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС до» Структура образовательного проекта Актуальность проекта. В связи с введением ФГОС ДО к условиям реализации основной общеобразовательной.

Проект «Создание развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС» Введение Направление деятельности и развитие ребенка во многом зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная.

Организация развивающей предметно-пространственной среды дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО .

Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ДОУ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Одинцова Тамара.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Экология
  • Сюжетные картинки
Автор публикации:
Профессиональная компетентность педагога в моделировании развивающей предметно — пространственной среды в соответствии с ФГОС
Опубликовано: 26 августа 2018 в 17:56
+24Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
18 сентября. Выставка аппликаций из бумаги, сложенной «гармошкой»

Бумага – тот материал, с которым мы встречаемся ежедневно. Газеты, книги, бумага для творчества и хозяйственных нужд – все это делают на целлюлозно-бумажном производстве. А ведь когда-то бумажные листы...

17 сентября. День «Неопалимой купины»

«Неопалимая купина» – такое название конкурсов рисунков и поделок на противопожарную тематику стало уже давно привычным. Оно произошло от библейского предания о пылающем, но не сгорающем кусте, из...

Фотоочерк «День космоса на МAAM» (из опыта рабыты)
Добрый вечер, дорогие коллеги и друзья МААМовцы! Предтавляю вам небольшой фотоотчерк из опята работы по теме КОСМОСА! Увидела , что 17 сентября объявлен...
Фольклор русского народа. Сказки волшебные и бытовые (часть 2)
В некоторых сказках особенности героев раскрываются не сразу: в глазах других персонажей он может вначале представляться иным. Иван-царевич —герой самых...
Конспект занятия в группе предшкольной подготовки «Я пойду в школу. Складываю и вычитаю»
Предмет: ФЭМП Класс: предшкольная подготовка ФИО учителя: Бауман Н. А. Тема УМК Я пойду в школу. Складываю и вычитаю. Тема раздела 4. Математическое...