Профилактика дисграфии у детей дошкольного возраста

Анна Юдина
Профилактика дисграфии у детей дошкольного возраста

Дисграфия — это частичное специфическое нарушение процесса письма.

Письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности, многоуровневый процесс.В нем принимают участие различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный.

Письмо тесно связано с процессом устной речи и осуществляется только на основе достаточно высокого уровня ее развития.

Большое количество детей, имеющих нарушения письменной речи, заставляет специалистов задуматься о необходимости принятия каких- либо профилактических мер на этапе подготовки к овладению грамотой, а именно формирования предпосылок, необходимых для нормального овладения письмом и чтением в период дошкольного детства.

На основании своего практического опыта работы в дошкольном образовательном учреждении можно отметить, что во всех логопедических занятиях с детьми по устранению недостатков устной речи должны обязательно присутствовать упражнения по профилактике возможных впоследствии отклонений в развитии письменной речи.

Логопедическая работа по предупреждению дисграфии ведётся поэтапно напротяжении всего учебного процесса.

I этап. Развитие зрительного внимания и памяти

Цель данного этапа –выработка устойчивости, переключаемости, увеличение

объёма памяти и внимания. Для достижения цели можно использовать следующие

игры: -«Что поменяли?»(фиксация изменений в расположении нескольких предметов).

-«Запомни»(запоминание изображений двух-пяти предметов).

-«Собери пирамиду» (запоминание порядка колец на пирамиде).

-«Найди фигуру»(выделение из множества заданных геометрических фигур).

-«Найди отличия»(определение различий в двух предметных картинках).

-«Что где было?»(запоминание расположения предметов на плоскости –вверху, в центре, в правом верхнем углу и т. д.).

-«Найди картинку»(выделение из множества картинок по определённой теме)

-«Найди одинаковые фигуры»(классификация геометрических фигур: по цвету; по цвету и форме).

-«Раскрась фигуры» (раскрашивание заданных фигур из множества).

II этап. Развитие зрительно-моторной координации

Задачей данного этапа является развитие ощущений артикуляционных поз и

движений, развитие мелкой моторики рук.

1. Выполнение артикуляционных упражнений с закрытыми глазами.

2. Чередование артикуляционных упражнений с открытыми и закрытыми глазами.

3. Двигательные упражнения с мячом, флажком и т. д.

4. «Рисование» в воздухе рукой.

5. Пальчиковая гимнастика.

6.Письменные упражнения в тетради: обведение контуров по трафарету,

раскрашивание и т. п.

III этап. Формирование представлений о схемах лица и тела

На данном этапе даются понятия «право –лево», «вверху –внизу», разбирается схема лица и тела у ребёнка и у ребёнка, сидящего напротив. Изучаются контурные и силуэтные изображения, зашумлённые предметы.

-«Скажи правильно»(определение сторон собственного тела ребёнка и у другого, сидящего напротив).

-«Делай как я»,

-«Чего нет?» (определение недостающих частей у предметов. Такие игры могут

быть по каждой лексической теме)

-«Дорисуй половинку» (дорисовывание правой или левой половины картинки)

-«Волшебный мешочек»

-«Собери картинку» (кубики или картинки, разрезанные по горизонтальным и вертикальным линиям).

-«Слушай и выполняй» (выполнение инструкций: подними правую руку вверх;

покажи левой рукой правый глаз, положи карандаш справа от кубика и т. п.).

IV этап. Развитие звуко –слогового анализа, чувства ритма

На данном этапе развивается слухомоторная координация, умение ритмического

отхлопывания или отстукивания; знакомим детей со схемой ритма.

1.«Прохлопай, прошагай слово» (послоговое проговаривание имён).

2. Воспроизведение определённого ритма по рисунку.

3.«Сколько частей?» (определение количества слогов в слове).

4.«Назови гласный звук» (выделение гласных звуков).

5. Знакомство со схемой слова и слога.

6. Обозначение слогов фишками.

7.«Скажи на один слог больше, чем я» (наращивание слогов).

V этап. Развитие пространственных представлений

1. Конструирование из палочек по образцу, памяти.

2. Выкладывание мозаики по образцу.

3. Конструирование предметов из палочек по воображению.

4. «Геометрическое лото» (конструирование из наборов геометрических фигур)

5. Конструирование букв и цифр из палочек, крупы, элементов букв.

6. Определение правильно изображённой буквы или цифры среди неправильно

написанных, зашумлённых и т. п.

7. Дописывание недостающих элементов букв.

8. Реконструирование букв путём перестановки, добавления элементов.

Р –Ф, Г –Т, Е –Ё, И –Й, У –Х, Ь –Ъ, К –Ж, Р –В

9. Употребление предлогов (на, под, над, в, за)

В заключение хочется обратить внимание родителей на то, что если ребенок

не различает некоторые речевые звуки на слух (проверять его можно начиная с

двухлетнего возраста, если после пяти лет в его устной речи имеются звуковые замены, а после четырех все еще сохраняются аграмматизмы, если в пять-шесть лет он не владеет простейшими формами звукового анализа или обнаруживает несформированность зрительно-пространственных представлений, он не сможет овладеть полноценным письмом.

По этой причине родителям и педагогам дошкольных учреждений очень важно внимательно присмотреться к ребенку еще в дошкольном возрасте

Публикации по теме:

Опыт работы «Профилактика психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста» «Профилактика психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста» Воспитатель Котлярова Татьяна Павловна Цель: Создание условий для.

Опыт работы «Метод «оживления букв» в работе по профилактике оптической дисграфии»Опыт работы «Метод «оживления букв» в работе по профилактике оптической дисграфии» Нередко родители замечают, что их ребёнок пишет буквы зеркально. Это выражается в том, что ребёнок может нарушить ориентированность буквы:.

Консультация для родителей детей дошкольного возраста «Скороговорки и развитие речи детей» Консультация для родителей детей дошкольного возраста: «Скороговорки и развитие речи детей»Все взрослые хотят, чтобы их дети говорили грамотно,.

Консультация для родителей «Профилактика аллергии у детей дошкольного возраста во время цветения»Консультация для родителей «Профилактика аллергии у детей дошкольного возраста во время цветения» Уважаемые коллеги! Представляю Вашему вниманию консультацию для родителей «Профилактика аллергии у детей дошкольного возраста во время цветения».

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Профилактика дисграфии у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 17 января 2021 в 15:45
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 марта. День соли на МААМ

Очередной тематический день нам хотелось бы приурочить к ежегодной Всемирной неделе осведомлённости о соли. Она призвана напоминать людям: не пересаливайте! Соль – важный элемент наших пищевых...

9 марта. День рождения Ю. Гагарина

Очередной тематический день посвящен нашему великому соотечественнику, который первым проложил звездную тропу в космические дали. Воспользуйтесь специальной подборкой игр и занятий, чтобы рассказать детям...

Сценарий «Квест — игры «Маленькие хозяюшки» к 8 Марта для подготовительной группы
Сценарий «Квест - игры «Маленькие хозяюшки» к 8 Марта для подготовительной группы. Цель: Создать праздничную атмосферу, развивать у детей коммуникативные...
Фототчет «Праздник для любимой мамы»
Фототчет "Праздник для любимой мамы" Март весенний первый месяц, Птицы весело щебечут. Праздник наш мы начинаем, Мам любимых, поздравляем....
Фотоотчет «Весенний день 8 Марта — праздник наших мам!»
Манвелова Мария Фотоотчет: [/h4] "Весенний день 8 Марта - праздник наших мам! " вторая младшая группа "Колокольчик! Добрый вечер, уважаемые коллеги!...