Лучший педагог года

Профилактика дисграфии у детей с общим недоразвитием речи. Занятие по дифференциации звуков и букв С-Ш

люция хасанзянова
Профилактика дисграфии у детей с общим недоразвитием речи. Занятие по дифференциации звуков и букв С-Ш

Профилактика дисграфии у детей с общим недоразвитием речи.

В последние годы появилось достаточно большое количество школьников, которые с трудом овладевают грамотой, не успевают за темпом класса, пишут со специфическими ошибками, и очень скоро попадают в разряд неуспевающих.

Среди таких детей чаще встречаются дети с речевыми нарушениями, понимая свой недостаток, они становятся еще и молчаливыми, застенчивыми, нерешительными, а это порождает неуверенность в своих силах, и учебная деятельность становится для ребенка в тягость. Возросшие требования к поступающим в первый класс детям, еще больше ухудшают положение детей с нарушением речи, так как программы обучения усложнены и насыщены разнообразным материалом, который должен быть усвоен через чтение и письмо. Ведь дети с общим недоразвитием речи (ОНР) — являются особой категорией дошкольников с недостаточными предпосылками для обучения письменной речи и чтению.

Публикация «Профилактика дисграфии у детей с общим недоразвитием речи, Занятие по дифференциации звуков и букв С-Ш» размещена в разделах

На сегодняшний день под понятием дисграфия понимается - частичное специфическое нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки: искажения и замены букв, искажения звуко-слоговой структуры слова, нарушения слитности написания отдельных слов в предложении, аграмматизмы на письме.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ И БУКВ [С-Ш]

Цели:

Образовательные:

- закрепление правильного произношения их в речи

- совершенствование навыков дифференциации букв на письме

- уточнение и сравнение артикуляции звуков С -Ш

-развитие сложных форм фонематического анализа на материале слов со звуками С-Ш

Коррекционно-развивающие:

- развитие мелкой моторики

- развитие фонематического слуха

- развитие памяти

- развитие мышления

Воспитательные:

- воспитывать умение работать в коллективе

- воспитание аккуратность при работе в тетради

- воспитание умения действовать по инструкции педагога

Оборудование:

- карточки-схемы

"V

-зеркала

- счетные палочки

-карточки с наклеенной из бархатной бумаги буквы С и Ш

План занятия : Организационный момент

Взаимное приветствие

Релаксационное упражнение «Шум леса» !. Актуализация знаний, умений и навыков

1) Характеристика звуков. Сравнение по артикуляционным и акустическим признакам

2) Введение в тему

П. Формирование новых понятий

1) Обоснование новой темы

2) Письмо букв в воздухе

3) Конструирование букв из счетных палочек

4) Графический диктант

5) Развитие мелкой моторики. Пальчиковая гимнастика «Наши пальчики»

III. Формирование и применение умении и навыков

1) Развитие мышления. Подружи согласную букву с гласной. Чтение слогов и слов

2) Развитие тактильных ощущений. Игра «Что за буква»

3) Развитие фонематического слуха. Игра «Узнай звук»

4) Физкультминутки «Раз, два, три.», «Ухо-нос»

5) Звуко - буквенный анализ слов с опорой на схемы

6) Обобщение по занятию

Подведение итогов

Ход занятия

Орг. момент {релаксация "Шум леса")

Логопед: Здравствуйте, ребята! Представьте, что мы сейчас в лесу. Там растут разные деревья. Покажите, какие там высокие деревья (руки вверх).

Подул тё плый ветерок: Ш-Ш-Ш-Ш, зашелестели листья (быстро, быстро шевелим пальчиками).

Подул холодный ветер: С-С-С-С-С закачались сосны (покачиваемся и. машем руками) Ветер затих ни шевелятся больше ни листочки, ни ветки (РАССЛАБИЛИСЬ). Снова подул ветер.

Логопед: Скажите, пожалуйста, как шумела листва от тёплого ветерка? Ученики: Ш-Ш-Ш А когда подул холодный ветер? Ученики: С-С-С-С

I. Актуализация знаний, умений и навыков

Логопед: Молодцы, садитесь. Ребята, как вы наверное догадались сегодня на занятии мы будем учиться различать звуки и буквы "С-Ш".

Характеристика звуков. Сравнение по артикуляционным и акустическим признакам

Логопед: А сейчас давайте вспомним, какое положение занимают губы, язык при произношении звука "С" Контроль в зеркало.

Виталий: Когда мы произносим звук С, губы у нас в улыбке, зубы заборчиком, кончик языка упирается в нижние зубки.

Логопед: Молодец, правильно Виталий! Ксюша, а какая струя у нас холодная или теплая? Ксюша: Струя воздуха идёт по серединке, холодная (контроль рукой). Логопед: Правильно. Марат, а голосовые связки у нас вибрируют или нет? Марат: Голосовые связки не вибрируют, нет голоса. Логопед: А звук С у нас какой? Глухой или звонкий? Ученики: Звук С глухой.

Логопед: Правильно. А сейчас я вам прочитаю про этот звук стихотворение. А вы внимательно слушайте. Стихотворение про звук "С" : Распластай язык пошире, Кончик к нижним зубкам ближе. Посредине языка струйку воздуха пускай.

Улыбнись и просвисти, ССС произнеси.

Логопед: А кто мне скажет, какое положение занимают наши губы, зубы и язычек, когда

мы произносим звук Ш?

Вероника: Когда мы произносим звук Ш, губы у нас округлены и слегка выдвинуты

вперёд, зубы сближены, язык в форме чашечки поднят вверх.

Логопед: Молодец, правильно. Саша, а выдыхаемая струя воздуха какая теплая или

холодная?

(Контроль рукой)

Саша: Выдыхаемая струя воздуха тёплая.

Логопед: Правильно, молодец! А какой у нас звук Ш?

Шамиль: Звук Ш глухой.

Логопед: Хорошо, молодцы! А сейчас я вам прочитаю стихотворение про звук Ш

Стихотворение про звук "Ш" :

Чтобы звук красивым вышел,

Шире язычок и выше.

Сделаем из язычка

Чашечку подняв бока.

Эту чашку по бокам к верхним мы прижмём зубам,

Вот теперь над чашкой можно дуть красиво, осторожно,

Чтобы ветерок бежал, чтобы "ИГ как шёлк шуршал.

Логопед: Понравились вам стихотворения про звуки?

Ученики: Да

II. Формирование новых понятий

Логопед: А давайте подумаем, чем отличается произношение звука "С" от "Ш",

Вспомним, какими буквами на письме мы обозначаем эти звуки.

Родион: Звук С мы обозначаем буквой "ЭС"

Логопед: Правильно,

Эмиль: А звук Ш мы обозначаем буквой "ША"

Письмо букв в воздухе

Логопед: Правильно, молодцы! А теперь, ребята поднимем руки и обеими руками будем

писать звуки С и Ш в воздухе,

Логопед: Сейчас мы с вами сделаем задание «Зеркальное письмо». Откройте тетради,

возьмите в обе руки ручки. Мы вместе и правой и левой рукой будем писать букву С,

затем букву Ш.

Зеркальное письмо - обеими руками одновременно в тетрадях пишем букву С и букву III

(при выполнении этого упражнения вы почувствуете, как расслабляются, глаза, руки).

Конструирование букв из палочек.

Логопед: Молодцы, у всех очень хорошо получилось. А сейчас мы с вами поиграем в игру

«Конструирование». Я вам раздам палочки, а вы с этими палочками должны написать

буквы С и Ш.

Пальчиковая гимнастика «Наши пальчики»

Логопед: А сейчас, ребята, мы с вами поиграем с нашими пальчиками.

Кулачки мы вместе сложим,

Нашим пальчикам поможем,

Разогнуться и подняться.

Пальчик к пальчику прижмём

Снова в кулачки сожмём.

Разгибаем, загибаем,

Снова в кулачки сжимаем.

ПI Формирование и применение умений и навыков

Чтение слогов и слов

Давайте наши буквы С и Ш подружим с гласными. Кто мне может сказать какой нибудь

слог с этими буквами?

Виталий: Ша

Логопед: Правильно, молодец.

Алмаз: Шо и т. д.

Логопед: Молодцы, ребята. А сейчас составьте с этими буквами слова

Ксюша: Слова, сок

Логопед: Молодец, хорошо

Шамиль; Шуба, шина и т. д.

Развитие тактильных ощущений (каждому ученику даётся карточка с наклеенной из

бархатной бумаги буквой).

Логопед: А сейчас мы поиграем в интересную игру «Что за буква». Я каждому дам

карточку с буквой. Вы должны будете закрыть глазки и не подглядывать, а на ощупь

определить, какая буква на вашей карточке. Назвать можно букву только тогда, когда я

прикоснусь к вашей руке.

Развитие фонематического слуха. Игра "Узнай звук"

Логопед: А сейчас мы с вами поиграем в игру «Узнай звук». Я буду называть вам слова, а вы внимательно слушаете, определяете, какой в этом слове слышится звук, и поднимаете соответствующую руку. Если услышите звук С, то поднимаете правую руку, если звук Ш то левую руку, всем задание понятно?

Ученики: Да.

Перечень слов: сад, шаль, кошка, камыш, сом, голос, мышата, лиса, шоколад, соловей,

сапог, крышка, сыр, шумит, душ, шутка, нос, стакан, штора, крошки.

Физкультминутка «Раз, два, три.»

Логопед: Ребята, давайте немножко отдохнем. Все встанем.

(Логопед вместе с ребятами выполняют упражнения)

Мы устали сочинять

Надо нам на ножки встать.

Потянуться и согнуться,

Повернуться, улыбнуться,

Захватить горстями солнца

Из оконца, из оконца.

Будем снова сочинять -

Раз, два, три, четыре, пять.

(Ребята выполняют соответствующие движения)

- Ухо-нос. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой - за противоположное

ухо. Одновременно отпустите ухо и нос. хлопните в ладоши, поменяйте положение рук.

Звуко - буквенный анализ слов с опорой на схемы

У каждого ученика карточки - схемы. При помощи них ученик определяет где (в начале, в середине или в конце) находится буква С или Ш и поднимает соответствующую схему.

Логопед: Ребята, сейчас я вам раздам карточки - схемы. Если буква С или Ш находятся в начале слова, то вы должны поднять первую карточку. Если буква С или Ш находятся в середине слова, то вы должны поднять вторую карточку. А если буква С или III находятся в конце, то вы должны поднять последнею карточку.

Перечень слов: Сумка, шапка, песок, шубка, седло, штаны, шарик, носок, судно, галош, миска, малыш, кокос.

Итог занятия

Логопед: Какую тему мы сегодня с вами прошли?

Ученики: Звуки и буквы «С-Ш»

Логопед: Что вам на занятие понравилось?

Ученики: Играть в игру узнай звук, выполнять задания.

Логопед: А что вам показалось сложным?

Ученики: Ничего

Логопед: Хорошо. Домашнее задание: написать предложения с буквами С и Ш.

Затем логопед благодарит всех ребят.

Логопед: Спасибо, ребята. Вы все сегодня хорошо позанимались. Спасибо всем, до

свидания. Занятие закончено.

Публикации по теме:

Методические рекомендации родителям детей с общим недоразвитием речи. Методицеские рекомендации родителям детей с общим недоразвитием речи (буклет). Цель: помочь родителям ребенка с общим недоразвитием речи.

Развитие мелкой моторики на коррекционных занятиях. Презентация опыта работы. Развитие мелкой моторики на коррекционных занятиях. Использование разных видов деятельности в работе с детьми с общим недоразвитием речи. В.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Профилактика дисграфии у детей с общим недоразвитием речи. Занятие по дифференциации звуков и букв С-Ш
Опубликовано: 27 ноября 2013 в 17:25
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД