Салтыкова Наталья Николаевна
Профилактика и коррекция плоскостопия
▼ Скачать + Заказать документы
«Профилактика и коррекция плоскостопия»
Салтыкова Н. Н., инструктор по физкультуре на бассейне
МБДОУ «Детский сад № 30» г. Глазов.
Основной задачей дошкольного образовательного учреждения является обеспечение психического и физического здоровья детей, приобщение к здоровому образу жизни начиная с раннего возраста.
Для обеспечения всестороннего развития ребенка необходима двигательная активность с первых дней его жизни. Нарушением опорно-двигательного аппарата является плоскостопие- это деформация стопы, характеризующаяся уменьшением или отсутствием внутреннего продольного свода стопы и наклоном пятки внутрь. Свод стопы начинает формироваться главным образом в период активной ходьбы и должен быть сформирован к трём годам.
Публикация «Профилактика и коррекция плоскостопия» размещена в разделах
Стопа- фундамент, опора нашего тела, и любое нарушение развития может отражаться на осанке ребенка. При плоскостопии снижается и исчезает рессорная, амортизирующая роль стопы, в результате чего внутренние органы становятся мало защищенными от сотрясений. Одним из частых симптомов плоскостопия является слабость мышечно-связочного аппарата стопы. Врожденное плоскостопие встречается редко. Оно чаще встречается у детей ослабленных. Плохо развитых физически, перенесших рахит. Перегрузка, переутомление стопы часто возникает у детей с избыточным весом.
Одной из причин является неправильно подобранная обувь, вредно носить не только тесные, но и чересчур свободные туфли, ботинки, которые иногда покупают детям «на вырост», запрещается ношение теплой обуви в помещение, ношение обуви со стоптанными задниками.
Предупредить плоскостопие легче, чем его лечить. Борьба с плоскостопием должна идти по пути улучшения физического развития ребенка. С раннего возраста необходимо укреплять мышцы и связки ног.
МБДОУ «Детский сад №30» уделяет особое внимание развитию двигательной активности детей с раннего возраста. Регулярно проводится утренняя гимнастика, подвижные игры, влажное обтирание, сухой бассейн. Для разминки перед играми в сухом бассейне, я предлагаю ряд упражнений.
Упражнения проводятся в определенной последовательности в три этапа.
На первом этапе дети выполняют упражнения без предметов. Носками и пальцами ног делаются различные движения:
Упражнение №1.
Исходное положение: сидя на стуле, голени располагаются вертикально. Не отрывая пяток от пола, максимально тянем стопы на себя. Возвращаемся в исходное положение.
Упражнение №2.
Исходное положение: сидя на стуле, голени располагаются вертикально, стопы на полу параллельно друг другу. Максимально сгибаем пальцы. Исходное положение.
Упражнение №3.
Исходное положение: сидя на стуле, голени располагаются вертикально, стопы параллельно друг другу. Сгибаем пальцы и одновременно поворачиваем стопы вовнутрь. Возвращаем стопы в исходное положение.
Упражнение №4.
Исходное положение: сидя, голени вертикально, стопы параллельно друг другу.
Максимально поворачиваем стопы вовнутрь навстречу друг другу. Возвращаемся в исходное положение.
Упражнение №5.
Исходное положение. Гладим стопой противоположную голень от голеностопного сустава вверх до коленного сустава и обратно.
На втором этапе я предлагаю детям упражнения с предметами: захватывание пальцами стопы мелких предметов, перекатывание стопой мяча, давление стопой на резиновый массажер и ходьба по резиновой дорожке – массажеру.
Упражнение №1.
Перемещаем мелкие предметы (детали конструктора, фишки домино и т. п., захватывая их пальцами одной стопы. Переносим эти предметы через условную линию. Опорная стопа стоит неподвижно. Стараемся выполнять перенос предметов аккуратно. После завершения, перемещаем предметы обратно. Все повторяем второй стопой.
Упражнение №2.
Стелим под стопы ткань. Сминаем ее во всех направлениях, захватывая пальцами.
Упражнение №3.
Исходное положение: сидя, одна стопа опирается на пол, вторая на резиновый мяч (размер мяча не больше футбольного). Катаем мяч круговыми движениями по часовой стрелке. И против часовой стрелки. Перекатываем мяч вперед-назад.
Упражнение №4.
Исходное положение. Захватываем мяч стопами. Поднимаем и опускаем мяч.
Упражнение №5.
Сидя на стуле, раскатываем подошвами вперед-назад отрезок пластиковой трубки.
На третьем этапе сравнительно усложняются двигательные действия ребенка: дети ходят по наклонной плоскости (доске) – угол которой постепенно увеличивается, по дорожкам, лесенке, ребристым доскам, рейкам гимнастической лестницы. Все вышеизложенные упражнения сориентированы на правильное формирование голеностопного сустава, а также на профилактику и коррекцию косолапости и плоскостопия.
Использование нестандартного оборудования «Дорожка здоровья»
Материал изготовления: сделан из ковриков и нашитого на них бросового материала. Назначение:1 Укрепление здоровья детей и всестороннее физическое развитие, совершенствование функций организма, повышение активности и общей работоспособности. 2. Формирование у детей двигательных умений и навыков, развитие физических качеств. 3. Профилактики плоскостопия.
Описание игровых приемов, ситуаций, подвижных игр с использованием нестандартного оборудования
Ход игры: Прогулка босыми ногами во время физкультурных занятий и после дневного сна, выполняя комплекс упражнений представленный ниже.
Место проведения: игровая площадка ДОУ, групповое помещение ДОУ, спортивное помещение ДОУ.
Комплекс «Утята» для профилактики плоскостопия.
1. «Утята шагают к реке»
И. п. – сидя согнув ноги, руки в упоре сзади. Ходьба на месте, не отрывая носков от пола.
2. «Утка ходит вразвалочку - спотыкалочку»
И. п. – то же. 1-2 – поднимая внутренние своды, опереться на наружные края стоп. 3-4 – и. п.
3. «Утята встретили на тропинке гусеницу»
И. п. – то же. Ползающие движения стоп вперед и назад с помощью пальцев.
4. «Утка крякает»
И. п. – то же. 1-2 – отрывая пятки от пола, развести их в стороны(«клюв открылся», произнести «кря-кря».3-4 – и. п.
5. «Утята учатся плавать»
И. п. – сидя руки в упоре сзади, носки натянуть. 1 – согнутую правую стопу – вперед. 2 – разгибая правую стопу, согнутую левую стопу – вперед.
Очень полезно побегать ребенку босиком, ходьба без обуви по бревну, ребристой дорожке, канату, палке (как прямо, так и боком, массажные коврики, езда на велосипеде. Полезны занятия плаванием.
В дошкольное учреждение принимаются дети с одного года. Учитывая оздоровительное значение плавания и связанные с ним положительные факторы, в нашем детском саду дети начинают посещать бассейн в возрасте 1-2 года. У детей раннего возраста отмечается огромный интерес к движениям, а вода является идеальным местом для выполнения движений, в результате которых у ребенка проявляется мыслительная деятельность, формируется познавательная активность, любознательность. Плавание в бассейне способствует более быстрому развитию опорно-двигательного аппарата детей.
Для профилактики и коррекции плоскостопия, в совместной деятельности взрослых и детей используем авторские развивающие дидактические игры, упражнения на развитие мелкой моторики в воде. Для активизации движений в воде я использую разнообразные игрушки, нестандартное оборудование, которые стимулируют процесс познания детей и делают его активным и увлекательным.
Важную роль уделяю использованию художественного слова. Например, во время выполнения прыжков на 2-х ногах около бортика я использую стихотворение «Мой веселый звонкий мяч». Дети активно прыгают, прыжки у них пружинистые, отталкивание от пола – энергичное, ощущается выталкивающая сила воды. Эмоциональная речь инструктора усиливает значение слов, помогает решению развивающих и воспитательных задач. Эмоционально – непринужденная обстановка во время совместной деятельности обеспечивает высокую двигательную активность каждого ребенка.
В результате данной работы идет целенаправленный процесс развития детей. Профилактика и коррекция плоскостопия включает в себя не только ношение правильно подобранной обуви, но и босохождение, обтирание, гимнастика, плавание.