Получи документы

Профилактика и укрепление осанки дошкольника в условиях детского сада

КИЕНКО ОЛЕСЯ
Профилактика и укрепление осанки дошкольника в условиях детского сада

В последнее время вследствие увеличения числа детей с нарушением осанки возникает необходимость в создании плана мероприятий направленных на укрепления опорно-двигательного аппарата дошкольников. Нарушения осанки – это отклонение от нормальной осанки, и эти отклонения служат сигналом о вероятности в будущем возникновения остеохондрозом, патологических искривлений позвоночника, заболеваний внутренних органов. Нарушения осанки наносят значительный вред здоровью ребенка, поэтому они требую к себе особого внимания.

Публикация «Профилактика и укрепление осанки дошкольника в условиях детского сада» размещена в разделах

В Законе «Об образовании» указывается, что для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений.

В Концепции дошкольного воспитания отмечается, что воспитание ребенка дошкольного возраста должно быть пронизано заботой о физическом здоровье ребёнка и его психологическом благополучии.

Таким образом, укрепления физического здоровья ребенка одна из задач педагогического процесса, а это значит систематическое укрепления здоровая ребенка.

Чаше всего дефекты осанки формируются в период первого ростового скачка в дошкольном возрасте. Но у дошкольников в силу физиологических особенностей организма они выражены нередко, расплывчато. И здесь нужно быть внимательным не упустить мамонта, когда ребенку необходимо оказать

своевременную помощь.

Правильная осанка характеризуется: прямым положением туловища и головы; развернутой грудной клеткой; отведенными назад плечами, находящимися на одном уровне; нормальными естественными изгибами позвоночника; полностью выпрямленными в тазобедренных и коленных суставах ногами; прилегающими к грудной клетке лопатками, находящимися на одинаковой высоте.

Воспитателю для проведения индивидуальной работы с детьми необходимо знать, как проверить осанку ребенка. Чтобы проверить осанку надо подойти к стене, прижать к ней обе лопатки, затылок, ягодицы, икры и пятки. Положить одну руку на шейный изгиб, а другую - на поясничный изгиб позвоночника. Расстояние между изгибом позвоночника и стеной должно быть равно ширине ладони. Почти все специалисты наиболее эффективным средством профилактики и коррекции нарушений осанки считают физические упражнения. Предупредить возникновение неправильной осанки легче, чем проводить работу по ее исправлению.

Важно выработать у детей привычку сидеть с прямой спиной. Такая задача имеет решение лишь при одном условии: ребенку должно быть удобно. Для этого высота мебели должна соответствовать росту ребенка. Высота сиденья стула определяется расстоянием от пола до оси вращения коленного сустава, высота столешницы - на 1-2 см выше уровня локтевого отростка свободно опущенной руки сидящего ребенка. Важно соблюдать отрицательную дистанцию сидения, когда сиденье стула частично заходит под поверхность стола. Это позволяет удобно положить предплечья на стол и приблизить объект рассмотрения к глазам. При работе с книгой желательно использовать подставку. Если в силу внешних или внутренних причин у ребенка уже появились проблемы с осанкой, рекомендуется использовать более комфортную посадку при работе сидя. Для этого на сиденье стула устанавливают подставку, скошенную под углом 15 градусов. На столешницу и под стопы устанавливают подставки, скошенные под углом 10 градусов. Такая посадка позволяет разгрузить поясничный отдел позвоночника, сохранить физиологические изгибы позвоночника в положении сидя, избежать перенапряжения зрения, вследствие сокращения расстояния от глаз до поверхности стола.

Встречаются следующие виды нарушения осанки:

1. Вялая осанка

2. Сутулая спина

3. Кругловогнутая спина (лордоз)

4. Сколиоз

1. Неустойчивая, неряшливая осанка у детей дошкольного возраста называется вялой. Это еще несформировавшейся и не закрепившейся дефект осанки. Если ребенок примет позу правильной осанки, то позвоночник полностью будет в правильной форме. Но в расслабленном состоянии осанка снова становиться вялой. Зачастую именно вялая осанка является первым признаком начинающегося дефекта осанки. Основная причина такой осанки – это слабая его мускулатура. Ребенок с вялой осанкой тяжело переносит длительное нахождения в статической позе, все время пытается изменить положения тела.

2. Сутулая спина образуется за счет увеличения грудного изгиба позвоночника выпуклостью назад. Причем вершина этой выпуклости расположена в верхней части грудного позвоночника. Также характерно уменьшение поясничного изгиба позвоночника выпуклостью вперед.

3. Искривление позвоночника за счет чрезмерного изгиба его поясничной области выпуклостью вперед. Довольно часто сочетается с другими искривлениями.

4. Под сколиозом подразумевают искривление позвоночника во фронтальной плоскости, то есть в левую или правую сторону. Нарушения осанки в виде появления боковых изгибов позвоночника наиболее часто развиваются у детей дошкольного возраста

Детский позвоночник наиболее подвержен искривлениям вследствие неправильной осанки, поскольку он довольно мягкий по причине высокого содержания хрящевой ткани, по этой причине развитие тех или иных нарушений опорно-двигательного аппарата можно приостановить. Так, успешная профилактика и коррекция нарушений осанки, возможны, если выполнять комплексные физические упражнения.

Рассмотрим упражнения общеукрепляющей гимнастики для позвоночника для дошкольников.

Упражнения для формирования правильной осанки, выполняемые у вертикальной стенки.

1. И. п стойка у стены, касаясь ее затылком, спиной, ягодицами и пятками; 1-2 – поднять руки через стороны вверх; 3-4 – вернуться в и. п. Повторить 5-6 раз в медленном темпе.

2. И. П. – основная стойка у стены; 1-2 – подняться на носки, руки вперед; 3-4 – опускаясь на пятки, вернуться в и. п. Повторить 5-6 раз в медленном темпе.

3. И. п. – основная стойка у стены; 1-2 - поднять правую ногу, согнутую в колене, руки в стороны; 3-4 – опустить правую ногу, руки вниз; 5-6 - то же другой ногой; 7-8 – вернуться в и. п. Повторить каждой ногой 3-4 раза в медленном темпе.

4. И. п. – основная стойка у стены; 1-2 – шаг вперед правой (левой) ногой; 3-4 – вернуться в и. п. Повторить 5-6 раз в медленном темпе.

5. И. п. – стойка ноги врозь на ширине плеч, руки на поясе, касаясь стены затылком, пятками, спиной и ягодицами; 1-2 – наклон вправо; 3-4 – вернуться в и. п. Повторить 3-4 раза в каждую сторону в медленном темпе.

6. И. п. – основная стойка у стены; 1-2 – присесть, руки вверх; 3-4 – вернуться в и. п. Повторить в медленном темпе 3-4 раза.

7. И. п. – основная стойка у стены; 1-2 – поднять правую (левую) ногу, согнутую в колене, и захватить руками голень;3-4 – опуская ногу, вернуться в и. п. Повторить каждой ногой 3-4 раза в медленном темпе.

Упражнения для формирования правильной осанки, выполняемые с удержанием предметов на голове:

1. И. п. – основная стойка с мешочком на голове; 1-2 – подняться на носки, руки на поясе; 3-4 – опускаясь на пятки, вернуться в и. п. (не уронить предмета). Повторить 5-6 раз в медленном темпе.

2. И. п. – основная стойка с мешочком на голове; ходьба на носках, руки в стороны, удерживая на голове мешочек (10-15 с). Повторить 2 раза с интервалом в 1-2 мин.

3. И. п. – ноги врозь на ширине плеч, руки на поясе, на голове деревянный кубик; 1-2 – подняться на носки, руки в стороны (не уронить предмет); 3-4 – вернуться в и. п. Повторить 5-6 раз в медленном темпе.

4. И. п. – основная стойка с мешочком на голове; 1-2 – подняться на носки, повернуть туловище вправо (влево, руки в стороны; 3-4 – вернуться в и. п. Повторить 2-3 раза в каждую сторону в медленном темпе.

5. И. п. – основная стойка с резиновым кругом на голове; 1-2 – присесть, руки в стороны (не уронить предмет); 3-4 – вернуться в и. п. Повторить 5-6 раз в медленном темпе.

6. И. п. – основная стойка с мешочком на голове; 1-4 – два приставных шага на носках вправо; 5-8 – два приставных шага на носках влево. Повторить 2-3 раза в каждую сторону в медленном темпе.

7. И. п. – основная стойка с деревянным кубиком на голове; ходьба на носках по гимнастической скамейке, руки на поясе. Повторить в медленном темпе 1-2 раза с интервалами 1,5-2 минуты.

Упражнения для коррекции сутулости.

1. И. п. – основная стойка; 1-2 – поднимаясь на носки, прогнуться спиной назад, руки вверх; 3-4 – вернуться в и. п. Повторить в медленном темпе 5-6 раз.

2. И. п. – основная стойка; 1-2 – поднимаясь на носки, вытянуть назад соединенные в замок руки, прогнуться спиной назад; 3-6 – фиксировать принятое положение; 7-8 – вернуться в и. п. Повторить в медленном темпе 4-5 раз с интервалом 40-50 сек.

3. И. п. – ноги врозь на ширине плеч, руки на поясе; 1-2 – наклон вперед, руки в стороны, прогнуться в пояснице; 3-6 – фиксировать принятое положение; 7-8 вернуться в и. п. Повторить в медленном темпе 4-5 раз с интервалом 1-2 мин.

4. И. п. – стойка на коленях, руки вниз; 1-3 – наклон назад, прогибаясь в спине, руки вверх в стороны; 4 – вернуться в и. п. Повторить в медленном темпе 4-5 раз с интервалом 40-50 сек.

5. И. п. – стойка на коленях, руки на поясе; 1-4 – глубокий наклон назад, прогибаясь в пояснице, руки в стороны; 5-6 – фиксировать положение спины; 7-8 вернуться в и. п. Повторить в медленном темпе 4-5 раз с интервалом 1-2 мин.

6. И. п. – лежа на животе, руки вдоль туловища; 1-2 – прогнуться, руки назад, кисти соединены, приподнять голову, плечи отвести назад; 3-4 – вернуться в и. п. Повторить 5-6 раз в медленном темпе с интервалом 1-2 мин.

7. И. п. – сидя на стуле, руки на поясе; 1-2 – медленно поднимая голову вверх назад, прогнуться спиной назад, руки вверх; 3-6 – фиксировать принятое положение; 7-8 – вернуться в и. п. Повторить в медленном темпе 4-5 раз с интервалом 2-3 мин.

8. И. п. – лежа на спине, руки, согнутые в локтях, находятся на груди; 1-2 – опираясь на локти, прогнуться в грудном отделе позвоночника с упором головой; 3-6 – фиксировать положение спины; 7-8 – вернуться в и. п. Повторить 3-4 раза с интервалами 1-2 мин.

9. И. п. – лежа на животе, руки согнуты в локтях с гимнастической палкой у подбородка; 1-2 – вытягивая руки с гимнастической палкой вперед, поднять голову вверх-назад, прогнуться в спине, не отрывая ноги от пола; 3-6 – фиксировать принятое положение; 7-8 вернуться в и. п. Повторить в медленном темпе 5-6 раз с интервалом 1-2 мин.

10. И. п. – лежа на животе, руки в стороны ладонями на полу, пятки вместе; 1-2 – поднять руки, прогнуться в пояснице; 3-4 – вернуться в и. п. Повторить 5-6 раз в медленном темпе.

11. И. п. – стоя на коленях, руки с резиновым мячом внизу; 1-2 – наклон назад прогнувшись, руки с мячом вверх; 3-4 – вернуться в и. п. Повторить 5-6 раз в медленном темпе.

12. И. п. – лежа на животе, руки с гимнастической палкой вытянуты вперед; 1-2 – приподнять палку, оторвав ее от пола, прогнуться в пояснице, отрывая плечи, грудь и ноги от пола; 3-4 – вернуться в и. п. Повторить 5-6 раз в медленном темпе.

Упражнения для укрепления мышечного корсета.

Для мышц спины, ИП — лежа на животе, подбородок на тыльной поверхности кистей, положенных одна на другую.

1. Перевести руки на пояс, приподнимая голову и плечи, лопатки соединить, живот не поднимать, удерживать принятое положение.

2. Приподнимая голову и плечи, медленно перевести руки вверх, и стороны, к плечам.

3. Поднять голову и плечи. Руки в стороны. Сжимать и разжимать кисти рук.

4. Поочередное поднимание прямых ног, не отрывая таза от пола. Темп медленный.

5. Приподнимание обеих прямых ног с удержанием 10-15 с.

Следует так же помнить, что для уменьшения опасности прогрессирования искривлений осанки ребенка, большое значение имеют плавание, закаливание и витаминизированное, богатое белками питание.

Публикации по теме:

Консультация «Развитие диалогической речи у дошкольника в условиях детского сада» Кунц Наталья Викторовна, воспитатель муниципального казённого образовательного учреждения Октябрьской средней общеобразовательной школы.

Взаимодействие семьи и детского сада в современных условиях Воспитание подрастающего поколения в современном обществе является предметом особой заботы. В законе РФ «Об образовании» ст. 18. п. 1определяется,.

Экологическое воспитание дошкольников в условиях детского сада На современном этапе вопросы взаимодействия природы с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди не изменят своего.

Массажные коврики. Профилактика и укрепление здоровья детейМассажные коврики. Профилактика и укрепление здоровья детей Массажные коврики,изготовленные моими руками, для профилактики и укрепления здоровья детей. Коврики выполнены из подручных средств,много.

Профилактика нарушений осанки у младших школьников Методическая разработка по теме: «Профилактика нарушений осанки у младших школьников» По данным Министерства образования и Министерства.

Методика формирования правильной осанки и профилактика ее нарушений у дошкольников Видео Во время занятий физической культурой с ребенком необходимо тщательно следить за тем, чтобы у него была правильная осанка, особенно надо.

Опыт физкультурно-оздоровительной работы в условиях детского сада Опыт физкультурно-оздоровительной работы в условиях детского сада. Выполнила: воспитатель I категории Симакова В. Я. п. Ковернино 2000 г.

Профилактика нарушения осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста Статика человека характеризуется вертикальным положением тела в пространстве, определяющем осанку. Осанку принято называть привычную позу.

Профилактика плоскостопия и укрепление общего состояния организмаПрофилактика плоскостопия и укрепление общего состояния организма Профилактика плоскостопия и укрепление общего состояния организма! Уже давно доказано, что упражнения на массажном коврике для ног благоприятно.

Развитие равновесия как профилактика нарушений осанки и плоскостопия у дошкольников Аннотация: Статья является результатом работы региональной инновационной площадки «Разработка и апробация модели образовательной деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Профилактика и укрепление осанки дошкольника в условиях детского сада
Опубликовано: 14 мая 2018 в 10:49
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД