Лучший педагог года

Профилактика нарушений речи у детей 4–5 лет в условиях кружковой работы

Алина Лебедева
Профилактика нарушений речи у детей 4–5 лет в условиях кружковой работы

ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ

В УСЛОВИЯХ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ

статью составили:

учитель-логопед МБДОУ "Детский сад №66 "Белочка" 1квалификационной категории Синдицкая Ирина Михайловна

студентка 4 курса психолого-педагогического факультета направления «Логопедия» СМОЛГУ Лебедева Алина Андреевна

Публикация «Профилактика нарушений речи у детей 4–5 лет в условиях кружковой работы» размещена в разделах

Человек это высшее существо, которое существует в мире. Только человеку присущ величайший дар природы – речь. Речь — это сложившаяся исторически в процессе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредованная языком. [4] Но, к большому сожалению, она не является врожденной способностью. Речь формируется вместе с развитием ребенка под влиянием речи взрослых постепенно и во многом зависит от некоторых факторов: достаточной речевой практики, воспитания и обучения, а также от нормального речевого и социального окружения, которое стимулирует речевое развитие и дает образец речи. И все эти факторы имеют значение для ребенка с самых первых дней жизни. Ведь не многие родители знают, что с ребенком необходимо разговаривать и стимулировать его к общению.

В последнее время в дошкольном воспитании актуальными стали вопросы оказания специализированной логопедической помощи детям дошкольного возраста. Наблюдается возрастание частоты перинатальных поражений мозга. В аналитической статье «Состояние здоровья детей в Российской Федерации» академик А. А. Баранов (2012) отмечает, что на протяжении последних 5–6 лет ежегодно 35–37% детей рождаются больными или заболевают в период новорожденности, не менее 9–10% детей рождаются недоношенными и с низкой массой тела. Увеличивается количество младенцев, имеющих не только нарушения моторного развития разной степени тяжести, но и психического, прежде всего речевого развития. В результате в дальнейшем растет число детей, испытывающих значительные трудности социальной адаптации, не способных полностью усвоить программу массовых дошкольных и школьных учреждений. [1] И как показывает статистика, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей-дошкольников с несвоевременным формированием речевых навыков, нарушениями речи. В наше время 25% 4-х летних детей страдают нарушением речевого развития, а в середине 70-х годов дефицит речи составил 4% детей того же возраста.

Наши дети, зачастую слышат вокруг себя не только неправильно оформленную речь, но и далеко нелитературные выражения. Несформированность речевых навыков и нарушения речи, возникшие в дошкольном возрасте, в дальнейшем могут повлечь за собой вторичные проблемы: трудности в формировании письменной речи и словесно-логического мышления, невозможность полноценного использования речи как средства общения. Так М. Р. Львов отмечает, что речь является одной из сложных высших психических функций человека, на ее основе формируются восприятие, воображение, память[3]. С точки зрения Л. С. Выготского, процесс развития речи представляет собой базис накопления культурного опыта ребенка [2]. В своих исследованиях речевого развития ребенка С. Н. Цейтлин подчеркивает, что формирование речи способствует становлению познавательной деятельности, мышления. Сформированная речь представляет собой необходимое условие осуществления межличностного взаимодействия, что помогает, в свою очередь, ребенку исследовать мир [5].

Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка в целом. Поэтому так важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание ее чистоте и правильности. Важно как можно раньше предупредить некоторые возможные трудности в развитии ребёнка в дошкольном возрасте, создать предпосылки для успешного обучения в школе. Такая работа должна включать в себя своевременную логопедическую деятельность, то есть своевременно начатую коррекцию речевых нарушений, которая будет включать в себя совершенствование разных сторон и качеств речи, параллельно развивать другие психические функции, такие как слухоречевое и зрительное внимание, зрительную и речевую память, словесно-логическое мышление. Давно учеными доказано, что чем раньше начата коррекционная работа, тем она и эффективнее. В связи с этим в логопедии определилось особое направление – это работа по профилактике речевых нарушений, которая осуществляется с помощью кружковой работы. Суть этого кружка заключается в том, что ранняя диагностика и комплексная коррекция позволяет не только скорректировать уже имеющиеся отклонения в развитии, но и предупредить появление вторичных, достичь более высокого уровня общего развития детей, в частности, более высокого уровня развития речи.

Поскольку любое занятие в условиях кружка есть творчество педагога, то в данной работе мы представим примерный конспект занятия.

КОНСПЕКТ

Тема: «Звук [О]»

Цель: Знакомство со звуком [О]

Задачи:

Коррекционно - образовательные:

- обучить плавному свободному выдоху;

- развивать выразительность мимики, движений, голоса;

- развивать пространственную ориентацию.

Коррекционно - развивающие:

- выработать полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата;

- развивать общую и мелкую моторику;

-развивать фонематическое восприятие.

Коррекционно – воспитательные:

-воспитывать у детей усидчивость;

- воспитывать умение работать в коллективе.

Оборудование: картинка: дети катятся с горке на санках.

Лексико – грамматический материал: слова, стихи.

План занятия:

1. Организационный этап.

2. Артикуляционная гимнастика.

3. Введение звука.

4. Упражнение по развитию речевого голоса и интонации.

5. Дыхательная гимнастика.

6. Упражнение по развитию фонематических процессов.

7. Деление слов на слоги.

8. Беседа с детьми.

9. Упражнение на совершенствование общей и мелкой моторики.

10. Упражнение на совершенствования навыков творческого мышления у детей.

11. Итог занятия.

Ход урока

1. Организационный этап.

Логопед: Здравствуйте дети. Я очень рада вас видеть. Давайте встанем в кружок и поздороваемся со всеми. Начну я, а вы продолжите. Логопед здоровается с ребенком, который стоит по правую руку от него. Далее дети продолжают.

-Молодцы, садитесь на места.

2. Артикуляционная гимнастика.

Логопед: Давайте вспомним, с чего мы начинали прошлое занятие.

Дети: С артикуляционной гимнастики.

Логопед: Правильно, наше занятие мы начнем с того, что разминали наши губки и язычок. И так, первое упражнение – «Окошечко». Широко открываем ротик и попробуем его удерживаем.

Рот приоткрою я немножко,

Губы сделаю «окошком».

Зубки рядышком стоят

И в окошечко глядят.

Логопед читает стихотворение и показывает образец того, как надо правильно выполнять упражнение. Далее дети вместе с логопедом выполняют упражнение по 10 раз.

Логопед: Следующее наше упражнение - «Лягушка». Давайте улыбнемся так, чтобы были видны наши зубки. Сначала посмотрите, как выполняю упражнение я, а потом сделаем все вместе.

Тянем губы прямо к ушкам.

Потяну, перестану

И нисколько не устану

Логопед читает стихотворение и показывает образец того, как надо правильно выполнять упражнение. Далее дети вместе с логопедом выполняют упражнение.

Логопед: Молодцы! А теперь давайте поиграем в «слоника», сомкнем губки, и вытянем их вперед. Логопед показывает, дети выполняют по образцу.

Буду подрожать слону!

Губы «хоботом» тяну.

А теперь их опускаю

И на место возвращаю.

Дети выполняют каждое упражнение по 10 раз, после показа логопеда.

Логопед: Сегодня я для вас приготовила еще несколько новых и интересных упражнений. Наши губки уже сделали «Окошечко», изображали «Лягушку», «Слоника», а теперь я вам предлагаю, чтобы наш язычок побыл в роли маятника. Ротик должен быть приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянемся под счёт к уголкам рта.

Далее логопед демонстрирует правильное выполнение упражнения «Маятник».

Маятник туда, сюда

Делает вот так: «Раз – два»

После показа логопеда дети вместе с логопедом выполняют упражнение 4-5 раз.

Логопед: Молодцы! Следующее наше упражнение «Лягушка-слоник». Чередуем положение губ: улыбка-трубочка.

Свои губы прямо к ушкам растяну я, как лягушка.

А теперь слонёнок я, хоботок есть у меня.

Логопед показывает правильное выполнение упражнения, далее дети выполняют 4-5 раз.

3. Введение звука.

Логопед: Дети, давайте вспомним какой звук, мы проходили на прошлом занятии.

Дети: Звук [а].

Логопед: Правильно, звук [а]. Давайте все вместе произнесем звук [а].

Дети с логопедом произносят звук [а].

Логопед: Молодцы! А что делают наши губки и язычок, когда мы произносим звук [а]?

Дети: Ротик широко открыт, язычок лежит.

Логопед: Молодцы! Значит, когда мы произносим звук [а], то наш ротик широко открыт, язык лежит за нижними зубками.

Логопед: Дети посмотрите на картинку, что на ней изображено?

Дети: Дети едут с горки.

Логопед: Правильно, дети на санках катятся с горки. А когда дети едут с горки, что они кричат?

Дети: Оооо.

Логопед: Правильно, дети произносят звук [о]. Давайте все вместе произнесем звук [о].

Дети: Оооо.

Логопед: Молодцы! Ребята скажите, пожалуйста, что делают наши губки и язычок, когда мы произносим звук [о]?

Дети: Губы вытянуты, язык лежит.

Логопед: Правильно, губки округлены и слегка вытянуты вперед; зубки закрыты губками; язычок лежит на дне ротика.

4. Упражнение на развитие речевого голоса и интонации.

Логопед: Давайте с вами попробуем разбудить наш голосок. Я начну, а вы продолжите. Сначала громко произнесем звук [о].

Дети: Оооо!

Логопед: Теперь средним голосом произнесем.

Дети: Оооо!

Логопед: И тихим голосом произносим: Оооо!

Дети по образцу логопеда произносят звук [о] сначала громко, потом средне и тихо. Итак, по 4-5 раз.

5. Дыхательная гимнастика.

Логопед: Молодцы, вы хорошо справились, а теперь давайте с вами попробуем его подышать.

А) Ножки ставим вместе, ровненько. Спинкой облокачиваемся на стульчик, ручку кладем на животик. Вдыхаем воздух носиком, а выдыхаем ртом. При выдохе произносим звук [о].

Сначала логопед детям демонстрирует правильное выполнение упражнения, затем дети выполняют сами 4-5 раз.

Б) Молодцы! А теперь давайте встанем и попробуем выполнить это же упражнение стоя. Стоим ровненько, ножки вместе. Руку кладем на живот. Вдыхаем воздух носиком, а выдыхаем ртом. При выдохе произносим звук [о].

Логопед демонстрирует упражнение, затем дети выполняют его 4-5 раз.

6. Упражнение по развитию фонематических процессов.

Логопед: А) На прошлом занятии мы играли песенку «А», а сегодня мы с вами научимся играть песенку «О». Только слушайте и повторяйте за мной внимательно.

Логопед вместе с детьми кладет руки на колени. Далее он произносит звук [о] и одновременно хлопает правой рукой по правому колену. Затем он еще произносит звук [о] и одновременно хлопает левой рукой по левому колену.

Далее задача усложняется. Логопед произносит 2 раза звук [о] : оо – оо; потом 3 раза: ооо – ооо. Дети повторяют за ним.

Б) Молодцы! Ручками у вас очень хорошо получилось играть. А теперь давайте попробуем поиграть ножками.

Логопед с детьми проигрывает тоже, что и в предыдущем задании. Сначала о-о-о-о; оо-оо; ооо-ооо.

В) Молодцы! Ребята давайте попробуем позвать такое красивое имя, как – Оля.

Логопед произносит слово, выделяя звук [о], дети повторяют. Все слова подбираются так, чтобы звук [о] находился в начале слова и был в сильной позиции. Слова: Оля, осы, окунь, осень, обруч.

7. Деление слов на слоги.

Логопед: Молодцы, вы хорошо справились. А теперь давайте отхлопаем наши слова. Посмотрите, как я сейчас отхлопаю слово Оля. Логопед показывает, как правильно надо отхлопывать слово.

Логопед: О-ля. А теперь давайте попробуем еще раз, отхлопать слово Оля.

Дети вместе с логопедом отхлопывают по подражанию следующие слова: осы, окунь, осень, обруч.

8. Беседа с детьми.

Логопед: Молодцы! Ребята, давайте вспомним, какое сейчас время года?

Дети: Осень.

Логопед: Правильно. Мы с вами говорили о том, что осенью собирают урожай. А какой урожай люди собирают?

Дети: Овощи.

Логопед: Правильно. А скажите, пожалуйста, что происходит с листьями деревьев осенью?

Дети: Они желтеют, опадают.

Логопед: Молодцы, а какие деревья вы знаете?

Дети: Береза, дуб, клен, сосна и т. д.

9. Упражнение на совершенствование общей и мелкой моторики.

Логопед: Молодцы! Ребята, давайте вспомним наше стихотворение об огороде и овощах.

В огород пойдем, (Маршировать на месте)

Урожай соберем. (Идти по кругу, взявшись за руки)

Мы морковки натаскаем

И картошки накопаем.

Срежем мы кочан капусты (Имитировать, как срезают, таскают, копают)

Круглый, сочный, очень вкусный. (Показать руками)

Щавеля нарвем немножко ("Рвут")

И вернемся по дорожке. (Идти по кругу, взявшись за руки)

Логопед сначала сам проговаривает стихотворение. Затем он проговаривает с детьми. И только после этого, проговаривает и показывает стихотворение вместе с детьми.

Логопед: Молодцы! Теперь давайте с вами разучим новое стихотворение. Слушайте меня внимательно!

Лист у клена и каштана – (Раскрыть ладонь левой руки, затем – правой руки.)

Как ладони великана. (Поднять вверх руки с раскрытыми пальцами)

У березки, у березки – (Показать руками «ствол».)

Белый ствол и листья – слезки. (Нарисовать в воздухе указательными пальцами капельку.)

А у тоненькой рябинки

Листья – сложные картинки. (Ладони перед собой, пальцы чуть растопырить.)

Логопед сначала сам проговаривает и показывает стихотворение. Затем он проговаривает с детьми. И только после этого, проговаривает и показывает стихотворение вместе с детьми.

10. Упражнение на совершенствование навыков творческого мышления.

Логопед: Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру «Ковер». Давайте вспомним, что там, где вы стоите, - это низ ковра. Противоположная сторона – это вверх ковра. А где я стою, - это центр ковра. По моей команде вы должны встать там, где я скажу.

- Внимание! Встаньте вверх ковра.

- Где вы стоите? (Вверху ковра.)

- Встаньте в центр ковра.

- Где вы стоите? (В центре ковра.)

- Встаньте в низ ковра.

- Где вы стоите? (В низу ковра.)

- Девочки, встаньте вверх ковра.

- Где стоят девочки? (Вверху ковра.)

- Где стоят мальчики? (В низу ковра.)

- Молодцы! Вы хорошо справились с этим заданием.

11. Итог занятия.

Логопед: Молодцы вы хорошо справились со всеми заданиями. О чём мы говорили на занятии? Ребята мне понравилось, как вы работали на занятии, вы большие молоды!

Список литературы:

1. Володина Н. Н., Шкловский В. М. Ранняя диагностика нарушений развития речи. Особенности речевого развития у детей с последствиями перинатальной патологии нервной системы / Н. Н. Володина, В. М. Шкловского. – М. : Астрель. 2014. – 68 с.

2. Выготский Л. С. Психология развития ребенка / Л. С. Выготский — М. : Эксмо, 2008. — 508с.

3. Лазаренко О. И., Спорышева Е. Б. Конспекты занятий по формированию у детей 4-х лет творческого мышления и культуры устной речи / О. И. Лазаренко, Е. Б. Спорышева – М. : Айрис пресс, 2007. – 95с.

4. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В. И. Селиверстова. —— М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. - 414 с.

5. Цейтлин С. Н. Язык и ребенок/ С. Н. Цейтлин — М., 2008. — 240с.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Первичная профилактика речевых нарушений у детей 3–4 лет» Первичная профилактика – это предупреждение речевых нарушений. В первые дни после поступления в ясли у некоторых детей резко снижается речевая.

Консультация для педагогов «Первичная профилактика нарушений устной и письменной речи у дошкольников с ФФНР» Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения в дальнейшем, так.

Консультация для родителей «Первичная профилактика нарушений речи у детей 2–3 лет» Первичная профилактика – система мер по предупреждению речевых нарушений. Она является одной из важнейших задач образовательного учреждения.

Первичная профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста Уважаемые мамы и папы! Для нас,взрослых, речь – это автоматизированный навык и мы даже не замечаем какие движения выполняет наш язык и,.

План кружковой работы в старшей группе «Профилактика нарушений осанки и плоскостопия»План кружковой работы в старшей группе «Профилактика нарушений осанки и плоскостопия» Цель: - профилактика нарушений осанки и плоскостопия как средство укрепления опорно – двигательного аппарата детей дошкольного возраста.

Обобщение опыта работы по проекту «Школа красивой речи, или Профилактика речевых нарушений у младших дошкольников» Добрый день! Разрешите представить вашему вниманию презентацию опыта работы по авторскому педагогическому проекту «Школа красивой речи или.

Проект «Школа красивой речи, или Профилактика и преодоление речевых нарушений у младших дошкольников» Авторы проекта: Воспитатель-Васильева И. Н. ; учитель-логопед Дедова О. И. Участники проекта: • дети 2 младшей группы № 2 «Анютины глазки».

Профилактика нарушений осанки у детей Позу, которую принимает человек, когда его туловище удерживается в выпрямленном положении без особого мышечного усилия, называется правильной.

Профилактика нарушений письменной речи у дошкольников с ОНР методами кинезиологии. В помощь логопедам Профилактика нарушений письменной речи у дошкольников с ОНР методами кинезиологии Развитие речи представляет собой сложный психофизиологический.

Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего развития личности ребенка! Но.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Профилактика нарушений речи у детей 4–5 лет в условиях кружковой работы
Опубликовано: 3 марта 2016 в 13:58
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД