Профилактика оптической дисграфии и дислексии у старших дошкольников, имеющих нарушения речи

Дарья Злобина
Профилактика оптической дисграфии и дислексии у старших дошкольников, имеющих нарушения речи

В настоящее время, по данным Министерства здравоохранения РФ, 85% детей дошкольного и школьного возраста нуждаются в медицинской, психологической и коррекционно-педагогической помощи. Самая значительная группа причин нарушения развития - речевые нарушения.

Профилактика нарушений письма и чтения у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями является одним из актуальных направлений коррекционной работы в системе специального дошкольного образования.

Интерес к проблемам раннего выявления, предупреждения и коррекции специфических нарушений чтения (дислексии) и письма (дисграфия) у детей обусловлен тем, что чтение и письмо как деятельность играет важную роль в жизни человека: оно стимулирует его психическое развитие, обеспечивает общеобразовательную подготовку, влияет на формирование личности.

Проблема формирования первоначальных навыков письма у детей с нарушениями речи является предметом исследования известных специалистов в области логопедии. Значительный вклад в проблему обучения грамоте детей с фонетико-фонематическим и общим недоразвитием речи внесли работы Р. Е. Левиной, О. Л. Жильцовой, Г. А. Каше, Н. А. Никашиной, Л. Ф. Спировой, Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, А. В. Ястребовой.

Вопросы профилактики оптических форм дисграфии и дислексии рассматриваются в работах Е. А. Михайловой, Л. Г. Парамоновой, Н. Е. Писаревой и др.

Оптическая форма дислексии и дисграфии заключается в неузнавании букв как обобщённых графических знаков соответствующих фонем, то есть буквы не осознаются как графемы. Ребёнок видит, списывает буквы, но не соотносит их с определенными звуками. Основной причиной неузнавания букв является нечёткое, неточное их восприятие, неустойчивость представлений о них. Таким образом, оптическая форма дислексия и дисграфия обусловлена неустойчивостью зрительных впечатлений и представлений. Чтобы научиться читать и писать необходимо зрение на буквы - буквенный гнозис. Учитывая причины возникновения оптических форм дисграфии и дислексии можно выделить основные направления работы по предупреждению данного варианта нарушения письма и чтения у старших дошкольников имеющих речевые нарушения:

1. Формирование зрительного гнозиса.

2. Расширение объема зрительной памяти.

3. Формирование пространственных представлений.

4. Развитие зрительного анализа и синтеза.

Профилактическая работа состоит из трех этапов: подготовительный, основной и заключительный. Упражнения и дидактические игры по профилактике оптических фор дисграфии и дислексии следует включать в индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия. Подгрупповые (4-6 человек) занятия продолжительностью 20-25 минут и индивидуальные логопедические занятия - 15 минут. Количество часов по каждому из направлений профилактической работы определяется учителем-логопедом. Выбор количества часов зависит от индивидуальных особенностей детей, скорости усвоения материала.

Целью подготовительного этапа является усвоение ребёнком словесных обозначений различных пространственных признаков, умение обобщить эти признаки и абстрагировать их от конкретных предметов, развитие представлений о форме и величине предметов. На данном этапе можно использовать такие дидактические упражнения, как: «Найди такую же фигуру», «Покажи высокое (низкое) дерево; короткий (длинный) карандаш; широкую (узкую) ленточку и т. д.»; «Найди отличие»; «Придумай, что бывает круглым (квадратным, толстым, узким?»; «Что на что похоже» и т. д.

Также следует отметить необходимость работы над усвоением пространственных предлогов; формированием понимания заданий по ориентации в пространстве; формированием умения правильного употребления предлогов в самостоятельной речи; работа над глагольными приставками с пространственным значением; развитие ориентировки в правой и левой сторонах пространства.

После успешной подготовительной работы необходимо приступать непосредственно к знакомству со зрительным образом букв.

Целью основного этапа является знакомство со зрительным образом букв, расположением их в пространстве, акцентирование внимания на элементах букв. На данном этапе можно использовать такие дидактические упражнения, как: «Куда буква повернулась» (формирование представления о положении буквы в пространстве). «Какая буква спряталась?» (развитие зрительного гнозиса и зрительного образа букв). «Найди знакомую букву» (развитие внимания, пространственного представления, зрительного образа букв). «Составь букву из частей» (формирование зрительного образа букв, составление целого из отдельных частей). «Какая буква получится?» (формирование зрительного образа букв, составление целого из отдельных частей). «Найди правильные буквы» (формирование зрительного образа букв, пространственной ориентации) и т. д.

Целью заключительного этапа является формирование навыка слогового чтения в процессе закрепления зрительного образа букв. На данном этапе можно использовать такие дидактические упражнения, как: «Узнай буквы и составь слово» (формирование зрительного образа букв и навыка чтения). «Собери буквы и составь слово» (формирование зрительного образа букв, составление целого из отдельных частей, формирование навыка чтения). «Назови нарисованные буквы и составь из них слово» (развитие зрительного образа букв и навыка слогового чтения). «Раскрась только те буквы, которые есть в слове …» (развитие внимания, мышления, зрительного образа букв).

Следует отметить, что при проведении занятий по предупреждению оптической дисграфии и дислексии, коррекционное воздействие должно опираться на следующие специальные принципы:

- принцип системного подхода, который предполагает необходимость учета в логопедической работе структуры дефекта, определения ведущего нарушения, соотношения первичных и вторичных симптомов;

- принцип дифференцированного подхода, осуществляющий учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;

- онтогенетический принцип, предполагающий учет закономерностей и последовательности формирования различных форм и функций речи;

- принцип соответствия формы организации занятий;

- принцип обходного пути. Опора на сохранные звено психической функции, на сохранные анализаторы, на их взаимодействие;

- принцип развития речи и других психических процессов, предусматривающий воздействие на нарушенную речь с опорой на другие психические процессы, предполагающий формирование языковых обобщений на основе чувственного познания;

- принцип контроля, определяющий необходимость постоянного потока обратной сигнализации, который обеспечивает слияние выполняемого действия и исходным намерением и своевременную коррекцию допускаемых ошибок;

- принцип поэтапного формирования речевой деятельности и коррекции нарушений речи - учитывает факторы построения методики логопедической работы: постепенное усложнение форм и функций речи, видов речевой деятельности (усвоению каждого речевого навыка должно предшествовать создание функционального базиса для него); постепенное усложнение характера задач и речевого материала;

- принцип доступности;

- принцип последовательности. Только по мере накопления знаний, и овладения навыками и технологией работы содержание занятий углубляется и расширяется.

Таким образом, в основу коррекционного обучения должен быть положен комплексный подход, который учитывает развитие детей, помогает выявить и предупредить предпосылки формирования оптической дисграфии и дислексии.

Список литературы

1. Михайлова Е. А. Основные направления коррекционно - профилактической работы по предупреждению оптических нарушений письменной речи у дошкольников с ОНР. //Логопед в детском саду, 2004, №1 с. 54 - 57.

2. Парамонова Л. Г. Предупреждение и устранение предпосылок дисграфии у детей. - СПб: Лениздат. Издательство "Союз", 2001.

3. Писарева Н. Е. Развитие слухового и зрительного внимания в профилактике дисграфии у дошкольников с общим недоразвитием речи. //Дошкольная педагогика, 2004, №5 (20) с. 41 - 44.

4. Хрестоматия по логопедии / под ред. Волковой Л. С. Т2 - М. ,1997

Публикации по теме:

«Профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного возраста»«Профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного возраста» Профилактику дисграфии нужно проводить как можно раньше, с того момента, когда ребенок начинает знакомиться с графическим изображением букв.

Авторские книги по коррекции дисграфии. Нарушения письменной речи разного вида у младших школьниковАвторские книги по коррекции дисграфии. Нарушения письменной речи разного вида у младших школьников Вашему вниманию представляю книги, написанные под псевдонимом О. Н, Яворская, для коррекции письменной речи. Чаще всего у младших школьников.

Игровые упражнения для развития речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения речиИгровые упражнения для развития речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения речи Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Оно обеспечивает нормальное голосо- и звукообразование, сохраняет плавность и.

Конспект мероприятия по профилактике оптической дисграфии с использованием мнемотехники «В королевстве кривых зеркал» Программное содержание: • Коррекционно-образовательные цели: автоматизация и дифференциация звуков, закрепление представлений о буквах,.

Конспект занятия по профилактике оптической дисграфии у дошкольников Одним из основных этапов формирования грамматически правильной речи является работа по предупреждению дисграфии у дошкольников. Профилактика.

Проект «Развитие познавательной сферы у детей, имеющих речевые нарушения» Вид проекта: практико-ориентированный проект, долгосрочный. Актуальность темы. Познавательная сфера детей с недостатками речевого развития.

Профилактика и коррекция оптической дисграфии у дошкольников в группе с тяжелыми нарушениями речи Среди многообразия нарушений письменной речи наиболее часто встречающейся является оптическая дисграфия. Увеличение количества детей с предпосылками.

Консультация для воспитателей «Профилактика оптической дисграфии у дошкольников с общим недоразвитием речи» При общем недоразвитии нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне. Наряду с нарушением.

Профилактика ОРЗ и ОРВИ в весенний период у старших дошкольниковПрофилактика ОРЗ и ОРВИ в весенний период у старших дошкольников Вот и наступила долгожданная весна! Журчат ручьи, ярко светит солнышко, заметно прибавился день. Но к сожалению,тёплое солнышко не поможет.

Развитие оптико-пространственных представлений у детей с ОНР с целью профилактики оптической дисграфии Трудно переоценить значение развитого пространственного восприятия, умения ориентироваться в пространстве, сформированности пространственных,.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Профессии и труд
Автор публикации:
Профилактика оптической дисграфии и дислексии у старших дошкольников, имеющих нарушения речи
Опубликовано: 27 ноября 2015 в 21:20
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчёт о тематической неделе «Животный мир Африки»
В конце лета , в нашей группе с целью :формирования целостных представлений о животном мире Африки. , прошла тематическая неделя «Животный мир Африки»....
«Наблюдения за деревьями на участке детского сада». Фотозарисовки
Пышным сарафаном, землю укрывая. В гости к нам шагает осень золотая. Раскидала листья с ветерком играя, Шаловливый ветер листья догоняет. В...
Проект «Сказки с «Урожайной грядки»
Л. Рыбакова Проект «Сказки с «Урожайной грядки» . Соавторы: И. Минчукова, Т. Шевченко. Один из традиционных, самых любимых среди детей и их родителей в...
Конспект открытого занятия (НОД) по экспериментальной деятельности в подготовительной...
Це ли: уточнить и расширить знания детей о воздухе, его составе; рассказать об основных причинах загрязнения воздуха; формировать интерес к...
Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе «Пшеничное поле»
Цель: Закреплять знания о жанре живописи пейзаж. Развивать умение подбирать соответствующую цветовую гамму. Задачи: Обучающие: -Развивать умение передавать...