Титарева Наталья
Профилактика оптической дисграфии у детей со зрительной патологией
Профилактика оптической дисграфии
у детей со зрительной патологией
Многолетний опыт работы с детьми, имеющими зрительные нарушения, анализ литературы о современных исследованиях, доказывающих отрицательное влияние зрительной депривации на становление психических процессов у детей, подтверждают положение о необходимости специально организованной работы по развитию зрительного восприятия дошкольников с целью выявления и преодоления предпосылок так называемой дисграфии.
Публикация «Профилактика оптической дисграфии у детей со зрительной патологией» размещена в разделах
Под этим термином понимаются стойкие нарушения письма, не связанные с незнанием грамматических правил, а обусловленные недоразвитием или частичным повреждением тех мозговых механизмов, которые обеспечивают сложный процесс письма. Дисграфические ошибки выражаются в пропусках и перестановках букв в словах, заменах одних букв другими, в «зеркальном» написании букв. Различают несколько видов дисграфии. Чаще всего ее возникновение связано с речевым недоразвитием ребенка. Данный опыт работы посвящен преодолению предпосылок оптической дисграфии, которая не зависит от состояния устной речи ребенка и может иметь место у детей даже с самым высоким уровнем ее развития. В основе оптической дисграфии —недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений (то есть представлений о форме и величине предметов и об их расположении в пространстве по отношению друг к другу) и несформированность зрительного анализа и синтеза. Мы провели обследование детей подготовительных групп с целью выявления сформированности у них зрительного образа букв алфавита. Данное обследование выявило большое количество детей, у которых к 7 годам, то есть ко времени поступления в школу, не было четких, дифференцированных представлений букв алфавита. Даже читающие дети при воспроизведении букв допускали следующие ошибки:
• «зеркальное» написание букв, несоразмерность элементов букв;
• неправильное пространственное расположение элементов букв по сравнению с образцом;
• неразличение сходных по конфигурации букв, неравномерность расположения букв на линии письма;
• полное отсутствие зрительного образа букв в памяти и др.
Проанализировав данные обследования, учитывая потребности родителей в подготовке детей к школе, мы начали проводить систематическую работу в данном направлении. За этот период накоплен интересный практический материал, создана система работы по развитию у дошкольников тех свойств, качеств зрительного восприятия, зрительных представлений, которые помогут ребенку преодолеть трудности, связанные с обучением чтению и письму.
Какие основные задачи решаем мы в процессе этой работы? Чем они обусловлены?
1. Развитие зрительного внимания, зрительной памяти, мыслительных процессов как основных компонентов зрительного восприятия Формирование зрительного внимания обуславливает развитие у ребенка активных форм восприятия и способности выделять из окружающей среды значимые и существенные свойства. От уровня сформированности внимания зависят точность и полнота зрительного восприятия.
2. Формирование зрительно-пространственных представлений. Актуальность этой задачи состоит в том, что правильно сформированные зрительно-пространственные представления являются основой для специальной работы по формированию зрительного образа букв алфавита.
3. Формирование зрительных представлений о графическом образе буквы. Все буквы русского алфавита состоят из одинаковых элементов («палочки» длинные и короткие, «крючочки», овалы, полуовалы и т д). Эти одинаковые элементы, по-разному комбинируясь между собой, образуют различные буквенные знаки. Имеется несколько групп оптически сходных букв Это вызывает у детей большие трудности при восприятии, запоминании и воспроизведении букв.
Коротко остановимся на каждом направлении этой работы.
Развитие зрительного внимания, зрительной памяти начинаем формировать с предъявления детям ярких, красочных, вызывающих интерес и эмоциональную реакцию парных персонажей-игрушек (куклы Маша и Даша, Незнайка в разных одеждах, матрешки, чтобы они увидели их отличительные признаки. Далее рассматриваем парные предметные картинки, парные сюжетные картинки для выявления в них сходства и различия.
В процессе выделения внешних признаков предметов (цвет, форма, размер, пространственное расположение и т д) знакомим детей с условными обозначениями этих признаков и учим использовать их при описании и сравнении предметов Для развития зрительной памяти проводим игры «Запомни слово», «Найди заданную фигуру среди множества», «Найди сходство и различием •«Что изменилось?» (цвет, размер, пространственное расположение). С детьми старшего возраста проводим игры и упражнения, в которых необходимо:
• определить закономерность в изображении и дорисовать следующий или пропущенный предмет;
• запомнить фигуры или предметы, изображенные на одной карточке, затем найти новые предметы на другой;
• подобрать к изображениям предметов парные, но с противоположным значением;
• подобрать карточки, пользуясь приемом аналогии и др;
Постепенно в процессе таких игр зрительное внимание детей становится активным, целенаправленным, устойчивым, то есть более качественным Развиваются процессы запоминания и воспроизведения, совершенствуются операции сличения, анализа, синтеза, что обуславливает развитие у ребенка активных форм восприятия.
Уровень развития пространственных представлений имеет большое значение для характеристики общего развития ребенка и его готовности к школьному обучению. Исследования показывают, что недоразвитие пространственного анализа и синтеза вызывает у детей затруднения при овладении навыками чтения, письма, счета К 7 годам у ребенка должны быть сформированы три формы пространственных представлений:
• пространственные признаки предметов (форма, величина);
• пространственные отношения между предметами (справа, слева, сверху, снизу, над, под, между, около и т д);
• направления в пространстве (налево, направо, вперед, назад, вверх, вниз).
На основе этих представлений и понятий идет формирование ориентировки в двухмерном пространстве, то есть на плоскости. Игры и упражнения по развитию навыков ориентировки в пространстве и формированию пространственных представлений можно и нужно проводить с детьми в 2—3-летнем возрасте. Нами составлено перспективное планирование по содержанию этой работы, где отражено постепенное усложнение материала с учетом возраста детей.
Представления о пространственных признаках предметов (форма, величина) мы начинаем формировать в играх с геометрическими блоками Дьенеша, в которых в игровых заданиях дети знакомятся с признаками формы, размера Учатся их выделять, оперировать двумя, тремя свойствами одновременно, учатся их зашифровывать условными обозначениями, развивая элементы словесно-логического мышления. Нами разработана система игр с блоками Дьенеша для детей от 2 до 7 лет («Учимся, играя»). Много игр и упражнений проводим с целью научения детей определять местоположение предметов в пространстве. Эта работа начинается с накопления ребенком практического опыта определять у себя правую и левую руку. Далее учим детей этот навык ориентировки «на себе» использовать в играх при определении местоположения игрушек в пространстве.
В начале любого занятия на ориентировку проводим «зрительную разминку» перед детьми выставляются в ряд разные игрушки, их местоположение меняется. Ребенок должен, вспомнив главный ориентир — правую руку сказать, что слева, справа, между. Постепенно накапливая действенный опыт ориентировки «на себе», «от себя», ребенок учится определять правую и левую сторону у своего друга, у Незнайки, у куклы, мысленно перенося «схему своего тела» на другой объект.
Одновременно проводится работа по развитию ориентировки на плоскости (вертикальной и горизонтальной). Используем плоскостные изображения предметов, геометрические фигуры, буквы, цифры. Нужно определить, что находится посередине, справа наверху, слева наверху, справа внизу, слева внизу. В игре «Опиши узор» дети должны рассказать о местоположении фигур, используя стрелку указывающую на последовательность описания.
В игре «Разложи фигуры» ребенку предлагается комплект разноцветных геометрических фигур и две карточки-символа с условным обозначением, по какому принципу нужно разложить фигуры в пустующие клетки:
• по признаку цвета в направлении сверху вниз;
• по признаку формы в направлении справа налево.
Выполнение таких заданий требует от ребенка концентрации внимания, быстроты реакции, так как часто такие игры проводим на скорость, на соревнование Нравятся детям и полезны для них занимательные игры на 9 квадратах. «Путешествуют» по квадратам разные игрушки, лягушка, уточки, матрешки. На первом этапе педагог, передвигая лягушку в разные квадраты, учит детей видеть и запоминать направление движения лягушки (вверх вправо — вниз влево, в конце «путешествия» ребенок должен определить, в каком квадрате оказалась лягушка. Названия квадратов дети запоминают постепенно по мере развития навыков ориентировки: центральный, верхний центральный, нижний центральный, правый центральный, левый центральный, правый верхний, правый нижний, левый верхний, левый нижний.
В следующем варианте игры дети на своих индивидуальных квадратах перемещают игрушки по словесной инструкции педагога, упражняясь в различении пространственных направлений.
На завершающем этапе игры детям предлагается не передвигать рукой игрушку по квадратам, а визуально представлять ее перемещения. По окончании команд ребенок должен назвать квадрат, в котором оказалась игрушка.
Способствуют развитию пространственного зрения и мышления игры на составление целого из частей: кубики — 4, 6, 9, 12 частей, разрезные картинки, танграм, конструкторы.
Работа по формированию зрительного образа буквы проводится по нетрадиционной методике, суть которой заключается в следующем:
• все буквы алфавита разделены на группы в зависимости от пространственного расположения элементов;
• буквы детям предъявляются по мере увеличения количества элементов в них и усложнения их конфигурации;
• для упрощения составления (конструирования) букв количество элементов и их форма сведены к минимуму (длинные и короткие палочки и кружочки).
Начинается работа с подготовительного этапа. Детям предлагается «зрительная разминка» нужно рассмотреть различные сказочные персонажи, изображения животных, рыб, человечков в движении. Ребенок должен определить, куда (вправо, влево) бежит ежик, летит Карлсон, плывет рыбка. Этой же задаче посвящены занятия с мозаикой-конструктором. Педагог рассказывает детям короткую сказку про утенка, одновременно конструируя его из мозаики. По мере происходящих с утенком событий (идет гулять, улетает от кошки, сидит, идет назад к дому) педагог изменяет положение туловища, лапок, головы, клюва, активизируя на этом внимание детей. При повторном рассказывании сказки дети самостоятельно воспроизводят ту или иную позу утенка, что требует концентрации внимания на пространственном расположении всех частей тела игрушки. Нами придумана целая серия таких игр.
Далее начинается непосредственная работа по ознакомлению детей с буквой. Для решения этой задачи мы используем придуманные нами короткие сказочные сюжеты про букву О, про букву Г, про букву А, в которых раскрываем перед детьми мотивацию и процесс построения буквы из элементов. Прием использования на первых этапах сказочной мотивации позволяет построить довольно сложный процесс ознакомления ребенка с буквой так интересно и плодотворно, что создает у детей постоянную «ситуацию успеха». Различные упражнения на конструирование букв и элементов, восстановление буквы по заданному элементу реконструирование букв приносят детям удовольствие. По мере ознакомления детей с буквами 1 и 2 блоков внимание детей становится активным, развивается память, и при изучении остальных букв сказочная мотивация отпадает. У детей появляется стойкий интерес к процессу знакомства с буквами. Закрепление и уточнение сформированных представлений проводится с использованием разработанных нами игровых пособий «Куда смотрит буква», «Домики для букв», «Расставь буквы правильно», «Укажи стрелочкой, куда смотрит буква» и др.
Таким образом, в ходе выполнения игровых упражнений, практических заданий у ребенка формируются четкие, устойчивые представления об образе букв алфавита, что поможет ему в дальнейшем различать письменные буквы. Это и будет наилучшим способом профилактики оптической дисграфии, Суть которой состоит именно в неустойчивом представлении об образе букв алфавита.
Одновременно с этими тремя направлениями работы проводятся целенаправленные упражнения по формированию у детей зрительно-моторной координации, без развития которой невозможно сформировать правильные графические навыки.
Основные направления работы по развитию зрительно-моторной координации в аспекте подготовки дошкольников к обучению письму.
Ранняя диагностика, прогнозирование школьных проблем требуют объективной оценки функционального развития каждого ребенка. Одним из важнейших показателей функционального развития является уровень зрительного восприятия, определяющий успешность освоения базовых навыков письма и чтения в начальной школе. Зрительное восприятие состоит из большого числа функций, одной из которых является зрительно-моторная координация. Совершенствование зрительно-моторной координации предполагает обеспечение тесной связи мануальных и зрительных действий. Но это не механическое объединение работы двух анализаторов — зрительного и двигательного. В процессе развития координации «глаз — рука» создается сложная психологическая система межфункциональных связей. Дефект зрения значительно осложняет ребенку в ранний период жизни формирование навыков мануального обследования (нарушена функция контроля, что отрицательно влияет на дальнейший ход развития зрительного восприятия. Поэтому как можно раньше следует проводить коррекционно-развивающую работу в этом направлении Хорошо развитая зрительно-моторная координация способствует формированию правильных графических навыков письма Исследования показали, что 70 процентов детей, поступивших в школу с 7 лет, предметом вызвавшим наибольшие затруднения, назвали письмо. Среди детей, пришедших в школу с 6 лет таких оказалось 87,5 процента. Письмо — сложный координационный навык, требующий сформированной зрительно-моторной координации, правильной координации всего тела, слаженной работы мышц всей руки и работы мелких мышц кисти. При недостатках зрительно-моторной координации отмечаются.
• неспособность провести прямую линию (вертикальную, горизонтальную);
• трудность формирования траектории движения при выполнении графического элемента (буквы, цифры геометрической фигуры);
• неустойчивый почерк (неровные штрихи, различная высота и протяженность графических элементов, большие растянутые, разно наклонные буквы);
• тремор;
• очень медленный темп письма.
Изменение неправильно сформированного навыка письма требует много сил и времени. Это не только осложняет обучение письму, но и создает дополнительную нагрузку на центральную нервную систему ребенка на первом году обучения в школе.
Современные исследователи обнаружили тесную взаимосвязь между тонкой двигательной координацией и уровнем умственной работоспособности между степенью овладения графическими навыками и школьной зрелостью между качеством письма и успешностью всей учебной деятельности. Чтобы сформировать правильные графические навыки, работу по подготовке ребенка к обучению письму мы начинаем задолго до поступления ребенка в школу. Начинается эта работа с детьми двух-трехлетнего возраста и ведется по следующим направлениям.
1. Общее физическое развитие детей, формирование двигательных навыков, развитие координации движений, чувства ритма, «ручной умелости» — на физкультурных и музыкальных занятиях, в подвижных играх.
Исследования сотрудников факультета физической культуры РГПИ им А И Герцена показали что хорошо организованная физкультурно-оздоровительная работа физические упражнения, направленные на развитие пространственных представлений, координации движений, чувства ритма, «ручной умелости», являются важным фактором при овладении ребенком графикой письма. Графические действия письма носят сенсомоторный характер. В каждом из них есть двигательная часть — выполнение движения и осуществление контроля за ним. Процесс формирования двигательного навыка письма подчиняется закономерностям формирования любого другого двигательного навыка. Следовательно, двигательный опыт ребенка может влиять на успешность его обучения письму.
2. Развитие мануальных и зрительных действий ребенка, совершенствование зрительно-моторной координации — на специальных занятиях и в коррекционных играх.
Развитие мануальных действий у детей раннего возраста проводится в играх с пирамидками, матрешками, вкладышами, пазлами, мозаикой и т. д. По мере развития мышц рук начинаем включать специальные упражнения для совершенствования моторики рук.
Обучение плавным движениям рук в заданном направлении.
Используем упражнение «Погладим кошечку, собачку» — плавные движения правой рукой слева направо, затем левой рукой.
Упражнения:
«Покрасим домик» — движения рук сверху вниз, снизу вверх.
«Дельфин» — волнообразное движение правой рукой вперед, то же левой рукой то же двумя руками.
«Рыбка» — ладони сомкнуты, волнообразное движение кистями вперед.
«Фонарики»— руки согнуты в локтях, кисти в кулачки Дети поочередно сжимают и разжимают кисти, имитируя мигание фонариков.
Тренировка активных движений кистей рук.
В этот период проводим упражнения с разными атрибутами.
с мячом «Подбрось и поймай», «Мяч в корзину», «Прокати мяч ракеткой», «Мяч друг другу», «Попади в обруч» и др.
Когда дети хорошо научатся владеть мячом, включаем в игру речь, то есть развиваем слухо-рече-двигательную координацию под зрительным контролем. Игры проходят следующим образом Дети стоят по кругу. Педагог бросает мяч ребенку и задает одновременно какой-либо вопрос, например «Как тебя зовут?», «Кто стоит справа, слева9», «Назови предыдущее число, последующее число» и т д, и ребенок должен ответить с одновременным броском мяча педагогу, с обручем дети попарно катают обручи друг другу и ловят их, сопровождая действия словом «лови». Вращательные движения обруча правой, левой рукой, со словами «вправо», «влево», с игрушками на колесиках прокатывание их друг другу через воротики.
«Юный жонглер» дети сначала учатся удерживать палочку на ладони, на кулачке, затем идет обучение координированию движений обеих рук путем прокручивания колец на палочке под счет,
«Дружные ладошки» дети стоят попарно напротив друг друга, произносят текст и выполняют соответствующие движения.
Развитие изолированных движений пальцев рук.
Все упражнения для пальчиковой гимнастики проводим с одновременным проговариванием текстов. Давно установлена закономерность уровень развития речи ребенка находится в прямой зависимости от степени тонких движений пальцев рук. Дети, которым удаются изолированные, а затем более сложные пальчиковые движения, — это говорящие дети. Если же пальцы напряженные, сгибаются и разгибаются только вместе, не могут двигаться изолированно — у этих детей отмечаются нарушения речи. Но нужно не просто развивать мелкую моторику а сопровождать движения словом. Это стимулирует речь, развивает ритм движений, вносит элемент игры, развивает эмоциональную выразительность.
Первоначальные упражнения по формированию у детей графических навыков проводим обязательно с игровой мотивацией помоги зверушкам пройти по середине дорожки и найти подарки, соедини точки и узнай кто спрятался, проплыви с моряками по волнам, покажи, как капает дождик, и др. Постепенно игровая мотивация сменяется четко поставленной дидактической задачей. Все упражнения проводятся в системе от простого к сложному.
• проведение различных (непрерывных, пунктирных, волнистых) линий в разном направлении от заданного начала к заданному концу;
• проведение линий по заданному контуру, обозначенному точками, штрихами;
• проведение различных замкнутых линий, идентичных образцу;
• воспроизведение изображений (букв, цифр, фигур) по зрительно воспринимаемому образцу;
• работа в тетрадях в крупную клетку обведение и штриховка клеток, рисование узоров по заданному образу, дорисовывание изображений предметов, печатание букв, цифр;
• графические диктанты и др. ;
• печатание слов (на основе сформированного звуко-буквенного анализа).
В результате такой целенаправленной работы дети развивают зрительно-моторную координацию, успешно овладевают графическими навыками, которые будут хорошей основой для формирования письменной речи, требующей от ребенка решения сразу двух задач — соблюдения графических норм и сосредоточения внимания на содержании.