Получи документы

Профилактика оптической дисграфии у дошкольников как средство предупреждения нарушений письменной речи

Светлана Москвина
Профилактика оптической дисграфии у дошкольников как средство предупреждения нарушений письменной речи

Трудности усвоения программы школьного обучения являются наиболее частой причиной школьной дезадаптации, низкой учебной мотивации. В большинстве случаев эти трудности возникают из-за нарушения у детей чтения и письма.

Нарушение письменной речи отрицательно сказывается на школьной успеваемости детей, тормозят сроки овладения школьной программой, вызывают негативное отношение детей к процессу обучения.

Публикация «Профилактика оптической дисграфии у дошкольников как средство предупреждения нарушений письменной речи» размещена в разделах

Нарушение чтения и письма могут возникать у детей с нормальным интеллектом, сохранной устной речью, полноценным зрением и слухом. В основе этих нарушений лежит несформированность зрительно-пространственных функций.

При недостаточной сформированности зрительного гнозиса и мнезиса, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений, наблюдаются такие виды нарушений, как искаженное восприятие и воспроизведение букв, замены и смешение графически сходных букв. Таким образом, трудности оптического и оптико-пространственного анализа и синтеза, недифферентированность зрительного восприятия и памяти, недоразвитие пространственного восприятия и пространственных представлений могут явиться причиной возникновения оптической дисграфии и дислексии.

Своевременное выявление нарушений зрительно- пространственных функций создает благоприятные предпосылки для проведения профилактической работы по предупреждения у детей нарушений письма и чтения.

Основные направления и содержание работы по профилактике оптической дисграфии у дошкольников

Методические рекомендации были разработаны с учетом:

* Характера ведущей деятельности дошкольника.

* Соответствия возрастным, психологическим и индивидуальным особенностям детей.

* Целей дошкольного воспитания.

1) Развивать пространственное, зрительное восприятие, узнавание

2) Формировать пространственные представления;

3) Формировать навыки зрительного анализа и синтеза.

4) Формирование речевых обозначений пространственных соотношений (уточнение правильного понимания предлогов наречий, обозначающих место нахождения, направление движения, отработка правильного употребления предлогов обозначающих пространственные отношения, отработка предложно-падежных форм со значением направления действия;

5) Совершенствовать ориентацию во временных представлениях, в пространстве, времени, временных интервалах;

6) Совершенствовать мелкую моторику пальцев рук.

7) Формировать графомоторные навыки, зрительно-моторную координацию.

8) Развивать зрительную память и внимание, тактильную, двигательную память, навыки визуализации.

9) Развивать навыки самостоятельной творческой работы.

Методические рекомендации учитывали опыт работы Парамоновой Л. Г. Таким образом, профилактика осуществляется в старшей и подготовительной группах. Известно, что не существует заданий, направленных только на развитие лишь одной функции. Выполнение заданий связано с координированной работой речевых и неречевых психических функций. Например, зрительная память и внимание, особенно такие их характеристики, как концентрация, объём, переключение, связаны с гностическими процессами, зрительно-моторной координацией, с усвоением временных и пространственных представлений. Поэтому мы условно разделяем эти направления.

Направление Формирование оптико – пространственных функций.

Одной из предпосылок появления оптической дисграфии является недостаточный уровень развития оптико – пространственных функций. По этому одним из наиболее важных направлений работы по коррекции дошкольников предпосылок нарушений письма является формирование оптических (зрительных) и пространственных функций. Мы эти направление разделили на несколько разделов:

o Формирование зрительного восприятия и узнавания.

o Развитие зрительного анализа и синтеза.

o Формирование пространственного восприятия, пространственных представлений.

o Формирование собственно пространственных представлений.

o Работа по формированию «схемы тела»

o Работа по формированию понимания пространственных отношений объектов, расположенных по отношению к телу.

o Совершенствование схемы тела с упором на «ПРАВО – ЛЕВУЮ» ориентировку.

o Формирование ориентировки во внешнем пространстве.

o Формирование ориентировки на плоскости листа.

o Формирование временно-пространственных представлений.

o Формирование числовых, порядковых, временных представлений.

o Формирование понимания пространственных предложно-падежных конструкций, прилагательных, наречий обозначающих место нахождения, направление движения.

o Формирование цифрового, геометрического гнозиса, мнезиса.

o Работа с цифрами.

Формирование зрительного восприятия и узнавания.

Восприятие один из важнейших психических процессов, лежащих в основе любого вида деятельности. Для осуществления полноценного письма в будущем сохранность и сформированность зрительного восприятия является одной из наиболее значимых предпосылок. В качестве заданий, формирующих зрительное восприятие, рекомендуется предлагать детям задания, связанные с необходимостью восприятия и узнавания предметных, реалистических изображений. В подготовительном периоде в изучении грамоты, например в старшей группе в процессе формирования зрительного гнозиса используются картинный предметный материал, геометрические фигуры.

Перечисленные виды работы раскрываются на примере следующих упражнений:

Задание «Что здесь изображено?»Узнавание «зашумленных» (наложенных, перечеркнутых и т. п.) геометрических фигур; предметов, букв одинаковых и различных по величине, форме и цвету.

Задание «Фигура и фон».Подбирается такой материал, чтобы основу его составлял определенный фон (более или менее часто расставленные точки или значки любой конфигурации; различные пересекающиеся линии, переплетающиеся листья и т. п.)

Ход задания: Ребенку предлагается различить на таком фоне фигуры, то есть найти, показать и назвать все «замаскированные» в этом «шуме» изображения.

Задание «Путаница». Количество линий и узлов может быть разное, в зависимости от сложности материала и тренированности детей. Сначала можно начать с 3-х линий и довести количество до 8 линий. Как только предлагаемое количество линий будет «распутано» ребенком быстро и без помощи подручных средств, их число должно быть увеличено.

1 Вариант. Ребенку предлагаются разного рода «путаницы» в виде перепутанных нитей от воздушных шариков, тропинок, коридорчиков, идущих к предметам, фигурам, цифрам. Буквам. К каждой картинке дается соответствующее задание («У кого какой шарик?», «Помоги выйти» и т. п.)

2 Вариант. Сначала сконструировать лабиринт на полу с помощью подручных средств, специальных геометрических форм и предложить ребенку провести по лабиринту пальцем, затем – карандашом, и лишь потом проследить путь исключительно глазами.

Задание «Разрезные картинки» Предлагаются два одинаковых изображения (предмет, фигура, цифра, буква) : целое (образец) и разрезанное на несколько частей: на две (по горизонтали, вертикали, на четыре, на шесть, девять; на части в виде полос, квадратов или любой неправильной формы.

Ход задания: Ребенок складывает разрезанное изображение сначала по образцу, затем без него. Количество фрагментов должно соответствовать актуальным возможностям ребенка. Постепенно оно увеличивается, а элементы усложняются по конфигурации.

Задание «Узнай, кто я», «Что это?»

Используются несложные рисунки, выполненные контурной пунктирной линией. Ребенку предлагается, узнать, кто или что «прячется» в точках, и соединить все точки одной ровной и аккуратной линией. (предметы, цифры, буквы)

Развитие зрительного анализа и синтеза.

Данное направление представляет собой формирование более сложного по сравнению с первым направлением умения: умения осуществлять анализ и синтез с опорой на зрительное восприятие различных предметов и их изображений. Наиболее эффективными видами работы в данном направлении являются следующие: нахождение и словесное обозначение одинаковых и различных предметов (изображений, определение недостающих элементов изображения, классификация предметов, геометрических фигур по зрительно воспринимаемым признакам: цвету, форме, размеру, количеству.

Задание «Чего здесь не хватает?» Предъявляется изображение предмета с недостающими деталями. Ребенку нужно найти, назвать и исправить (дорисовать) «ошибки художника». При затруднениях рекомендуется показать ребенку правильное изображение и провести сравнения, обязательно вербализуя его результаты.

Задание «Дорисуй предмет до целого» Предъявляется изображение с неполным количеством элементов. Ребенку нужно дорисовать отсутствующие элементы в заданном рисунке и назвать их. Предмет может быть не дорисован по оси (справа или слева, могут отсутствовать некоторые его части.

Задание «Что перепутал художник?» Предъявляются изображения любых предметов, животных, лиц, целых сюжетов и т. п. Ребенок должен найти не свойственные им детали и объяснить, как исправить ошибки.

Задание «Найди все предметы». Предлагается бланк, на котором вразброс нарисовано большое количество различных простых предметов, геометрических фигур. Ребенка просят найти, назвать и вычеркнуть все изображения одинакового вида (одинаковые геометрические фигуры, одинаковые предметы и т. п.)

Задание «Подбери нужную фигуру» Перед ребенком выставляются фигуры (круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник, ромб, полукруг) различные по цвету и величине. Предлагается подобрать фигуры одного цвета, одинаковой формы и величины, одинаковые по цвету и форме, различные по форме и цвету. Результаты выполнения задания рекомендуется проговаривать.

Задание «Найди одинаковую фигуру, предмет в ряду». Предлагаются различные изображения Необходимо найти два одинаковых изображения в ряду.

Формирование пространственного восприятия, пространственных представлений.

Обучение должно идти от ориентировки в пространстве собственного тела ребенка к абстрагированным пространственным представлениям, с постепенным овладением анализом пространственных взаимоотношений объектов во внешнем пространстве. Известно, что дети с трудом понимают абстрактные формулировки предложных отношений «зад – перед», «над – под», «в – на». Поэтому включается проговаривание на конкретных примерах и выяснение где что стоит, сколько в комнате углов, и как все это словесно отразить. Необходимо проделать с ребенком все действия, связанные с пространственными взаимоотношениями предметов (в, на, под, у и т. д.) и обязательно проговорить их вслух. Рекомендуется постепенно расширять поле деятельности ребенка, переходить к работе с картой, планом. Например задание «Вам письмо» см. А. Ф. Ануфриев. «Как преодолеть трудности в обучении детей». Участвуют в работе задания с разрезными картинками, пазлы, игры на развитие пространственных представлений.

Работа по формированию «схемы тела».

На этом этапе осуществляется работа по формированию представлений о собственном лице, теле (уровень пространства собственного тела). Началом является работа непосредственно над схемой тела, а в дальнейшем продолжается на объектах, расположенных по отношению к телу с точки зрения «вертикальной организации» пространства тела (его вертикальной оси).

Последовательность работы:

1) Анализ расположения частей тела по параметрам: «выше всего», «ниже всего», «выше, чем», «ниже, чем». Работа осуществляется перед зеркалом.

2) Введение в работу в сопоставлении с этими представлениями предлогов : «над», «под», «между». Выяснение того, «что находится над (носом, ртом и т. д.)»; «что находится под…бровями, носом и т. д.)». Анализируются различия между этими представлениями (в отношении характеристик частей лица).

3) Анализ положений других частей тела (рук, тела, ног). Работа проводится аналогично, по вертикальной оси. Сначала перед зеркалом, потом через этап движения, прощупывания (на уровне тактильных ощущений, а затем с закрытыми глазами.

Задание «Зарядка» Предлагаются карточки с схематичным изображением человечков в различных позах. Ребенку предлагается карточка Инструкция «Прими нарисованную позу»

Работа по формированию понимания пространственных отношений объектов, расположенных по отношению к телу.

На этом этапе работа осуществляется с точки зрения «горизонтальной организации» пространства (по горизонтальной оси).

1) Анализ расположения частей тела, если оно находится в горизонтальном положении. Введение представлений : «ближе к…», «дальше к…».

2) Упражнения по сопоставлению вертикальной и горизонтальной организации объектов в пространстве.

3) Отработка понятий, отражаемых с помощью предлогов : «перед» и «за».

Задание «Запомни серию движений» Ребенку предлагается запомнить, а потом воспроизвести серию движений Инструкция «Подними руки вперед, а правую ногу отставь назад»

Совершенствование схему тела с упором на «ПРАВО – ЛЕВУЮ» ориентировку.

Работа начинается с анализа расположения объектов (окружающих ребенка предметов) вокруг его собственного тела с формированием таких понятий, как «слева», «справа», «левее», «правее». Работа начинается с маркирования руки ребенка ( маркерами могут выступать: часы, браслеты, плетения из бисера или ниток)

1) Анализ расположения отдельных частей рук. В первую очередь, проводится работа с ведущей рукой ребенка.

2) Анализ взаиморасположения объектов во внешнем пространстве с позиций «право – левой» ориентировки. Отрабатываются представления : «слева от…», «справа от…», «левее, чем…», «правее, чем…».

Формирование ориентировки во внешнем пространстве.

На этом этапе ведется работа по формированию ориентировки в окружающем пространстве.

1) Определение пространственного расположения предметов по отношению к ребенку. Используются такие упражнения, как просьба к ребенку показать, какой предмет находиться справа (слева) от него; просьба положить книгу (игрушку) справа (слева) от себя.

2) Определение пространственных соотношений между двумя – тремя предметами или изображениями.

Задание «Робот».Игра способствует развитию внимания, контроля, ребенок осваивает пространство с учетом схемы собственного тела. Инструкция «Ты будешь роботом и поможешь взять нужную мне вещь. Ты найдешь ее с помощью моих подсказок и будешь двигаться только так, как я скажу. «Два шага вперед. Один назад, два шага вправо и т. д.»

Задание «Робот 2 вариант». После уточнения расположения двух предметов предлагается взять правой рукой книгу и положить ее возле правой руки, взять левой рукой тетрадь и положить у левой руки. Далее задается вопрос: «Где находится книга, справа или слева от тетради?»

Задание «Разложи предметы в магазине» или «Наведи порядок на столе» Выполнение заданий по инструкции взрослого: положить карандаш справа от тетради; положить ручку слева от книги; сказать, где находится ручка по отношению к книге – справа или слева; где находится карандаш по отношению к тетради – справа или слева.

Формирование ориентировки на плоскости листа

Важным этапом работы является работа по формированию ориентировки на плоскости листа. Рекомендуется начинать работу с определения и отработки словесного обозначения различных частей листа (правый верхний угол, левый верхний угол, центр, и т. д.) Для закрепления рекомендуется использовать такие упражнения, как:

Задание «Графические диктанты» Ребенку дается лист в клеточку и карандаш. Перед диктантом целесообразно вспомнить проговорить вместе с ребенком уже известные ему направления (левое, правое). Затем воспитатель начинает диктант, например, «одну клетку вправо, одну клетку вверх, две клетки вправо, одну клетку вверх и т. д.» По окончании работы необходимо сверить получившийся у ребенка узор с образом.

Задание Использование моделей-заменителей. Для развития координации и умения переводить пространственно заданную ситуацию на плоскость с помощью моделей-заменителей предлагается ситуация : на столе игрушка. Дети должны изобразить ситуацию, используя заменители: круг вместо игрушки, квадрат вместо стола. Используя игрушечный стол, меняется местоположение игрушки, моделируя разные ситуации: машинка под столом, мяч на столе, сбоку от стола, стол между куклой и машинкой. Дети строят модель пространственной ситуации на плоскости (на столе, поясняя ее словами: за, между, перед, справа.

Задание «Муха» Предъявляется от четырех до девяти клеток поле и изображение мухи (может быть использована в этом качестве любая фишка, фигура). Инструкция: «Я сейчас буду говорить тебе, куда поползет муха, а ты ее передвигай». Воспитательпроговаривает по действиям «маршрут» мухи, ребенок передвигает фишку. Усложнение – игра происходит без опоры на передвижение мухи (фишка убирается) и только в воображаемом плане.

Задание «Нарисуй правильно» Предлагаются карточки с различными фигурами (квадрат, круг, точка, крест). Ребенку нужно выполнить следующие задания: написать букву справа или слева от вертикальной линии; положить кружок, справа от него – крест, слева от креста поставить точку; нарисовать точку, ниже точки – крестик, справа от точки – кружок; нарисовать квадрат, справа от него – крестик, выше крестика поставить точку и т. д

1) Расположение предметов в пространстве по предложенной схеме; Используются схемы, на плоскости листа. Например, образцы схем из методики кубиков Зайцева.

2) Устное описание пространственного положения частей предмета (цифры, буквы)

Задание «Анализ числа» «перед» каким – либо (то есть предшествующее число) и число «после» какого – либо или «за» каким – либо (то есть последующее число). Обращается внимание на движение при этом по ходу стрелки или против него.

Задание. Поиск одинаковых фигур или их сочетаний в ряду предложенных (фигуры могут быть с «правым» и «левым» поворотом);

Задание «Незаконченный рисунок» Ребенку дается карандаш, и сюжетный рисунок, обозначенный пунктиром. Инструкция» Обведи рисунок по пунктирам, так как я попрошу: елка перед домиком, машина стоит перед домом, а лавочка за кустом

Развитие понимания наречий временного, пространственного значения и их использования в речи.

Отработка наречий проходит совместно с работой над ориентировкой в собственном теле, на плоскости листа, в процессе усвоения временных ориентировок.

1) Отработка наречий, обозначающих место нахождения: справа, слева, вверху, внизу, правее, левее

2) Отработка наречий, обозначающих направление движения (вверх, вниз, направо, налево, навстречу)

3) Наречия, отражающие время (сегодня, завтра, раньше, поздно)

Задание «Регулировщик» Ребенку необходимо найти машинки, движущиеся влево или вправо.

Формирование сравнительных степеней прилагательных.

На этом этапе прорабатываются пространственные признаки качества, начиная с уже знакомых и отработанных пространственных представлений («высокий – низкий», «широкий – узкий», «тонкий – толстый» и т. д.)

1) Работа с эмоционально значимыми понятиями в парах: «добрый – злой», «хороший – плохой» и т. п.

2) Работа по формированию сравнительных степеней прилагательных, наречий («маленький», «чуть больше, чем…», «еще больше, чем…», «большой» и т. п.).

Задание «Раскрась по заданию»Ребенку предлагается лист на котором изображены, например, толстые и тонкие предметы. Инструкция «Возьми карандаш и раскрась только тонкие предметы».

Понимание, использование, формирование сложных речевых конструкций).

Рекомендуется проводить работу с инвертированными или пассивными речевыми конструкциями.

Задание «Закончи предложение» Воспитатель произносит сложные речевые конструкции, ребенок – заканчивает их. Например, «перед тем как прийти домой я…», «вместо того, чтобы надеть сапоги я.».

Задание «Ответь на вопрос» Воспитатель предлагает ребенку ответить на вопросы типа: «что длиннее: час или сутки?», «что длится меньше: перемена или урок?», «какое время года бывает перед осенью?», «какой месяц является последним месяцем весны?» и т. п.

Формирование цифрового, геометрического гнозиса, мнезиса.

Для развития буквенного и цифрового гнозиса используют задания, связанные с необходимостью узнавания, дифференциации букв и цифр, анализом элементов, составляющих тот или иной знак, запоминанием графического образа буквы или цифры. Рекомендуется опираться, в первую очередь, на чувственные ощущения, а потом уже подкреплять их логическим объяснением. Примеры упражнений по формированию буквенного и цифрового гнозиса:

Задание «Обведи нужную букву и получи слово» Предъявляется поле, на котором вразнобой написаны различные буквы. Необходимо быстро и правильно найти называемую логопедом букву и обвести ее в кружок. Затем из всех найденных и обведенных в кружок букв предлагается составить и записать слово.

Задание «Допиши букву» Предъявляются карточки с недорисованными (в различных вариантах) буквами (печатными, прописными и строчными). Предлагается определить и сказать, какая это буква и, какой элемент буквы не дорисован, и дорисовать ее.

Задание «На что похожа буква?» Предъявляются карточки буквами (печатными, прописными и строчными). Ребенку предлагается ответить на вопрос, на что похожа буква, и дорисовать ее до этого предмета. Вариант усложнения: ребенок определяет, на что похожа, и во что эту букву можно превратить, а затем дорисовывает букву. Ребёнок может искать предметы, на которые похожа буква.

Задание «Письмо в воздухе» Воспитатель рисует перед ребенком в воздухе различные буквы, которые он должен опознать и назвать. Усложнение: в воздухе прописываются сочетания букв, и целые слова. Далее можно использовать прием совместного написания: логопед подходит к ребенку (спереди или сзади) и, взяв его ладони в свои, помогает ему «писать». Этот прием обладает и психотерапевтическим действием, снимая у детей страх перед школьной доской или тетрадью.

Задание «Где неправильная буква?» Предъявляется карточка, на которой изображены правильно написанные буквы вперемешку с неправильно написанными. Ребенку предлагается обнаружить, назвать, обвести в кружок и сосчитать неправильно написанные буквы.

Задание «Зеркальные буквы» Предъявляется карточка, на которой изображены пары букв – одна правильно, а другая зеркально по отношению к первой. Предлагается найти и назвать правильно написанные буквы, проговорив направление (правое или левое, в котором расположены элементы.

Задание «Узнай букву по ее фрагментам» Предъявляется карточки с фрагментами букв. Ребенку предлагается узнать букву, назвать ее, определить, из каких фрагментов она состоит и дописать недостающие фрагменты.

Задание «Конструирование» Предлагаются задания на конструирование буквы из элементов, по образцу, по показу, по памяти. Реконструирование буквы, путем убавления и добавления элементов, изменения их положения в пространстве.

Задание «Найди неправильную цифру» Предъявляется поле, на котором вразнобой написаны различные цифры: правильно и неправильно. Необходимо быстро и правильно найти называемую логопедом цифру, обвести ее в кружок и отыскать ее пару (ту же цифру, но написанную неправильно).

Задание «Расставь буквы в соответствии с цифрами»

Предъявляется запись, в которой определенной цифре соответствует определенная буква. Предлагается расставить буквы в соответствии с цифрами и прочитать, какие слова получились.

Задание «Найди различия»

1 вариант: Определить различия сходных фигур и букв, состоящих из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве: Р – Ь, Г – Т, И – П, П – Н.

2 вариант: Определить различия сходных букв, отличающихся лишь одним элементом: З – В, Р – В.

Задание «Узнай букву, цифру, геометрическую фигуру» Предлагается воспринимать формы буквы через тактильные и кинестетические ощущения. Обводка указательным пальцем ведущей руки контуры букв, вырезанных из мелкой наждачной (или бархатной) бумаги и наклеенной на лист картона. Причем рекомендуется буквы, обозначающие гласные звуки, выполнять из бумаги красного цвета, а буквы, обозначающие согласные звуки – синего.

Автор Москвина С. Г.

Публикации по теме:

Театр  как средство формирования речи дошкольников Отчет по самообразованию воспитателя второй младшей группы Скурихиной О. В. воспитателя ШМДОКУ д/сад "Солнышко" пгт Ленинское Кировской области.

Цветотерапия, как средство коррекции психоэмоционалных нарушений детей .

Формирование оптико-пространственных представлений и предупреждение оптической дисграфии на логопедических занятиях Воспитанниками группы комбинированной направленности являются дети с нормальным речевым развитием и общим недоразвитием речи. У многих из.

Консультация для воспитателей старших дошкольников «Предупреждение оптической дисграфии у детей дошкольного возраста» Предупреждение оптической дисграфии у детей дошкольного возраста. Многолетний опыт работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, общение.

Профилактика и коррекция дисграфии Консультация логопеда Нарушение письма. Коррекция дисграфии В последние годы возросло количество детей, встречающихся с различными трудностями.

Профилактика оптической дисграфии и развитие мелкой пальчиковой моторики в продуктивных видах деятельности ЗАДАЧИ Воспитательные: • привитие интереса к изучению букв • формирование регулирующей функции речи: развитие произвольного поведения,.

Сказка, как средство развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи Сказка как средство развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи «Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того,.

Развитие равновесия как профилактика нарушений осанки и плоскостопия у дошкольников Аннотация: Статья является результатом работы региональной инновационной площадки «Разработка и апробация модели образовательной деятельности.

Презентация «Театрализованная деятельность как средство коррекции эмоциональных нарушений дошкольников» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №6 - ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА» Доклад на педагогическом.

Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Профилактика оптической дисграфии у дошкольников как средство предупреждения нарушений письменной речи
Опубликовано: 21 октября 2018 в 20:23
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД