Елена Мерцалова
Профилактика профессионального выгорания педагога
▼ Скачать + Заказать документы
Профилактика профессионального выгорания педагога.
Современная образовательная система активно внедряет в педагогический процесс инновационные технологии. Происходящие изменения требуют от педагога не только профессиональные знания, умения и навыки, но и его личностное саморазвитие, психологическое самочувствие.
В процессе своей профессиональной деятельности педагог общается с детьми, родителями, коллегами.
Публикация «Профилактика профессионального выгорания педагога» размещена в разделах
В настоящее время термин «профессиональное выгорание» принято употреблять в связи с профессиями, связанными с предметной областью «человек-человек». Это такие профессии как: педагоги школ, воспитатели, врачи, юристы, психологи, психотерапевты, социальные работники, консультанты и другие. Люди работающие по этим специальностям, постоянно сталкиваются с негативными переживаниями других людей и сами находятся в зоне риска для собственной эмоциональной устойчивости. Они чаще других получают сердечно-сосудистые заболевания, неврозы. То есть те, кому приходится взаимодействовать с большим количеством людей.
«Подгорающего» педагога можно отличить по следующим признакам: снижена активность, восприимчивость и реакция на изменение внешней среды, частые головные боли, резкие изменения массы тела, бессонницу, сонливое состояние. Работник становится раздражительным, у него случаются вспышки гнева, он избегает общения. Симптомы выгорания могут быть не только у сотрудников, но и у трудовых коллективов. Коллеги теряют веру в позитивное изменение на работе или в своей жизни, возможность изменить что-либо собственными силами.
В зоне риска. Кто же сильнее всех рискует?
-Возраст. Люди уязвимы к профессиональному выгоранию из-за возрастной конкуренции, появляется риск потери работы.
- Особенности характера. Это люди с заниженной самооценкой.
- Избыточная квалификация. Люди, кто давно выполняет работу без малейшего напряжения, автоматически и теряют к ней интерес.
- Слабая мотивация. Если нет интереса к работе, безразличие, равнодушие.
- Работа со сложными людьми. Людьми капризными, излишне требовательными, скандальными.
Человек отстраняется от таких людей и постоянно становится равнодушным.
В зоне риска находятся люди, склонные брать на себя чужую ответственность, не умеющие говорить «нет»
Проще предупредить профессиональное выгорание, чем выходить из него. Нужно научиться замечать первые признаки эмоционального истощения:
-нужно вовремя давать себе возможность отдыхать
-в выходные дни отвлекаться от работы
-брать отпуск
-чаще быть на свежем воздухе
-соблюдать режим дня
-хорошо высыпаться.
Основные направления профилактической работы.
Три направления:
1. Организация деятельности.
2. Улучшение психологического климата в коллективе.
3. Работа с индивидуальными особенностями.
1. Организация деятельности.
Администрация может обеспечивать работникам возможность профессионального роста. Четко распределить обязанности, продумав должностные инструкции. Организовывать здоровые взаимоотношения сотрудников. Большое внимание уделить организации рабочего места и времени.
2. Улучшение психологического климата в коллективе.
Создание психологического комфорта, формирование коллектива, существующего как единое целое, как группа людей, поддерживающих друг друга.
3. Работа с индивидуальными особенностями.
Здесь необходима работа по развитию у сотрудников умения разрешать конфликтные ситуации, находить решения.
Многие люди пытаются всюду успеть, больше делать, чем в их силах. Снизьте темп жизни! Разумнее делать меньше, но лучше, чем много, но плохо, а потом еще переживать за «плохо».
Старайтесь без ущерба без здоровья пережить неудачу. Трудности могут коснуться каждого, это норма жизни.
Риск выгорания смягчают стабильная и привлекательная работа, удовлетворенность качеством жизни в различных ее аспектах.
Реже «выгорают» оптимисты и жизнерадостные люди, они умеют преодолевать жизненные невзгоды.
Снижают риск выгорания сильная социальная, профессиональная поддержка, надежные друзья и поддержка со стороны семьи.
Тренинговое занятие "Спасательный круг" для педагогов
Цель: Профилактика “профессионального выгорания” педагогов.
Задачи:
• Предупреждение и снятие психологической перегрузки педагогов.
• Повышение самооценки, уверенности в своих силах.
• Снятие мышечного напряжения и развитие умения расслабляться.
• Выражение отрицательных эмоций (гнев, обида, страх) через игру.
• Развитие у педагогов способности мыслить о себе в позитивном ключе.
1. Упражнение “Имя — профессиональное качество”
Здравствуйте, уважаемые педагоги! (Участники тренинга сидят на стульях в кругу.) Давайте поприветствуем друг друга: каждый по очереди, передавая мяч, называет свое имя и какое-либо свое профессиональное качество, начинающееся на первую букву (при затруднении — на вторую) его имени. Например, Елена-естественная
2.Тест который поможет оценить, насколько вы умеете заботиться о своем внутреннем благополучии
У Вас в руках карточки разного цвета
Красная- согласен с высказыванием
Синяя – не согласен с высказыванием
Зеленая- затрудняюсь ответить
Я зачитаю высказывания, а Вы поднимаете соответствующую карточку
Если мне грустно, я покупаю себе подарок
Я нахожу время чтобы отдохнуть и расслабиться
Я позволяю себе быть эгоистичным
Я заранее планирую свой отдых
Я могу сказать нет, если люди требуют от меня то чего я не хочу делать
Если Вы поднимали больше красную карточку, это означает что у Вас все хорошо и Вы умеете заботиться о своем психологическом здоровье
Если Вы поднимали больше синюю или зеленую карточку, то Вам нужно позволять себе больше того, что Вы себе позволяете