Ирина Лебедева
Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Роль воспитателя
▼ Скачать + Заказать документы
В последнее время в дошкольном воспитании актуальными стали вопросы оказания специализированной логопедической помощи детям дошкольного возраста. Статистика показывает, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей с дефектами речи. В связи с этим возрастает необходимость совместной работы логопедов и воспитателей детских дошкольных учреждений не специального типа по предупреждению речевых нарушений у дошкольников.
Логопедическая работа в детском дошкольном учреждении неспециального типа включает в себя несколько направлений:
Публикация «Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста, Роль воспитателя» размещена в разделах
• преодоление имеющихся нарушений речи у детей
• предупреждение возможных вторичных нарушений речи
• профилактика (пропедевтика) речевых нарушений до их возникновения
• совершенствование разных сторон и качеств речи при отсутствии нарушений,
• параллельная коррекция и доразвитие других психических функций, таких как слухоречевое и зрительное внимание, зрительная и речевая память, словесно-логическое мышление.
Часто, вся логопедическая работа воспринимается только как ликвидация неправильного произношения у детей. Это понятно, так как нарушения звукопроизношения воспринимаются окружающими в первую очередь и вызывают наибольшие беспокойства родственников ребенка. Но при таком подходе к логопедии зачастую не рассматриваются другие направления работы логопеда. Одним из важнейших направлений является профилактика и предупреждение речевых нарушений у детей дошкольного возраста.
Каковы же причины возникновения речевых нарушений? Среди последних можно выделить:
• ухудшение экологической обстановки;
• особенности региона по йодо - и фтор - дефицитности;
• увеличение числа патологий беременности;
• увеличение количества родовых травм;
• ослабление здоровья детей и рост детской заболеваемости;
• различные социальные причины.
Отдельно остановимся на социальных причинах появления речевых нарушений.
1. Прежде всего, это снижение уровня языковой культуры общества в целом. Наши дети, зачастую слышат вокруг себя не только неправильно оформленную речь, но и далеко нелитературные выражения. В некоторых случаях оставляет желать лучшего содержание и речевое оформление программ телевидения.
2. Неправильное речевое окружение и воспитание так же может являться причиной возникновения у детей дефектов речи (по типу искажения). При таком положении вещей маленький ребенок не в состоянии воспринять языковую норму родного языка, артикуляционные уклады звуков слышимой речи, у него формируется неправильное или неточное восприятие речевых звуков. А это, в свою очередь, приводит к появлению дефектов звукопроизношения.
Нарушения звуковой культуры речи, возникшие в дошкольном возрасте, в дальнейшем могут повлечь за собой целый ряд вторичных нарушений речи :
• недоразвитие фонематического слуха,
• задержанное формирование навыков звукового, слогового и буквенного анализа слов,
• обеднение словаря ребенка,
• нарушение грамматического строя родной речи.
Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка в целом. Поэтому так важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание ее чистоте и правильности.
По мнению многих специалистов, начало целенаправленной работы по формированию правильного звукопроизношения уже с трехлетнего возраста помогает предотвратить появление многих нарушений речи, а зачастую и выявить у детей данного возраста другие, более сложные речевые патологии, что способствует их ранней коррекции.
Большая роль в формировании правильной речи детей принадлежит воспитателям детских дошкольных учреждений. Если одной из задач логопеда является коррекция, исправление дефектов речи при неправильном речевом развитии ребенка, то задачей воспитателя является формирование речи детей при нормальном речевом развитии. Программа воспитания и обучения в детском саду предусматривает развитие всех сторон устной речи: словаря, грамматического строя, связной речи, звукопроизношения. Таким образом, воспитание звуковой культуры речи является составной частью системы работы по развитию речи. Основными компонентами звуковой культуры речи являются ритмико-мелодическая сторона речи (интонация) и звуки речи (система фонем). Работа воспитателя по формированию звуковой стороны речи включает в себя несколько этапов:
1. подготовительный;
2. этап появления звука;
3. этап усвоения и автоматизации звука (правильное произношение звука в связной речи)
Особенно важны первые два этапа, которые включают в себя:
• развитие слухового внимания детей;
• развитие мелкой моторики пальцев рук у детей;
• развитие подвижности артикуляционного аппарата;
• уточнение артикуляции и произношения звука или его вызывание по подражанию.
Часто, данному этапу работы не уделяется достаточно времени. В результате такой поспешности дети оказываются неподготовленными к последовательной целенаправленной речевой работе, что может послужить толчком к появлению дефектов речевого развития.
В детском саду широко используются различные игры на развитие слухового внимания у детей, пальчиковые игры, сопровождаемые текстами, представлена предметная среда для развития мелкой моторики пальцев рук. Но при обследовании детей, нуждающихся в специализированной логопедической помощи, выявляется, что мышцы пальцев рук у них слабые, дети не могут точно воспроизвести заданную позу, не могут ее удержать. Особые трудности вызывают задания на смену пальчиковых поз, воспроизведение заданного темпа в движениях. В чем же причина таких нарушений? Дети при проведении пальчиковых игр коллективно выполняют движения неточно, не осознают отдельные положения пальцев, отвлекающим моментом является и речевое сопровождение игры. В связи с этим представляется целесообразным наряду с использованием пальчиковых игр, ежедневное проведение пальчиковой гимнастики с детьми, которая включает в себя комплекс отдельных или чередующихся в определенном порядке и темпе поз и движений для пальцев рук. Это позволит комплексно проводить работу по развитию мелкой моторики пальцев рук у детей.
Очень важно в процессе работы по развитию речи уточнение артикуляции и произношение звука. Оно позволяет привлечь внимание детей к положению органов артикуляции, усилить кинестетические и слуховые ощущения. Данный вид речевой работы проводится коллективно в виде заучивания и проговаривания стихотворений, чистоговорок, насыщенных соответствующим звуком или включающих в себя звукоподражание. Такая форма действительно эффективна, если звук появляется у ребенка спонтанно и уже достаточно автоматизирован в самостоятельной речи. Если же данный звук еще не сформирован, или процесс автоматизации не завершен, то происходит фиксация дефектного звука в речи ребенка, что в дальнейшем потребует кропотливой коррекционной работы. Исходя из этого, целесообразнее совмещать работу по уточнению положения органов артикуляции при данном звуке с проговариванием стихотворных текстов. При этом проговаривание воспитателя должно быть четким, с хорошей артикуляцией наиболее значимых моментов, желательно не в быстром, умеренном темпе.
Но перед этим должна быть проведена предварительная работа по развитию артикуляционной моторики у детей. Дети должны обладать элементарными знаниями о строении ротовой полости, о возможных движениях органов артикуляции. В соответствии с программой воспитания и обучения в детском саду знакомство детей со звуками речи происходит в определенной последовательности, повторяющей основные этапы становления детской речи при нормальном речевом развитии. В связи с этим очень важно предварять ознакомление детей со звуками речи выполнением артикуляционных тренировочных упражнений, которые способствуют формированию и закреплению правильных произносительных умений и навыков. Для достижения желаемого результата необходимо выполнять соответствующий комплекс артикуляционной гимнастики в группе.
Последовательная систематическая работа по развитию слухового внимания, развитию артикуляционной и мелкой моторики у детей, уточнению артикуляции и произношения звуков создает благоприятные условия для нормального развития звуковой стороны речи детей дошкольного возраста.
В этой связи одной из главных задач логопеда дошкольного образовательного учреждения становится организация взаимодействия различных специалистов: воспитателей, психолога, музыкального работника и родителей с целью создания эффективных условий для правильного развития речи детей.