Приложение МААМ

Профилактика речевых нарушений в процессе НОД по музыкальному воспитанию

Татьяна Баринова
Профилактика речевых нарушений в процессе НОД по музыкальному воспитанию
▼ Скачать + Заказать документы

Профилактика речевых нарушений в процессе НОД по музыкальному воспитанию

Среди вспомогательных средств общения, пожалуй, самым действенным и организующим является музыка. Восприятие музыки не требует предварительной подготовки и доступно детям, которым нет и года.

Публикация «Профилактика речевых нарушений в процессе НОД по музыкальному воспитанию» размещена в разделах

Само собой разумеется, что музыкальные образы и музыкальный язык должны соответствовать возрасту ребёнка. В. М. Бехтерев считал, что с помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребёнка, умерить слишком возбуждённые темпераменты и активизировать заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения.

Музыка позволяет создавать яркие образы. Моя задача состоит в том, чтобы научить детей вслушиваться, сравнивать и оценивать доступные их пониманию музыкальные образы.

На музыкальных занятиях развиваются функциональные системы ребенка: дыхание, голосовая функция, артикуляционный аппарат, произвольное внимание в целом, процессы запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала.

Свою работу я строю в нескольких направлениях.

Музыкально-ритмические движения.

Общеизвестно, что дети реагируют на музыку почти всегда движениями. Чем разнообразнее движения, тем больше информации поступает в мозг, тем интенсивнее идёт интеллектуальное развитие. Известно, что чем выше двигательная активность ребёнка, тем интенсивнее развивается его речь. Ранняя стимуляция моторного развития и коррекция двигательных нарушений могут способствовать предупреждению ОНР у детей.

Процесс вовлечение детей младшего дошкольного возраста в движение происходит непринуждённо, в игровой форме, с использованием разнообразных приёмов подражательного характера:

• «Побежали тихо, как мышки!»

• «Полетаем, как птички!»

• «Посмотрите, какой самолёт нарисован на картинке. Вот какие большие у него крылья. Он летит и гудит: «у-у-у!». Давайте покажем, как летит самолёт!»

В работе с детьми 2-3 лет я использую программу И. Бурениной «Топ-хлоп», в которой сочетаются музыка, слово и движение.

Например: С помощью упражнения «Большие и маленькие ноги» дети легко усваивают темп и ритм движения.

Образно-игровые движения развивают способность к импровизации, слух, внимание, мышление, творческую фантазию, память, раскрывают понятные детям образы, формируют умения творчески передавать характер и повадки изображаемого животного. Упражняясь в выполнении таких движений, дети развивают силу, ловкость, координацию движений, учатся ориентироваться в пространстве, приобретают навык двигаться в заданном темпе и ритме.

Танцевально-ритмические упражнения являются основой для развития чувства ритма и двигательных способностей, позволяющих свободно и красиво выполнять согласованные с музыкой движения, задания и игры (в том числе подвижные). Осознание возможностей своего тела при выполнении тех или иных поз, движений, жестов означает вместе с тем и осознание своих чувств. Способность активно переживать музыку и тонко чувствовать эмоциональную выразительность ритма музыкального произведения развивается постепенно, соответственно программным задачам музыкального воспитания.

Важным этапом работы с речевыми нарушениями дошкольников является постановка правильного дыхания, так как именно правильное дыхание и четкая артикуляция – основа развития правильной речи.

Над развитием артикуляции работа ведётся в процессе:

• разучивания песен.

• пение песен и распевок со звукоподражанием.

• артикуляционной гимнастики:

Использование упражнений на выполнение определённых движений (по рекомендации учителя-логопеда).

Например: вытянуть губы вперёд трубочкой,

растянуть губы в улыбке (зубов не видно);

открывать рот, закрывать рот;

надуть левую щёку, надуть правую, надуть обе щеки одновременно;

показать язык вперёд «жалом», удержать на три счёта;

Для развития речевого дыхания использую распевки, в которых дети учатся брать дыхание между музыкальными фразами. Использую упражнения и дидактические игры.

Для развития внеречевого дыхания использую упражнения на дыхания, игра на духовых музыкальных инструментах.

Например: «Воздушные шарики», «Сердитая муха», «Весёлый паровозик», скороговорка про Егорку.

Неоценима роль игр и упражнений для развития мелкой моторики, быстроты реакции, координации деятельности слухового и зрительного анализаторов для развития речи.

Для развития мелкой ручной моторики использую пальчиковые игры.

Тренировать пальцы рук можно уже с шестимесячного возраста. Формирование словесной речи ребёнка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи.

Простейший метод тренировки - массаж: поглаживание пальцев рук в направлении от кончиков пальцев к запястью. Простейшее упражнение: в течение 2-3 минут ежедневно сгибать и разгибать каждый пальчик ребёнка. На этом упражнении ещё раз можно убедиться в уникальности и мудрости наших предков. Задолго до открытия учёными взаимосвязи руки и речи они сумели придумать потешки – «Сорока – белобока», «Мальчик – пальчик», «Ладушки – ладушки», - которые по сей день мы применяем на практике.

Для развития неречевого слуха использую дидактические игры:

• "Угадай, на чём играю?» (какой музыкальный инструмент звучит)

определять направление звука,

• «У какого инструмента самый высокий голосок?»(различать высоту звука)

• «Тихо-громко!»:(различать его силу и громкость)

• «Музыкальное эхо» - учат воспроизводить ритм, развивают слуховую память

Инструментальное музицирование является основой формирования ритмических навыков игры на различных музыкальных инструментах. Я использую на занятиях фольклорный материал в виде потешек и маленьких песенок. Использование потешек и коротеньких стихов способствует развитию ритмического строя речи. Исполнение потешек сопровождается ритмическим звучанием шумовых, музыкальных инструментов

Развитие речевого слуха происходит в процессе разучивания и проговаривание текстов песен в ритме мелодии.

Для развития мимической моторики использую упражнения например:

• нахмурить брови, поднять их вверх;

• наморщить лоб;

• зажмурить глаза, прищурить глаз;

• выразить мимикой удивление, печаль, ужас, радость.

Перечисленные упражнения легко преподнести в игровой форме, т. е. Например: поздороваемся сердитым, ласковым, весёлым и. т. д. голосом

Развитие словарного запаса происходит за счёт пополнение словаря музыкальной терминологией. Обогащение словаря происходит в процессе занятий.

Например: Музыкально- дидактическая игра: «Копилка»

Развитие грамматики и связной речи - развитие у детей навыков использования в свободной речи правильных грамматических форм.

Разучивание текстов песен, музыкальных спектаклей, инсценировки, кукольный театр, умение рассказать о музыкальном произведении.

Развитие звуковой стороны речи формируется логопедом. Моя задача состоит в том, чтобы следить за правильным произношением звуков при пении, следить за произношением окончаний слов. Кроме этого в своей работе я использую для распевок вокализы на гласные звуки, распевки на слоги «ма-мэ-ми-мо-му», «да-дэ-ди-до-ду».

Музыкально-дидактическая игра на развитие правильного звукообразования «Ракета», «Качели».

Музыка несёт в себе мощное коммуникативное начало, в ней заложены широчайшие возможности общения. Слушая хорошую музыку в хорошем исполнении, дети испытывают состояние наслаждения, восхищения. У них формируются первоначальные ценностные ориентации – способность ценить красоту в жизни. Восприятие музыки способствует общему интеллектуальному и эмоциональному развитию.

Специалисты выделяют следующие положительные эффекты использования музыкотерапии:

• Музыка оказывает сильное успокаивающее воздействие на гиперактивных детей.

• Замкнутые, скованные дети становятся более спонтанными, у них развиваются навыки взаимодействия с другими людьми.

• Улучшается речевая функция.

• Улучшается сенсомоторная функция.

Музыкальный руководитель развивает перечисленные навыки, включая задания, игры и упражнения, подобранные логопедом, в занятия, в сценарии утренников.

Использование на музыкальных занятиях, праздниках и развлечениях логопедических распевок, речевых игр, логоритмических упражнений, игр со словом, пальчиковых игр, музыкально-ритмических движений с пением, поговорок, небылиц, считалок, подговорок, музыкально-дидактических игр со словом, потешек, стихов, скороговорок, инсценировок сказок и песен, вокально-хоровая работа- способствуют профилактике нарушений речи у детей.

Публикации по теме:

Система работы с «особыми» детьми младшего дошкольного возраста по коррекции эмоционально-личностных проблем в условиях ДОУ Коррекция – это исправление каких либо недостатков. У детей с проблемами в развитии их, конечно, немало. Работа эта направлена не только.

Эмоциональное развитие ребёнкаЭмоциональное развитие ребёнка Тема: «Эмоциональное развитие ребёнка». Выполнила: Болотова Марина Николаевна, музыкальный руководитель МБДОУ 134, г. Дзержинск. 2 0.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Профилактика речевых нарушений в процессе НОД по музыкальному воспитанию
Опубликовано: 6 октября 2014 в 14:29
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Профилактика речевых нарушений в процессе НОД по музыкальному воспитанию» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Баринова (УИ 250220) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД