Профилактика речевых нарушений в процессе НОД по музыкальному воспитанию

Татьяна Баринова
Профилактика речевых нарушений в процессе НОД по музыкальному воспитанию

Среди вспомогательных средств общения, пожалуй, самым действенным и организующим является музыка. Восприятие музыки не требует предварительной подготовки и доступно детям, которым нет и года.

Само собой разумеется, что музыкальные образы и музыкальный язык должны соответствовать возрасту ребёнка. В. М. Бехтерев считал, что с помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребёнка, умерить слишком возбуждённые темпераменты и активизировать заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения.

Музыка позволяет создавать яркие образы. Моя задача состоит в том, чтобы научить детей вслушиваться, сравнивать и оценивать доступные их пониманию музыкальные образы.

На музыкальных занятиях развиваются функциональные системы ребенка: дыхание, голосовая функция, артикуляционный аппарат, произвольное внимание в целом, процессы запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала.

Свою работу я строю в нескольких направлениях.

Музыкально-ритмические движения.

Общеизвестно, что дети реагируют на музыку почти всегда движениями. Чем разнообразнее движения, тем больше информации поступает в мозг, тем интенсивнее идёт интеллектуальное развитие. Известно, что чем выше двигательная активность ребёнка, тем интенсивнее развивается его речь. Ранняя стимуляция моторного развития и коррекция двигательных нарушений могут способствовать предупреждению ОНР у детей.

Процесс вовлечение детей младшего дошкольного возраста в движение происходит непринуждённо, в игровой форме, с использованием разнообразных приёмов подражательного характера:

• «Побежали тихо, как мышки!»

• «Полетаем, как птички!»

• «Посмотрите, какой самолёт нарисован на картинке. Вот какие большие у него крылья. Он летит и гудит: «у-у-у!». Давайте покажем, как летит самолёт!»

В работе с детьми 2-3 лет я использую программу И. Бурениной «Топ-хлоп», в которой сочетаются музыка, слово и движение.

Например: С помощью упражнения «Большие и маленькие ноги» дети легко усваивают темп и ритм движения.

Образно-игровые движения развивают способность к импровизации, слух, внимание, мышление, творческую фантазию, память, раскрывают понятные детям образы, формируют умения творчески передавать характер и повадки изображаемого животного. Упражняясь в выполнении таких движений, дети развивают силу, ловкость, координацию движений, учатся ориентироваться в пространстве, приобретают навык двигаться в заданном темпе и ритме.

Танцевально-ритмические упражнения являются основой для развития чувства ритма и двигательных способностей, позволяющих свободно и красиво выполнять согласованные с музыкой движения, задания и игры (в том числе подвижные). Осознание возможностей своего тела при выполнении тех или иных поз, движений, жестов означает вместе с тем и осознание своих чувств. Способность активно переживать музыку и тонко чувствовать эмоциональную выразительность ритма музыкального произведения развивается постепенно, соответственно программным задачам музыкального воспитания.

Важным этапом работы с речевыми нарушениями дошкольников является постановка правильного дыхания, так как именно правильное дыхание и четкая артикуляция – основа развития правильной речи.

Над развитием артикуляции работа ведётся в процессе:

• разучивания песен.

• пение песен и распевок со звукоподражанием.

• артикуляционной гимнастики:

Использование упражнений на выполнение определённых движений (по рекомендации учителя-логопеда).

Например: вытянуть губы вперёд трубочкой,

растянуть губы в улыбке (зубов не видно);

открывать рот, закрывать рот;

надуть левую щёку, надуть правую, надуть обе щеки одновременно;

показать язык вперёд «жалом», удержать на три счёта;

Для развития речевого дыхания использую распевки, в которых дети учатся брать дыхание между музыкальными фразами. Использую упражнения и дидактические игры.

Для развития внеречевого дыхания использую упражнения на дыхания, игра на духовых музыкальных инструментах.

Например: «Воздушные шарики», «Сердитая муха», «Весёлый паровозик», скороговорка про Егорку.

Неоценима роль игр и упражнений для развития мелкой моторики, быстроты реакции, координации деятельности слухового и зрительного анализаторов для развития речи.

Для развития мелкой ручной моторики использую пальчиковые игры.

Тренировать пальцы рук можно уже с шестимесячного возраста. Формирование словесной речи ребёнка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи.

Простейший метод тренировки - массаж: поглаживание пальцев рук в направлении от кончиков пальцев к запястью. Простейшее упражнение: в течение 2-3 минут ежедневно сгибать и разгибать каждый пальчик ребёнка. На этом упражнении ещё раз можно убедиться в уникальности и мудрости наших предков. Задолго до открытия учёными взаимосвязи руки и речи они сумели придумать потешки – «Сорока – белобока», «Мальчик – пальчик», «Ладушки – ладушки», - которые по сей день мы применяем на практике.

Для развития неречевого слуха использую дидактические игры:

• "Угадай, на чём играю?» (какой музыкальный инструмент звучит)

определять направление звука,

• «У какого инструмента самый высокий голосок?»(различать высоту звука)

• «Тихо-громко!»:(различать его силу и громкость)

• «Музыкальное эхо» - учат воспроизводить ритм, развивают слуховую память

Инструментальное музицирование является основой формирования ритмических навыков игры на различных музыкальных инструментах. Я использую на занятиях фольклорный материал в виде потешек и маленьких песенок. Использование потешек и коротеньких стихов способствует развитию ритмического строя речи. Исполнение потешек сопровождается ритмическим звучанием шумовых, музыкальных инструментов

Развитие речевого слуха происходит в процессе разучивания и проговаривание текстов песен в ритме мелодии.

Для развития мимической моторики использую упражнения например:

• нахмурить брови, поднять их вверх;

• наморщить лоб;

• зажмурить глаза, прищурить глаз;

• выразить мимикой удивление, печаль, ужас, радость.

Перечисленные упражнения легко преподнести в игровой форме, т. е. Например: поздороваемся сердитым, ласковым, весёлым и. т. д. голосом

Развитие словарного запаса происходит за счёт пополнение словаря музыкальной терминологией. Обогащение словаря происходит в процессе занятий.

Например: Музыкально- дидактическая игра: «Копилка»

Развитие грамматики и связной речи - развитие у детей навыков использования в свободной речи правильных грамматических форм.

Разучивание текстов песен, музыкальных спектаклей, инсценировки, кукольный театр, умение рассказать о музыкальном произведении.

Развитие звуковой стороны речи формируется логопедом. Моя задача состоит в том, чтобы следить за правильным произношением звуков при пении, следить за произношением окончаний слов. Кроме этого в своей работе я использую для распевок вокализы на гласные звуки, распевки на слоги «ма-мэ-ми-мо-му», «да-дэ-ди-до-ду».

Музыкально-дидактическая игра на развитие правильного звукообразования «Ракета», «Качели».

Музыка несёт в себе мощное коммуникативное начало, в ней заложены широчайшие возможности общения. Слушая хорошую музыку в хорошем исполнении, дети испытывают состояние наслаждения, восхищения. У них формируются первоначальные ценностные ориентации – способность ценить красоту в жизни. Восприятие музыки способствует общему интеллектуальному и эмоциональному развитию.

Специалисты выделяют следующие положительные эффекты использования музыкотерапии:

• Музыка оказывает сильное успокаивающее воздействие на гиперактивных детей.

• Замкнутые, скованные дети становятся более спонтанными, у них развиваются навыки взаимодействия с другими людьми.

• Улучшается речевая функция.

• Улучшается сенсомоторная функция.

Музыкальный руководитель развивает перечисленные навыки, включая задания, игры и упражнения, подобранные логопедом, в занятия, в сценарии утренников.

Использование на музыкальных занятиях, праздниках и развлечениях логопедических распевок, речевых игр, логоритмических упражнений, игр со словом, пальчиковых игр, музыкально-ритмических движений с пением, поговорок, небылиц, считалок, подговорок, музыкально-дидактических игр со словом, потешек, стихов, скороговорок, инсценировок сказок и песен, вокально-хоровая работа- способствуют профилактике нарушений речи у детей.

Публикации по теме:

Система работы с «особыми» детьми младшего дошкольного возраста по коррекции эмоционально-личностных проблем в условиях ДОУ Коррекция – это исправление каких либо недостатков. У детей с проблемами в развитии их, конечно, немало. Работа эта направлена не только.

Эмоциональное развитие ребёнкаЭмоциональное развитие ребёнка Тема: «Эмоциональное развитие ребёнка». Выполнила: Болотова Марина Николаевна, музыкальный руководитель МБДОУ 134, г. Дзержинск. 2 0.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Профессии и труд
Автор публикации:
Профилактика речевых нарушений в процессе НОД по музыкальному воспитанию
Опубликовано: 6 октября 2014 в 14:29
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 октября. Литературный праздник «День белых журавлей»

Белый журавль в преданиях многих народов является символом вечной жизни, её победы над смертью. Эта птица издавна представляется людям разных стран как посланник небес, как посредник между землёй и...

22 октября. День городецкой росписи на МААМ

Городецкая роспись – это цветы, орнаменты, узоры и сюжеты, в которых хочется разглядывать мельчайшую деталь. Теперь уже не узнать, кто первым придумал расписывать таким образом деревянные изделия, но идея...

«Приходите, скоморохи, поиграть с ребятами!» Сценарий игрового праздника для детей...
Здравствуйте, друзья мои и коллеги! Я уже в нескольких публикациях рассказывала о нашем масштабном проекте «Музей друзей». Сегодня немного о следующем его...
План Месячника пожилых людей во второй младшей группе
01. 10. 19 Консультация для родителей « Международный день пожилых людей» Познакомить родителей с историей и традициями праздника день пожилого человека....
Выставка совместных творческих работ детей и родителей «Осенние чудеса»
В народе говорят, что осень время мудрости, а описывая и характеризуя осень можно сказать с уверенностью, осенняя пора никого из нас не оставляет...