Светлана
Профилактика речевых нарушений в условиях детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Работая в детском саду, не имеющего в своём составе специализированных речевых групп, с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет, не скрою, что времени на профилактику речевых нарушений у детей 3-5 лет не всегда хватает. И здесь надо чётко понимать, что именно надо развивать в среднем возрасте, чему уделить внимание воспитателя и логопеда, чтобы свести к минимуму проявления речевых расстройств.
Задачи профилактической речевой работы :
• Развивать общую и мелкую моторику;
• Развивать лицевую мускулатуру и речевые мышцы;
Публикация «Профилактика речевых нарушений в условиях детского сада» размещена в разделах
• Закреплять правильное произношение уже имеющихся звуков;
• Развивать фонематическое восприятие;
• Развивать темпо-ритмическую сторону речи;
• Развивать речевое дыхание, голос;
• Развивать координацию слова с движением;
• Развивать психические процессы, связанные с речью: внимание, мышление, воображение, память.
Основные разделы профилактической развивающей работы.
1. Развитие правильного речевого дыхания :
• Обучение короткому и бесшумному вдоху (не поднимая плечи).
• Обучение спокойному и плавному выдоху (не надувая щёки).
2. Развитие мелкой моторики:
• Пальчиковая гимнастика.
• Речь и движение («расскажи стихи руками»).
• Игры с пластилином, крупами, бросовым материалом.
3. Развитие мимических мышц и мышц речевого аппарата :
• Самомассаж мышц лица.
• Обучение мимическим выражениям лица: страх, радость, удивление и др.
• Развитие мышц артикуляционного аппарата (Основной комплекс артикуляционной гимнастики).
4. Развитие правильного звукопроизношения:
• Уточнение артикуляции гласных звуков («а».»о».»у»,»и»).
• Уточнение артикуляции простых согласных звуков («м», «б», «д», «н», «в», «п», «т»).
5. Развитие ритма и темпа речи:
• Обучение умеренному темпу речи.
• Обучение воспроизведению заданного ритма.
6. Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия.
• Обучение различению неречевых звуков.
• Обучение выделение речевого звука в ряду неречевых звуков.
• Обучение выделение заданного звука в ряду других речевых звуков.
7. Развитие интонационной выразительности речи:
• Выработка умения модулировать голос.
• Обучение пониманию и различению различной интонаций речи: повествовательной, вопросительной, восклицательной.
8. Развитие психических процессов:
• Развитие слухового внимания, памяти, восприятия, мышления, воображения.
Эти задачи логопед может решать в режимные моменты: после прогулки, перед обедом, в перерывах между занятиями (организуя детей фронтально на 8-12 минут). Воспитатель решает их, в том числе, и в процессе занятий по ознакомлению с окружающим (физкультминутка или как часть занятия). Результатом этой работы станет снижение частоты речевых недоразвитий к старшему дошкольному возрасту.