Профилактика суицидов в школе

Елена Третьякова
Профилактика суицидов в школе

Профилактика суицидов в школе

Памятка для педагогов

«…Самоубийство – мольба о помощи,

которую никто не услышал…»

Р. Алеев

При проведении беседы с подростком, размышляющим о суициде, педагогам рекомендуется:

• внимательно слушать собеседника, т. к. подростки часто страдают от одиночества и невозможности излить душу;

• правильно формулировать вопросы, спокойно и доходчиво расспрашивая о сути тревожащей ситуации и о том, какая помощь необходима;

• не выражать удивления услышанным и не осуждать ребенка за любые, даже самые шокирующие высказывания;

• не спорить и не настаивать на том, что его беда ничтожна, что ему живется лучше других; высказывания "у всех есть такие же проблемы" заставляют ребенка ощущать себя еще более ненужным и бесполезным;

• постараться развеять романтическо-трагедийный ореол представлений подростка о собственной смерти;

• не предлагать неоправданных утешений, но подчеркнуть временный характер проблемы;

• стремиться вселить в подростка надежду; она должна быть реалистичной и направленной на укрепление его сил и возможностей.

Внимание! Решение лишить себя жизни – спонтанный порыв, поэтому его практически не возможно предугадать и предотвратить. На самом деле роковой шаг редко совершается под влиянием внезапного порыва. В большинстве случаев решение вызревает постепенно, вынашивается несколько дней, недель или даже месяцев.

Человек задумавший лишить себя жизни, никому не станет об этом рассказывать. Если кто-то и заговорил об этом – значит, не

всерьез. Большинство покусившихся на свою жизнь (примерно семь из десяти) с кем-то делились своими планами или хотя бы намекали на них. Не всегда эти намеки удается уловить и правильно понять. Самое главное помнить: для многих «последней каплей» послужило именно то, что близкие от них отмахнулись, не приняли их всерьез.

Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом (лишение себя жизни).

Психологический смысл подросткового суицида — «крик о помощи», стремление привлечь внимание к своему страданию. Настоящего желания смерти нет, представление о ней крайне неотчетливо, инфантильно. Смерть представляется в виде желательного, длительного сна, отдыха от невзгод, способа попасть в иной мир, так же она видится средством наказать обидчиков.

Что в поведении подростка должно насторожить

• Резкое снижение успеваемости, проявление безразличия к учебе и оценкам.

• Подавленное настроение, пониженный эмоциональный фон, раздражительность, которое сохраняется длительное время.

• Резкое изменение поведения (стал неряшливым, не хочет разговаривать с близкими ему людьми, начал раздаривать дорогие ему вещи, теряет интерес к тому, чем раньше любил заниматься, отдаляется от друзей).

• Наличие примера суицида в ближайшем окружении, а также среди значимых взрослых или сверстников.

• Ребенок прямо или косвенно говорит о желании умереть или убить себя или о нежелании продолжать жизнь. (Разговоры о нежелании жить – попытка привлечь внимание взрослого к себе и своим проблемам. Бытует миф, что если человек говорит об этом, то значит, этого не сделает. Однако это не так! Отчаявшийся подросток, на которого не обращают внимания, вполне может довести свое намерение до конца).

• Рискованное поведение, в котором высока вероятность причинения вреда своей жизни и здоровью.

Опасные ситуации, на которые надо обратить особое внимание

• Отвержение сверстников, травля (в том числе в социальных сетях).

• Ссора или острый конфликт со значимыми взрослыми.

• Несчастная любовь или разрыв романтических отношений.

• Объективно тяжелая жизненная ситуация (потеря близкого человека, резкое общественное отвержение, тяжелое заболевание).

• Личная неудача подростка на фоне высокой значимости и ценности социального успеха.

• Резкое изменение социального окружения (например, в результате смены места жительства).

• Нестабильная семейная ситуация (развод родителей, конфликты, ситуации насилия, алкоголизм).

Четыре основные причины самоубийства:

• Изоляция (чувство, что тебя никто не понимает, тобой никто не интересуется);

• Беспомощность (ощущение, что ты не можешь контролировать жизнь, все зависит не от тебя);

• Безнадежность (когда будущее не предвещает ничего хорошего);

• Чувство собственной незначимости (уязвленное чувство собственного достоинства, низкая самооценка, переживание некомпетентности, стыд за себя).

Оказание первичной помощи в беседе с подростком

Если вы слышите Обязательно скажите Никогда не говорите

1 «Ненавижу учебу, класс.» «Что происходит у нас, из-за чего ты себя так чувствуешь?» «Когда я был в твоем возрасте. да ты просто лентяй!»

2 «Все кажется таким безнадежным.» «Иногда все мы чувствуем себя подавленными. Давай подумаем, какие у нас проблемы и какую из них надо решить в первую очередь» «Подумай лучше о тех, кому еще хуже, чем тебе»

3 «Всем было бы лучше без меня!» «Ты очень много значишь для нас, и меня беспокоит твое настроение. Скажи мне, что происходит» «Не говори глупостей. Давай поговорим о чем-нибудь другом»

4 «Вы не понимаете меня!» «Расскажи мне, как ты себя чувствуешь. Я действительно хочу это знать» «Кто же может понять молодежь в наши дни?»

5 «Я совершил ужасный поступок.» «Давай сядем и поговорим об этом» «Что посеешь, то и пожнешь!»

6 «А если у меня не получится?» «Если не получится, я буду знать, что ты сделал все возможное» «Если не получится — значит, ты недостаточно постарался!»

Публикации по теме:

Отморожение. Профилактика. Лечение Отморожение (синоним — обморожение) — повреждение тканей организма, обусловленное воздействием холода. Выделяют четыре степени отморожения.

Профилактика гриппа! В сезон простудных заболеваний в детском коллективе возрастает опасность заражения вирусными инфекциями. И педагогам детского сада, и родителям.

Профилактика и коррекция дислексии Профилактика и коррекция дислексии. Содержание: • Титульный лист Содержание Определение дислексии.

Профилактика ОРВ Способы защиты от вирусов Ежедневные прогулки независимо от погоды: на свежем воздухе снижается риск контакта с вирусом. Регулярное проветривание.

Консультация «Профилактика ОРВИ» Профилактика гриппа и ОРВИ в детском саду Афанасьева Татьяна Профилактика гриппа и ОРВИ в детском саду включает меры по предотвращению.

Профилактика плоскостопияПрофилактика плоскостопия Чтобы ножки не болели, чтобы ножки здоровели. 1. Наши ножки укрепляем И по обручу шагаем. Бегаем, танцуем, Ножки тренируем. 2. Лежал ежик.

Профилактика плоскостопия у детейПрофилактика плоскостопия у детей Профилактика плоскостопия у детей Профилактика плоскостопия у детей начинается уже с первого года жизни. В этом возрасте она будет заключаться.

Профилактика профессионального выгорания Профилактика профессионального выгорания. Термин «эмоциональное сгорание» был введен американским психиатром Х. Дж. Фрейденбергом в 1974.

Профилактика речевых нарушений ПРОФИЛАКТИКА РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ В последнее время в дошкольном воспитании актуальными стали вопросы оказания специализированной логопедической.

Профилактика суицидов в подростковом возрасте Особенности профилактики суицида в школьном возрасте Частота суицидальных действий среди молодежи, у нас в России, в течение последних двух.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Профилактика суицидов в школе
Опубликовано: 6 марта 2018 в 22:49
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 октября.День Золушки на МААМ

Сказку про бедную девушку, которая была вознаграждена за свое трудолюбие, доброту и терпение, любят взрослые и дети. История про Золушку не только поучительная, но и красивая. Какая девочка не мечтает...

24 октября. Всемирный День без бумаги

В четвёртый четверг октября отмечается экологический праздник – День без бумаги. Эта ежегодная международная «безбумажная» акция проходит под лозунгом «Научимся использовать бумагу рационально!» Дело в...

Организация наблюдений и мероприятий осенью с детьми старшего дошкольного возраста
Ежедневно дети на прогулках соприкасаются с миром природы, и она не перестаёт их удивлять. Ведь Природа умеет преподносить сюрпризы не только детям, но и...
Конспект занятия по рисованию с использованием нетрадиционной техники «Одуванчик» в...
Цель: Развивать у детей художественно-творческие способности с помощью нетрадиционной техники рисования – набрызг. Задачи: * обучать особенностям...
Контрольная работа по математике для 4 класса за 3 четверть
Контрольная работа по математике. ( 4-Б класс, Тищенко Е. И) 1. Решите задачу. Из двух городов навстречу друг другу выехали две машины и встретились через...