Профилактика эмоционального выгорания педагогов

Алена Васильева
Профилактика эмоционального выгорания педагогов

«Наше здоровье – в наших руках».

В жизни каждого педагога периодически возникают так называемые кризисы профессионального развития. После нескольких лет занятий одной и той же деятельностью педагог начинает терять интерес к своей специальности, снижается ценностное отношение к собственной деятельности. Педагог испытывает эмоциональный дискомфорт, напряжение, возникают конфликтные ситуации с коллегами, и чем больше неблагоприятных факторов воздействуют на него одновременно, тем быстрее исчезает стремление человека к творчеству, самосовершенствованию. При этом у педагога основным мотивом деятельности становиться не желание достичь успеха, а избежать неудач и замечаний. В связи с этим возникает необходимость в организации мероприятий, способствующих гармонизации взаимоотношений с коллегами, повышение мотивации к профессиональной деятельности и формирования позитивного отношения к работе. Всем известно, что эмоциональное самочувствие и психологическое здоровье личности, группы, коллектива поддается профилактике и коррекции средствами художественной деятельности, методами арт-терапии. Поэтому, нами был разработан тренинг с элементами оригами.

Среди современных средств и направлений арт-терапии в работе с людьми разного возраста все чаще используется относительное новое перспективное направление – оригами. Это традиционно японское искусство – конструирование разнообразных бумажных фигурок путем складывания квадрата без вырезания и склеивания. Бумага - очень привычна для нас, «послушна» и носит неагрессивный характер. А в оригами бумага выполняет совершенно другую роль - из нее можно сложить множество интересных моделей. Появляется мотивация, желание научиться этому. Освоить технику оригами очень легко. Занятия по изготовлению поделок оригами формируют не только воображение и аккуратность, но также изрядную ловкость пальцев и кистей рук. Ведь для изготовления отдельных деталей ладони человека выполняют самые разнообразные операции – сгибают и разгибают кусочки бумаги.

Занятия оригами: - способствуют формированию добрых чувств к близким, и дают возможность выразить эти чувства, ведь оригами позволяет сделать подарок своими руками;

- повышает уровень интеллекта;

- активизирует творческое мышление;

-стабилизирует психоэмоциональное состояние.

Тренинг.

Цель: повышение мотивации и позитивного отношения к своей деятельности, создание атмосферы сотрудничества в коллективе.

Задачи:

1. Создание и укрепление благоприятного психологического климата.

2. Сплочение коллектива.

3. Повышение эффективности труда.

Упражнение «Знакомство».

Группа строится в круг и каждый педагог представляется по имени и называет то качество, которое помогает ему в общении с людьми.

Упражнение «Посидите так, как сидит…»

Цель: снятие эмоционального напряжения.

Ведущий предлагает участникам посидеть на стульях так, как сидели бы:

* король

* курица на насесте;

* начальник милиции

* преступник на допросе

* слон

Упражнение “Моечная машина” Цель: снятие эмоционального напряжения.

Все участники становятся в две шеренги лицом дуг к другу. Первый человек становится “машиной”, последний - “сушилкой”. “Машина” проходит между шеренгами, все ее моют, поглаживают, бережно и аккуратно потирают. “Сушилка” должна его высушить — обнять. Прошедший “мойку” становятся “сушилкой”, с начала шеренги идет следующая “машина”.

Упражнение “Растем”

Цель: снятие эмоционального напряжения.

Участники находятся в круге. Исходное положение — сидя на корточках, голову нагнуть к коленям, обхватив их руками.

Инструкция ведущего: Представьте, что вы маленький росток, только что показавшийся из земли. Вы растете, постепенно распрямляясь, раскрываясь и устремляясь вверх. Я буду помогать вам расти, считая до пяти. Постарайтесь равномерно распределить стадии роста.

Усложняя в будущем упражнение, ведущий может увеличить продолжительность роста до 10—20 стадий.

Упражнение «Бабочка»

Ведущий предлагает педагогам разместиться на стульях (стулья расставлены по кругу вокруг стола).

1. Выберите цвет картона, с которым ассоциируете свое настроение в данный момент времени. (Цветовая диагностика психоэмоционального состояния).

2. Изготовим бабочку по инструкции оригами.

Цветным песком разукрасим крылья бабочки.

Уважаемые коллеги, посмотрите на своих бабочек, какие яркие, разные и красивые бабочки у нас получились. Расскажите о своей бабочке, какая она. (Ответы участников).

Все они разные, как и люди. Бабочки тоже бывают разными, и каждой бабочке – свое, но даже их, таких разных что-то объединяет вместе.

Поэтому все мы сейчас изготовим цветы и приклеим их на «поляну» (ватман) создадим мир, в котором все наши бабочки смогли жить и трудиться вместе, помогая и поддерживая друг друга в трудную минуту.

Изготовление цветов и приклеивание их на ватман.

Дорогие мои, посмотрите, какая поляна у нас получилась. Как прекрасны бабочки на ней! Нам стоит поучиться у природы. Давайте, помогать друг другу, уважать и поддерживать!

Заключение: Закройте глаза и протяните руку (это диагностический момент: положение ладони символизирует доверие – если ладонь раскрыта вверх или недоверие к миру – если человек протягивает ладонь тыльной стороной к верху. Ведущий приклеивает на руку участникам наклейки – цветных бабочек). Откройте глаза. Мир не черный и не белый, он такой, каким мы его видим. Все в ваших руках. Пусть эти бабочки будут вам напоминанием о нашем мире».

Рефлексия.

Публикации по теме:

Профилактика эмоционального выгорания у педагогических работников ГБДОУ «Детский сад № 34 комбинированного вида» Тема: «Профилактика эмоционального выгорания у педагогических работников».

Консультация для воспитателей ДОУ «Профилактика эмоционального выгорания» Современная жизнь с ее трудностями как экономического, так и психического характера требует от представителей любой профессии повышенной.

Профилактика синдрома эмоционального выгорания. Тренинг для педагогов «Люби себя» Профилактика синдрома эмоционального выгорания. Тренинг для педагогов «Люби себя» Цель: • обучать педагогов способам регуляции психоэмоционального.

Профилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагоговПрофилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов Немного истории Термин «burnout» («выгорание», «сгорание») предложил Герберт Фрейденбергер в 1974 г. для описания разочарования и крайней.

Профилактика эмоционального выгорания педагогов Цель: профилактика психологического здоровья педагогов, ознакомление педагогов с приемами саморегуляции. Задачи: - знакомство с понятием.

Тренинг для педагогов ДОУ «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» Цель тренинга: - Знакомство с понятием профессиональное "выгорание", его характеристиками особенности проявления признаков выгорания, выделение.

Тренинг для педагогов по профилактике эмоционального выгорания Проблема эмоционального выгорания работников образования всегда актуальна. Данный тренинг поможет педагогам найти подходящий прием, способ.

Тренинг для педагогов «Профилактика профессионального выгорания педагогов» Профессиональное “выгорание” это довольно коварный процесс и возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей.

Тренинг «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» Тренинг «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» Цель: профилактика психологического здоровья педагогов, ознакомление педагогов.

Выступление на педагогическом совете: Итоги мониторинга и профилактика эмоционального выгорания педагогов «Душевная гармония» Цель:формировать в педагогическом коллективе благоприятный психологический микроклимат, способствующий сохранению и укреплению психического.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Здоровье, гигиена
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Профилактика эмоционального выгорания педагогов
Опубликовано: 13 октября 2016 в 20:14
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Знакомство с русской народной игрушкой-матрешкой для детей средней группы
Матрешка — древняя краса Сквозь времена дошла до нас. Ей имя русское дано. Она красива и мила, Всем улыбается она. Одета, как в былые времена, Одежда...
Фотоочерк: Публикации в печатных изданиях — один из критериев при присвоении...
Уважаемые, коллеги и друзья! Хочу поделиться с вами своей радостью и гордостью. Вчера ( 21. 01. 2019 г) по почте мне пришёл очередной журнал с...
Викторина с использованием ИКТ «Русские народные сказки»
Викторина по русским народным сказкам Цель: воспитание интереса к чтению русских народных сказок. Предварительная работа: чтение сказок в группе и дома с...
Сценарий выпускного с Временами года в детском саду
( играют фанфары) 1 ведущая: Оркестры, играйте! Звучите, фанфары! На праздник весёлый спешит детвора, Сегодня мы в школу ребят провожаем. С безоблачным...
Аналитический отчёт по взаимопосещению групппы
Цель взаимопосещения: совершенствование профессиональных навыков педагога по реализации государственных стандартов в практической деятельности с...