валентина каширина
Профилактика эмоционального выгорания педагогов
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: стабилизация психоэмоционального состояния педагогов.
Задачи:
• Повышение профессиональной компетентности;
• Развитие гибкости, оригинальности мышления и воображения;
• Развитие беглости мышления;
• Формирование внутренней позиции успешного педагога.
Мини-лекция. Любая профессия, связанная с общением с людьми, требует особых навыков взаимодействия и сопряжена с необходимостью контролировать собственные слова и поступки. В связи с этим, подобная работа требует особых усилий и вызывает эмоциональное перенапряжение. Синдром педагогического выгорания – не медицинский диагноз, однако профессия педагога относится к ряду профессий, обладатели которой в большей степени, чем другие подвержены риску «профессионального выгорания», поскольку используют в работе с людьми ресурсы своей психики. Современное общество предъявляет высокие требования к системе образования. Педагоги, стремясь им соответствовать, вынуждены беспрестанно повышать свой профессиональный уровень, свою профессиональную компетентность, что в свою очередь ведет к физическим и интеллектуальным перегрузкам. Напряженные ситуации на работе (трудности взаимодействия с детьми, нарушение дисциплины, конфликтные ситуации с родителями, администрацией, коллегами) приводят к истощению эмоциональных ресурсов. Такое состояние педагога не может не сказаться на его деятельности, поскольку атмосфера равнодушия и напряженности, привнесенная воспитателем, негативно влияет на детей, их мотивацию к обучению и отношение к педагогу.
Публикация «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Эмоциональное и профессиональное выгорание. Тренинги
- Темочки
Существует три стадии выгорания
Первая, характеризуется приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств; исчезновением положительных эмоций, появлением отстраненности в отношениях с членами семьи.
Вторая стадия: возникновение недоразумений с коллегами; появление антипатии, а затем и вспышек раздражения по отношению к коллегам.
Третья стадия: изменение представлений о ценности жизни, эмоционального отношения к миру; безразличие ко всему.
Сегодня наша встреча направлена на профилактику эмоционального выгорания педагогов. И делать мы это будем через творчество. Творчество заряжает наше мышление особой энергией, доставляет удовольствие. При информационных перегрузках и прочих тяготах жизни это хорошее тонизирующее средство. Девиз нашей встречи сегодня: «Будь креативным!»
Мы живем в эпоху бурных изменений. Человек вынужден реагировать на них, но часто бывает к ним не готов. Для того, чтобы выжить в ситуациях постоянных изменений, чтобы адекватно на них отвечать, человек должен активировать свой творческий потенциал.
Добавить в свою жизнь элементы творчества – это значит разрешить себе быть:
1. Открытым всему новому и неожиданному.
2. Гибким, т. е. перестраиваться с одной идеи на другую.
3. Смелым, комбинируя и соединяя, казалось бы, несоединимое.
4. Рискованным, т. е. не боящимся шагнуть за навязанные стереотипы.
Упражнение – разминка: «Я бросаю любому участнику мяч и называю при этом любое из трех слов: вода, воздух, земля. Этот игрок должен как можно быстрее, не долго думая, назвать ответное слово: вода – название рыбы, воздух – птицы, земля – животного и отбросить мяч следующему игроку»
Упражнение: «Новость одной строкой». Инструкция: «Каждый день телевидение, радио и печать обрушивают на человека море информации. Она может быть подробной, может быть не очень подробной и может быть очень краткой, состоящей буквально из одного предложения. Про такую информацию говорят «новость одной строкой». Составьте сообщение о событии, произошедшем где-то в мире. При этом употребите в тексте сообщение 5 слов:
1) Азербайджан, небоскреб, ограбление, навигация, озон.
2) Чили, айсберг, оппозиция, митинг, шахматы.
3) Малайзия, стадион, космос, урожай, эмиграция.
4) Лихтенштейн, оазис, фильм, паника, обвинение.
5) Тунис, павильон, наводнение, болезнь, юбилей.
Упражнение «Формула успеха». Инструкция: «Существуют разные способы решения трудностей. Перед вами один из них – картина «Формула успеха». Ее создали опытные педагоги для того, чтобы их коллеги могли стать более успешными в своей деятельности.
Вначале настраиваем себя на волевое принуждение к формированию успеха. Принимаем мышечный корсет, т. е. распрямляем спину, расправляем плечи и растягиваем рот до ушей. Другими словами, сознательно создаем осанку и мимику победителя. Затем искусственно вызываем внутреннее состояние радости. Дальше формируем мысленный образ успеха – усилием воли заставляем себя в него поверить. При таком поведении результат сам собой, даже не спрашивая вашего разрешения, будет всегда при вас» (волевое принуждение, мышечный корсет, настроение, вера, результат).
Упражнение «Новая фирма» (работа в группах). Инструкция: «Каждый день в нашей стране возникает множество фирм. Успех предприятия во многом зависит от вида ее деятельности: чем меньше других фирм-конкурентов занимается такой же деятельностью, тем больше шансов на успех. А еще успех зависит от яркого названия, отражающего специфику фирмы. Представьте, что в одном городе появился целый ряд предприятий, предлагающий уникальный вид услуг. Вот только названий у них еще пока нет. Помогите начинающим предпринимателям и придумайте название фирме, если известно, что она занимается:
1) Заточкой одноразовых лезвий.
2) Ремонтом и обслуживанием самокатов.
3) Настройкой губных гармошек.
4) Ускоренным изучением языку хинди.
5) Установкой скворечников.
Упражнение «Новые дорожные знаки» (работа в группах).
Инструкция: «Трудно представить себе современный город без дорожных знаков. Дорожные знаки помогают регулировать движение, сообщают о состоянии дороги и т. д. Но встречаются в жизни ситуации, когда ситуация есть, а сообщения о ней нет. Предлагаю вам помочь работникам ГИБДД нарисовать новый дорожный знак, который, возможно, скоро появится на улицах города. Эти знаки относятся к категории предупреждающих и называются так:
1) Осторожно: глухие старушки!
2) Осторожно: низко летящие кометы!
3) Осторожно: жидкий асфальт!
4) Осторожно: неприятные запахи!
5) Осторожно: злые террористы!
Упражнение «Профессиональное будущее».
Инструкция: «Сегодня мы с вами попробовали в творческой форме подготовиться к сложностям, возникающим в нашей жизни. Вы очень старались и теперь пришла моя очередь постараться порадовать вас и подарить вам подарок на память. Перед вами находится картина. Я прошу каждого из вас подойти к ней и выбрать из всех предметов тот, который понравился больше всего. После этого интерпретируется выбор участников (монета – повышение зарплаты, ключик – без труда найдете подход к родителям и детям, перо – обобщение опыта, бусинка - приобретение новых знаний, конфета – установка на профессиональные перспективы, радуга – энтузиазм в профессиональной деятельности).
Заключение.
«Если делать то, что вы ненавидите, из-за ненависти в организме начинают вырабатываться различные токсины, и в результате вы начинаете страдать от хронического переутомления или заболеваете. Вам нужно любить то, что вы делаете. Или, иначе, делайте то, что можете делать с любовью. Делайте все с радостью, делайте все самым лучшим из известных вам способов. Любовь к тому, что вам приходится выполнять, пополнит запас физических и душевных сил, спасет от утомления, от болезни, известной под именем «скука».
Уолтер Рассел
Литература:
1. Евтихов О. В. Практика психологического тренинга. – СПб. : Речь, 2004.
2. АфанасьевС. П., Каморин С. В. Триста творческих конкурсов. – Кострома: Вариант, 2000.
3. Фопель Клаус. Знергия паузы. – М. : Генезис, 2001.