МААМ-картинки

Профилактика жестокого обращения в семье, как социально-педагогическая проблема

Юлия Арапова
Профилактика жестокого обращения в семье, как социально-педагогическая проблема

Арапова Ю. В.

педагог-психолог

МАДОУ «Центр развития ребенка- Детский сад №252»

г. Пермь

arapova.iu.v@yandex.ru

Аннотация: В статье раскрывается проблема жестокого обращения с детьми в семье, ее профилактика. Приведены и проанализированы результаты констатирующего эксперимента, методик, направленных на выявление психологических особенностей детей, отклонений в детско-родительских отношениях. Представлена программа формирующего эксперимента, направленная на профилактику жестокого обращения с детьми в семье.

Публикация «Профилактика жестокого обращения в семье, как социально-педагогическая проблема» размещена в разделах

Ключевые понятия: жестокое обращение с детьми, профилактика жестокого обращения в семье.

Профилактика жестокого обращения в семье как социально-педагогическая проблема

В последние годы проблемам семьи, воспитания детей, а также трудностям детско-родительских взаимоотношений уделяется все больше внимания со стороны учреждений, организаций, специалистов различного профиля. Среди множества проблем, затрагивающих семейные отношения, проблема жестокого обращения является одной из обсуждаемых.

Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что применяемое по отношению к детям насилие оказывает влияние на физическое здоровье ребенка, на его психологическое состояние, развитие личности, социализацию [1].

Несмотря на работу специалистов, случаи жестокого обращения с детьми не сокращаются, что обуславливает необходимость изучения данной проблемы, ее значимость для общества.

Проанализировав специальную литературу по проблеме жестокого обращения в семье, раскрыв важность данной проблемы, мы пришли к выводу о том, что необходимо уделить особое внимание профилактике.

Нами был изучен и проанализирован опыт по профилактике данной проблемы в общеобразовательных учреждениях. В результате, мы пришли к выводу о том, что целенаправленная работа ведется не во многих учреждениях. Помимо этого, существует проблема недостатка специальной литературы, программ, что значительно затрудняет как профилактическую работу, так коррекционной деятельности - работа с последствиями насилия.

Исходя из того возникает необходимость не только изучения данной проблемы, но и способам, мерам профилактики.

Изучив психолого-педагогическую и специальную литературу, подобрав диагностические методики, мы провели констатирующий эксперимент. Данный эксперимент был осуществлен на базе МАДОУ «Центр развития ребенка- Детский сад №252» г. Пермь

Целью эксперимента было выявление отклонений детско-родительских отношений, а так же анализ психологических особенностей детей.

Для реализации цели констатирующего эксперимента мы подобрали соответствующие методики, а именно:

1. Методика «Анализ семейных взаимоотношений» Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис;

2. Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен. Проективная методика «Выбери нужное лицо»;

3. Методика «Рисунок семьи» Г. Т. Хоментаускас;

4. Методика «Кинетический рисунок семьи» (КРС) Р. Бэнс, С. Кауфман;

5. Методика Дембо - Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан (исследование самооценки) [2].

Опросив родителей и проанализировав результаты, мы определили, что половина из опрошенных имеют высокие баллы по шкале - строгость санкций за нарушение требований. Для данного воспитания характерно чрезмерное реагирование на незначительные нарушения поведения, применение строгих наказаний по отношению к ребенку. Такое воспитание при каких-либо изменениях, к примеру, начало подросткового возраста, проявление агрессивности со стороны ребенка и т. п. могут спровоцировать применение насилия, в ответ на непослушание, требования взрослых.

Анализ результатов остальной части экспериментальной группы показал, что родители предпочитают обходиться либо вовсе без наказаний, либо применяют их крайне редко. Такое воспитание при его чрезмерном уровне провоцирует гиперпротекцию- родители уделяют много сил, внимания, стремятся ограничить запреты и максимально удовлетворить потребности, ребенок «кумир» семьи. Данное воспитание стимулирует развитие различных отклонений в поведении ребенка, которые наиболее остро проявляются в подростковом возрасте. У акцентуированных личностей, особенно гипертимов большой риск развития неустойчивого типа - асоциальный образ жизни: алкоголь, курение, правонарушения.

После анализа полученных результатов, нам необходимо было изучить психологические особенности ребенка, особенности восприятия и переживания отношений в семье.

Для выявления внутри - семейных отношений мы провели и проанализировали методику «Рисунок семьи» Г. Т. Хоментаускас. У нас получились следующие выводы:

- большинство детей (24 ребенка) имеют слабость позитивных межперсональных связей в семье, психологическую дистанцию в межличностных отношениях;

- 10 отмечают агрессивность какого-либо члена семьи по отношению к себе, столько же детей воспринимают кого-то из родителей как источник угрозы, связанный с осуждением и словесным воздействием на него; 6 детей имеют явную или подавленную агрессию;

- 6 детей ощущают психологическое благополучие в семье, ее сплоченность, воспринимают себя включенным в семью.

Для достоверности результатов вышеописанной методики, после перерыва в 2 месяца, мы провели методику «Кинетический рисунок семьи» (КРС) Р. Бэнса, С. Кауфмана. Она направленна на выявление особенностей восприятия ребенком семейной ситуации, своего места в семье, его отношений к членам семьи. Методики имеют схожую интерпретацию, что дало нам возможность проведения аналогии между их результатами.

Анализ рисунков показал, что:

- большинство детей (26 человек) имеют низкий уровень симпотомокомплекса «благоприятная семейная ситуация», 4 человека - средний уровень;

- 27 детей имеют высокий уровень тревожности (что соответствует данным, полученным с помощью методики «Лица», результаты которой представлены ниже, 3 ребенка - средний уровень;

- 15 детей имеют высокие баллы симпотомокомплекса «конфликтность в семье»»

- 20 детей имеют низкий уровень симптомакомплекса «чувство неполноценности в семейной ситуации», 5 человек - средний уровень, 5-высокий уровень;

- 8 детей имеют высокий уровень симптомокомплекса «враждебность в семейной ситуации».

Полученные нами данные свидетельствуют о том, что большинство детей чувствуют себя отчужденными, у детей повышенный уровень тревожности. Помимо этого, большинство детей ощущают в семье высокую конфликтность, что может приводить к нарушениям личности ребенка.

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод о том, что большинство детей не удовлетворены взаимоотношениями, которые существую между членами семьи - ребенку не хватает любви, теплых взаимоотношений с родителями, он чувствует себя отстраненным. Помимо этого, мы можем отметить сразу в двух методиках - агрессивность либо самого ребенка, либо по отношению к нему со стороны кого-то из членов семьи, а так же возможность конфликтности в семейных отношениях.

Для изучения психологических особенностей детей мы провели несколько методик. Тест тревожности, авторы Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен, проективная методика «Выбери нужное лицо» показал, что большинство имеют средний уровень тревожности 18 человек (60 %, при этом двое из них имеют склонность к высокому уровню. Остальные 12 детей (40%) имеют высокий уровень тревожности. Исходя из этого, мы можем сделать вывод о том, что большинство детей входят в группу риска, так как имеют средний и высокий уровень тревожности. Это может свидетельствовать о каких-либо нарушениях, которые связанны с детско-родительскими отношениями.

Наиболее универсальной и тяжелой реакцией на любое насилие по отношению к ребенку, является низкая самооценка. Определить ее уровень, нам помогла методика Дембо - Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан. У нас получились следующие результаты: 11 детей имеют средний уровень самооценки, 10 - низкий и 7- высокий уровень самооценки

Таким образом, анализ литературы, результаты констатирующего эксперимента обусловили необходимость разработки программы формирующего эксперимента, в которую мы включили: ее разработку и реализацию, направленную на профилактику жестокого обращения в семье, проведение итоговой диагностики и сравнительный анализ результатов эксперимента.

Мы определили цель программы - создать условия для улучшения семейных взаимоотношений между родителями и детьми. В рамках данной цели мы обозначили несколько задач: ознакомить родителей с эффективными способами внутрисемейного взаимодействия; содействовать развитию у детей навыков адекватного выражения собственных чувств и распознавания их у других людей; способствовать формированию представлений о правах ребенка и правилах поведения в ситуациях, где они нарушаются.

Наша программа включает в себя 10 занятий и состоит из двух разделов:

1. Меропрятийно-обучающий, включающий в себя занятия, направленные на профилактику жестокого обращения в семье.

2. Диагностический, включает методики, которые использовались нами в констатирующем эксперименте.

Тематический план содержит три основных блока - занятия отдельно для детей, для родителей и совместные мероприятия для всей семьи.

Таким образом, мы предполагаем, что разработанные и реализованные мероприятия, входящие в программу, способствуют улучшению детско-родительских взаимоотношений, что снизит риски проявления жестокого обращения, агрессивности в семье.

Библиографический список

1. Волкова, Е. Н., Исаева О. М. Диагностика распространенности насилия и жестокого обращения среди детей. - Н. Новгород: ЗАО НРЛ «Нижегородская радиолаборатория», 2013.

2. Головей Л. А., Рыбалко. Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие. - СПб. : Речь, 2002. - 694 с.

© Арапова Ю. В., 2018

Публикации по теме:

Факторы жестокого обращения с дошкольниками и меры реагирования на них «Факторы жестокого обращения с дошкольниками и меры реагирования на них» В наше время проблема защиты детей от жестокого обращения и насилия.

«Профилактика жестокого обращения с детьми». Семинар-практикум с элементами тренинга Цель: осмысление ключевых проблем в развитии детей, переживших жестокое обращение и насилие в семье. Задачи: 1. Познакомить педагогов с.

Консультация для педагогов «О профилактике жестокого обращения с детьми» Доклад на общем трудовом собрании для сотрудников ОГБУЗ «Специализированный дом ребенка «Милосердие» Тема: «О профилактике жестокого обращения.

Формирование у дошкольников произносительных навыков чувашской речи как социально-педагогическая проблема ФОРМИРОВАНИЕ У РУССКОЯЗЫЧНЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ ЧУВАШСКОЙ РЕЧИ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА О. А. Смирнова.

Формы работы ДОУ по профилактике безнадзорности и жестокого обращения с детьми Тема профилактики безнадзорности и жестокого обращения с детьми достаточно актуальна, вследствие того, что насилие в отношении детей, а.

Консультация для родителей «Профилактика жестокого обращения с детьми» Подготовила воспитатель группы № 2 Николаева С. О. Ребенок - это человек! Этот маленький человек нуждается в воспитании без насилия: не окриков.

Мастер-класс «Профилактика семейного неблагополучия и жестокого обращения с детьми» Мастер - класс «Профилактика семейного неблагополучия и жестокого обращения с детьми» «Выявление и сопровождение детей группы риска» Здравствуйте.

Профилактика жестокого обращения с детьми .

Семейные традиции как педагогическая проблема Аннотация: семейные традиции многофункциональны, эмоционально насыщенны, поэтому на их фоне развитие, воспитание и адаптация ребёнка в обществе.

Семинар-практикум для воспитателей ДОО «Профилактика жестокого обращения с детьми в рамках повышения педагогической культуры» Цель: Повышение качества оказания психолого-педагогической помощи дошкольникам, оказавшимся в ситуации жёсткого обращения взрослых. Ход.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Профилактика жестокого обращения в семье, как социально-педагогическая проблема
Опубликовано: 14 февраля 2019 в 07:07
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД