Папки-передвижки

Профилактика зрительных нарушений с помощью предметно-развивающей среды ДОУ

Ольга Серова
Профилактика зрительных нарушений с помощью предметно-развивающей среды ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Профилактика зрительных нарушений с помощью предметно-развивающей среды ДОУ

Серова О. Д., воспитатель

МБДОУ детский сад комбинированного вида № 177, г. о. Самара

Зрительное восприятие – одна из важнейших составляющих психического развития ребенка в формировании представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Целостное представление об окружающем мире для любого ребенка – это основа его успешной социализации. Окружающий мир ребенка дошкольного возраста, посещающего детский сад, отчасти замкнут в пределах детского образовательного учреждения. А это половина дня жизни ребенка! Поэтому создание «среды обитания» в дошкольном учреждении для ребенка и ее использование в его развитии– это важная часть деятельности воспитателя.

Публикация «Профилактика зрительных нарушений с помощью предметно-развивающей среды ДОУ» размещена в разделах

Среда дошкольного учреждения должна включатьв себя как уже известноеи привычное для ребенка, так и новое, создающее условия для его развития, обогащать его информацией и мотивировать к поиску вариантов решения возникающих задач, удовлетворять потребность ребенка в общении, познании, самоопределении и самореализации. При всем при этом среда должна быть здоровье сберегающая!

В 2011г. утверждены Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. 1 сентября 2013г. вступает в силу закон «Об образовании в РФ». Разрабатываются Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования. Эти документы и другие существующие нормативы призваны,в том числе, структурировать и систематизировать организацию и оснащение соответствующим оборудованием среды дошкольного учреждения, которая в итоге должна иметь предметно-развивающий характер.

Психолог, автор научных работ по развитию детей дошкольного возраста, С. Л. Новоселова определяет «предметно развивающую среду»как систему материальных объектов и средствдеятельности ребенка, функционально моделирующую содержание развитияего духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения.

Современное общество нацелено на внедрение личностно-ориентированного образования, которое невозможно сформировать без создания предметно-развивающей среды, основанной на принципах, прописанных в Федеральных государственных требованиях:

• принцип информативности, предусматривающий разнообразие тематики материалов и оборудования и активности воспитанников во взаимодействии с предметным окружением;

• принцип вариативности, определяющийся видом дошкольного образовательного учреждения, содержанием воспитания, культурными и художественными традициями, климатогеографическими особенностями;

• принцип полифункциональности, предусматривающий обеспечение всех составляющих воспитательно-образовательного процесса и возможность разнообразного использования различных составляющих предметно-развивающей среды;

• принцип педагогической целесообразности, позволяющий предусмотреть необходимость и достаточность наполнения предметно-развивающей среды, а также обеспечить возможность самовыражения воспитанников, индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка;

• принцип трансформируемости, обеспечивающий возможность изменений предметно-развивающей среды, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства.

Чтобы образовательное пространство дошкольного учреждения представляло собой развивающую среду необходимо, чтобы все входящие в него компоненты, в ходе взаимодействия друг с другом приобрели определенные свойства в соответствии с принципами, утвержденными федеральными государственными требованиями.

Известные научные деятели в области дефектологии Л. И. Плаксина и Л. С. Сековец к основным базовым компонентам предметно-развивающей среды относят :

• природное окружение и его объекты;

• культурно-дизайнерское оборудование и атрибутику;

• физкультурное-развивающие модули и оборудование;

• системные блоки оздоровительных комплектов;

• игры и игрушки по видам, целям и характеру игровых действий, ситуаций и ролевых проявлений;

• коррекционно-развивающие и коррекционно-компенсаторные дидактические игры и тренинги;

• игры - драматизации;

• театрально-музыкальные салоны и блоки;

• дидактические пособия, развивающие эстетические и гедонистические способности восприятия красоты.

Необходимо заметить, что в предметно-развивающую среду авторы включают коррекционно-развивающую среду. Именно «включают», так как проводят определенное разграничение понятий.

Обозначая предметно-развивающую среду общеобразовательных дошкольных учреждений, как «комплексную систему взаимосвязанных, взаимозависимых и взаимообусловленных блоков, секторов или модулей, в которых определены ее содержательная сторона, формы и средства ее организации и функционировании», Л. И. Плаксина и Л. С. Сековец выделяют часть в среде с направленностью, нацеленнойнепосредственно на коррекцию психофизических нарушений детей.

Коррекционно-развивающая среда в итоге отличается от предметно-развивающей тем, что решает задачи коррекционной помощи и организации условий для преодоления и сглаживания трудностей, возникающихв образовательном процессеу детей с какими-либо отклонениями в развитии.

Я работаю воспитателем в детском саду комбинированного вида №177 г. о. Самара, где наряду с общеразвивающими группами детей функционируют специальные коррекционные группы, которые посещают дети с нарушениями зрения, в частности с косоглазием и амблиопией.

Одной из актуальных задач коллектива нашего детского садика является создание предметно-развивающей среды и условий для разнообразной деятельности детей. Учитывая, что в учреждении находятся дети с разными физическими возможностями, при организации предметно-развивающей среды необходима многоплановая и творческая деятельность всехпедагогов дошкольного учреждения. В нашем случае – это не только воспитателей общеразвивающих групп, но и узких специалистов, работающих в нашем учреждении: психолога, дефектолога (тифлопедагога, логопеда.

Основой предметно-развивающей среды в нашем детском саду являются: природные объекты во дворе; игровые и спортивные площадки; разнообразное оборудование; студии, где осуществляется познавательная деятельность детей; наборы игрушек, пособий; информационные средства обучения и воспитания. Имеется большой актовый зал, где проводятся праздники детей.

Большое значение уделяется благоприятной окружающей обстановке в группах: удобная мебель в игровой, красивая посуда, манящие кроватки. В детском саду созданы развивающие зоны, уголки для совместной активной, а также самостоятельной деятельности детей: игровой, двигательной, изобразительной, конструктивной, музыкальной и т. д. Зоны содержат разнообразные материалы для развивающих игр и занятий.

Работа по совершенствованию предметно-развивающей среды продолжается и является важным креативным процессом как детей, так и специалистов детского сада.

Однако стоит заметить, что любое введение в предметно-развивающуюсредукаких-либо блоков, центров, модулей не всегда соотносится с возможностями отдельных детей. Поэтому об этом надо помнить, если дошкольное учреждение посещают дети с ограниченными возможностями здоровья. Предметно-развивающая среда должна быть приспособлена для них и при этом иметь коррекционную направленность, т. е. включать коррекционно-развивающую среду. Эффективность коррекционного воздействия среды зависит от оснащения ее специальным оборудованием, дидактическими материалами.

В нашем детском саду элементы коррекционно-развивающей среды для детей с косоглазием и амблиопией повсеместно включены в предметно-развивающую среду учреждения. Особые внимание уделяется игрушкам, наглядным пособиям, играм, используемым как средство коррекции первичного дефекта.

В коррекционно-развивающей среде для детей с нарушением зренияиспользуются игрушки с яркой и контрастной окраской, игрушки, сочетающие цвето-свето-звуковые эффекты. В групповых комнатах и спальнях на стенах размещены различные зрительные тренажёры. Расположены пособия по развитию цветового восприятия, пособия по развитию формовосприятия и восприятия величины. Проводятся занятия для деятельности глаз с целью повышения зрительной работоспособности. А также профилактика появления зрительного утомления и связанных с этим расстройств зрения.

Оформлена «Тропа сокола», где диагностируется острота зрения детей. Дефектологом дана инструкция воспитателям по ее использованию, что позволяет выявлять зрительные нарушения у детей из общеразвивающих групп.

Поэтому можно с уверенностью сказать, что включение в предметно-развивающую среду дошкольного образовательного учреждения элементов коррекционно-развивающей среды носит не только коррекционный характер для детей с косоглазием и амблиопией. Включение работает как профилактика зрительных нарушений и помощь в развитии зрительного восприятия дошкольников всего детского сада.

Публикации по теме:

Анкета для педагога Анкета для педагогов С целью организации эффективного взаимодействия педагога и ребёнка и оказания при необходимости методической помощи.

Новогодние поделкиНовогодние поделки Ю. Настя 4,6 лет; "Домик Деда Мороза" МБДОУ №15 "Дюймовочка" комбинированного вида г. Старый Оскол Белгородской обл. Ш. Лиза 4,6 лет "Сладкая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Профилактика зрительных нарушений с помощью предметно-развивающей среды ДОУ
Опубликовано: 26 марта 2014 в 16:32
+27Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Профилактика зрительных нарушений с помощью предметно-развивающей среды ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Серова (УИ 121524) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД