Екатерина Бордонова
Программа адаптации ребенка к дошкольному учреждению.
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Ребенок приходит в детский сад. Адаптация его к условиям детского сада протекает подчас очень болезненно. Происходит серьезная перестройка всех его представлений и отношений с окружающими людьми, ломка привычных форм жизни. Эта резкая смена условий может сопровождаться тяжелыми переживаниями, снижением речевой активности, игровой активности и нередко сказывается на здоровье ребенка. Процесс адаптации можно условно разделить на первичный и вторичный. Первичный – Вторичный –
Публикация «Программа адаптации ребенка к дошкольному учреждению,» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2013
Проблема адаптации – это проблема в основном детей 3-го жизни, т. к. большинство детей приходят именно в этом возрасте. Чаще всего, проблемы адаптации, связаны с несоответствием особенностей новых требованиям характеристикам детей группы по разным показателям, например по опережению уровня развития познавательной сферы и отставанию в сформированности необходимых культурно-гигиенических навыков и наоборот. Имеют место ситуации длительной адаптации детей к детскому саду в силу несоответствия питания в ДУ особенностям домашней кухни семьи ребенка.
Цель:Создание оптимальных здоровьесберегающих условий для успешной социализации всех участников адаптационного периода.
Задача: 1. Координация деятельности всех участников адаптационного периода (дети, родители, сотрудники ДОУ);
2. Формирование устойчивого интереса к детскому саду у ребенка, заинтересованности в сотрудничестве у родителей;
3. Комплексное здоровьесберегающее сопровождение процесса адаптации, социализации;
4. Создание единого информационного поля среди всех участников воспитательно - образовательного процесса
Социальная адаптация – постоянный процесс активного приспособления ребенка к условиям новой социальной среды.
Этапы работы с детьми в период адаптации.
1. Знакомство. Ребенок, поступающий в ДУ, совместно с родителями знакомится с группой, условиями пребывания, педагогами. Родителям предлагается совместное посещение группы в момент организации разнообразной жизнедеятельности. Знакомство с детским садом, встречи с сотрудниками.
2. Индивидуальный режим. Для ребенка устанавливается первичный, индивидуальный режим посещения. Первые несколько дней родителям рекомендовано забирать детей до сна, постепенно по мере социализации личности, время пребывания увеличивается.
3. Наблюдение за адаптацией к среде и заполнение данных. В группе пребывания детей 2 -3 лет педагогами заполняются адаптационные листы.
Заполнение адаптационных листов происходит после 5, 10, 20, 30 и 60 дней пребывания воспитателем на группе.
4. Групповые адаптационные занятия и игры. В неделю проводиться не более одного занятии и не более 2 игр.
5. Применение элементов музыкального искусства в различных режимных процессах. Использование воспитателем музыкального искусства в повседневной жизни детей положительно влияет на эмоциональную сферу ребенка, процесс социальной адаптации к ДОУ проходит легче, безболезненнее и быстрее, уровень тревожности уменьшается и эмоциональное состояние становится уравновешенным.
Музыка используется при приеме детей, подготовке ко сну и подъеме после сна.
6. Применение сказкотерапии. Восприятие сказки оказывает значимое воздействие на эмоциональное развитие детей, процесс ознакомления со сказкой создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ребенка. Сказка способствует развитию межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, а также нравственных качеств личности ребенка, которые определяют его внутренний мир. При этом сказка остается одним из самых доступных средств развития ребенка.
Этапы работы с родителями в период адаптации
1. Информирование о проблемах адаптации. Объяснение целей и задач своей работы.
2. Составление семейного анамнеза.
а) Анкетирование
б) Тестирование
3. Индивидуальна работа с родтителями.
Реализация этапов работы с детьми в период адаптации
1. Работа с детьми
1 неделя Прием детей сопровождается музыкой: А. Вивальди, «Времена года», «Весна»
1. Прогулка по групповым помещениям и территории детского сада вместе с мамой
2. Самостоятельное знакомство с группой.
3. Игра с воспитателем «Иди ко мне».
4. Пальчиковая игра «Кто в кулачке»
5. Подготовка к дневному сну сопровождается сказкой Б. Алмазова Сказка на ночь 5,6
6. подъем после дневного сна сопровождается музыкой: А. Вивальди, «Времена года», «Осень»
2 неделя Прием детей сопровождается музыкой: Г. Гендель, Сонаты для клавира
1. Самостоятельное знакомство с группой.
2. Игра с воспитателем «Пришел Петрушка».
3. Подвижная игра «Мяч в кругу»
4. Подготовка к дневному сну сопровождается сказкой Б. Алмазова Сказка на ночь 7,8
5. подъем после дневного сна сопровождается музыкой: Э. Григ, «Танец Анитры»
3 неделя Прием детей сопровождается музыкой: Э. Григ, «Утро»
1. Самостоятельное знакомство с участком.
2. Игра с воспитателем «Выдувание мыльных пузырей».
3. Подвижная игра «Паровоз»
4. Подготовка к дневному сну сопровождается сказкой Б. Алмазова Сказка на ночь 11,12
5. подъем после дневного сна сопровождается музыкой: К. Дебюсси, «Маленькая сюита»
4 неделя Прием детей сопровождается музыкой: К. Дебюсси, «Маленькая сюита»
1. Игра «Хоровод».
2. Игра «Соберем игрушки»
3. Подготовка к дневному сну сопровождается сказкой Б. Алмазова Сказка на ночь 13
4 подъем после дневного сна сопровождается музыкой: Л. Делиб, Пиццикато из балета «Сильвия»
5 неделя Прием детей сопровождается музыкой: В. А. Моцарт, «Маленькая ночная серенада
1. Игра «Передай колокольчик».
2. Подвижная игра «Бегом к дереву»
3. Подготовка к дневному сну сопровождается сказкой Б. Алмазова «Глупый бельчонок» 1
4 Подъем после дневного сна сопровождается музыкой: В. А. Моцарт, «Турецкий марш»,
6 неделя Прием детей сопровождается музыкой: В. А. Моцарт, Маленькая ночная серенада
3. Игра «Вместе с мишкой».
4. Подвижная игра «Мы топаем ногами»
5. Подготовка к дневному сну сопровождается сказкой Б. Алмазова «Глупый бельчонок» 2
6 подъем после дневного сна сопровождается музыкой: В. А. Моцарт, Концерт №21 до мажор для фортепиано с оркестром
2. Работа с родителями
1. Родительское собрание повещенное вопросам адаптации.
2. Проведение анкетирования «Анкета-знакомство».
3. Тест «Прогноз адаптации»
4. Стенд «В детский сад с радостью»
К концу адаптационного периода
Дети должны быть социально адаптированы, адаптированы к режиму детского сада, у них должен быть хороший аппетит, спокойный сон, они должны охотно общаться с другими детьми, адекватно реагировать на любое предложение воспитателя, у детей должно быть нормальное эмоциональное состояние.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева Тренинг по сказкотерапии. – М. :Речь,2006.
2. Ломакина Г. Р Сказкотерапия. Воспитываем, развиваем, освобождаем ребенка от психологических проблем. – М. : Центрполиграф,2010.
3. Алмазов Б. Сказкотерапия. Сказка на ночь. – М. : Мультимедиа Технологии 2004.
4. Терёхина О. А., Богословская В. С. Здравствуй, детский сад: психолого-педагогическое сопровождение ребёнка в период адаптации к дошкольному учреждению : Мозырь: ООО ИД "Белый ветер",2006.
5. Алямовская В. Ясли – это серьезно. – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 1999
6. Дон Кэмпбелл Эффект Моцарта Пер. с англ. - Минск: Попурри, 1999.
7. Галанов А. С. Я иду в детский сад: Пособие для родителей и воспитателей. - М. : Школьная Пресса,2002.
8. Костина В. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста // Дошкольное воспитание. - 2006