Папки-передвижки

Программа «Адаптация детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации. Педагогические условия»

Людмила Шевцова
Программа «Адаптация детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации. Педагогические условия»

I.Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка

Адаптация как процесс приспособления организма к новой обстановке занимает ведущее место в дошкольной педагогике. Это связано с тем, что детский сад для ребенка раннего возраста – это не только новый период в жизни ребенка, он, несомненно, является еще и неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями.

Публикация «Программа „Адаптация детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации, Педагогические условия“» размещена в разделах

В связи с переходом от авторитарной системы воспитания к личностно-ориентированной модели, прежний взгляд на воспитание и адаптацию к ДОО детей раннего возраста не соответствует современным представлениям о целях и задачах дошкольной педагоги. Поэтому, в нашем ДОУ ведется работа согласно общеобразовательной программы дошкольного образования МБДОУ № 30, разработанной с учетом «Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. В. Васильевой, которая позволяет использовать систему педагогической комплексной помощи сопровождения адаптации ребенка к дошкольному учреждению.

Существует ряд закономерностей, которые следует знать для эффективного взаимодействия с ребенком и возможности ограждения его от сильнодействующих негативных стрессовых ситуаций. Дети раннего возраста обладают рядом психологических и физиологических особенностей, знание которых необходимо для того, чтобы по-настоящему понимать меру воздействия на ребенка окружающего его мира, понимать, что чувствительность его настолько велика, что любое травмирующее воздействие может привести к патологическим последствиям в развитии психики ребенка.

В формировании ребёнка раннего возраста одно из решающих мест отводится семье. Первое знакомство ребенка с окружающим миром осуществляется через родителей, поэтому их влияние (и в особенности материнское) на процесс адаптации к ДОО велико и ответственно. От семейной атмосферы будут зависеть черты характера и мир чувств ребёнка, его отношение к познанию и то, какое в конечном итоге направление примет развитие его личности, её жизненный путь.

Медико-психологическая характеристика адаптации.

Врачи и психологи различают три степени адаптации ребенка к детскому саду: легкую, среднюю, тяжелую.

При легкой адаптации поведение ребенка нормализуется в течение месяца. Аппетит достигает обычного уровня уже к концу первой недели, сон налаживается через 1 – 2 недели.

Во время адаптации средней тяжести сон и аппетит восстанавливается через 20 – 30 дней, в течение месяца настроение может быть неустойчивым. Эмоциональное состояние ребенка нестабильно, новый раздражитель способствует отрицательным эмоциональным реакциям. Однако при поддержке взрослого ребенок проявляет познавательную и поведенческую активность, легче привыкает к новой ситуации.

Тяжелая адаптация приводит к длительным и тяжелым заболеваниям. Аппетит снижается, может возникнуть стойкий отказ от еды или невротическая рвота при попытке взрослого накормить ребенка. Он плохо засыпает, вскрикивает и плачет во сне, просыпается со слезами; сон чуткий и короткий. Во время бодрствования ребенок подавлен, не интересуется окружающим, избегает других детей, ведет себя агрессивно.

Следовательно, важно обеспечить оптимальные педагогические условия для успешного приспособления и адаптации ребенка младшего дошкольного возраста к ДОО.

Цель программы : создать педагогические условия организации адаптации детей раннего возраста к ДОО для успешного прохождения детьми адаптационного периода.

Задачи:

1) Обеспечить информационную поддержку родителей детей раннего возраста.

2) Диагностировать уровни адаптации к ДОО у детей в начале и конце адаптационного периода.

3) Создать совместно с родителями воспитанников эмоционально положительный климат в семье и детском саду.

4) Обогатить развивающую предметно пространственную среды в группе.

5) Осуществлять индивидуальный подход к детям.

6) Поэтапно реализовывать программу адаптационного периода.

Принципы формирования программы :

• содействия и сотрудничества;

• научности;

• индивидуальности;

• последовательности и систематичности.

1.2 Планируемые результаты

o действия родителей и воспитателей согласованы и доброжелательны;

o развивающая предметно-пространственная среда разнообразна и доступна;

o разработан индивидуальный режим дня для каждого вновь прибывшего ребенка на период адаптации к ДОО;

У детей :

o спокойное, бодрое, веселое настроение в момент расставания и встреч с родителями;

o уравновешенное настроение в течение дня;

o адекватное отношение к предложениям взрослых;

o общение со взрослыми по собственной инициативе;

o умение общаться со сверстниками, не конфликтовать;

o желание есть самостоятельно, доедать положенную норму до конца;

o спокойный дневной сон в группе до назначенного по режиму времени.

II. Содержательный раздел

Перспективное планирование педагогической работы в адаптационный период

Тематические недели

Сентябрь

1 неделя «Мы знакомимся»

2 неделя

«Мы привыкаем»

3 неделя

«Мы осваиваемся»

4 неделя

«Детский сад – наш дом родной»

Сентябрь

1 неделя «Мы знакомимся»

понедельник вторник среда четверг пятница

«Праздник знакомства» «Жили – были 100 ребят, все ходили в детский сад» «Мой друг, кто ты?» «В стране забавных игрушек» «Я гуляю, посмотри»

Игры с воспитателем «Давайте познакомимся» «Я иду к вам в гости» «Приходите ко мне в гости, я буду угощать» «Поездка на машине в магазин игрушек» «Шли – шли, что-то нашли»

Подвиж- ные игры «Карусели» «Пузырь» «Зайчик серенький сидит» «Соберем мячи в корзину» «Солнышко и дождик»

Пальчиковые игры «Пальчики здороваются» «Сидит белка на тележке» «Этот пальчик дедушка» «Сорока, сорока, кашу варила» «Один, два, три, четыре, пять вышли пальчики гулять»

Фольклор,

художественная

Литература Потешка для новичков «Кто из нас хороший» Потешка:

«Водичка, водичка, умой мое личико» Чтение потешки «Ладушки, ладушки» Чтение стихотворения А. Барто «Уронили мишку на пол» Потешка во время прогулки «Солнышко»

Общение Ситуация «Домик для моей одежды» «Научим Хрюшу умываться» «Кукла Катя и ее друзья – собачка, кошка, уточка, петушок. Кукла Катя угощает друзей» «Покажем мишке уголок природы» Ситуация «Игрушки которые живут в нашей группе»

Сентябрь

2 неделя «Мы привыкаем»

понедельник вторник среда четверг пятница

«Как прекрасен этот мир - посмотри» «В гостях у кота Леопольда» «Праздник мыльных пузырей» «Город мастеров» «Как много интересного вокруг»

Игры с воспитателем «Кому это нужно» «День рожденья Леопольда» Игры с воздушными шариками «Сложи листочки» «Поймай солнечный зайчик»

Подвижные игры «Пузырь» «Карусель» Догонялки «Мы топаем ногами» «Курочка и цыплята»

Пальчиковые игры «Где же наши ручки» «Кошка»

«Мышка» «Шарик» «Домик» «Лодка»

Фольклор,

художественная

Литература Потешка «Тень-тень, потетень» Рассказывание «Сказки о глупом мышонке» Чтение стихотворения С. Маршака «Мыльные пузыри» Чтение стихотворения Е. Благининой «Новая одежда» Рассказывание сказки «Курочка Ряба»

Общение Рассматривание картины «Дети играют в кубики» «Покажем коту Леопольду аквариум с рыбками» Ситуация «В какие игры можно играть в группе» Ситуация: «Чудо вещи вокруг нас» Беседа по сказке «Курочка Ряба»

Конструктивная деятельность Сооружение загородки из кирпичиков Дорожка для кота Леопольда Постройка дорожки Башенка из кубиков Знакомство со строительным материалом

Сенсорное воспитание Выкладывание цветной мозаики на тему «Курочка и цыплята» Башня из кубиков для кота Леопольда Цветные фоны Дидактическая игра «Найди такой же» Дидактическая игра «Спрячь мышку»

Сентябрь

3 неделя «Мы осваиваемся»

понедельник вторник среда четверг пятница

«У нас в гостях три поросенка» «Волшебный сон на облаках» «Друзья детства» «Кто, кто в теремочке живет» «В мире музыки и красоты»

Игры с воспитателем «превращение в зверушек» «Чудесный мешочек» «Изобрази героя» «Угадай героя» «Надень и попляши»

Подвижные игры «Мотыльки» «Пчелки»

«Котята» «У медведя во бору» «Гуси»

Пальчиковые игры «Стул»

«Стол» «птенчик в гнезде»

«Встали пальчики» «Погладим котенка»

«Кошка» «Домик» «зайка и барабан»

Дидактические игры «Узнай и назови» Дидактическая игра «Поручение» Дидактическая игра «Комната для кукол» «Потерялись» «Дай, что звучит»

Фольклор,

художественная

Литература Потешка «Водичка, водичка» Чтение песенки – потешки «Вот и люди спят» Сказка «Почему плакал котенок» Рассказывание сказки «Теремок» Чтение песенки - потешки «баю, баю за рекой»

Общение Ситуация: «Как дети полюбили ходить в детский сад» «Давайте никогда не ссориться» Беседа: «Забыла девочка котенка покормить, не мог он вспомнить, как покушать попросить» Беседа: «Стоит в поле теремок» «Назовем картинки в любимой книжке»

Игры - занятия «Мы встречаем гостей» «Уложим куклу Катю спать» «Напоим котенка молочком, котенок наелся молочка, стал довольным и веселым он тогда» «Ох, красивый теремок! Очень, очень он высок» «Чаепитие»

Элементы театрализованной деятельности Показ театрализованной игры «Три поросенка» «Давайте познакомимся» Показ настольного театра «Теремок»

Речевое развитие «Кого как зовут» «Да или нет» Закрепление представлений о мебели Звук (а).

«Баюканье куклы» «Угадай, что звучит»

Конструктивная деятельность Лесенка из кирпичиков машина Стул Построим теремок Стол

Сентябрь

4 неделя «Детский сад – наш дом родной»

понедельник вторник среда четверг пятница

«От улыбки станет всем светлей» «Без друзей нам прожить ни за что на свете» «Праздник воды» «Вместе дело спориться» «День смеха»

Игры с воспитателем

«Бегите ко мене» «Назови друга ласково» «Ловись, рыбка» «Найди, что назову» «Шли – шли, что-то нашли»

Подвижные игры «Самолеты» «Песик Барбосик» «Поезд» «Птички летают» «Куры и петух»

Пальчиковые игры «Здравствуй солнце золотое!» «За работу» «Утята» «На работу» «Воздушные щелчки»

Дидактические игры «Кто что делает» «Поручения» «Какой?» «Узнай и назови овощи» «Узнай и назови овощи» усложн.)

Фольклор, художественная литература Потешка «Ладушки, ладушки» Рассказывание сказки «Как собака друга искала» Потешка «Кран, откройся, нос, умойся» Рассказывание сказки «Репка» Потешка «Чики,чики чикалочки»

Общение Научим куклу играть с пальчиками «Что умеют делать ручки взрослых в детском саду» Рассматривание картины «Игры с водой» Ситуация: «Дети играют в кубики» «Почему ослик загрустил? Развеселим его»

Игры-занятия «Устроим кукле комнату» «Домик пчелки» «Купание куклы Кати» «Оденем куклу на прогулку» Научим куклу Катю раздеваться

Элементы театрализованной деятельности Драматизация сказки «Как собака друга искала» Инсценирование потешки «Курочка Рябушечка»

Речевое развитие Звук (у).

«Позови паровоз» «Угадай, что звучит» Звук (о).

«Ослик»

Физическое воспитание «По длинной извилистой дорожке» «Кто тише» Игра «Зеркало» «Перешагни через палку» «По камушкам через ручеек»

Конструктивная деятельность Стол и стул Диванчик Диван большой «Домик для кирпичиков» Постройка по замыслу

При организации адаптационного периода был составлен гибкий режим жизнедеятельности детей 2-3 лет с учетом требований образовательной программы ДОО и рекомендаций Н. В. Соколовской [ 2].

Модель организации адаптационного периода через режимные процессы

(по Н. В. Соколовской)

Утренний прием Зарядка

Игры с элементами фольклора

Развивающие игры

Формирование культурно-гигиенических навыков (прием пищи, одевание, гигиенические процедуры)

Завтрак

Игры-занятия, игры-упражнения в группе

Игровые ситуации, общение

Прогулка Подготовка к прогулке

Игры с элементами фольклора

Игры: сюжетно-ролевые; дидактические: подвижные; развивающие

Игры с водой и песком

Наблюдения, развлечения, беседы

Опыты и эксперименты

Закаливание: воздушные, солнечные ванны

Формирование культурно-гигиенических навыков

После

сна Разминка после сна. Закаливающие процедуры

Полдник

Элементы театрализованной деятельности

Художественно -творческая деятельность

Игры-драматизации, игры-инсценировки

Прогулка

Формирование культурно-гигиенических навыков

Вечер Ужин

Игры-драматизации, игры-инсценировки

Элементы театрализованной деятельности

Общение детей

Уход домой

III. Организационный раздел

3.1 Блоки работы

1) взаимодействие с родителями воспитанников;

2) педагогическая работа с детьми.

3.2 Педагогические условия реализации программы

3.3 Диагностика уровней адаптации

o Диагностика уровней адаптации детей младшего дошкольного возраста к ДОО по методике, предложенной А. Остроуховой «Изучение степени адаптации ребенка к ДОУ» в начале адаптационного периода. (Приложение 1)

o По результатам данных корректировка дальнейшей работы по программе.

o Диагностика на заключительном этапе адаптационного периода.

o Результаты адаптации детей младшего дошкольного возраста к окончанию адаптационного периода. (Приложение3). Использовать критерии адаптации, разработанные институтом Педиатрии. (Приложение4)

3.4 Материалы и оборудование

• Анкета для родителей «Готовность ребенка к поступлению в детский сад» (Приложение 5)

• Анкета для родителей «Каким бы Вы хотели видеть своего ребенка, прежде всего?» (Приложение6)

• Листы адаптации на каждого ребенка (Приложение 2)

• Памятки и информационные листы для родителей (Приложение 7)

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в группе

• Уголок Воды и Песка

• Песочница с кинетическим песком

• "Домик" для уединения

• Уголок изотворчества

• Спортивный уголок

Литература

1. Образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под. ред. Н. Е. Вераксы. Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой- 2015г.

2. «Адаптация ребенка к детскому саду. Советы педагогам и родителям», сост. А. С. Русаков. СПб. : Речь; М. : Сфера, 2011.

3. «Адаптация ребенка к условиям детского сада : управление процессом, диагностика, рекомендации», сост. Н. В. Соколовская. Волгоград: Учитель, 2011.

4. Дошколенок. ру. Сайт для воспитателей детских садов. https://dohcolonoc.ru/stati/40-2011-03-22-13-55-26.html

5. mamapapa.ru https://www.mamapapa.ru/dets-psyh-sovet/adapykdetsad.html

6. 7я. ру https://www.7ya.ru/article/Adaptaciya-k-detskom-sadu-Kak-pomoch-rebenku/

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Методика, предложенная А. Остроуховой «Изучение степени адаптации ребенка к ДОУ», для определения успешности адаптации детей в начале и в конце адаптационного периода.

Цель: определение поведенческой реакции в соответствии с оценкой факторов адаптации.

Каждый из факторов может оцениваться от +3 до -3 (т. е. +3,+2,+1; -1,-2,-3). Суммарно по всем факторам можно получить +12 или -12; по показателям в интервале педагог и определяет уровень адаптации ребенка в ДОУ.

Определение поведенческой реакции ребенка осуществляется по следующим показателям и критериям:

1. Эмоциональное состояние ребенка.

+3 весел, жизнерадостен, подвижен, активен.

+2 улыбается, настроение хорошее, весел.

+1 иногда задумчив, замкнут.

-1 легкая плаксивость, хныканье.

-2 плачет за компанию, плач приступообразный.

-3 сильный плач, подавленное настроение.

2. Социальные контакты ребенка.

+3 много друзей, охотно играет с детьми.

+2 сдержан, просится на руки, неохотно играет с детьми.

+1 безразличен к играм, отстранен, замкнут.

-1 не весел. С детьми не контактирует, даже если вовлечен в игру.

-2 проявляет тревогу, бросает начатые игры.

-3 недружелюбный, агрессивный, мешает детям играть.

3. Сон ребенка.

+3 сон спокойный, глубокий, засыпает быстро.

+2 сон спокойный.

+1 засыпает не скоро, спит спокойно, но недолго.

-1 засыпает с хныканьем, тревожен во сне.

-2 засыпает с плачем, долго, беспокоен во сне.

-3 отсутствие сна, плач.

4. Аппетит ребенка.

+3 очень хороший аппетит, съедает все с удовольствием.

+2 нормальный аппетит, ест до насыщения.

+1 аппетит выборочный, но ненасыщенный.

-1 отвергает некоторые блюда, капризничает.

-2 приходиться следить за тем, чтобы ел, ест долго, неохотно.

-3 отвращение к еде, кормление мучительно.

Наблюдая за процессом адаптации и внося данные своих наблюдений в специальный протокол, воспитатель делает вывод о результате адаптации каждого ребенка (Приложение2). Обобщенные данные о результатах адаптации детей раннего возраста к условиям ДОО отражены в адаптационной карте.

Адаптационная карта младшей группы (___человек)

№ п/п Сроки адап-тации (А) дни Поведенческие реакции (П) Уровень адаптации

Эмоциональное состояние Социальные контакты Сон ребенка Аппетит ребенка Итого

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Листы адаптации детей

Фамилия, имя ребенка___Возраст ___ Дата поступления ___

Адаптационны е дни 1-й 2-й 3-й 4-й 8-й 16-й 32-й 64-й 128-й

Настроение - - - - ± ± + +

Аппетит: - - - - + ± + +

Завтрак Обед ± ± ± ± + + + +

Полдник ± ± ± ± + + + +

Сон: - - - - + Весь хий частиз + +

Засыпание 30 мин 30 мин 45 мин 30 мин 1ч 2ч

Весь

тихий

час

Весь

Длительность тихий

час

Активность: - - ± - ± + + +

в игре - - - - ± ± + +

в речи

Взаимоотноше - - ± - ± ± + +

ния с детьми

Взаимоотноше - - - - + + + + +

ния со

взрослыми

Условные обозначения :

Положительно +

Неустойчиво ±

Отрицательное -

Болел - б

Находился дома - Д

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Результаты адаптации детей

Показатели

% Легкая

степень адаптации Средняя степень

адаптации Тяжелая степень адаптации

Процентное соотношение

Легкая адаптация - ___ детей (от ___до___ дней)- (___%)

Адаптация средней тяжести- ___ детей (от ___до___ дней)- (___%)

Адаптация тяжелая - ___ детей (от ___до___ дней)- (___%)

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Критерии адаптации

Критерии адаптации, разработанные институтом Педиатрии

Легкая степень адаптации :

o К двадцатому дню пребывания в ДОУ у ребенка нормализуется сон, он нормально начинает есть.

o Настроение бодрое, заинтересованное, в сочетании с утренним плачем.

o Отношения с близкими взрослыми не нарушаются, ребенок поддается ритуалам прощания, быстро отвлекается, его интересуют другие взрослые.

o Отношение к детям может быть как безразличным, так и заинтересованным.

o Интерес к окружающему восстанавливается в течении двух недель при участии взрослого.

o Речь затормаживается, но ребенок может откликаться и выполнять указания взрослого. К концу первого месяца восстанавливается активная речь.

o Заболеваемость не более одного раза, сроком не более 10 дней, без осложнений.

o Вес без изменений.

o Признаки невротических реакций и изменения в деятельности вегетативной нервной системы отсутствуют.

Средняя степень адаптации :

o Нарушения в общем состоянии выражены ярче и продолжительнее. Сон восстанавливается лишь через 20-40 дней, качество сна тоже страдает.

o Аппетит восстанавливается через 20-40 дней.

o Настроение неустойчивое в течении месяца, плаксивость в течении всего дня.

o Поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню пребывания в ДОУ. Отношение его к близким – эмоционально-возбужденное (плач, крик при расставании и встрече).

o Отношение к детям, как правило безразличное, но может быть и заинтересованным.

o Речь либо не используется, либо речевая активность замедляется.

o В игре ребенок не пользуется приобретенными навыками, игра ситуативная.

o Отношение к взрослым избирательное.

o Заболеваемость до двух раз, сроком не более десяти дней, без осложнений.

o Вес не изменяется или несколько снижается.

o Появляются признаки невротических реакций: избирательность в отношении со взрослыми и детьми, общение только в определенных условиях.

o Изменения вегетативной нервной системы: бледность, потливость, тени под глазами, пылающие щечки, шелушение кожи (диатез) – в течении полутора-двух недель.

Тяжелая степень адаптации :

o Ребенок плохо засыпает, сон короткий, вскрикивает, плачет во сне, просыпается со слезами; аппетит снижается сильно и надолго, может возникнуть стойкий отказ от еды, невротическая рвота, функциональное нарушение стула, бесконтрольный стул.

o Настроение безучастное, ребенок много и длительно плачет, поведенческие реакции нормализуются к 60-му дню пребывания в ДОУ.

o Отношение к близким – эмоционально-возбужденное, лишенное практического взаимодействия.

o Отношение к детям: избегает, сторонится или проявляет агрессию. Отказывается от участия в деятельности.

o Речью не пользуется или имеет место задержка речевого развития на 2-3 периода.

o Игра ситуативная, кратковременная.

Тяжелая степень адаптации может проявляться в двух вариантах:

1. Нервно-психическое развитие отстает на 1-2 квартала, респираторные заболевания – более 3-х раз, длительностью более 10 дней, ребенок не встает и не прибавляет в весе в течении 1-2 кварталов.

2. Дети старше трех лет, часто болеющие, из семей с гиперопекой со стороны взрослых, заласканные, занимающие центральное место в семье, поведенческие реакции нормализуются к 3-4-му месяцу пребывания в ДОУ, нервно-психическое развитие отстает на 2-3 квартала (от исходного, замедляется рост и прибавка в весе.

Публикации по теме:

Педагогические условия формирования гуманных качеств у детей старшего дошкольного возраста в НОД Педагогические условия формирования гуманных качеств у детей старшего дошкольного возраста в непосредственно-образовательной деятельности.

Педагогические условия развития музыкальной одаренности у детей младшего возраста Одной из актуальных проблем современного образования является наиболее полное выявление потенциала одаренных и талантливых детей. Понятие.

Педагогические условия развития познавательно-исследовательской деятельности у детей среднего дошкольного возраста Ученые, педагоги, психологи уже не одно десятилетие говорят о том, что обучение должно быть «проблемным», а значит, должно содержать элементы.

Педагогические условия успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ. Актуальность: прежняя система взглядов на воспитание детей раннего возраста не соответствует современным представлениям о целях и задачах.

Педагогические условия воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста Педагогические условия воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста. Гирфанова Татьяна Борисовна - воспитатель высшей.

Психолого-педагогические условия развития навыков сотрудничества у детей дошкольного возраста .

Современные педагогические технологии в дошкольной образовательной организации Существующие тенденции и нормативные изменения, происходящие сегодня в дошкольном образовании, требуют от педагога новых форм организации.

Условия создания информационно-образовательной среды в дошкольной организации Важной задачей ДОУ при введении ФГОС становится совершенствование педагогического процесса и повышение развивающего эффекта образовательной.

Вопросы организации инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации Вопросы организации инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации В последнее время в психолого-педагогической литературе.

Взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи как условие успешной адаптации детей раннего возраста Ранний возраст – период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Развитие в раннем возрасте происходит.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа «Адаптация детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации. Педагогические условия»
Опубликовано: 10 октября 2017 в 09:12
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД