Получи документы

Программа адаптационно-развивающих занятий для детей раннего возраста с нарушениями зрения «Добро пожаловать, малыш!»

Дина Панова
Программа адаптационно-развивающих занятий для детей раннего возраста с нарушениями зрения «Добро пожаловать, малыш!»

Программа адаптационно-развивающих занятий

для детей раннего возраста с нарушениями зрения

"Добро пожаловать, малыш!"

Панова Д. Л., воспитатель

МК ДОУ "Детский сад № 254"

Пояснительная записка

Актуальность предлагаемой программы :

Изменение социальной среды (переход от замкнутого семейного мира в мир социальных контактов) при поступлении в детский сад сказывается на физическом и психическом здоровье детей. Перемены в режиме дня, временное отсутствие родителей, необходимость вступать в контакты со сверстниками, новое помещение, офтальмологическое лечение, ношение очков и окклюзий – все это может создавать для ребенка стрессовую ситуацию. Вследствие возрастной незрелости адаптационных механизмов ребенка, может привести к его психическому напряжению, беспокойству, заторможенности, нарушению сна, аппетита, появлению страхов, частым простудным заболеваниям и т. д.

Публикация «Программа адаптационно-развивающих занятий для детей раннего возраста с нарушениями зрения „Добро пожаловать, малыш!“» размещена в разделах

Чтобы облегчить адаптационный период, необходимо создавать для малыша особый, эмоциональный комфорт в группе, организовывать деятельность, направленную на формирование конструктивного взаимодействия "ребенок – взрослый" и "ребенок – ребенок" (включающую игры и упражнения).

В особом внимании и индивидуальном подходе нуждаются дети, имеющие нарушения зрения, эти дети могут быть робкими и застенчивыми. Отсюда следует то, что они могут чувствуют себя дискомфортно в группе. Способствовать лучшей адаптации таких детей к условиям дошкольного учреждения помогут специальные адаптационно-развивающие занятия с педагогом-психологом.

С этой целью была разработана профилактическая психолого-педагогическая программа "Добро пожаловать, малыш!", направленная на профилактику дезадаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения компенсирующего вида.

Особенностью данной программы является то, что с детьми с нарушениями зрения коррекционную и учебно-воспитательную работу необходимо проводить в сотрудничестве с тифлопедагогом и врачом-офтальмологом.

В программу включены методические рекомендации по организации коррекционной работы в группе с детьми с нарушениями зрения в условиях ДОУ компенсирующего вида (Приложение 1).

Теоретико-методологическая основа программы :

Изучением проблемы социально-психологической адаптации занимались Г. Айзенк, Г. Гартман, А. Маслоу, Ф. Б. Березин, В. И. Медведев, А. А. Налчаджан, Ж. Пиаже, А. А. Реан и др.

Вопросы социального развития детей в зарубежной науке отражены в работах исследователей: Э. Эриксона, М. Монтессори, Р. Штайнера и др.

Разработке феномена социально-психологической адаптации и социального развития в отечественной психологии посвящены труды Л. С. Выготского, А. В. Петровского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, А. В. Запорожца и др.

Проблемой адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения в рамках изучения психологических аспектов сопровождения ребенка в ДОУ занимались Е. А. Лисина, Л. И. Белкина, Л. А. Венгер, С. В. Паршукова и др.

В качестве методической основы для данной программы взяты программы А. С. Роньжиной, Л. В. Томашевской, А. Ю. Кремляковой, разработки, собранные Ю. А. Афонькиной, Л. Г. Пыжьяновой.

Цель программы : помощь детям раннего возраста с нарушениями зрения в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида.

Задачи программы :

1. Создать условия для обеспечения эмоционального комфорта, чувства защищенности в группе.

2. Способствовать стабилизации эмоционального и мышечного напряжения у детей с нарушениями зрения.

3. Способствовать снижению импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии у детей с нарушениями зрения.

4. Развивать мелкую моторику рук, психические процессы.

5. Развивать коммуникативные навыки у детей с нарушениями зрения, создать благоприятные условия для знакомства детей друг с другом, предпосылок для групповой сплоченности.

6. Развивать игровые навыки, произвольное поведение.

Принципы реализации программы :

1. Принцип индивидуализации (учет возрастных особенностей, офтальмологических диагнозов, уровня общего развития и состояния ребенка).

2. Принцип доступности (учет уровня психологических особенностей ребенка).

3. Принцип наглядности (демонстрация игр и упражнений педагогом-психологом помогает ребенку их правильно выполнять).

4. Принцип систематичности и последовательности заключается в непрерывности, регулярности, планомерности процесса, в котором реализуются задачи коррекционно-развивающей работы.

5. Принцип оздоровительной направленности обеспечивает оптимизацию двигательной активности детей, укрепление психологического здоровья, совершенствование физиологических и психических функций организма.

Программа предназначена для детей, имеющих нарушения зрения в возрасте 2-4 лет, поступивших в дошкольное учреждение компенсирующего вида.

Сроки реализации программы : занятия рассчитаны на 3 месяца и проводятся с сентября по ноябрь включительно. Диагностика: сентябрь, октябрь, ноябрь.

Продолжительность занятий : 12-15 минут. Периодичность занятий : 2 раза в неделю с подгруппой детей, состоящей из 3-4 человек. Сюжет занятия повторяется 2 раза, чтобы дети запомнили правила игр, слова потешек и стихотворений. Кроме того, дети раннего возраста любят повторения, знакомые игры и упражнения воспринимаются ими легче. Они выполняют их с большим интересом и радостью. Все игры и упражнения, входящие в одно занятие, объединены сказочно-игровым сюжетом.

Структура занятий :

1. Ритуал приветствия.

2. Разминка (активизация психических процессов, эмоционального и физического состояния детей).

3. Основное содержание занятий (игра или упражнение, направленное на достижение основной цели программы).

4. Физминутка для глаз, направленная на снятие напряжения.

5. Рефлексия занятия, прощание.

Диагностика:

1. Анкета для родителей «Готов ли Ваш ребенок к поступлению в ДОУ?» (Приложение 2);

2. Анкета для родителей "Наша семья, наш ребенок" (Приложение 3);

3. Лист адаптации ребенка (на основании наблюдений педагога-психолога, воспитателей и родителей) (Приложение 4).

Предполагаемый результат: преодоление трудностей приведет к нормализации эмоционального состояния и поведения ребенка с нарушениями зрения. Развиваются самостоятельность, речь, формируются коммуникативные навыки. Происходят существенные изменения во взаимоотношениях ребенка со взрослыми, сверстниками, в игре, функционировании нервной системы.

Ресурсы, необходимые для эффективной реализации программы :

программу реализует педагог-психолог, имеющий опыт групповой работы, знание детской психологии и педагогики;

занятия проводятся в отдельном, проветриваемом помещении, оснащенном необходимой мебелью, ковровым покрытием, музыкальной аппаратурой;

– информационное обеспечение кабинета педагога-психолога включает наличие необходимых учебно-методических пособий и дидактического материала.

Занятие № 1 "Солнышко"

Цель. Создание условий для обеспечения эмоционального комфорта, чувства защищенности в группе; развитие коммуникативных навыков у детей с нарушениями зрения, создание благоприятных условий для знакомства детей друг с другом, предпосылок для групповой сплоченности.

Материалы: игрушечное солнышко, корзина с разноцветными прищепками, нарисованное на картоне солнышко, веселая музыка.

Ход занятия

Ритуал приветствия: Солнышко проснулось,

Малышей коснулось.

Все вместе потянулись,

Солнцу улыбнулись!

Психолог показывает детям игрушечное солнышко, дотрагиваясь им до малышей.

Упражнение-разминка "Знакомство с солнышком"

Психолог показывает детям игрушечное солнышко и говорит:

Солнышко, солнышко,

Выгляни в окошко!

Солнышко, нарядись,

Красное, покажись!

Ждут тебя детки,

Ждут малолетки.

– Ребята, посмотрите к нам в гости пришло солнышко. Давайте поздороваемся с ним. Здравствуй, Солнышко!

Дети рассматривают солнышко, здороваются с ним. Психолог проговаривает какое солнышко круглое, теплое, желтое.

Игра "Собери солнышко"

– А теперь, ребята, давайте сами поиграем с солнышком. Посмотрите какое у меня грустное солнышко. (Психолог показывает детям солнышко без лучиков) Оно потеряло свои лучики. Давайте его развеселим? А чтобы его развеселить – надо найти его лучики.

Психолог показывает детям корзину с прищепками и предлагает каждому взять прищепки в руки. Дети все вместе подходят к психологу с прищепками и "прицепляют лучики" к солнышку. Психолог под веселую мелодию рассказывает стихотворение:

Тёплый лучик солнечный заглянул в оконце

И разлился радужной лужицею солнца,

Тёплым, ярким пятнышком на листочке белом.

Я к нему на цыпочках подошла несмело,

Руку протянула: «Лучик, ты не бойся!

Я ведь очень рада, что зашёл ты в гости!»

Радуга и солнышко у меня в ладошке!

Чудо настоящее, а не понарошку!

Физминутка для глаз и пальцев рук "Солнышко"

Психолог рассказывает стихотворение и показывает движения. Дети повторяют за ним.

Вот как солнышко встает

Выше, выше, выше!

(медленно поднимают руки вверх, глазами смотрят на свои руки)

К ночи солнышко зайдет

Ниже, ниже, ниже.

(медленно опускают руки, смотрят на свои руки)

Хорошо, хорошо

Солнышко смеется,

(делают «Фонарики»)

А под солнышком всем

Весело живется.

(хлопают в ладоши, моргают глазами)

Рефлексия занятия, прощание

Психолог хвалит каждого ребенка за работу, проговаривает чем они сегодня занимались на занятии.

– Солнышку у нас очень понравилось, но пришла пора прощаться. До свидания, детки! Солнышко придет к нам на следующее занятие. (Солнышко прощается с каждым ребенком, дотрагиваясь до его ручки.)

Публикации по теме:

Добро пожаловать в группу «Волшебники»Добро пожаловать в группу «Волшебники» Мы всегда рады добрым людям и с удовольствием приглашаем вас в гости. Особенностью нашей группы является то, что многие пособия, театр,.

Фотоотчет «Добро пожаловать в «Лесную сказку»Фотоотчет «Добро пожаловать в «Лесную сказку» Добрый день, наши дорогие гости! Мы очень рады приветствовать вас! В детский сад детишки С радостью всегда идут, И девчонки, и мальчишки,.

Фотоотчет «Добро пожаловать в «Лесную сказку». Часть 3.Фотоотчет «Добро пожаловать в «Лесную сказку». Часть 3. В этом фотоотчете я продолжаю знакомить вас с нашим детским садом "Лесная сказка", эпизоды встречи Нового Года, Масленица и других праздников.

Комплексная образовательная программа Школы раннего эстетического развития «Я познаю мир» Пояснительная записка Актуальность программы Дошкольное детство - это важный период в жизни ребёнка. Это период формирования универсальных.

Программа индивидуальных коррекционно-развивающих занятий .

Программа коррекционно-развивающих занятий по изодеятельности для детей старшего дошкольного возраста. Приложение к обобщению опытом - "Использование нетрадиционных техник в коррекционно- развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста2.

Программа коррекционно-развивающих занятий по изодеятельности с использованием изотерапии для старшего дошкольного возраста. Продолжение. Подготовительная к школе группа сентябрь 19. Мои летние впечатления. Цель: Развивать умения передавать с помощью изобразительных.

Программа развивающих занятий на преодоление сложностей в эмоционально-личностной и познавательной сферах у детей 3–6 лет Занятие 1 Игра «Знакомство» Цель: развитие эмоциональной сферы, установление доброжелательных отношений. Дети передают друг другу мяч и.

Рабочая программа Коррекционно — развивающих занятий для детей 5–7 лет с общим недоразвитием речи III уровня Содержание Пояснительная записка 3 Учебный план 7 Учебно - тематический план (I год обучения) 8 Учебно - тематический план (II год обучения).

Семинар для родителей «Добро пожаловать в увлекательный мир LEGO». В рамках годового плана ""Использование ЛЕГО технологий в формировании познавательной активности у детей 3-4 лет" решила провести семтнар-практикум.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа адаптационно-развивающих занятий для детей раннего возраста с нарушениями зрения «Добро пожаловать, малыш!»
Опубликовано: 5 февраля 2017 в 16:19
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД