Марина Стадник
Программа арт-студии «Волшебный колокольчик» (рисование в нетрадиционной технике изображения «пальцевая живопись»)
▼ Скачать + Заказать документы
Программа
Арт-студии «Волшебный колокольчик»
«Рука-это вышедший наружу мозг человека».
И. Кант.
Для поступающих в детский сад детей дошкольного возраста с социально обусловленной педагогической запущенностью (СПЗ) в большинстве случаев характерно отсутствие потребности в рисовании, лепке и аппликации. На становление характерных видов детской изобразительной деятельности заметно влияет их выраженная двигательная неловкость, в частности имеющиеся нарушения мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Отсутствие целенаправленных приёмов анализа, сравнения, систематического поиска полного охвата материала, применение адекватных способов действий приводит к тому, что деятельность этих детей приобретает хаотичный, беспорядочный и неосмысленный характер.
Публикация «Программа арт-студии „Волшебный колокольчик“ (рисование в нетрадиционной технике изображения „пальцевая живопись“)» размещена в разделах
- Колокольчик. Конструирование, поделки
- Нетрадиционные техники рисования
- Пальчиковая живопись. Рисование пальцами и ладошками
- Рисование. Все материалы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2013
Рисунки данной категории детей также отличают: схематичность изображения, повторяемость элементов и скученность их на плоскости листа, присутствие «графических штампов», частое отсутствие существенных признаков предметов, «зацикливание» в использование цвета (из большого количества выбирают и используют один, реже два цвета).
Техника рисования также весьма примитивна. Дети не умеют или не могут длительное время правильно удерживать инструмент (карандаш или кисть) в ведущей руке, производить точные, согласованные движения, контролировать и регулировать их силу, скорость, ритм.
Однако, при всём несовершенстве изобразительной деятельности детей с СПЗ процесс рисования сказывается на них весьма положительно: развивается зрительное восприятие, внимание, формируются представления, осуществляется коррекция двигательных навыков, пространственной организации и т. д.
Практика показывает, что применение в детской изобразительной деятельности нетрадиционных художественных техник рисования («пальцевая живопись», «коллаж», «оттиск» и т. п.) способствует расширению художественного опыта детей и является одним из эффективных путей повышения выразительности художественного образа в их работах. Нетрадиционные техники изображения, сочетая в себе трудовые и изобразительные навыки, вызывают у детей эмоционально-положительное отношение к самому процессу рисования, развивают воображение, способствуют улучшению детских рисунков по содержанию и качеству, а также являются предпосылками успешного участия детей в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми.
В настоящее время обучение детей с СПЗ изобразительной деятельности с применением нетрадиционных техник изображения рассматривается как актуальное и перспективное направление коррекционно-педагогической работы. Оно обогащает возможности детей в создании интересных и выразительных композиций, содействует лучшему овладению ими необходимыми изобразительными и техническими умениями и навыками, корригирует нарушения познавательной, двигательной, эмоционально-волевой сфер, способствует становлению личности каждого ребёнка и интеграции его в социуме.
Основываясь на вышеизложенные факты, мною разработана программа арт-студии «Волшебный колокольчик». Дети - это волшебные колокольчики, которые раскрываются навстречу свету, теплу и доброте человеческих сердец.
Стержневой линией работы определено развитие творческих способностей детей, пробуждение их творческого потенциала, расширение кругозора, обобщение сенсорного опыта, «включение» всех анализаторных систем коры головного мозга.
Программа построена на принципе личностно-ориентированного взаимодействия педагогов с детьми и педагогов с родителями, понимании воспитания как «создания условий для развития ребёнка и его максимальная самореализация».
Программа арт-студии основана на интеграции различных видов деятельности педагогов, детей и родителей (художественно-речевая, игровая, изобразительная). Сотрудничество педагогов с семьёй направлено, в первую очередь, на формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребёнка, а у ребёнка - уважительного отношения к своим близким.
Для вовлечения родителей в воспитательный процесс используются следующие направления:
• обеспечение родителей полноценной информацией о возможных проблемах в развитии детей-дошкольников;
• организация целевых консультаций для родителей;
• посещение и участие родителей в занятиях.
Развивая культуру эстетического восприятия детей, мы одновременно формируем у них потребность самим что-то создавать, украшать, рассматривать, высказывать свои оценочно-эстетические суждения при восприятии предметов окружающей действительности.
Цель:
Раскрытие творческого потенциала дошкольников, интеллектуальное и сенсомоторное развитие посредством арт-терапии.
Задачи:
1. Познакомить воспитанников с нетрадиционной техникой изображения - «пальцевой живописью»;
2. Развивать сенсорные способности восприятия, чувства ритма, композиции, умение элементарно выражать в художественных образах решение творческих задач;
3. Формировать операционные навыки, необходимые для создания желаемых образов (мелкая моторика, точность движений пальцев рук, координация движений, тренировка концентрации внимания);
4. Развивать простейшие способы умственной деятельности.
5. Повысить педагогическую компетентность родителей в вопросе изобразительной деятельности детей.
Срок реализации: 12 месяцев.
Метод работы: нетрадиционная техника изображения «Пальцевая живопись». «Пальцевая живопись» представляет собой рисование красками при помощи пальцев или всей ладони. В процессе рисования необходимо соблюдать следующее условие: на каждый палец наносится краска одного цвета. Благодаря этому изображение получается ярким и чистым.
Формы работы. Наиболее эффективной и удобной для работы с детьми с СПЗ является индивидуальная и подгрупповая форма занятий, что позволяет педагогу определить уровень художественных способностей каждого ребёнка, уточнить и дифференцировать направления коррекционно-развивающей работы. Коррекционно-реабилитационная работа напрямую зависит от определения актуального развития ребёнка, диагностики операционных умений и навыков в рисовании, его сенсорного развития.
Механизм реализации работы:
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 15-20 минут. Число детей - 10 человек, по подгруппам 1-3 человека.
Ожидаемые результаты:
В процессе работы у детей активизируется развитие психических процессов, совершенствуется моторика (дифференцируются мелкие движения пальцев и кисти, развивается зрительно-двигательная координация, раскрывается их творческий потенциал.
Данная нетрадиционная техника изображения («Пальцевая живопись») раскрывает перед воспитанниками большие возможности для выражения разнообразных эмоций, способствует формированию у детей предпосылок изобразительной деятельности и игры, проявлений в деятельности элементов творчества, оказывает благотворное влияние на развитие личности, поведения и общения.