Программа детского фольклорного ансамбля. Пояснительная записка

Татьяна Вартанова
Программа детского фольклорного ансамбля. Пояснительная записка

Пояснительная записка

Программа фольклорного ансамбля «Веретёнце»

Область образования – комплексная

Форма реализации – очная

Программа рассчитана на комбинированную группу

Специфика работы – ознакомительная, базовая

Целевые установки программы – личностно- ориентированные, познавательные

Срок реализации программы – 1 год

Каждый человек идёт к музыке своим путём. Помогите детям полюбить музыку, и в ваш дом войдёт верный друг, который сделать жизнь яркой и интересной. В душе ребёнка есть искорка любви к прекрасному – от нас много зависит, разгорится она ярким пламенем, освещая и согревая жизнь растущего человека, или погаснет.

Педагоги и музыканты пришли к мнению о том, что задатки к музыкальной деятельности (физиологические особенности строения организма, например органов слуха или голосового аппарата) имеются у каждого. Именно они составляют основу развития ребёнка с самого рождения созданы необходимые условия, то это даёт значительный эффект в формировании его музыкальности.

Раннее проявления музыкальных способностей говорит о необходимости начинать музыкальное развитие ребёнка как можно раньше. Если не заложить с самого начала прочный фундамент, то бесполезно пытаться построить прочное здание.

Фольклор- не только величайшее культурное наследие прошлого, но и действенное средство всестороннего развития личности. Современные исследователи полагают, что с погружения ребёнка в стихию фольклора закладывается тот фундамент, на котором впоследствии формируются эстетические и нравственные идеалы.

Детский фольклор оказывается важнейшим инструментом межличностного общения детей в группе, вооружает детей в различных коммуникативных ситуациях, с его помощью устанавливается эмоциональный контакт, утверждаются формы поведения в коллективе и отклонения от них. Важно с ранних лет приучить детей постигать культуру своего народа, показать дорогу в этот сказочный и добрый мир.

На музыкальных занятиях невозможно показать всю ширину и глубину русского народного искусства, поэтому появилась необходимость в организации кружковой деятельности и создания фольклорного ансамбля.

Цель – правильное восприятие детьми русской народной музыки, развитие и познание русской национальной культуры.

Задача - воспитать любовь к русскому искусству-

- приобщать к народной культуре, развивать музыкальные способности детей через любовь к своим традициям в деятельности кружка-

- выступления перед детьми младшего возраста или сверстникам, организация досугов, развлечений, показ сказок, инсценирование русских песен и т. д.

Природа наградила человека щедро: она дала ему всё для того чтобы видеть, ощущать, чувствовать окружающий мир, позволила ему услышать всё многообразие существующих вокруг звуков. Именно в кружке ребёнок,

имеет возможность раскрыть свои способности. Участвуя в инсценировке, дети быстро запоминают песни, быстрее развивается воображение, творческие и актёрские способности. Дети чувствуют себя уверенно.

Народные песни благотворно влияют на поведение детей в коллективе, убеждают их в том, что каждый вносит свою лепту в общее исполнение песни.

Таким образом, планирование программы ведётся с учётом подготовленности детей на данном этапе развития как музыкального, так и общего. Подбирая репертуар, по мере необходимости он усложняется и обновляется новыми песнями, играми, хороводами и т. д.

Все темы фольклора делятся на части, для того чтобы материал лучше усваивался и дети получали навыки и представление об истории России поэтапно.

Пример деления может быть таков:

-знакомство с народными инструментами-

-знакомство с мужским и женским костюмами, украшения и головные уборы-

- быт русского народа, устройство жилища-

-орудия труда

-календарные и православные праздники, приметы времён года-

-игры и развлечения, а так же самодельные игрушки-

Обязательно в планирование программы включить устное творчество с его пословицами и поговорками, скороговорками и считалками, сказками и загадками, шутками- прибаутками и различными небылицами.

Основным моментом является разучивание песен, хороводов, элементов русских народных танцев, игр, исполнения частушек. Для развития высокой певческой интонации используются русские народные попевки, припевки, заклички и прочее. Дети с большим старанием и удовольствием разучивают это и играют в народные игры, которые своей непосредственностью и глубоким смыслом помогают детям раскрыть себя, найти свои творческие способности, раскрепоститься и быть главным или непосредственным участником всех игровых и песенных действий.

По данной программе на занятия отводится 2дня в неделю по 2 часа. В течении первого часа дети распевают знакомые попевки, повторяют изученные песни, знакомятся с новыми используя нотный материал, видео или мр3 записи, знакомятся с танцами и его элементами.

Второй час используется для проявления скрытых таланов детей, используя различные народные игры, с помощью исполнение песен, небольших концертов внутри коллектива, посещение краеведческих музеев, выставок прикладного самодеятельного творчества, репетиций к праздникам, изготовление примитивных инструментов.

Благодаря, быстро развивающимся технологиям, формы и методы работы с дошкольниками разнообразны и позволяют доступно и просто наладить контакт с детьми, показывая наглядно материал, разработанный для занятий. Не достающий запланированный материал, если не найден в методических материалах, то с помощью сети интернета можно взять необходимую информацию и запланированное занятие пройдёт правильно.

Основные формы и методы работы с дошкольниками:

-целевые посещения краеведческих музеев-

-участие в народных праздниках, и др. различных мероприятий проводимых в детском саду-

-прослушивание и просмотр выступление народных хоров, ансамблей, солистов, фольклорных и танцевальных коллективов, оркестры и ансамбли народных инструментов-

-наглядное представление музыкальных народных инструментов-

-беседы, как способ проявления творчества и познаний-

-изготовление простых музыкальных инструментов-

При правильном освоение и подачи запланированной программы, произойдёт позитивное влияние на детей которые заинтересуются и раскроют свой внутренний мир, это приведёт детей к некоторым познаниям истории русского народа, воспитает в них любовь к своему историческому прошлому, любовь к своим истокам. А так же поможет с уважением относиться к своей культуре и традициям, и бережно хранить историю русского народа.

Тематический план

1год обучения

1 Вводное занятие

2 Народные и самодельные инструменты:

-инструменты в песнях, играх, танцах (рубель, бубен, трещётки, ложки,

-видео, аудиозаписи отдельных инструментов, записи оркестров, ансамблей, и. д.

3 Народные костюмы в современном мире:

-различия народных костюмов по цвету-

--головные уборы женщин-

4 Деревенский быт:

-орудие труда, как средство выживания-

-обустройство дома, двора-

-главные народные блюда-

5 Основные народные праздники:

Рождество, Масленица, Сороки, Пасха, Троица, Кузьминки.

Посиделки как общение молодёжи

6 Самодельные инструменты, как выражение личностных эмоций ребёнка

-умение самостоятельно передавать характер народных произведений самодельными. муз. инструментами

7 Видеосеанс концертов с участием народных песенных коллективов, фольклорных составов.

-умение различать народное пение от эстрадного-

8 Элементы танцевальных движений:

хоровод, плясовая, кадриль-

-показ выступлений ведущих танцевальных коллективов народного танца-

Умение повторять простые движенья

9 Участие в мероприятиях детского сада

10 Посещение музеев, выставок

11 Песенно – игровой фольклор

12 Заключительное мероприятие

Содержание программы

1год обучения.

1. Вводное занятие:

-знакомство с деятельностью кружка, беседа с его участниками, наглядные пособия-

2. Знакомство с народными инструментами:

- как и для чего использовались народные инструменты, использование их в народных коллективах-

-рассказ о конкретных музыкальных инструментах-

-умение самостоятельно аккомпанировать под различные народные жанры, правильно подбирать темп под конкретное произведение-

-самостоятельно вступать заканчивать игру на них-

-беседы о полюбившихся инструментах, их звуки и ассоциации-

3. Народные костюмы в современном мире:

-их использование как сохранения самобытной культуры-

- цветовая индивидуальность каждого района, области-

-использование стилизованного костюма для правильной передачи народного праздника-

4. Деревенский быт:

-орудия труда для использования улучшения качества жизни человека- их использование в играх и забавах-

-обустройство дома, двора как индивидуальная черта-

-основные народные блюда, символы конкретных праздников-

5. Основные народные праздники:

Знакомство с народными праздниками, их характерные отличия. Разучивание, песен, закличек, хороводов, частушек и различных символик праздников. Посиделки – основной вид отдыха деревенской молодёжи.

6. Самодельные инструменты, как выражение личностных эмоций ребёнка:

-изготовление элементарных музыкальных инструментов из подручного материала-

-умение самостоятельно передавать характер народных произведений самодельными. муз. инструментами-

-самостоятельно выбрать инструмент для аккомпанирования.

7. Видеосеанс концертов с участием народных песенных коллективов, фольклорных составов.

-умение различать народное пение от эстрадного-

-слушание и просмотр концертов – развивает и накапливает слуховой багаж знаний, развивает представление о русской народной музыке, жанрах и исполнителях-

-дети определяют исполнителей, солистов- - способствует запоминаю новых терминов, названий и определений в танце, песне или звучанию инструментов-

8. Элементы танцевальных движений:

-общее представление о кадрили, плясках и хороводах-

-разучивание элементарных движений, разводка простых хороводов и плясок-

-показ выступлений ведущих танцевальных коллективов народного танца-

- просмотр ведущих танцевальных коллективов народного танца развивает и наполняет память ребёнка и представление о танце в целом-

-умение повторять простые движенья-

9. Участие в праздниках:

- развивать взаимосвязь между прошлым и настоящим-

-создавать атмосферу значимости каждого малыша в участии праздника-

-уметь передавать характер роли заданного праздником, будь то песня, игра либо актёрская игра-

10. Посещение музеев, выставок:

- доступная атмосфера музея и выставки, улучшает теоретические занятия, наглядно демонстрируя ранее рассказанное на занятиях-

11. Детский песенно – игровой фольклор:

-использование и знакомство с песенно –игровым фольклором на протяжении всего учебного года-

-песни, пляски, хороводы, игры и забавы как средство развлечения и сохранения народной культуры, а так же самовыражение ребёнка-

12. Заключительное занятие:

-проведение самостоятельного мероприятия кружка с использованием приобретённых знаний-

Результаты работы.

Дети должны уметь: отличать народное пение, звучание инструментов от других различных песен и инструментов, самостоятельно воспроизводить полюбившуюся песню, уметь водить хоровод, делать простые танцевальные движения.

Дети должны знать: основные народные праздники, символы праздников, исполнителей народных произведений (несколько фамилий,предметы одежды (несколько) и орудия труда (несколько, названия музыкальных инструментов (несколько, правила народных игр (одно- три, игру.

Дети должны понимать: что развитие русского фольклора с их помощи, приведёт к сохранению самобытного культурного наследия.

Дети должны помнить: что приобретённые знания и бережное отношение к истории своего народа приведёт их новым открытиям и новым познаниям культуры своей страны.

Список литературы.

1. Н. Гилярова Детский фольклор рязанской области

2. А. К. Фрумкин Народные музыкальные инструменты России

3. Б. В. Горбунов, А. В. Ефимова. Е. А. Ефимова Традиционные народные игры и забавы рязанского края.

4. Н. И. Лебедева Духовная культура Рязанских крестьян, классификация одежды русских.

5. Е. А. Самоделова Рязанская свадьба

6. Н. И. Лебедева Этнография и фольклор рязанской области

7. Н. И. Гилярова Музыкальный фольклор рязанской области

8. Н. И. Гилярова Научные труды. Этнографические исследования и материалы

9. Игровой фольклор и детский досуг (методическое пособие)

10. А. Забелина Музыкальный фольклор как средство музыкальных способностей дошкольников

11. Народные инструменты России (Рязанский этнографический вестник)

12. Русские танцы (Государственный Российский Дом народного творчества)

Публикации по теме:

Адаптированная образовательная программа для детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Пояснительная записка Адаптивная образовательная программа для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья комбинированного дошкольного образовательного.

Пояснительная записка к программе «Вижу, узнаю, творю» Программа «Вижу, узнаю, творю» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПРОГРАММЕ «Вижу, узнаю, творю» Обоснование необходимости разработки и внедрения.

Индивидуальная программа арт-терапевтической направленности «И мир станет ярче» (пояснительная записка) СОДЕРЖАНИЕ 1. Пояснительная записка 2. Общие сведения о ребенке 2. Особенности детей с нарушением опорно-двигательного аппарата 3. Виды арт-терапии.

Пояснительная записка к методической разработке «Моя страна» Пояснительная записка к методической разработке «Моя страна» Один из целевых ориентиров ФГОС ДО гласит: «. ребенок обладает установкой.

Пояснительная записка к программе оздоровительного кружка «Здравик» Пояснительная записка к рабочей программе кружка "Здравик" Данная программа составлена на основе программ воспитания и обучения в детском.

Пояснительная записка к музыкальному занятию «Органы чувств» Пояснительная записка к музыкальному занятию «Органы чувств» Занятие для детей средней группы по художественно-эстетическому направлению,.

Пояснительная записка к рабочей программе во второй младшей группе Презентация рабочей Программы во 2 младшей группе. Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный,.

Пояснительная записка к рабочей программе воспитателя ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №3 ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ.

Пояснительная записка к учебному плану ДОУ Учебный план Пояснительная записка к учебному плану по муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Центр развития.

Пояснительная записка к лепбуку «Звуки и буквы» Воспитатель Шарапова Венера Яхиевна Лепбук «Звуки и буквы» Пояснительная записка Изучение звуков и букв родного языка детьми 5-7 лет групп.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Обитатели водоемов
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Программа детского фольклорного ансамбля. Пояснительная записка
Опубликовано: 29 ноября 2017 в 12:29
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 марта. День весенней капели на МААМ

Капель – один из самых первых и самых верных признаков наступления весны. Крыши домов украсились ледяными сосульками. Этому красивому, но опасному явлению природы мы и посвящаем наш очередной тематический...

4 марта. Международный день скрапбукинга

Интересному творческому занятию, доступному всем, посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы открыть ребенку мир скрапбукинга и провести целый...

Коллективная работа по аппликации «Корзина подснежников для мамы» в старшей группе
Цель: Создание объёмной аппликации «Корзина подснежников для мамы» к празднику 8 Марта. Задачи: - Совершенствовать технику аппликации – составлять...
Спортивный праздник, посвященный 8 Марта – «Я и моя мамочка — спортивная парочка!»
Цель: Создать праздничное настроение, уютную, домашнюю обстановку, привлечь родителей к активному участию в спортивной жизни группы. Помочь лучше узнать...
Стенгазета «Мамочка милая моя!» в младшей разновозрастной группе
Здравствуйте уважаемые коллеги! Совсем скоро праздник 8 марта! 8 марта один из важных праздников к которому ответственно готовятся все образовательные...