Программа для работы ДОУ

Хошафян Вартитер
Программа для работы ДОУ

«Анушик»

Пояснительная записка

Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут о них наши потомки? Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя как личность любящую свою Родину, свой народ и все что связано с народной культурой: русский быт, русские народные праздники, в которых дети черпают русские нравы, обычаи или устный народный фольклор: сказки, считалки, стихи, потешки, прибаутки, а также народные игры, в которые дети очень любят играть.

Музыка в дошкольном учреждении, источник особой детской радости. Ребёнок открывает ля себя красоту музыки, её волшебную силу, а в различной музыкальной деятельности раскрывает себя, свой творческий потенциал. Педагогу важно владеть методами и приемами активизации детей, умело поддержать их интерес к импровизации в танце, в придумании мелодий, и музицировании. Важный принцип которого я придерживаюсь в работе с детьми - творческое сотрудничество с ними, уважительное отношение к каждому ребёнку.

Исходя из вышеизложенного для данной программы были выбраны следующие приоритеты:

1.

Знакомство с армянским бытом, предметами обихода: предметы пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность должны быть национальными. Это поможет детям с раннего возраста понять, что они- часть великого народа.

2.

Широкое использование всех видов фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В фольклоре каким то особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат, как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах, поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

3.

Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения с характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

Актуальность

Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, духовного, в том числе и педагогического, опыта, накопленного предшествующими поколениями. В чем же заключается сила народной педагогики, народных традиций? Ответ прост: прежде всего в человечном, добром, гуманном подходе к личности воспитуемого и требовании с его стороны взаимообратного человеколюбивого отношения к окружающим. Именно цель «облагораживания» человеческой души и утверждалась в народной педагогике

Концептуальные основы:

Центральной идеей воспитания любви к Отечеству у русских педагогов (К. Д. Ушинского, В. Г. Белинского, В. А. Сухомлинского, Н. К. Крупской) была идея народности. Они видели в народных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине.

Большой вклад в научное обоснование нравственно-патриотического воспитания дошкольников внесли Р. И. Жуковская, Н. В. Виноградова, Е. И. Радина. Они рассматривали патриотизм как сложное личностное образование, включающее следующие содержательные характеристики: знания об истории, культуре, традициях своего Отечества; проявление познавательного интереса к его прошлому и настоящему, потребности в прогрессивном развитии своего государства, чувства национального достоинства, гордости за принадлежность к своей культуре; активную творческую деятельность на благо Отечества.

«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета, достоино завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном пришлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи…Национальные отличия сохранятся и в двадцать первом веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний» (Д. С. Лихачев)

К. Д. Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…»

Современные исследования, посвященные проблемам приобщения дошкольников к истории, культуре, социальной жизни родного города (а через него Отечества, связаны с изучением механизмов социализации, формирования социальной компетенции ребенка (Т. Н. Антонова, Т. Т. Зубова, Е. П. Арнаутова и др., осознанием ребенка самого себя как представителя человеческого рода (С. А. Козлова, О. А. Князева, С. Е. Шукшина, восприятием детьми мира предметов (О. А. Артамонова, формированием знаний о трудовой деятельности взрослых (М. В. Крулехт).

Принципы и подходы к формированию Программы.

соответствует принципу развивающего образования

строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей

используется деятельностный подход

строится на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания. Образование рассматривается как процесс приоб- щения ребенка к основным компонентам человеческой культуры. Главный критерий отбора программного материала — его воспитатель ная ценность, высокий художественный уровень используемых произведений культуры

аксиологический подход предполагает ценностную ориентацию все го образовательного процесса. Способствует формированию у детей чувства принадлежности в первую очередь к своей семье, ближайшему социуму (друзьям по дому, двору, группе, своей стране.

• Строится на личностном подходе

Цели и задачи реализации Программы

Цель: Приобщение к истокам армянской национальной культуры- закладывание основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми.

Работая с дошкольниками много лет, я пришла к выводу что необходимо разработать цикл занятий по знакомству дошкольников с фольклором донских армян. Опыт работы помог конкретизировать задачи работы, которую назвали «Анушик».

Воспитательные задачи:

• Формировать любовь к родной земле, уважение к традициям своего народа и людям труда, воспитать уважительное отношение в общении с другими детьми и взрослыми.

Образовательные задачи:

• Развивать активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора.

• Развивать специальные музыкальные способности (чувство ритма, ладовое чувство, музыкально- слуховое представление).

• Формировать исполнительский навыки в области пения, движениея, музицирования.

• Развивать самостоятельность, инициативу, импровизационные способности.

Задачи фольклорной группы «Анушик»

• Помочь детям прикоснуться к армянскому искусству, почувствовать глубину и красоту армянскких обычаев и обрядов.

• Поднять уровень музыкальной культуры детей, развивать сознательное отношение к творческому процессу пения.

• Развивать навыки выразительного интонирования, передачи многообразных оттенков, эмоций, настроения.

• Формировать положительное отношение, интерес к содержанию народной музыки.

Программа реализуется в трёх направлениях, через:

• Систему организационных занятий.

• Кружковую работу.

• Массовые театрализованные праздники и развлечения.

Цель программы:

• Приобщение детей к истокам армянского народного творчества, через знакомство и исполнение произведений армянского народного творчества.

Программа «Анушик» имеет следующие разделы.

Первый раздел «Детский музыкальный фольклор» (попевки, скороговорки, считалки, колыбельные, песни).

Задачи раздела.

• Развивать в детях музыкальные творческие навыки, необходимые для становления речи памяти.

• Развивать чувство юмора, логическое мышление, стимулировать познавательную деятельность.

• Помочь правильно и чисто произносить труднопроизносимые слова и фразы.

• Совершенствовать вокальные навыки, чёткость произношения слов, правильность дикции.

Второй раздел «Народная песня» (обрядовые, лирические, календарные).

Задачи раздела.

• Учить детей чувствовать красоту армянской песни, богатство мелодии, разнообразие ритма, выразительност языка.

• Совершенствовать навыки ансамблевого, хорового, сольного пения.

Третий раздел «Народная хореография».

Задачи раздела.

• Развивать культуру движения.

• Ввести новые элементы народного танца.

• Учить применять различные виды интонирования.

• Развивать творческую активность.

Четвёртый раздел «Хороводы».

Задачи раздела.

• Развивать воображение детей, сообразительность, смекалку.

• Совершенствовать ритмически, драматические способности детей.

• Учить выполнять хореографические движения под исполнение песни.

Планируемые результаты освоения программы:

Ребенок:

Активный, самостоятельный с творческим потенциалом.

Умеющий гармонично взаимодействовать с другими людьми.

Знающий армянский быт, историю народного костюма, игрушки.

Использующий в активной речи потешки, пословицы, поговорки, считалки, загадки.

Знающий армянские народные сказки и сказочных героев, умеющий узнавать их в произведениях изобразительного искусства.

Узнающий произведения народно прикладного искусства, имеющий практические навыки их создания.

Умеющий играть в армянские народные подвижные игры, используя считалки.

Осмысленно и активно участвующий в армянских народных праздниках (знает название праздника, поёт песни, исполняет частушки, читает стихи).

Использующий атрибуты армянской народной культуры в самостоятельной деятельности.

Бережно относящийся к предметам быта, произведениям народного творчества.

Мониторинг эффективности технологии по направлениям этнокультурного образования проводится в процессе наблюдений за воспитанниками, анкетирования их родителей.

Целью мониторинга детей является выявление теоретических знаний и практических умений воспитанников ДОУ, касающихся:

- уровня сформированности знаний о предметах народного быта, народных праздниках и традициях, разных видах народно-прикладного творчества, умения осуществлять ориентировку в разных видах деятельности, связанных с отражением представлений о народной культуре;

- потребности использовать данные знания и умения на практике;

-уровня сформированности умения самостоятельно моделировать свою деятельность, опираясь на теоретические знания и практические умения и навыки.

Мониторинг среди родителей проводится с помощью анкет в начале и конце учебного года.

Материально- техническое обеспечение:

1. Наличие помещения (музыкальный зал)

2. Наличие игрушек, предметов быта.

3. Компьютер

4. Цифровой проектор

5. Наличие литературы и методических пособий

6. Наличие материалов для изобразительной деятельности и ручного труда.

7. Видео и аудио фонотеки.

8. Армянские народные музыкальные инструменты.

Возраст Репертуар Время проведения

2-3 года Слушание колыбельной песни:

«Кныр - балас»,«Орор – орор»

Пение:

«Цапик – цапик»,«Пук – кука»

Пальчиковые игры:

«Матикнер»,«hави чив»

Свободные танцы под аудиозапись оркестра Донских армян.

Октябрь-Май

ноябрь- май

октябрь- май

декабрь - февраль

3-4 года Слушание колыбельной песни:

«Наник – наник»,«Орор – балас»

Пение:

«Сируник - Сируник»,«Арев-Арев»

«Ес, покрик ахчикем»,«Манушак»

Хороводы:

«Менк болорс шрчан газмац»,«Аревик»

«Наз ахчик»

Свободные танцы под аудиозапись оркестра Донских армян.

Знакомство с национальными армянскими инструментами «Давул зурна», «Буруза», «Хавал».

Обрядовые свадебные танцы под звучание народных инструментов «Давул зурна».

Игра-драматизация «Шахкам».

Октябрь – ноябрь

Ноябрь – январь

Февраль – май

Апрель – май

Май – июль

Октябрь – май

5-6 лет Слушание колыбельной песни:

«Орор, балас, нашхид мерным»

«Наник».

Слушание аудиозаписи Донских армян, и трио народных инструментов «Давул зурна».

Пение:

«Им Шалтыр»

«Мер писикы»

«Нор дари», «Пук кука»

«Сируник, Сируник», «Гдричнерун Еркы», «Цзюн Цзахик», «Ахчи, анунт- Аракси».

«Нубар, Нубар», «Танец с розами», «Ерку куйрер».

Хороводы:

«Менк болорс шрчан газмац», обрядовая игры «Вичак», «Гураш» Октябрь – ноябрь

Декабрь – март

Ноябрь – декабрь

Сентябрь – октябрь

Октябрь- декабрь

Октябрь- декабрь – январь

Февраль- май

Март-май

Практический материал программы подобран в соответствии с народным календарём.

Например, осенью дети знакомятся с песнями о труде и урожае.

Обыгрывая трудовые процессы дети испытывают удовольствие и одновременно получают представление о смысле и содержании труда осенью.

Сах амары галл ганынк

Кшер, цорек кпанынк

Абранк амбары топ ганынк

Сах цымерна ял ганынк

Чолеры берки дзов

Чапуды, гуды анбагас

Емишы барчанерун

Гармир, техин гахкхвац

Знакомя детей с колыбельной песней, даю сведения о колыбели, её устройстве в доме, раскрываю тематику колыбельной песни, рассказываю о добре материнских рук.

Наник, наник, ануш, ануш,

Шут кун, эхыр десок балас,

Хндзор тушов, гоган ачков,

Боёв, босов, эркан хелков

Дошагт чёр, инкыда шен,

Нашхид мерным, десок балас

Наник, наник, ануш, ануш

Шут кур эхур, дэсок балас.

Обыгрывая игру «Гураши Доны», дети входят в образы настоящих борцов.

А сколько радости дети получают от фольклорных праздников, где обязательной гостьей является Мариам Меца, а у нее всегда вкуснее угощения для ребят, весёлые шутки, загадки, игры. Такие праздники как: «Вичаг», «Гураш», «Галандос», «Затык», «Дерындас» и сегодня сохранили свой особый колорит народного творчества.

Сотрудничая и беседуя с местными поэтессами А. С Варткинаян, Ш. К. Чувараян родились песни, которые входят в репертуар программы «Анушик». Такие песни как: «Манкападес», «Гдричнерун еркы», «Мер писикы», «Цзюн Цзахик», «Манукнери Доны».

Эти песни дети поют с большим удовольствием, так как тексты песен на родном наречии. В дальнейшем планирую расширить репертуар программы «Анушик».

Заключение

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.

Развитием души следует заниматься с раннего детства, в период, когда ребенок только начинает постигать азы знаний, азы культуры, этому во многом может способствовать народное творчество, которое отображает характер души, учит жить, верить, творить добро, почитать и оберегать красоту окружающего мира, любить людей, любить и дорожить своими родителями и своей Родиной.

Одним из направлений работы музыкального руководителя является воспитание патриотических чувств у детей. Реализацию обозначенного направления вижу в приобщении детей к истокам армянской народной культуры через знакомство с различными жанрами армянского фольклора, каждый жанр интерес, красив и несёт в себе образовательно-воспитательный эффект.

Считаю, что предложенный материал имеет практическую значимость и может заслуживать внимания педагогов-специалистов в качестве теоретической консультации и методического пособия для работы по приобщению детей старшего дошкольного возраста к истокам армянской народной культуры.

Публикации по теме:

Дополнительная образовательная программа кружковой работы в ДОУ «Театрализованная деятельность. Маленькие артисты» Развитие творческой личности ребёнка, его эмоционального здоровья- является приоритетным направлением в содержании воспитательного процесса.

Праздничная программа празднования Дня рождения детского сада для младших групп ДОУ День рождения детского сада для малышей. Праздник начинается с просмотра видеоклипа "День рождения" "Кукутики". Под музыку из мультфильма.

Программа кружковой работы «Почитаем, поиграем» для детей младшей группы Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад «Улыбка» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Почитаем, поиграем.».

Программа кружковой работы по изобразительной деятельности для средней группы Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка - «Детский сад №1 «Теремок» городского округа закрытого.

Библиотека изображений:
  • Спорт и физкультура
  • Спорт и физкультура
  • Спорт и физкультура
Автор публикации:
Программа для работы ДОУ
Опубликовано: 12 декабря 2018 в 16:14
+23Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Знакомство с русской народной игрушкой-матрешкой для детей средней группы
Матрешка — древняя краса Сквозь времена дошла до нас. Ей имя русское дано. Она красива и мила, Всем улыбается она. Одета, как в былые времена, Одежда...
Викторина с использованием ИКТ «Русские народные сказки»
Викторина по русским народным сказкам Цель: воспитание интереса к чтению русских народных сказок. Предварительная работа: чтение сказок в группе и дома с...
Сценарий выпускного с Временами года в детском саду
( играют фанфары) 1 ведущая: Оркестры, играйте! Звучите, фанфары! На праздник весёлый спешит детвора, Сегодня мы в школу ребят провожаем. С безоблачным...
Аналитический отчёт по взаимопосещению групппы
Цель взаимопосещения: совершенствование профессиональных навыков педагога по реализации государственных стандартов в практической деятельности с...