МААМ-картинки

Программа для работы с детьми среднего дошкольного возраста

лидия лукина
Программа для работы с детьми среднего дошкольного возраста

МКДОУ «Центр развития ребёнка-детский сад №3»

Новоусманский муниципальный район

Воронежская область

Программа

«Хочу всё знать»

(по тематическим неделям с дополнением диагностических методик и тестов для средних групп)

Педагог-психолог Лукина

Лидия Ивановна

2015-2016 год

Программа

«Хочу всё знать» для работы с детьми средних групп.

Публикация «Программа для работы с детьми среднего дошкольного возраста» размещена в разделах

Программа составлена на основе психологического сопровождения в реализации ФГОС для обобщения различных подходов, касающихся психического развития детей 4 лет. Используются диагностические методики при обследовании детей разных дошкольных возрастных групп. Игры, упражнения на коррекцию эмоционально-личностной сферы.

Диагностика-развивающая программа предусматривает систему мониторинга достижений детьми планируемых результатов освоения данной программы.

Цель программы – обеспечить полноценное и гармоничное развитие ребёнка. Способствование развитию психических процессов, в форме игровых заданий. Определение уровня сформированности самосознания, самооценки, как в личностном так и в социальном плане. Развитие мелкой моторики. Создание условий для естественного психологического развития ребёнка.

Задачи: Развитие памяти, внимания, мышления, воображения, творческих способностей. Развитие эмоциональной сферы, коммуникативных умений, волевой сферы, личностной сферы, интеллектуальной сферы. Формирование позитивной мотивации к обучению. Предотвращение возникновения социальной дезадаптации. Развивать у детей эмпатию. Дать представление об эмоциях, о строении своего тела. Закреплять представления о животных. Воспитывать чувства любви к близким людям. Развитие мелкой моторики. Способствовать самопознанию, проявлениям эмоциональной восприимчивости, отзывчивости. Подчинять свои действия правилам, подчинять своё поведение нравственным нормам.

Использование в работе музыкальных произведений с дальнейшей характеристикой содержания.

Применение физических упражнений, подвижных и пальчиковых игр во время физкультурных пауз.

Тематика обучающего материала составлена по тематическим неделям, которая охватывает многообразие окружающего мира.

Тематическое планирование рабочей программы

№ п/п

Дата проведения Тема занятия Кол-во часов Цель занятия Элементы содержания занятия Основные требования к знаниям, умениям и навыкам. Достигнутые результаты

1. сентябрь Ребёнок на улицах города

Прогулка по городу 1 Развитие мыслительной операции обобщения, классификация, рассуждение. Оценка восприятия формы и пространственных отношений.

Назвать игрушки, временные понятия, запоминание предметов, обобщение: фрукты и овощи. Методика «Коробка форм» Зрительный синтез, соотношение приёма пищи со временем, умение находить новое в соотношении с ранее увиденным. Умение классифицировать и обобщать группы. Соотношение формы с плоскостными прорезями и ракурс.

2. сентябрь Люблю тебя, мой край родной!

Наше село 1 Знакомство с родным селом, речкой, животными. Развивать зрительную память и слуховую, мыслительную деятельность.

Подвижные игры: «карусель», «паровозик дружбы», «в машине»; пальчиковые игры: «кораблик», «хрюшка Нюша умывалась». Запоминание картинок, решение логических задач. Участие в подвижных играх с заучиванием текста и выполнение движений под текст в пальчиковых играх. Припоминать картинку и делать логические выводы по образцу.

3. сентябрь Все работы хороши, выбирай на вкус.

На работу нам пора 1 Создание условий для активного восприятия детьми эмоционально насыщенного материала. Установление уровня овладения рисованием и развитие мелкой моторики.

Беседа о работе близких. Нахождение двух одинаковых предметов. Игра «Пожалуйста». Игра «Назови детёныша». Отгадывание загадок. Методика «Свободный рисунок» Знания детей о работе близких людей. Зрительная ориентация. Слуховая ориентация. Правильно называть детёнышей животных и роль животных для человека.

Умение делать логический вывод. Создавать задуманный образ в рисунке.

4. сентябрь Книжкина неделя

Мой любимый сказочный герой.

1 Развивать воображение, память, творческое мышление, выявление степени овладения зрительным синтезом – объединением элементов в целостный образ.

Рассматривание книги с иллюстрациями к сказкам. Игра «найди предметы». Запоминать слова и припоминать по ассоциации. Выбор сказочных героев. Методика «Разрезные картинки» Уметь узнавать сказку по иллюстрации. Припоминать её содержание. Зрительная ориентация. Слуховая память. Выбирать для себя сказочного героя из понравившихся сказок. Анализ рисунков.

1. октябрь Моя семья, моя страна, моя Россия.

Где я живу. 1 Сформированность представлений о Родине (в контексте село и близкие люди). Развитие пальчиковые игры: «Моя семья», «Кто же это?», игра «Запомни картинки», загадки, подвижная игра «Карусель», методика «Вопросы по картинкам» Пальчиковые игры: «Моя семья», «Кто же это?», игра «Запомни картинки», загадки, подвижная игра «Карусель». Методика «Вопросы по картинкам» Соотношение текста с движением пальчиков. Вспоминать картиночку с помощью подсказки. составлять простые предложения по картинке.

2. октябрь Познаём свой организм

Мои помощники 1 Закрепление навыков исследования с помощью соответствующих органов чувств. Оценка уровня развития образного мышления, особенности эмоционально-личностной сферы и общения. Развитие слуховой, зрительной памяти.

.

Пропевание текста с движениями рук. Гимнастика для глаз. Упражнение на цвет. Слушание сказки. Упражнение на запоминание слов, воспроизведение по ассоциации. Пальчиковая гимнастика. Физкультминутка. Методика «Рисунок человека». Уметь соотносить слова с движениями. Выполнять инструкцию педагога. Ориентироваться в цветовой гамме. При прослушивании сказки запоминать текст и отвечать на вопросы. Запоминать слова и делать вывод из подсказки. Заучивание пальчиковой гимнастики. выполнение движений под текст. воспроизводить образ в рисунке.

3. октябрь До свидания, птицы, до весны.

Знакомство с птицами. 1 Совершенствование восприятия, тренировка слуховых ощущений, развитие слухового внимания, памяти. Активизация творческой активности. Оценка уровня воображения, способности к созданию образа.

Прослушивание записи с пением птиц. Пальчиковая гимнастика. Игра «Запомни слова». Подвижная игра. Соотношение рисунка с реальными предметами. Игра «Птички». Соотношение незавершённого рисунка с реальными предметами. Методика «Дорисовывание фигур» Определять на слух пение птиц. Вспоминать ранее выученный текст. Воспроизводить слова по ассоциации. Выполнение правил игры. Уметь соотносить рисунок с реальным образом. Выполнять движения под текст. Уметь видеть объект в не завершении и воссоздавать.

4. октябрь Золотая осень.

Прогулка в осенний лес. 1 Развивать слуховое восприятие, умение зрительного синтеза, возможность детей запоминать и воспроизводить предложенный словесный материал. Формирование зрительной памяти.

Слушание сказки. Анализ величины и соизмерение с объектами. Запоминание цвета и нахождение его по образцу. Методика «Повторение слов и предложений». Слушать сказку и сопереживать. Соотносить в умственном плане величину и объект. Знание цветовой гаммы и ориентация. Запоминание слов и фразы.

1. ноябрь Предметы окружающего мира.

Восприятие свойств предметов 1 Развитие восприятия свойств предметов, мышления, внимания и логического анализа. Оценка взаимоотношений в семье, эмоционально-личностных трудностей ребёнка.

Упражнения: «Каких предметов не оказалось», «Сколько фруктов» «Четвёртый лишний», определение значения предметов. Методика «Рисунок семьи». Ориентация на внимание, запоминание количественное, умение исключать лишний предмет, давать характеристику предмету. Оценка взаимоотношений в семье.

2. ноябрь ОБЖ – ребёнок и другие люди.

Чужие люди.

1 Развитие мыслительных процессов. Освоение ребёнком пространственных отношений. Выявление способности последовательно рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи. Оценка уровня речевого развития Приветствие «Незнайка», игры: «Будь внимателен»,

«Четвёртый лишний». Методика «Дополнение фраз», игра «Карлики-великаны». Выполнение движений с ориентацией правил игры, умение объединять по цвету, форме, размеру. Соотносить движения со словами текста. Понимание смыслового заключения.

3. ноябрь В мире спортивных соревнований.

Спортивный поход 1 Способствовать самовыражению ребёнка, умение припоминать и воспроизводить знакомый материал. Развитие зрительной памяти. Использовать су-джоки в сочетании с текстом.

Подвижные игры: «паровозик дружбы», «карлики-великаны», «зайка серенький», «мои помощники». Упражнение с су-джоками «птичка». Запоминание предметов. Счёт. Участие в подвижных играх с повторением текста. Использование су-джоков под текст. Припоминание предметов и зрительная ориентация. Умение выполнять порядковый счёт.

4. ноябрь Осенние дары.

Угощенья осени. 1 Создать эмоционально-положительный настрой на радость. Умение выделять основание группировки. Выявление элементов логического мышления Выполнение пальчиковых гимнастик, классификация овощей и фруктов, деревьев, насекомых, животных, определение временных понятий и состояний. Методика «Классификация». Проявление интереса к пальчиковым гимнастикам, уметь обобщать и классифицировать. Определять временные понятия и состояния по картинам.

1. декабрь Из жизни животных.

В гости к животным 1 Развитие навыков исследования предметов с помощью органов осязания, тренировка тактильных ощущений; развитие внимания, слуховой и зрительной памяти, мышления. Ориентировка на листе. Развитие образного мышления при рисовании.

Игры «Чудесный мешочек», «Изобрази животного; запоминание парных слов, нахождение сходств и различий, запоминание сюжета. Рисование домашнего животного. Развитие тактильной памяти, имитация движений животных, смысловое припоминание парных слов, умение объяснять сходства и различия, запоминать детали в сюжете, передавать образ животного в рисунке.

2. декабрь Неделя вежливости.

Волшебные слова 1 Развивать навыки культурного общения. Воспитывать уважение и доброжелательное отношение друг к другу. Приветствие с помощью игрушки. Игры «Театр», «Пожалуйста». Пальчиковые гимнастики: «Чаепитие», «Апельсин». Уметь находить уменьшительно-ласкательные слова в приветствии. Вызвать эмоциональное сопереживание героям. Припоминать текст в пальчиковых гимнастиках.

3. декабрь ОБЖ – экстренные службы.

Горе. 1 Привлечь внимание к эмоции грусти, уметь проявлять сочувствие. Развитие зрительной и слуховой памяти Беседы по иллюстрациям, передача эмоций мимикой, запоминание картинок и текста, математические игры. Умение соотносить иллюстрацию с текстом, воспроизведение эмоций, разделение по памяти предметов, запоминание текста с действиями, переключение по математическим действиям.

4. декабрь Здравствуй, гостья Зима!

Новости зимы.

1 Развивать способность к познанию и закреплению нового материала. Развитие мелкой моторики, зрительной и слуховой памяти. Умение составлять связный рассказ. Объяснение признаков зимы, игра «Запомни пары», зрительное освоение материала, составление связного рассказа Умение логически рассуждать, применение ассоциативного запоминания, зрительный анализ, развитие связной речи.

5. декабрь Новогодние приключения.

Новогодние забавы 1 Припоминание и воспроизведение пройденного материала. Включение в игры и упражнения с положительным эмоциональным настроем.

Игры: «Карусель», «Карлики-великаны», «паровозик дружбы», пальчиковые гимнастики, «На дворе мороз и ветер», «Зайка серенький сидит». Умение быстро включаться в игру и вспоминать текст.

2. январь Рождественские каникулы.

Сказка в гости к нам пришла. 1 Вызвать эмоционально-положительное отношение к празднику. Развитие зрительной и слуховой памяти. Повторение текста. Находить животных в путанице. Запоминание предметов. Пальчиковые гимнастики, использование су-джоков. Игра «найди пару». Выстраивание последовательности. Порядковый счёт. Уметь повторять текст хором. Зрительная ориентация. Умение соотносить текст с движением рук. Логическое запоминание, выстраивание логической цепочки. Проверка порядкового счёта.

3. январь Где прячется буква?

Хочу знать буквы. 1 Развитие зрительного и слухового внимания. Воспитывать желание к изучению букв. Учить ориентации на плоскости и в пространстве.

Пропевание букв. Определение настроения по тексту. Запоминание предметов. Пальчиковая гимнастика «грустный-весёлый». Подвижная игра «У медведя во бору». Выкладывание имени из букв. Пропевание гласных. Показ настроения. Запоминание предметов с помощью логических подсказок. Заучивание текста в пальчиковой гимнастике. Желание участвовать в игре. Умение в составлении слова из букв.

4. январь Их именами названы улицы нашего города.

Моя улица 1 Познание окружающего мира. Развитие слуховой памяти, умения решать математические задачи. Прослеживание эмоции – удивления.

Определение места по сюжету картины, припоминание слов с помощью наводящего вопроса, объяснение действий по зрительному восприятию, занимательный счёт, определение профессии по рисунку. Игра «удивительная газета». Ориентация на местности, ассоциации, приобщение жизненного опыта, развитие быстроты реакции в движении.

1. февраль Весёлые старты

Сильные, ловкие, смелые. 1 Развитие коммуникативных навыков, ловкости, смелости, самоконтроля. Воспитывать желание заниматься спортом.

Пропевание с показом. Выполнение упражнений «физкультминутка», «буратино», «весёлый хоровод», «ракета». Определение цвета и цифр. Пальчиковые

игры «транспорт», «здравствуй». Игра «громко, тихо». Ознакомление с явлениями природы. Припоминание текста. Выполнение упражнений соответственно тексту. Знание цвета и цифр. Выполнение пальчиковых гимнастик под текст. Знание окружающей действительности.

2. февраль Наши братья меньшие.

Мой питомец. 1 Воспитывать заботливое, доброе отношение к домашним животным. Развитие внимания, восприятия, зрительной памяти Игры: «Найди отличия», «петух», запоминание предметов, определение размера –зрительно, выделение первого звука, составление рассказа. Быстрое переключение внимания, выполнение движений соответственно тексту, зрительный анализ размера, развитие слухового восприятия. Составление рассказа из 2-3 предложений

3. февраль Защитники Отечества.

Из чего сделаны наши мальчишки 1 Развитие коммуникативных навыков. Закрепление знаний об особенностях игр мальчиков. Развитие способности самоконтроля.

Беседа, игра «Изобрази», описательные рассказы, «Запомни картинки», «Вправо-влево». Знания о событиях, имитация, умение передавать характерные признаки, распределение по памяти предметов, ориентация в направлениях

4. февраль О друзьях и дружбе.

Давайте дружить. 1 Продолжать

укреплять дружеские отношения в группе. Сформировать положительное восприятие предложенных игр и упражнений. Развитие внимания.

Обсуждение текста с логическим умозаключением, отгадывание загадок, логические задачи, вспоминание по ассоциации, рисование в парах. Делать логический вывод, уметь анализировать загадки по опыту, решать логически задачи, уметь договариваться в выполнении работы.

1. март ОБЖ – ребёнок дома

Играю дома. 1 Вызвать у детей интерес к собственной личности. Оценка правил безопасности дома. Развитие зрительной и слуховой памяти.

Игра «танец в кругу», парные ассоциации, запоминание сюжета зрительно, оценка ситуации, игра «Кто как разговаривает». Выполнение движений соответственно тексту, припоминание по ассоциации, разделение по памяти предметов, применение знаний к практическим ситуациям, звуковая имитация.

2. март В здоровом теле-здоровый дух.

Маму я свою люблю 1 Создание положительного эмоционального настроения – радость. Развитие внимания, зрительной памяти и способности к умозаключению.

Беседа, развитие речи, «Запомни картинки», «Задачки для ума», игра «Как живёшь», логическая цепочка. Умение рассуждать, распределение по памяти предметов, развитие логического мышления, заинтересованность в построении логического вывода.

3. март Удивительные места нашей планеты.

Богатства Земли 1 Развитие логического мышления, зрительной памяти, воображения и способности к воссозданию образа. Игры «Цветок», «Что выросло», «Найди отличия», «Задачки для ума», «Запомни картинки». Выполнение эмоционального этюда, запоминать детали и вспоминать их на другом рисунке. Делать логические выводы на основе аналогий.

4. март В мире художественных жанров.

Мы всё умеем. 1 Развитие эстетических чувств, расширять представления об искусстве. Вызвать желание к творческой деятельности.

Запоминание предметов. Заучивание стихотворения. Игра: «у медведя во бору». Пальчиковая гимнастика «шёл медведь к себе домой». Рисование: настроения, оформление коврика. Запоминание по ассоциации. Заучивание текста. Выполнение подвижной и пальчиковой игры под текст. Умение зарисовывать настроение. Распределение узора по образцу.

5. март Здравствуй, гостья Весна!

Весна пришла 1 Развивать воображение и познавательные психические процессы. Уметь выразительно передавать весенние приметы в пластике движений.

Беседа, имитационная игра, «запомни картинки», заучивание стихотворения, пальчиковые игры. Умение поддерживать беседу, эмоциональное перевоплощение, распределение предметов по памяти, заучивание стихотворного текста с движениями.

1. апрель Все профессии нужны, все профессии важны.

Цирк. 1 Расширение представлений детей о различных профессиях.

Слуховое восприятие и выполнение соответственно движений. Игра «запомни картинки». Пальчиковая гимнастика «чаепитие». Выполнение подражательных движений. Рисование эмоций. Выполнение движений по правилам. Запоминание смысловое по ассоциации. Выполнение пальчиковой гимнастики соответственно тексту. Подражание показу педагога. Умение нарисовать эмоцию.

2. апрель Если хочешь быть здоров.

Здоровье в порядке. 1 Приобщение к физкультуре, к гигиенической культуре, накопление знаний о здоровье. Тестирование. Выполнение упражнений. Обобщение групп: насекомые, птицы, домашние животные, фрукты, овощи. Пальчиковые игры: «насекомые», «птичка», «апельсин». Игра «запоминание картинок». Тестовый опрос. Упражнения под текст. Обобщение и классификация. Пальчиковые гимнастики по тексту. Тестовый опрос по обучающему материалу.

3. апрель Космическая неделя.

Полёт в космос 1 Создание радостного настроения, развитие мышления, зрительной и слуховой памяти. Ориентация в цифровом ряду. Прослушивание стихотворения. Игры «что перепутал художник», «Запомни картинки», «Цифры». Прослушивание музыкальных композиций. Определять по тексту эмоцию. Замечать несоответствия действительности. Запоминать мелкие детали и вспоминать в другом рисунке. Знание цифр. Определение эмоции по музыкальной композиции.

4. апрель Город мастеров

Магазин игрушек. 1 Дать детям понятие о том, что игрушки изготавливают и их нужно беречь. Развивать зрительную и слуховую память. Передать в рисунке умение заштриховывать фигуры ровными прямыми линиями.

Подвижные игры: «паровозик дружбы», «самолёт», «мячик». Пальчиковые гимнастики: «флажок», «кубик», «барабан». Запоминание слов. Раскрашивание предметов. Выполнение движений по тексту. Умение выполнять пальчиковые игры по тексту. Смысловое припоминание. Закрашивание по образцу.

Список литературы

1. Аверина И. Е. «Физкультурные минутки в детском саду» Москва «Айрис Пресс» 2011

2. Венгер Л. А. «Задачи и функции психолога в дошкольном учреждении» Москва 1991

3. Земцова О. Н. «Тесты для детей 4-5 лет» Издательство «Махаон» 2007

4. Куражева Н. Ю. «Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников» 4-5 лет Речь Санкт-Петербург 2011

5. Савушкина А. Г. «Развитие мелкой моторики» ИТД «Корифей» 2009

6. «Давай познакомимся!» И. А. Пазухина Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2008

7. «Игры для дома и детского сада» Т. П. Трясорукова Ростов-на-Дону «Феникс» 2014

8. «Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-7 лет» Т. В. Калинина Волгоград «Учитель» 2014

Публикации по теме:

Индивидуальная коррекционно-развивающая программа для детей среднего дошкольного возраста «Мышеград» Обоснование темы: В период дошкольного детства формируются предпосылки будущей учебной деятельности детей. На протяжении дошкольного возраста.

Физкультурно-игровая программа «Морские выкрутасы» для детей среднего дошкольного и младшего школьного возраста с родителями Физкультурно-игровая программа «Морские выкрутасы» для детей среднего дошкольного и младшего школьного возраста с родителями. Цель: Активизировать.

Из опыта работы «Организация театрализованной игры с детьми младшего и среднего дошкольного возраста» Самопрезентация (слайд 1) Вяткина Снежана Юрьевна, воспитатель Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждение № 12 «Малыш».

Музыкально-игровая программа «Зимняя радость» для детей среднего дошкольного и младшего школьного возраста Музыкально-игровая программа «Зимние радости» для детей среднего дошкольного и младшего школьного возраста. Цель: Создать условия для оздоровления.

Образовательно-игровая программа по ПДД для детей среднего дошкольного возраста «Волшебное превращение» МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №82» Образовательно-игровая программа по ПДД для детей среднего дошкольного возраста.

Планирование воспитательно-образовательной работы с детьми среднего дошкольного возраста по теме «Новогодний праздник» Тема недели: «НОВОГОДНИЙ ПРАЗДНИК». П. С. : Продолжать расширять представления детей о зимнем празднике Новом годе. Продолжать знакомить с.

Празднично-игровая программа «Милой мамочке моей» для детей среднего дошкольного и младшего школьного возраста Праздник «Милой мамочке моей» Для детей дошкольного и младшего школьного возраста Цель: Создать радостную, праздничную атмосферу. Задачи:.

Программа по художественно-эстетическому развитию детей среднего дошкольного возраста «Тестопластика» Пояснительная записка Художественное творчество является важным средством всестороннего развития ребёнка – как умственного, так эстетического.

Программа кружка по лепке для детей среднего дошкольного возраста «Лепные чудеса» Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа № 6 города Новокуйбышевска.

Тематический план работы с детьми среднего дошкольного возраста «Родной город» Тематический план работы с детьми среднего дошкольного возраста «Родной город» Цель: Формировать первоначальные представления о родном городе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа для работы с детьми среднего дошкольного возраста
Опубликовано: 6 апреля 2016 в 19:27
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД