людмила юхарева
Программа дополнительного образования детей по дошкольной риторике общения «Ты — словечко, я — словечко…»
▼ Скачать + Заказать документы
Программа
дополнительного образования детей
по дошкольной риторике общения на тему :
«Ты – словечко, я – словечко.»
Пояснительная записка
к программе дополнительного образования
«Ты – словечко, я – словечко.»
Направленность: коммуникативное развитие, культура речевого поведения.
Публикация «Программа дополнительного образования детей по дошкольной риторике общения „Ты — словечко, я — словечко…“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2014
Актуальность: воспитание культуры общения у детей старшего дошкольного возраста.
Цели программы :
- развитие у дошкольников осознанного отношения к оценке речевого поступка с точки зрения нравственных ценностей;
- развитие у детей чувства коммуникативной целесообразности высказывания;
- использование потенциальных возможностей дошкольников в совершенствовании устной речи.
Задачи программы :
- учить дошкольников видеть в слове не только средство общения, но и орудие, способное влиять на собеседника как положительно, так и негативно;
- способствовать разрушению психологического барьера, возникающего при общении ребенка с собеседником в разных речевых ситуациях;
- познакомить дошкольников с наиболее употребительными (для данного возраста) устными речевыми жанрами;
- совершенствовать невербальные средства общения.
Основные линии программы :
- нравственный аспект речевого поведения;
- речевой этикет в разных ситуациях общения (формы приветствия и прощания, формы выражения благодарности и извинения, разговор по телефону и др.);
- средства выразительности устной речи (интонация; темп, скорость речи; громкость звучания, тембр и т. д.);
- культура слушания;
- невербальные средства) общения (мимика, жесты, телодвижения).
Коммуникативно-речевые умения:
- оценивать собственное речевое поведение и речевое поведение другого;
- ориентироваться в разных ситуациях общения;
- владеть своим голосом;
- внимательно слушать собеседника;
- соотносить вербальные и невербальные средства общения.
Отличительные особенности программы :
проведение занятий по дошкольной риторике с детьми и развитие творческих способностей детей.
1. Занятия с детьми из многодетных (сложных) семей:
• умение общаться;
• умение пользоваться «волшебными словами».
2. Развитие творческих способностей:
• разыгрывание «историй»
• участие в создании сказки.
Возраст детей, участвующих в реализации программы : 5 – 6 лет
Сроки реализации программы : 1 год
Методические рекомендации:
Первоначальный этап:
• диагностика детей
Основной этап:
• проведение занятий с детьми
Заключительный этап:
• творческий отчет о проведенной работе
Формы и режим занятий:
продолжительность занятий – 25 – 30 минут. Занятия проводятся 1 раз в неделю, с группой детей по 12 – 14 человек. Для проведения занятия необходимо иметь пособие для дошкольников «Ты – словечко, я – словечко.» Занятие состоит из трех частей: вводной, основной, заключительной.
1. Вводная часть: оргмомент, речевая разминка ( упр-ия: дыхательные, артикуляционные, фонетические, дикционные) :
цели речевой разминки:
- подготовка речевого аппарата к говорению;
- развитие речевого дыхания;
- отработка четкой дикции;
- формирование умения управлять своим голосом.
2. Основная часть: вспоминаем и узнаем новое.
3. Заключительная часть: работа в тетради (пособие для дош-ка)
Основные принципы построения занятий:
• общение педагога с детьми;
• индивидуальный и дифференцированный подход;
• систематическое проведение занятий;
• подбор доступного материала для детей;
• соблюдение санитарно – гигиенических норм.
Соблюдение необходимых условий, обеспечивающих благоприятную психоэмоциональную обстановку:
• создавать мотивацию и интерес к предстоящему действию;
• использовать музыкальное сопровождение для эмоционального раскрепощения детей
Использование (целесообразное) средств наглядности (СН) :
- раздаточный изобразительный материал;
- аудиозаписи, иллюстрирующая устная речь;
- фрагменты диафильмов;
- видеоматериалы (фрагменты мультфильмов, детских кинофильмов, сказок).
Взаимодействие с семьей:
Оформление стенда для фиксации достижений, т. е., чему научились дети и каких успехов достигли.
Содержание программы :
1. общение;
2. речевой этикет;
3. техника речи.
Примерное планирование деятельности по дошкольной риторике
(32 – 33 занятия)
№ занятия Тема занятия Кол-во
часов
I полугодие – 16 занятий
1 Знакомьтесь! 1
2 Что такое общение? 1
3 Для чего люди общаются? 1
4 Общение бывает разным. 1
5 Устное общение. 1
6 «Говорит она беззвучно.» 1
7 Письменное общение. 1
8 Зачем быть вежливым? 1
9 Здравствуйте! 1
10 До свидания! 1
11 Кто? Кому? Зачем? Как? 1
12 Твой голос. 1
13 Тихо или громко? 1
14 Поспешишь – людей насмешишь. 1
15 Не ломай язык. 1
16 Каким тоном. 1
II полугодие – 16 – 17 занятий
17 Благодарность. 1
18 «От улыбки стало всем светлей.» 1
19 Можно ли общаться без слов? 1
20 Отгадай, что я сказал? 1
21 Как обратиться к собеседнику? 1
22 Как обратиться с просьбой? 1
23 В магазине. 1
24 Не забудь извиниться! 1
25 Алло! Алло! 1
26 Ты – слушатель. 1
27 Какой ты слушатель? 1
28 Правила общения. 1
29 «День рожденья только раз в году» 1
30 Ты – зритель. 1
31 Слово не воробей, вылетит – не поймаешь. 1
32 Человек без труда, что дерево без корней. 1
33 Играем и вспоминаем. 1
Занятие №1
Тема: ЗНАКОМЬТЕСЬ!
Цель: знакомим дошкольников с общими задачами курса, с пособием и героем Риториком.
Занятие №2
Тема: ЧТО ТАКОЕ ОБЩЕНИЕ?
Цель:
• показываем дошкольникам, что:
- без общения жизнь человека невозможна;
- общение предполагает взаимопонимание людей;
- общение должно быть доброжелательным;
• воспитываем любовь к животным.
Занятие №3
Тема: ДЛЯ ЧЕГО ЛЮДИ ОБЩАЮТСЯ?
Цель:
• знакомим дошкольников с основными (типовыми) коммуникативными целями;
• объясняем разницу в целях: поделиться радостью и похвастаться.
Занятие №4
Тема: ОБЩЕНИЕ БЫВАЕТ РАЗНЫМ
Цель:
• знакомим дошкольников с некоторыми видами общения (контактным – дистантным, устным – письменным);
• показываем, что может быть «посредником», с помощью чего можно общаться на расстоянии;
• обращаем внимание детей на визуальный контакт при контактном общении.
Занятие №5
Тема: УСТНОЕ ОБЩЕНИЕ
Цель:
• показываем дошкольникам значимость устного общения;
• знакомим с дыхательными упражнениями.
Занятие №6
Тема: ГОВОРИТ ОНА БЕЗЗВУЧНО
Цель:
• показываем роль книги в жизни человека;
• доказываем, что чтение книги – это тоже общение;
• прививаем любовь к книге, бережное к ней отношение.
Занятие №7
Тема: ПИСЬМЕННОЕ ОБЩЕНИЕ
Цель:
• показываем дошкольникам, что письменное общение может осуществляться по-разному (с помощью рисунка, каких-либо знаков, символов);
• знакомим детей с техникой разгадывания ребусов;
• развиваем логическое мышление
Занятие №8
Тема: ЗАЧЕМ БЫТЬ ВЕЖЛИВЫМ?
Цель:
Объясняем дошкольникам, что:
- вежливость помогает человеку налаживать контакт с собеседником;
- вежливым нужно быть всегда;
- вежливость должна быть искренней.
Занятие №10
Тема: ДО СВИДАНИЯ!
Цель:
• продолжаем работу по речевому этикету;
• знакомим дошкольника с формулами речевого этикета в ситуации прощания;
• объясняем детям, что выбор слов в этой ситуации зависит от адресата.
Занятие №11
Тема: КТО? КОМУ? ЗАЧЕМ? КАК?
Цель:
• знакомим дошкольников с такими основными компонентами речевой ситуации, как: кто говорит, зачем, с какой целью он говорит, как говорит;
• обращаем внимание на разную интонацию в зависимости от цели говорящего;
• показываем, что только доброжелательная интонация является залогом успешного общения.
Занятие №12
Тема: ТИХО ИЛИ ГРОМКО?
Цель:
• обращаем внимание детей на то, что уровень громкости всегда соотносится с конкретной речевой ситуацией и видом общения;
• учим детей «управлять» своим голосом;
• воспитываем у детей такие качества, как сочувствие к другому человеку, понимание собеседника.
Занятие №16
Тема: КАКИМ ТОНОМ?
Цель:
• учим дошкольников использовать интонацию в зависимости от конкретного речевого жанра;
• воспитываем в детях чувство искренности и доброжелательности по отношению к собеседнику.
Занятие №18
Тема: «ОТ УЛЫБКИ СТАЛО ВСЕМ СВЕТЛЕЙ.»
Цель:
• показываем дошкольникам, что улыбка помогает налаживать контакт между собеседниками, что улыбка – признак доброго расположения говорящих друг к другу.
Занятие №19
Тема: МОЖНО ЛИ ОБЩАТЬСЯ БЕЗ СЛОВ?
Цель:
• знакомим дошкольников с невербальными (несловесными) средствами общения (мимикой, жестами, телодвижениями);
• формируем умение адекватно воспринимать несловесную информацию, отличать близкие, но нетождественные эмоциональные состояния собеседника.
Занятие №22
Тема: КАК ОБРАТИТЬСЯ С ПРОСЬБОЙ?
Цель:
• учим дошкольников вежливо обращаться с просьбой к собеседнику;
• объясняем, что просьба должна быть мотивированное.
Занятие №24
Тема: НЕ ЗАБУДЬ ИЗВИНИТЬСЯ!
Цель:
• знакомим детей с речевыми формулами, которые используются при извинении;
• обращаем внимание дошкольников на то, что извинение должно быть с объяснением;
• объясняем детям, что чувство вины создает душевный дискомфорт, поэтому не нужно стесняться в признании своей вины;
• воспитываем в детях внимательное отношение к окружающим.
Занятие №25
Тема: АЛЛО! АЛЛО!
Цель:
• знакомим (первично) дошкольников с тем, как нужно вежливо отвечать на телефонный звонок;
• как реагировать на ситуацию, если плохо слышно или вовсе не слышно того, кто вам звонит;
• обращаем внимание детей на то, что нужно быть не только вежливым, разговаривая по телефону, но и осмотрительным в случае беседы с незнакомым человеком.
Занятие №26
Тема: ТЫ – СЛУШАТЕЛЬ
Цель:
• объясняем детям, что, общаясь, мы не только говорим, но и слушаем.
• (слушать – значит принимать активное участие в диалоге);
• помогаем детям осознать, что слушатель должен быть внимательным и вежливым.
Занятие №27
Тема: КАКОЙ ТЫ СЛУШАТЕЛЬ?
Цель:
• объясняем детям суть не рефлексивного слушания;
• формируем умение адекватно воспринимать информацию;
• учим детей оценивать себя как слушателя.
Занятие №28
Тема: ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ
Цель:
• вспоминаем с дошкольниками правила общения, с которыми мы познакомились;
• обращаем внимание детей на то, что одними из главных правил являются такие: будь вежливым, внимательным, доброжелательным и искренним.
Занятие №30
Тема: ТЫ – ЗРИТЕЛЬ
Цель:
• знакомим детей с правилами поведения в театре;
• объясняем дошкольникам, сто значит зрительская культура.
Занятие №31
Тема: СЛОВО НЕ ВОРОБЕЙ, ВЫЛЕТИТ – НЕ ПОЙМАЕШЬ
Цель:
• объясняем детям, что слово человека могущественно: словом мы можем пожалеть, приободрить, обидеть, огорчить и т. п. ;
• предупреждаем дошкольников : прежде чем сказать, подумай, как к твоим словам отнесется собеседник;
• убеждаем детей, что только доброе и ласковое слово поможет найти собеседникам взаимопонимание.
Занятие №32
Тема: ЧЕЛОВЕК БЕЗ ДРУЗЕЙ, ЧТО ДЕРЕВО БЕЗ КОРНЕЙ
Цель:
• объясняем детям, что в основе дружбы лежит взаимопонимание, добрые и сердечные отношения.