Лучший педагог года

Программа дополнительного образования детей по дошкольной риторике общения «Ты — словечко, я — словечко…»

людмила юхарева
Программа дополнительного образования детей по дошкольной риторике общения «Ты — словечко, я — словечко…»

Программа

дополнительного образования детей

по дошкольной риторике общения на тему :

«Ты – словечко, я – словечко

Пояснительная записка

к программе дополнительного образования

«Ты – словечко, я – словечко

Направленность: коммуникативное развитие, культура речевого поведения.

Публикация «Программа дополнительного образования детей по дошкольной риторике общения „Ты — словечко, я — словечко…“» размещена в разделах

Актуальность: воспитание культуры общения у детей старшего дошкольного возраста.

Цели программы :

- развитие у дошкольников осознанного отношения к оценке речевого поступка с точки зрения нравственных ценностей;

- развитие у детей чувства коммуникативной целесообразности высказывания;

- использование потенциальных возможностей дошкольников в совершенствовании устной речи.

Задачи программы :

- учить дошкольников видеть в слове не только средство общения, но и орудие, способное влиять на собеседника как положительно, так и негативно;

- способствовать разрушению психологического барьера, возникающего при общении ребенка с собеседником в разных речевых ситуациях;

- познакомить дошкольников с наиболее употребительными (для данного возраста) устными речевыми жанрами;

- совершенствовать невербальные средства общения.

Основные линии программы :

- нравственный аспект речевого поведения;

- речевой этикет в разных ситуациях общения (формы приветствия и прощания, формы выражения благодарности и извинения, разговор по телефону и др.);

- средства выразительности устной речи (интонация; темп, скорость речи; громкость звучания, тембр и т. д.);

- культура слушания;

- невербальные средства) общения (мимика, жесты, телодвижения).

Коммуникативно-речевые умения:

- оценивать собственное речевое поведение и речевое поведение другого;

- ориентироваться в разных ситуациях общения;

- владеть своим голосом;

- внимательно слушать собеседника;

- соотносить вербальные и невербальные средства общения.

Отличительные особенности программы :

проведение занятий по дошкольной риторике с детьми и развитие творческих способностей детей.

1. Занятия с детьми из многодетных (сложных) семей:

• умение общаться;

• умение пользоваться «волшебными словами».

2. Развитие творческих способностей:

• разыгрывание «историй»

• участие в создании сказки.

Возраст детей, участвующих в реализации программы : 5 – 6 лет

Сроки реализации программы : 1 год

Методические рекомендации:

Первоначальный этап:

• диагностика детей

Основной этап:

• проведение занятий с детьми

Заключительный этап:

• творческий отчет о проведенной работе

Формы и режим занятий:

продолжительность занятий – 25 – 30 минут. Занятия проводятся 1 раз в неделю, с группой детей по 12 – 14 человек. Для проведения занятия необходимо иметь пособие для дошкольников «Ты – словечко, я – словечко Занятие состоит из трех частей: вводной, основной, заключительной.

1. Вводная часть: оргмомент, речевая разминка ( упр-ия: дыхательные, артикуляционные, фонетические, дикционные) :

цели речевой разминки:

- подготовка речевого аппарата к говорению;

- развитие речевого дыхания;

- отработка четкой дикции;

- формирование умения управлять своим голосом.

2. Основная часть: вспоминаем и узнаем новое.

3. Заключительная часть: работа в тетради (пособие для дош-ка)

Основные принципы построения занятий:

общение педагога с детьми;

• индивидуальный и дифференцированный подход;

• систематическое проведение занятий;

• подбор доступного материала для детей;

• соблюдение санитарно – гигиенических норм.

Соблюдение необходимых условий, обеспечивающих благоприятную психоэмоциональную обстановку:

• создавать мотивацию и интерес к предстоящему действию;

• использовать музыкальное сопровождение для эмоционального раскрепощения детей

Использование (целесообразное) средств наглядности (СН) :

- раздаточный изобразительный материал;

- аудиозаписи, иллюстрирующая устная речь;

- фрагменты диафильмов;

- видеоматериалы (фрагменты мультфильмов, детских кинофильмов, сказок).

Взаимодействие с семьей:

Оформление стенда для фиксации достижений, т. е., чему научились дети и каких успехов достигли.

Содержание программы :

1. общение;

2. речевой этикет;

3. техника речи.

Примерное планирование деятельности по дошкольной риторике

(32 – 33 занятия)

№ занятия Тема занятия Кол-во

часов

I полугодие – 16 занятий

1 Знакомьтесь! 1

2 Что такое общение? 1

3 Для чего люди общаются? 1

4 Общение бывает разным. 1

5 Устное общение. 1

6 «Говорит она беззвучно.» 1

7 Письменное общение. 1

8 Зачем быть вежливым? 1

9 Здравствуйте! 1

10 До свидания! 1

11 Кто? Кому? Зачем? Как? 1

12 Твой голос. 1

13 Тихо или громко? 1

14 Поспешишь – людей насмешишь. 1

15 Не ломай язык. 1

16 Каким тоном. 1

II полугодие – 16 – 17 занятий

17 Благодарность. 1

18 «От улыбки стало всем светлей.» 1

19 Можно ли общаться без слов? 1

20 Отгадай, что я сказал? 1

21 Как обратиться к собеседнику? 1

22 Как обратиться с просьбой? 1

23 В магазине. 1

24 Не забудь извиниться! 1

25 Алло! Алло! 1

26 Ты – слушатель. 1

27 Какой ты слушатель? 1

28 Правила общения. 1

29 «День рожденья только раз в году» 1

30 Ты – зритель. 1

31 Слово не воробей, вылетит – не поймаешь. 1

32 Человек без труда, что дерево без корней. 1

33 Играем и вспоминаем. 1

Занятие №1

Тема: ЗНАКОМЬТЕСЬ!

Цель: знакомим дошкольников с общими задачами курса, с пособием и героем Риториком.

Занятие №2

Тема: ЧТО ТАКОЕ ОБЩЕНИЕ?

Цель:

• показываем дошкольникам, что:

- без общения жизнь человека невозможна;

- общение предполагает взаимопонимание людей;

- общение должно быть доброжелательным;

• воспитываем любовь к животным.

Занятие №3

Тема: ДЛЯ ЧЕГО ЛЮДИ ОБЩАЮТСЯ?

Цель:

• знакомим дошкольников с основными (типовыми) коммуникативными целями;

объясняем разницу в целях: поделиться радостью и похвастаться.

Занятие №4

Тема: ОБЩЕНИЕ БЫВАЕТ РАЗНЫМ

Цель:

• знакомим дошкольников с некоторыми видами общения (контактным – дистантным, устным – письменным);

• показываем, что может быть «посредником», с помощью чего можно общаться на расстоянии;

обращаем внимание детей на визуальный контакт при контактном общении.

Занятие №5

Тема: УСТНОЕ ОБЩЕНИЕ

Цель:

• показываем дошкольникам значимость устного общения;

• знакомим с дыхательными упражнениями.

Занятие №6

Тема: ГОВОРИТ ОНА БЕЗЗВУЧНО

Цель:

• показываем роль книги в жизни человека;

• доказываем, что чтение книги – это тоже общение;

• прививаем любовь к книге, бережное к ней отношение.

Занятие №7

Тема: ПИСЬМЕННОЕ ОБЩЕНИЕ

Цель:

• показываем дошкольникам, что письменное общение может осуществляться по-разному (с помощью рисунка, каких-либо знаков, символов);

• знакомим детей с техникой разгадывания ребусов;

• развиваем логическое мышление

Занятие №8

Тема: ЗАЧЕМ БЫТЬ ВЕЖЛИВЫМ?

Цель:

Объясняем дошкольникам, что:

- вежливость помогает человеку налаживать контакт с собеседником;

- вежливым нужно быть всегда;

- вежливость должна быть искренней.

Занятие №10

Тема: ДО СВИДАНИЯ!

Цель:

• продолжаем работу по речевому этикету;

• знакомим дошкольника с формулами речевого этикета в ситуации прощания;

• объясняем детям, что выбор слов в этой ситуации зависит от адресата.

Занятие №11

Тема: КТО? КОМУ? ЗАЧЕМ? КАК?

Цель:

• знакомим дошкольников с такими основными компонентами речевой ситуации, как: кто говорит, зачем, с какой целью он говорит, как говорит;

обращаем внимание на разную интонацию в зависимости от цели говорящего;

• показываем, что только доброжелательная интонация является залогом успешного общения.

Занятие №12

Тема: ТИХО ИЛИ ГРОМКО?

Цель:

обращаем внимание детей на то, что уровень громкости всегда соотносится с конкретной речевой ситуацией и видом общения;

• учим детей «управлять» своим голосом;

• воспитываем у детей такие качества, как сочувствие к другому человеку, понимание собеседника.

Занятие №16

Тема: КАКИМ ТОНОМ?

Цель:

• учим дошкольников использовать интонацию в зависимости от конкретного речевого жанра;

• воспитываем в детях чувство искренности и доброжелательности по отношению к собеседнику.

Занятие №18

Тема: «ОТ УЛЫБКИ СТАЛО ВСЕМ СВЕТЛЕЙ.»

Цель:

• показываем дошкольникам, что улыбка помогает налаживать контакт между собеседниками, что улыбка – признак доброго расположения говорящих друг к другу.

Занятие №19

Тема: МОЖНО ЛИ ОБЩАТЬСЯ БЕЗ СЛОВ?

Цель:

• знакомим дошкольников с невербальными (несловесными) средствами общения (мимикой, жестами, телодвижениями);

• формируем умение адекватно воспринимать несловесную информацию, отличать близкие, но нетождественные эмоциональные состояния собеседника.

Занятие №22

Тема: КАК ОБРАТИТЬСЯ С ПРОСЬБОЙ?

Цель:

• учим дошкольников вежливо обращаться с просьбой к собеседнику;

• объясняем, что просьба должна быть мотивированное.

Занятие №24

Тема: НЕ ЗАБУДЬ ИЗВИНИТЬСЯ!

Цель:

• знакомим детей с речевыми формулами, которые используются при извинении;

обращаем внимание дошкольников на то, что извинение должно быть с объяснением;

• объясняем детям, что чувство вины создает душевный дискомфорт, поэтому не нужно стесняться в признании своей вины;

• воспитываем в детях внимательное отношение к окружающим.

Занятие №25

Тема: АЛЛО! АЛЛО!

Цель:

• знакомим (первично) дошкольников с тем, как нужно вежливо отвечать на телефонный звонок;

• как реагировать на ситуацию, если плохо слышно или вовсе не слышно того, кто вам звонит;

обращаем внимание детей на то, что нужно быть не только вежливым, разговаривая по телефону, но и осмотрительным в случае беседы с незнакомым человеком.

Занятие №26

Тема: ТЫ – СЛУШАТЕЛЬ

Цель:

• объясняем детям, что, общаясь, мы не только говорим, но и слушаем.

(слушать – значит принимать активное участие в диалоге);

• помогаем детям осознать, что слушатель должен быть внимательным и вежливым.

Занятие №27

Тема: КАКОЙ ТЫ СЛУШАТЕЛЬ?

Цель:

• объясняем детям суть не рефлексивного слушания;

• формируем умение адекватно воспринимать информацию;

• учим детей оценивать себя как слушателя.

Занятие №28

Тема: ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ

Цель:

• вспоминаем с дошкольниками правила общения, с которыми мы познакомились;

обращаем внимание детей на то, что одними из главных правил являются такие: будь вежливым, внимательным, доброжелательным и искренним.

Занятие №30

Тема: ТЫ – ЗРИТЕЛЬ

Цель:

• знакомим детей с правилами поведения в театре;

• объясняем дошкольникам, сто значит зрительская культура.

Занятие №31

Тема: СЛОВО НЕ ВОРОБЕЙ, ВЫЛЕТИТ – НЕ ПОЙМАЕШЬ

Цель:

• объясняем детям, что слово человека могущественно: словом мы можем пожалеть, приободрить, обидеть, огорчить и т. п. ;

• предупреждаем дошкольников : прежде чем сказать, подумай, как к твоим словам отнесется собеседник;

• убеждаем детей, что только доброе и ласковое слово поможет найти собеседникам взаимопонимание.

Занятие №32

Тема: ЧЕЛОВЕК БЕЗ ДРУЗЕЙ, ЧТО ДЕРЕВО БЕЗ КОРНЕЙ

Цель:

• объясняем детям, что в основе дружбы лежит взаимопонимание, добрые и сердечные отношения.

Публикации по теме:

Планирование работы по ОБЖ в старшей группе на декабрь Беседа о лесе Чтение, беседа и моделирование ситуаций на тему: «Украшаем елку». Беседа с рассматриванием иллюстраций о правилах поведения.

Презентация «Использование нетрадиционых изобразительных техник в создании эстетической развивающей среды в ДОУ» Презентация из опыта работы по оформлению эстетической предметно-развивающей среды в ДОУ. Содержание презентации знакомит педагогов с техниками,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа дополнительного образования детей по дошкольной риторике общения «Ты — словечко, я — словечко…»
Опубликовано: 2 августа 2014 в 14:52
+67Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 76.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.

21 апреля. День домашнего спорта. Передвижка «Физическое воспитание в семье»

День домашнего спорта – это замечательный повод организовать физкультурное развлечение для дошколят и напомнить их родителям об основных принципах физического воспитания в семье.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД