МААМ-картинки

Программа дополнительного образования «Экспериментирование в ознакомлении старших дошкольников с окружающим миром»

Людмила Буричева
Программа дополнительного образования «Экспериментирование в ознакомлении старших дошкольников с окружающим миром»

Экспериментирование в ознакомлении старших дошкольников с окружающим миром

Буричева Людмила Александровна

воспитатель

МБДОУ №41 комбинированного вида

Нижегородская область,

г. о. г Шахунья

Программа дополнительного образования «Экспериментирование в ознакомлении старших дошкольников с окружающим миром»

Пояснительная записка

Публикация «Программа дополнительного образования „Экспериментирование в ознакомлении старших дошкольников с окружающим миром“» размещена в разделах

В предметном окружении ребенка – дошкольника находятся различные объекты природы, поэтому его ознакомление с растениями, животными, явлениями неживой природы неизбежны – это естественный процесс познания окружающего мира и приобретение социального опыта.

В природе все взаимосвязано – растения, животные, почва, реки, воздух находятся в неразрывном единстве. Живая природа не может находиться без неживой природы. У человека связь с неживой природой еще сильнее, чем у растений и животных. Человечество потому и достигло таких высот, что научилось использовать природные ресурсы: добывать уголь, нефть, руду, сделать глину и песок необходимым материалом в строительстве, изготовлении предметов быта. Однако, в последнее время наблюдается нерациональное природопользование, хищническое потребление богатств природы для получения максимальной прибыли и избыточного удовлетворения потребностей живущего поколения.

Прямым следствием нерационального природопользования являются глобальные экологические проблемы, которые имеются в настоящее время во всех уголках нашей планеты. Выход из сложившейся ситуации может быть только в том случае, если человечество осознает проблему экологического кризиса и обретет новое мировоззрение, новый осознанный взгляд на взаимодействие общества с природой.

Пришло время формирования человека нового типа личности. Это человек новой культуры, осознающий, что для выживания на этой планете, необходима гармонизация отношений с природой, со средой обитания. Путь к формированию нового типа личности – это дальнейшее развитие экологического мировоззрения, становление которого происходит постепенно в течение многих лет жизни и образования человека. Начало же этого процесса выпадает на период дошкольного детства, когда закладываются первые основы миропонимания и практического взаимодействия с предметно-природной средой. Все явления и объекты неживой природы, которые окружают детей, с одной стороны, являются предметом единой системы экологического воспитания, а с другой - они позволяют осуществлять эколого-экономическое направление в воспитании, способствуют формированию у дошкольников экономно-бережного отношения к рукотворному миру, природным материалам, то есть позволяют заложить начало правильного природопользования.

Эффективным методом познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования. Термин «экспериментирование» понимается как особый способ духовно-практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях.

Пожалуй, нет ни одного выдающегося педагога или психолога, который не говорил бы о преимуществе метода экспериментирования в познании ребенком окружающего мира. За использование этого метода выступали такие классики педагогики, как Я. А. Каменский, Н. Н. Поддъяков, К. Д. Ушинский, И. Г. Песталоцци, Ж. Ж. .Руссо и многие другие.

Несмотря на многие позитивные стороны детское экспериментирование еще не получило широкого распространения в практике дошкольных образовательных учреждений.

На сегодняшний день методика организации детского экспериментирования разработана неполно. Это обусловлено многими причинами: недостаточной теоретической проработанностью вопроса, нехваткой методической литературы и что самое главное – отсутствием направленности педагогов на данный вид деятельности. Следствием является медленное внедрение детского экспериментирования в практику работы дошкольных учреждений.

Дополнительная образовательная программа, естественнонаучной направленности для детей старшего дошкольного возраста «Экспериментирование в ознакомлении старших дошкольников с окружающим миром» составлена в соответствии с Законом РФ «Об образовании». Временными примерными требованиями к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемые в дошкольном образовательном учреждении, по разделам: «Развитие элементарных естественнонаучных представлений», «Развитие экологической культуры» с учетом национально-регионального компонента и направлено на привлечение внимания педагогов и родителей к уникальному методу обучения – детскому экспериментированию. Программа рассчитана на один год.

Цель программы : Создание условий для формирования основ целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности.

Задачи программы :

Образовательные :

• Знакомить детей с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость и т. д.).

• Знакомить с основными видами и характеристиками движения (скорость, направление).

• Расширять представления об основных физических явлениях (магнитное и земное притяжение, электричество, отражение и преломление света и др.).

• Углублять представления детей о неоценимых богатствах родного края, его использовании на благо людей, совершенствовать природоохранную деятельность.

Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.

Развивающие:

• Развивать у детей старшего дошкольного возраста диалектическое мышление, способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.

• Развивать соответствующие содержанию знаний познавательные умения (анализировать наблюдения в природе, делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях, элементарно прогнозировать последствия воздействия на объекты природы).

• Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

Воспитательные:

• Воспитывать устойчивый интерес к окружающему миру, явлениям живой и неживой природы.

• Воспитывать бережное отношение к природе, охране окружающей среды.

Новизна программы заключается в :

поэтапном развитии умственных способностей старших дошкольников путем вооружения их навыками экспериментальных действий и обучению методам самостоятельного добывания знаний; создании специально организованной предметно-развивающей среды; выстраивании такой системы взаимоотношений в координате ребенок – взрослый, которая способствует развитию ребенка как субъекта познания.

Актуальность программы.

Главное достоинство программы в том, что в основе ее лежит уникальный метод обучения дошкольников - метод экспериментирования, который дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Нельзя не отметить положительное влияние экспериментальной деятельности на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Детское экспериментирование как важнейший вид поисковой деятельности, характеризуется высоким уровнем самостоятельности и оригинальности, усложнением и развитием действий: ребенок сам ставит цели, сам достигает их, получая новые знания о предметах и явлениях.

Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественнонаучного явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя. Ценность реального эксперимента в отличие от мысленного, заключается в том, что наглядно обнаруживается скрытые от непосредственного наблюдения стороны объекта или явления действительности, развиваются способности ребенка к определению проблемы и самостоятельному выбору путей ее решения, создается субъектно-новый продукт. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно - исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

При формировании основ естественнонаучных и экологических понятий экспериментирование можно рассматривать как метод близкий к идеальному. Знания, добытые самостоятельно всегда являются осознанными и более прочными.

Экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира. При отборе сведений об окружающем мире используется краеведческий принцип, предполагающий использование в работе с детьми, прежде всего материал о неоценимых богатствах родного края, его природе, что способствует формированию у детей старшего дошкольного возраста познавательного интереса к окружающему миру, активного, небезразличного отношения к «малой Родине», к ее настоящему и будущему.

Развитие способности детей экспериментировать представляет собой определенную систему, которая предполагает последовательность обучения навыкам экспериментальной деятельности на каждом возрастном этапе. В старшем дошкольном возрасте работа по формированию навыков экспериментирования идет по трё м взаимосвязанным направлениям:

• Живая природа (характерные особенности сезонов нашего края, приспособленность живых организмов к окружающей среде).

• Неживая природа (воздух, вода, почва, магнит, солнечная система, электричество, свет, цвет).

• Человек (функционирование организма).

Основными задачами, решаемыми педагогом в процессе экспериментирования, являются:

• Уточнение всего спектра свойств и признаков объектов и предметов, взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений.

• Активное использование результатов исследования в практической (бытовой, игровой) деятельности.

Классификация на основе сравнения: предметов и явлений.

При правильной организации работы у детей старшего возраста формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно искать на них ответы. Инициатива по проведению экспериментов переходит в руки детей. Роль педагога, как умного друга и советчика возрастает. Он не навязывает своих советов и рекомендаций, а ждет, когда ребенок, испробовав разные варианты, сам обратиться за помощью. Необходимо способствовать пробуждению самостоятельной мысли детей, с помощью наводящих вопросов направлять рассуждения в нужное русло.

В старшем возрасте вводятся длительные эксперименты, в процессе которых устанавливаются общие закономерности природных явлений и процессов. Сравнивая два объекта или два состояния одного и того же объекта, дети могут находить не только разницу, но и сходство. Это позволяет им осваивать приемы классификации. Поскольку сложность эксперимента в старшем возрасте возрастает и самостоятельность детей повышается, необходимо еще больше внимания уделять соблюдению правил безопасности. Предоставляя детям самостоятельность, педагог должен очень внимательно следить за соблюдением правил безопасности, постоянно напоминать о наиболее сложных моментах эксперимента.

Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности, все стороны воспитания. Инициатива по их проведению распределяется равномерно между воспитателями и детьми. Начинают практиковаться такие эксперименты, в которых дети самостоятельно задумывают опыт, сами его выполняют и сами же делают необходимые выводы. В таких случаях роль педагога сводится к общему наблюдению за ходом работы и выполнением правил безопасности.

В процессе экспериментирования обогащается словарь детей за счет слов, обозначающих свойства объектов и явлений. Кроме этого, детей знакомят с омонимами, многозначностью слова, синонимами, антонимами, а также фразеологизмами.

Таким образом, экспериментальная деятельность дает детям старшего дошкольного возраста возможность самостоятельного нахождения решения, подтверждения или опровержения собственных представлений, управления теми или иными явлениями и предметами. При этом ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.

Основные принципы реализации программы.

Принцип деятельности.

От простого к сложному. Познавательные задачи предъявляются детям в определенной последовательности. Вначале предлагаются простые задачи, в которых следствие непосредственно возникает из причины. После установления общей закономерности явления необходимо подвести их к пониманию более сложных связей и отношений, ставить задачи, требующие установлению цепных связей.

Принцип систематичности.

Систематическое использование приемов поисковой деятельности приводит к тому, что она становится способом самостоятельной деятельности детей.

Принцип безопасности.

Эксперимент должен отвечать условиям:

• Максимальная простота конструкции приборов и правил обращения с ними.

• Безотказность конструкции и приборов, однозначность получения результатов.

• Показ только существенных сторон явления или процесса.

Принцип повторности.

• Отчетливая видимость изучаемого явления.

• Возможность участия ребенка в повторном показе эксперимента.

Принцип наглядности.

Схемы, рисунки, модели, алгоритмы, используются как в совместной деятельности взрослых и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольников, а также для стимулирования их активности в процессе познания окружающего мира.

Принцип самостоятельности.

Под влиянием поисковой деятельности у детей развивается элемент самостоятельного творческого мышления. Радость самостоятельных открытий раскрывает интерес к природе.

Принцип научности.

Подкрепление всех проводимых экспериментов, направленных на развитие интеллектуальных способностей – научное обоснование и практическое апробирование методики.

Принцип сотрудничества.

Личное ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком (на равных, как партнеров, создавая особую атмосферу, которая позволит каждому ребенку реализовать свою познавательную активность.

Принцип «Не навреди!», категорически запрещаются эксперименты, наносящие вред растениям, животным и человеку.

Соблюдение представленных принципов позволит реализации программы пройти более эффективно.

Взаимодействие с семьей.

Ни одну воспитательную или образовательную задачу невозможно успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полноговзаимопонимания между родителями и педагогами. На протяжении всего дошкольного возраста окружающие ребенка взрослые должны создавать благоприятные условия для развития у него любознательности, которая затем перерастает в познавательную активность. Следовательно, родители и педагоги должны объединить свои усилия для решения следующих задач: побуждать старших дошкольников наблюдать, выделять, обсуждать, обследовать и определять свойства, качества и назначения предметов; поддерживать интерес к познанию окружающей действительности с помощью постановки проблемных вопросов, наблюдения и экспериментирования; направлять поисковую деятельность старших дошкольников; способствовать использованию в самостоятельной игровой деятельности знания, умения, переносить известные способы в нестандартные проблемные ситуации; приобщать к познавательному общению и взаимодействию со взрослыми и сверстниками; поощрять возникновение проблемных вопросов.

Для решения вышеперечисленных задач родители должны иметь представление о значении экспериментирования в развитии ребенка – дошкольника, о содержании работы по формированию навыков экспериментальной деятельности на каждом возрастном этапе.

Программа составлена с учетом связей образовательных областей : «Социально- коммуникативное», «Познавательное», «Речевое». В ней также заложены возможности предусмотренного Стандартом формирования у детей общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Программа рассчитана на 36 занятий в год (1 - в неделю, длительность занятия для детей старшего возраста – 25 минут.

Педагогический мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения программы проводится с использованием методов (наблюдение, индивидуальная работа и др.) 2 раза в год: вводный – в сентябре, где определяются стартовые возможности детей, итоговый – в мае.

Ожидаемые результаты.

1. Использование старшими дошкольниками усвоенных способов экспериментальных действий в различных видах деятельности.

2. Изменение качества умственной деятельности детей старшего дошкольного возраста (умение видеть проблему, практическая реализация активности, самостоятельности и многовариативности в ее решении).

3. Повышение уровня познавательных способностей детей.

4. Улучшение качества подготовленности детей к школьному обучению.

Публикации по теме:

«Остров ненужных вещей». Программа дополнительного образования "ОСТРОВ НЕНУЖНЫХ ВЕЩЕЙ" Дополнительная общеобразовательная программа общеразвивающего вида художественной направленности базового уровня.

Программа дополнительного образования дошкольников «Азбука безопасности» Пояснительная записка Развитие сети дорог, резкий рост количества транспорта породил целый ряд проблем. Травматизм на дорогах - это проблема,.

Программа дополнительного образования «Бумажные превращения»Программа дополнительного образования «Бумажные превращения» Пояснительная записка Как быстро летит время. Как незаметно взрослеют наши дети. Развитие ребенка у нас, взрослых, вызывает удивление.

Программа дополнительного образования по английскому языку для детей 4–7 лет ПРОГРАММА дополнительного образования по обучению английскому языку воспитанников 4 до 7 лет Муниципального автономного дошкольного образовательного.

Программа дополнительного образования по обучение грамоте УТВЕРЖДЕНО приказом Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №97» №___от «___»___2014г.

Программа дополнительного образования в ДОУ «Чудеса конструирования» Программа дополнительного образования логопедической группы Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский.

Программа дополнительного образования «Волшебная страна оригами» Пояснительная записка. Программа дополнительного образования «Волшебная страна оригами» художественно-эстетической направленности, создана.

Программа дополнительного образования «Волшебный мир оригами» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Программа дополнительного образования для учащихся 11–15 лет «Техническое моделирование» Управление образования администрации Тяжинского муниципального района Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Итатский.

Рабочая программа дополнительного образования «Скоро в школу» Пояснительная записка Поступление ребенка в школу – переломный момент в жизни дошкольника. В первые дни первоклассника в школе меняется.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа дополнительного образования «Экспериментирование в ознакомлении старших дошкольников с окружающим миром»
Опубликовано: 11 мая 2016 в 19:33
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД