МААМ-картинки

Программа дополнительного образования

Новожилова Галина Александровна
Программа дополнительного образования
▼ Скачать + Заказать документы

Программа дополнительного образования

«Путешествие в песочные фантазии»

для детей 4-5 лет

Разработчик программы :

Новожилова Галина Александровна, воспитатель

Ишим, 2016.

Содержание.

Пояснительная записка

«Самая лучшая игрушка для детей

– кучка песка».

К. Д. Ушинский

Публикация «Программа дополнительного образования» размещена в разделах

Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице: на песке строится дом, высаживается дерево, создаётся семья. Взрослые часто ставят перед ребёнком череду запретов и указаний. Так кирпичик за кирпичиком растёт и крепнет стена, отделяя Мир ребёнка от Мира взрослого.

С помощью песочных игр малыши воссоздают это шаткое равновесие. Проигрывая на песке ситуации из жизни, они стремятся к бесконфликтному, конструктивному общению, взаимопомощи. Дети учатся выражать свои чувства в безобидной форме, не причиняя вред окружающим людям.

Игра с песком как процесс развития самосознания ребенка и его спонтанной «самотерапии», известна с древних времен. Действительно, взаимодействуя с песком, ребенок проявляет чудеса фантазии. Волна ли смоет им созданное, или чья-то неосторожная нога раздавит творение — ребенок расстраивается недолго. Чаще всего он сам готов разрушить созданное, чтобы на прежнем месте с еще большим энтузиазмом приступить к новому строительству. Один сюжет жизни завершается, уступая место следующему. И так бесконечно. Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в ходе развивающих и обучающих занятий. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребёнка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира. При этом мы еще и врачуем собственную душу, усиливая своего внутреннего ребенка.

Песочная игротерапия – прекрасная возможность выразить своё отношение к окружающему миру, найти то, что тревожит и беспокоит, рассыпать на мельчайшие песчинки образ, пугающий и травмирующий ребёнка.

Во время занятий наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, ребенок учится прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Но главное - ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа, учится понимать себя и других. Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации.

Игры с песком имеют большое значение для поддержания психического здоровья, развития познавательных процессов, влияют на становление всех сторон личности ребёнка, формируют гуманное, искреннее отношение к людям и всему живому.

Программа «Путешествие в песочные фантазии»

разработана для воспитанников МАДОУ д/с № 21 г. Ишима. Данная программа рассчитана на детей среднего возраста. Программа намечает определённый объём материала, который может быть использован или изменён с учётом состава группы, а также с учё том особенностей организации учебного процесса: разновозрастных, разноуровневых групп детей.

Актуальность программы – научно обоснованный метод креативной терапии, проверенный многолетней практикой квалифицированных специалистов в области психологии. В бессознательном состоянии руки человека становятся языком его внутреннего мира, с помощью которого он строит образы и сюжеты. Анализ песочного творчества приводит к раскрытию внутреннего потенциала, выявлению различных психологических травм, нахождению путей избавления от них. Посредством терапии можно решить многие проблемы и найти выход из любой жизненной ситуации, оценить уровень агрессии, и избежать стрессов. Погрузившись в творческий процесс, человек начинает лучше понимать себя, контролировать собственное поведение и поведение других.

Наблюдение и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей, снижает уровень тревожности, агрессивности, нормализацию его социального поведения, коррекцию детско-родительских отношений, создание ребёнку обстановки внешней безопасности, внутренней защищённости, оказание ему максимальной поддержки. В условиях работы нашего ДОУ были разработаны и внедрены формы естественной деятельности ребёнка – различных игр с песком. Непосредственно – образовательная деятельность предполагает индивидуальную деятельность с ребёнком или совместную деятельность в паре “ребёнок – родитель”, “ребёнок – ребёнок”, “ребёнок – воспитатель”. Песочная терапия является частью совместной комплексной работы специалистов с детьми, имеющими высокую тревожность.

2. Цели и задачи программы

Цели и задачи:

Главная цель программы – не «переделать» ребенка, не научить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность быть самим собой, любить и уважать себя таким, какой он есть, дать почувствовать ребенку нужным, общительным.

В соответствии с целью сформированы основные задачи:

Задачи программы :

Образовательные :

1. Учить детей последовательно и точно передавать увиденное, с учетом развития сюжета.

2. Обучить умению отвечать на вопросы проблемно - поискового характера.

3. Обучить специальным движениям и их выполнение детьми.

4. Учить выстраивать композиции на песке по образцу.

5. Закрепить представления об окружающем мире.

2. Воспитательные:

1. Вызывать эмоционально положительное состояние, удовольствие от игр и совместной деятельности с другими детьми.

2. Воспитать внимательное отношение к коллективу при организации групповой деятельности.

3. Воспитывать слуховое внимание и память.

4. Воспитывать доброту, бережное отношение ко всему живому.

5. Совершенствовать навыки позитивной коммуникации.

6. «Проигрывание» разнообразных жизненных ситуаций, создание композиций на песке.

3. Развивающие:

1. Развивать психические процессы (внимание, память).

2. Развивать логическое мышление.

3. Развивать тонкие тактильные ощущения, мелкую моторику.

4. Развивать умение действовать по инструкции.

3. Структура и форма занятий

Занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительностью от 20-30 минут (в зависимости от возраста).Одно занятие в неделю направлено на развитие познавательной сферы, второе занятие на развитие эмоционального интеллекта.

Структура занятия

Все занятия имеют обычную структуру, наполняемую разным содержанием и зависимости от темы занятия.

Часть 1. Вводная

Цель – настроить детей на совместную работу, установить эмоциональный контакт между детьми.

Часть 2. Основная

На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В неё входят упражнения и игры, направленные на развитие эмоционально- личностной и познавательной сферы ребёнка. Основные процедуры: песочная терапия, сказкотерапия, игры и упражнения на развитие мышления, внимания, памяти, игры на развитие навыков общения, рисования, творческие работы.

Часть3. Завершающая

Основные цели: подведение итога занятия, создание у каждого участника чувства принадлежности к группе и закреплению положительных эмоций от работы на занятии, беседуя о том, что было на занятии.

4. Оснащение кабинета песочной терапии.

1. Стол с подсветкой, наполненный песком

Песок занимает примерно одну треть объема ящика, он должен быть чистым, просеянным, не крупным, но и не слишком мелким и, желательно, достаточно светлым. Важно, чтобы он был приятен на ощупь.

2. Технические устройства

- Фотоаппарат, компьютер

3. Коллекция миниатюрных фигурок и предметов.

Для песочной терапии необходимо подобрать предметы различной тематики.

- Фигурки людей разного пола и возраста, представителей различных исторических эпох, разнообразных профессий. Кукольные семейства, фантастические существа, персонажи сказок, легенд, мифов, боги и богини разных народов, колдуны, ведьмы и пр.

-Животные (наземные, летающие, водные обитатели) как дикие, так и домашние, а также вымершие и доисторические представители фауны, фантастические животные (единорог, грифон, пегас и т. п.)

- Дома, другие жилища, мебель, мосты, лестница., заборы, ворота, здания, имеющие специальное предназначение (вокзалы, больницы, школы и т. п., храмы различных религий.

- Продукты питания, домашняя утварь, орудия труда.

- Деревья, кусты, цветы и другие растения.

- Природный материал: камешки, кора деревьев, плоды деревьев, ракушки, перышки, сухие ветки, засушенные цветы.

- Разноцветные стеклянные и хрустальные шарики и многое другое.

- Монеты, пуговицы, ювелирные изделия, нитки, кусочки кожи, меха.

- Миниатюрные музыкальные инструменты.

- Ритуальные предметы.

- «Мультяшные» персонажи.

- Маски.

- Зеркала

Ларцы, коробочки.

5. Методы организации процесса обучения:

1. Дискуссии

2. Беседы

3. Игры – коммуникации

4. Экологические и исторические игры

5. Познавательные игры

6. Рисование цветным песком

7. Просыпание цветной манной крупой

6. Тематическое планирование

1 год обучения

Октябрь

Цель и тема встречи: Тема

1. «Песочная страна».

Цель: знакомство с песочницей и способами игры с песком. 1. «Правила песочной страны»

2. «В гостях у песочной феи»

3. «Мы волшебники»

4. «Следы на песке»

Ноябрь - декабрь

2. «Волшебный лес»

Цель: Ознакомление с окружающим миром Развитие мышления, речи, моторики. 1. «Звуки леса»

2. «Во саду ли в огороде»

3. «Песочный ветер»

4. «Угадай что спрятано в песке»

5. «У бабушки в деревне»

6. «Птичий двор»

7. «Выбери и поставь»

8. «Построим домик для куклы»

Январь - февраль

3. «Здравствуй песок»

Цель: дать детям понятие о свойства песка, развивать мелкую моторику, воображение, координацию движений.

1. «Песочные узоры»

2. «Рисование на песке»

3. «Кто к нам приходил?»

4. «Бусы для мамы»

5. «Забавные ладошки»

6. «Золотоискатели»

7. «Брось камешек»

8. «Пересыпание песка через воронку»

Март - апрель

4. «Моя сказка»

Цель: ознакомление с окружающим миром, Развитие мышления, речи, моторики. 1. «Праздничные украшения»

2. «Секретное задание для крота»

3. «Картины на песке»

4. «Солнечные лучики»

5. «Заборчики»

6. «Норка для мышки»

7. «Цветные заборчики»

8. «Цветной ковер»

Май

5. «Опыты и эксперименты с песком»

Цель: дать детям понятие о свойствах песка, развивать мелкую моторику, воображение, координацию движений 1 «Игры с решетом»

2. «Свойства мокрого песка»

3. «Мокрые камешки»

4. «Удивительный узор»

7. Ожидаемые результаты

1. Дети легче адаптируются в коллективе;

2. Чувствуют себя более успешными;

3. Развита более позитивная Я-концепция;

4. Выработана способность к самопринятию;

5. Развита правильная самооценка и вера в самого себя;

10. Годовой календарный учебный график

Режим работы Понедельник 10.30-11

Среда 17.00 - 17.30

Начало учебного года С первого сентября текущего года

Каникулярное время - Новогодние каникулы с 01 января по 11 января текущего года;

- летние каникулы с 01 июня – 31 августа текущего года

Продолжительность учебной нагрузки 2 раза в неделю

Объём недельной нагрузки 40 минут

Продолжительность деятельности 20 минут

Конец учебного года 31 июля текущего года

Диагностический период Первичная 01 октября по 15 октября текущего года

Итоговая 05 мая по15 мая текущего года

Праздничные (нерабочие) дни В соответствии с производственным календарём на текущий учебный год

Литература

1. Епанчинцева О. Ю., «Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста», 2015

2. Кузуб Н. В., Осипук Э. И., «В гостях у песочной феи»,2011.

3. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Фролов Д. Волшебная страна внутри нас // Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Тренинг по сказкотерапии. М. : Речь, 2005

4. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. «Игры в сказкотерапии». _ СПб. : Речь, 2006 – 208 с.

Публикации по теме:

Программа дополнительного образования дошкольников «Азбука безопасности» Пояснительная записка Развитие сети дорог, резкий рост количества транспорта породил целый ряд проблем. Травматизм на дорогах - это проблема,.

Программа дополнительного образования «Песочные фантазии» Программа дополнительного образования «Песочные фантазии» для детей дошкольного возраста разработала педагог-психолог дошкольного отделения.

Программа дополнительного образования «Бумажные превращения»Программа дополнительного образования «Бумажные превращения» Пояснительная записка Как быстро летит время. Как незаметно взрослеют наши дети. Развитие ребенка у нас, взрослых, вызывает удивление.

Программа дополнительного образования «Мастерская творчества Бэлль» «МАСТЕРСКАЯ ТВОРЧЕСТВА БЭЛЛЬ» рабочая программа дополнительного образования занятий в кружке ручного труда. СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ 1. Пояснительная.

Программа дополнительного образования по обучение грамоте УТВЕРЖДЕНО приказом Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №97» №___от «___»___2014г.

Программа дополнительного образования с детьми по театрализованной деятельности МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Детский сад № 5 ПРОГРАММА Дополнительного образования по театральной деятельности.

Программа дополнительного образования в ДОУ «Чудеса конструирования» Программа дополнительного образования логопедической группы Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский.

Программа дополнительного образования «Волшебные ладошки» .

Программа дополнительного образования «Волшебный мир оригами» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Рабочая программа дополнительного образования «Скоро в школу» Пояснительная записка Поступление ребенка в школу – переломный момент в жизни дошкольника. В первые дни первоклассника в школе меняется.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа дополнительного образования
Опубликовано: 30 июня 2016 в 20:04
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа дополнительного образования» (включая файлы) размещена пользователем Новожилова Галина Александровна (УИ 448542) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД