Программа дополнительного образования «Веселый язычок»

Герасимова Анастасия
Программа дополнительного образования «Веселый язычок»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Нефтеюганска «Детский сад №16 «Золотая рыбка»

Дополнительная общеобразовательная программа

«Веселый язычок»

программа для детей 3-4 года

срок освоения 1 год

Разработала: учитель-логопед Герасимова А. В.

Город Нефтеюганск

Содержание:

1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка 3

1.2. Ожидаемый результат реализации программы 5

2. Содержательный раздел

2.1. Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук 7

2.2. Формирование правильного речевого дыхания 7

2.3. Развитие артикуляционной моторики 7

2.4. Вариативные формы, способы, и средства

реализации программы 8

3. Содержательный раздел

3.1. Материально-технические условия 8

3.2. Методическое обеспечение 9

3.3. Организация образовательного процесса 9

4. Литература 14

1 Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

Когда у вас проблемы с речью,

Послушайте-ка мой совет:

Исправить все ваши дефекты

Поможет только логопед

Дошкольный возраст – важный период в становлении личности ребёнка. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. При нормальном развитии овладение звуковым строем языка у дошкольником заканчивается к 4-5 годам. Но иногда в силу ряда причин этот процесс затягивается. Во второй младшей группе мы часто наблюдаем детей, речь которых мало понятна для окружающих: отдельные звуки не произносятся, пропускаются или заменяются другими. Опасаясь насмешек, дети начинают стесняться своих ошибок, избегают общения со сверстниками. Очень часто речевые нарушения влекут за собой отставание в развитии.

Нарушение произносительной стороны речи требует специальной логопедической помощи. И, как известно, чем раньше начата коррекционная работа, тем она эффективнее. В связи с этим возникает необходимость оказывать помощь детям второй младшей группы в форме кружка. Кружковая логопедическая работа облегчает подготовку к основным НОД по коррекции звукопроизношения, даёт возможность чутко и своевременно реагировать на любые изменения возможностей, потребностей и личностных предпочтений ребёнка, что, в свою очередь, может актуализировать его внутренние ресурсы, включить механизм самокоррекции.

Для формирования правильного звукопроизношения необходимо выполнять специальные упражнения для многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости - артикуляционную гимнастику.

Она представляет собой совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи.

Метод воспитания звукопроизношения путем артикуляционной гимнастики признан известными теоретиками и практиками логопедии (М. Е. Хватцев, О. В. Правдина, М. В. Фомичева, Л. С. Волкова, С. Н. Шаховская, Г. В. Гуровец, Г. В. Кузнецова, Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина и др.).

Программа разрабатывалась в соответствии с:

- Декларацией прав ребенка ООН (1959);

- Конвенцией о правах ребенка (1989 г.);

- Конституцией РФ, ст. 43, 72;

- Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Концепцией содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) (утверждена ФКС по общему образованию МО РФ 17.06.2003).

- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 года № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

- Приказом Министерства образования и науки РФ от 30.09.2013 №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования»;

- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

Актуальность: необходимость создания в существующей системе образования организационных структур, реализующих логопедическую помощь по запросам родителей, имеющих детей с нарушениями речевого развития.

Педагогическая целесообразность: своевременная коррекция речевых нарушений будет способствовать полноценному включению ребенка в образовательный процесс и обеспечению равных стартовых возможностей перед поступлением в школу

Цель: оказание специальной помощи воспитанникам 3-4 лет с проблемами речевого развития, консультативно-методическая поддержка их родителей по вопросам обучения и социальной адаптации детей.

Задачи:

1. Формировать произвольные, координированные движения органов артикуляции.

2. Укреплять мышцы артикуляционного аппарата

3. Подготовить речевой аппарат для правильного формирования артикуляционных укладов для основных фонетических групп звуков (шипящих, свистящих, сонорных звуков).

4. Развивать движения кистей и пальцев рук.

5. Способствовать развитию правильного физиологического и речевого дыхания;

6. Развивать фонематические представления и навыки.

Принципы, положенные в основу программы:

1. Принцип развивающего обучения (формирование «зоны ближайшего развития»);

2. Принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии;

3. Генетический принцип (раскрывает общие закономерности развития детской речи применительно к разным вариантам речевого дизонтогенеза);

4. Принцип коррекции и компенсации, позволяющий определить адресные логопедические технологии в зависимости от структуры и выраженности речевого нарушения;

5. Деятельностный принцип, определяющий ведущую деятельность, стимулирующий психическое и личностное развитие ребенка с отклонением в развитии.

Форма и режим занятий: занятия проводятся подгруппами по 5-6 воспитанников, 2 раза в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятия 15 минут.

1.2. Ожидаемый результат реализации программы:

Сформированы произвольные, координированные движения органов артикуляции.

Подготовлен речевой аппарат для правильного формирования артикуляционных укладов для основных фонетических групп звуков (шипящих, свистящих, сонорных звуков).

Развиты движения кистей и пальцев рук.

Сформировано правильное физиологическое и речевое дыхание;

Развиты фонематические представления и навыки.

Материал для диагностического обследования:

• Исследование фонетической стороны речи

(определение симптоматики и механизмов нарушений)

Воспроизведение звукоподражаний

Повторить за логопедом:

Кукла плачет: «А-а-а!» Ребенок плачет: «Уа!»

Поезд гудит: «У-у-у!» Ослик кричит: «Иа!»

Мышка пищит: «И-и-и». Собака лает: «Ав!»

Заблудились в лесу: «Ау!» Кошка мяукает: «Мяу».

• Анатомическое строение артикуляционного аппарата:

• Отметить наличие и характер аномалий в строении:

а) губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы);

б) зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов и др.);

в) челюсти;

г) прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрестный);

д) твердое небо (высокое узкое, плоское, укороченное, расщелина, субмукозная щель);

е) мягкое небо (укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка);

ж) язык (массивный, «географический», маленький, с укороченной подъязычной связкой).

• Состояние речевой моторики:

Состояние артикуляторной моторики (выполнение движений по подражанию):

а) губы - «улыбка», «трубочка»;

б) язык - широкий, узкий, вверх, вниз, «маятник»;

в) мягкое небо - широко открыть рот и зевнуть.

• Состояние дыхательной и голосовой функции

Дыхание:

а) тип неречевого и речевого дыхания (диафрагмальное, грудное, ключичное и др.);

б) объем речевого дыхания (нормальный, недостаточный);

в) частота речевого дыхания (в норме, учащенное, замедленное);

г) продолжительность речевого выдоха (в норме, укороченный).

Характеристика голоса:

а) громкость (нормальный, тихий, чрезмерно громкий);

б) тембр голоса (не нарушен, наличие носового оттенка, хриплый и др.);

в) атака голоса (твердая, мягкая);

г) модуляция голоса (наличие или отсутствие монотонности).

• Состояние мелкой моторики:

«Кольцо»

«Заяц»

«Солдатики»

«Вилка»

«Коза-заяц»

«Посолим суп»

Критерии оценки речевого развития воспитанников

3-4 летнего возраста.

Баллы 3 балла 2 балла 1 балл 0 баллов

Артикуляционная моторика Строение и подвижность органов артикуляции без особенностей Неполный объем артикуляционных движений Объем артикуляционных движений снижен, синкинезии, саливация Объем артикуляционных движений снижен, синкинезии, саливация

Мелкая моторика Мелкая моторика рук развита хорошо и соответствует возрастной норме. Мелкая моторика рук развита недостаточно хорошо. Мелкая моторика рук развита плохо. Мелкая моторика рук сильно отстаёт от возрастной нормы.

Слуховое внимание По возрасту Неустойчивое Нарушено Не сформировано

Произносительная сторона речи Тип дыхания: смешанный или диафрагмальный. Объем дыхания достаточный. Голос нормальной силы, модулированный. Тем и ритм речи нормальные Дыхание смешанное. Объем достаточный. Голос тихий или громкий, модулированный. Темп речи несколько ускоренный или замедленный. Дыхание верхне-ключичное. Объем недостаточный. Голос тихий или громкий, немодулированный. Темп речи ускоренный или замедленный. Отмечаются элементы дисритмии или дисритмия. Грубые нарушения физиологического и речевого дыхания и голоса. Грубые нарушения темпа и ритма речи

2. Содержательный раздел

2.1. Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук

Доказано, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.

Задачи:

развитие точности выполнения движений,

уровня переключаемости,

полноты объема движений пальцев рук,

умения управлять мышцами-сгибателями при удержании пальцев рук,

совершенствование координации движений руки и глаза.

2.2. Формирование правильного речевого дыхания

Важной составляющей речи является дыхание. Речевое дыхание отличается от жизненного тем, что это управляемый процесс. В речи вдох короткий, а выдох длинный. Поэтому количество выдыхаемого воздуха зависит от длины фразы. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное голосо- и звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи.

Задачи:

Улучшить функцию внешнего (носового) дыхания;

Выработать более глубокий вдох и более длительный выдох;

Развивать речевое дыхание.

2.3. Развития артикуляционной моторики

Произношение звуков речи- это сложный двигательный навык, которым ребенок овладевает с младенческих лет, проделывая массу разнообразных артикуляционных и мимических движений языком, губами, нижней челюстью, сопровождаемых диффузными звуками (бормотанием, лепетом). Они являются первым этапом в речевом развитии ребенка. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у малыша постепенно. Одним из условий для правильного формирования звукопроизношения является достаточное развитие речевой моторики. Чтобы правильно произносить звуки речи, ребенок должен уметь воспроизводить необходимые артикуляционные уклады, включающие сложный комплекс движений.

Задачи развития артикуляционной моторики:

Формировать произвольные, координированные движения органов артикуляции;

Укреплять мышцы артикуляционного аппарата;

Подготовить речевой аппарат для правильного формирования артикуляционных укладов для основных фонетических групп звуков (шипящих, свистящих, сонорных звуков).

2.4. Вариативные формы, способы, и средства реализации программы.

• - Общение взрослого с ребенком во всех видах и сферах деятельности.

• - Удовлетворение потребности ребенка в общении со сверстниками, детьми разного возраста.

• - Высокая культура речи взрослых.

• - Проведение специальных игр и упражнений по развитию речи детей.

• - Предоставление воспитанникам в достаточном количестве образовательного материала: игрушек, книг, картинок и др.

3. Содержательный раздел

3.1. Материально-технические условия

1. Кабинет учителя-логопеда – светлый, просторный, проветриваемый отвечающий требованиям САНПиН;

2. Демонстрационная магнитная доска;

3. Ноутбук и МФУ;

4. Шкафы для хранения дидактических и методических пособий;

5. Зеркало с лампой дополнительного освещения;

6. Две парты для индивидуальной работы;

7. Одноразовые шпатели, ватные палочки, вата, бумажные салфетки, марлевые салфетки;

8. Дыхательные тренажеры, игрушки, пособия для развития дыхания;

9. Картотека материалов для автоматизации и дифференциации звуков (слоги, слова,словосочетания, предложения,потешки, чистоговорки, скороговорки, тексты);

10. Логопедический альбом для обследования речи;

11. Сюжетные картинки, серии сюжетных картинок;

12. Настольно-печатные игры для автоматизации и дифференциации звуков;

13. Предметные картинки по лексическим темам;

14. Игры для совершенствования грамматического строя речи;

15. Дидактические игры для совершенствования памяти, внимания, зрительного и слухового восприятия;

16. Шумовые, музыкальные инструменты для развития фонематического восприятия.

17. Пособия для развития всех видов моторики (артикуляционной, мелкой, общей).

3.2. Методическое обеспечение:

1. Нищева Н. В. «Примерная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с ОНР (с 3 до 7 лет)»

2. Н. С. Жукова «Уроки логопеда. Исправление нарушений речи»

3. Е. Косинова «Уроки логопеда»

4. Т. Ю. Бардышева, Е. Н. Моносова «Логопедические занятия во второй младшей группе»

5. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения.

6. Крупенчук О. Н. «Пальчиковые игры»

7. Суборова Т. А. «Дыхательные упражнения в игровой форме»

8. Кострова С. А., Ляпина И. С. «Логопедические занятия с малышами»

9. Галанов А. С. «Развивающие игры для малышей»

3.3. Организация образовательного процесса.

Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы

Тема Задачи Кол-во

занятий

Октябрь

3-я неделя

Вводное занятие Развивать артикуляционную и мелкую моторику кистей рук;

Развивать слуховое и зрительное внимание;

Воспитывать умение выполнять инструкции логопеда; 2

4-я неделя

«Осень» Развитие навыка правильного носового дыхания;

Формирование ритмичного вдоха и обучение глубокому выдоху;

Развитие мелкой моторики; 2

Ноябрь

1-я неделя

Звук «А» Познакомить с артикуляцией звука «А»;

Формировать длительность речевого выдоха;

Развивать мелкую и артикуляционную моторику; 2

2-я неделя

«Три медведя» Различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе, тембру;

Развитие правильного носового дыхания, формирование короткого, ритмичного выдоха через рот;

Развитие мелкой моторики ; 2

3-я неделя

Звук «У» Познакомить с артикуляцией звука «У»;

Формировать длительность речевого выдоха;

Развивать мелкую и артикуляционную моторику; 2

4-я неделя

«Зима» Развитие слухового восприятия на неречевые звуки;

Развитие равномерного, продолжительного выдоха, формирование сильной воздушной струи через рот;

Развитие мелкой моторики пальцев рук; 2

Декабрь

1-я неделя

«Разноцветные шарики» Развитие двигательных навыков пальцев рук;

Развитие артикуляционной моторики;

Развитие равномерного, продолжительного выдоха, формирование сильной воздушной струи через рот; 2

2-я неделя

Звук «О» Познакомить с артикуляцией звука «У»;

Формировать длительность речевого выдоха;

Развивать мелкую и артикуляционную моторику; 2

3-я неделя

«Веселая зима» Развитие дифференцированных движений пальцами;

Развитие артикуляционной моторики;

Развитие слухового внимания и координации движений при помощи выразительных средств музыки (темп, ритм, громкость); 2

4-я неделя

«Снеговик» Развивать артикуляционную и мелкую моторику кистей рук.

Развивать слуховое и зрительное внимание.

Воспитывать умение выполнять инструкции логопеда 2

Январь

2-я неделя

«Зимние забавы» Развитие правильного носового дыхания, продолжительного, равномерного выдоха;

Развитие артикуляционной моторики;

3-я неделя

Звук «Э» Познакомить с артикуляцией звука «Э»;

Формировать длительность речевого выдоха;

Развивать мелкую и артикуляционную моторику; 2

4-я неделя

«Ветер: Соловей Разбойник» Развивать сильный длительный выдох;

Развитие артикуляционной и мелкой моторики; 2

Февраль

1-я неделя

«Птицы» Развитие двигательных навыков пальцев рук;

Развитие артикуляционной моторики;

Развитие навыка правильного носового дыхания, формирование ритмичного вдоха и обучение глубокому выдоху; 2

2 неделя

Звук «З» Познакомить с артикуляцией звука «Э»;

Формировать длительность речевого выдоха;

Развивать мелкую и артикуляционную моторику; 2

3-я неделя

«Домашние животные» Развитие артикуляционного аппарата;

Развитие фонематического восприятия на материале неречевых звуков;

Развитие дыхания и голоса; 2

4-я неделя

«Попугай Говоруша идет в армию» Развитие артикуляционного аппарата;

Развитие дыхания и голоса;

Развитие мелкой моторики рук; 2

Март

1-я неделя

«Мамин праздник» Развитие артикуляционного аппарата;

Развитие дыхания, силы и высоты голоса;

Развитие мелкой моторики рук; 2

2-я неделя

Звук «М» Познакомить с артикуляцией звука «М»;

Формировать длительность речевого выдоха;

Развивать мелкую и артикуляционную моторику; 2

3-я неделя

«Мыльные пузыри» Формировать длительность речевого выдоха;

Развивать мелкую и артикуляционную моторику; 2

4-я неделя

«Весна» Развитие артикуляционного аппарата;

Развитие дыхания и голоса;

Развитие мелкой моторики рук; 2

Апрель

1-я неделя

«Перелетные птицы» Развитие артикуляционного аппарата;

Развитие фонематического восприятия;

Развитие дыхания, силы голоса;

Развитие мелкой моторики рук. 2

2-я неделя

Звук «П» Познакомить с артикуляцией звука «П»;

Формировать длительность речевого выдоха;

Развивать мелкую и артикуляционную моторику; 2

3-я неделя

«Звенит капель» Развитие артикуляционного аппарата и дыхания;

Развитие дыхания и голоса;

Развитие мелкой моторики рук; 2

4-я неделя

«Весенние сюрпризы от Смешариков» Развитие артикуляционного аппарата;

Развитие дыхания, силы и высоты голоса;

Развитие мелкой моторики рук; 2

Май

1-я неделя

«Тропинка для Колобка» Развитие двигательных навыков пальцев рук;

Развитие артикуляционной моторики;

Развитие навыка правильного носового дыхания, формирование ритмичного вдоха и обучение глубокому выдоху; 2

2-я неделя

«Цветочек радуется солнышку» Развитие равномерного, продолжительного выдоха, формирование сильной воздушной струи через рот;

Развитие артикуляционной моторики;

Развитие двигательных навыков пальцев рук; 2

3-я неделя

«Ах, какое наше лето Развитие артикуляционной моторики;

Развитие дыхания. Формирование сильного длительного вдоха;

Развитие фонематического слуха;

Развитие мелкой моторики кистей рук; 2

Содержание деятельности Количество часов в неделю Количество часов в год

Речевое развитие 30 мин 810 мин

(13ч 30 м)

Литература:

1. Нищева, Н. В. Примерная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с ОНР (с 3 до 7 лет).- М., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006.

2. Жукова, Н. С. Уроки логопеда. Исправление нарушений речи. - М., «ЭКСМО», 2012

3. Косинова, Е. Уроки логопеда. - М., «ЭКСМО», 2015

4. Бардышева, Т. Ю. Моносова, Е. Н. Логопедические занятия во второй младшей группе. - М., «Скрипторий», 2003

5. Коноваленко, В. В., Коноваленко, С. В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения. - М., «Издательство ГНОМ и Д», 2001

6. Крупенчук, О. Н. Пальчиковые игры. - СПб., 2005

7. Суборова Т. А. «Дыхательные упражнения в игровой форме /Т. А. Суборова// Логопед. 2010, №2.

8. Кострова, С. А. Ляпина, И. С. Логопедические занятия с малышами / С. А. Кострова. ,И. С. Ляпина // Логопед. 2008, №3.

9. Галанов, А. С. Развивающие игры для малышей. - М., 2009.

Публикации по теме:

«Умелые пальчики». Программа дополнительного образования Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Крапивинский детский сад «Светлячок» «Умелые пальчики» Программа дополнительного образования.

Программа дополнительного образования «Логоритмика» Логоритмика как инновационный подход для преодоления речевых расстройств у детей. Логопедическая ритмика – это комплексная методика, включающая.

Программа дополнительного образования по математике в детском саду .Пояснительная записка Изменения в социально-экономической сфере общественной жизни поставили многие страны мира, в том числе и Россию,.

Коррекционно-развивающая программа по логоритмике для детей дошкольного возраста в стране иправильной речи «Веселый язычок» МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА «ГУСЕЛЬКИ» г. Югорск.

Модифицированная программа дополнительного образования «До-ре-ми» Модифицированная программа дополнительного образования «До-ре-ми» для старших и подготовительных групп. Музыкальный руководитель Сидорова.

Программа дополнительного образования «Читай-ка» Пояснительная записка Направленность программы: Успешная учеба ребенка в начальных классах во многом зависит от общего развития его в дошкольном.

Программа дополнительного образования «Я-человек, я — семьянин!» Программа дополнительного образования «Я – человек, я – семьянин!». Авторская программа социальной реабилитации «Я – человек, я – семьянин!».

Программа дополнительного образования по ритмике ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеобразовательная программа детей дошкольного возраста.

Программа дополнительного образования «Поиграй-ка» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2 п. Вохма» Вохомского муниципального района Костромской области.

Рабочая программа кружка дополнительного образования по театральной деятельности «Веселый балаганчик» «Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира.

Библиотека изображений:
  • Потешки и стишки
Автор публикации:
Программа дополнительного образования «Веселый язычок»
Опубликовано: 25 сентября 2017 в 09:43
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Презентация мастер-класс «Поделки для мам и бабушек»
Цель: развитие художественно -эстетического вкуса, умение воплощать задуманное, развитие мелкой моторики рук. Задачи: - учить создавать поделки своими...
Стихи для детей. «Насыщенная жизнь»
В век высоких технологий, когда детей просто невозможно оттянуть от компьютера, телевизора и всяких других гаджетов, захотелось рассказать, о другой,...
Фотоотчет выставки поделок к 23 февраля
Говорухина Татьяна Цель: дать представление детям младшей группы о государственных праздниках, воспитывать чувство патриотизма, любовь, уважение и гордость...
Живая классика в детском саду
Поэзии чудесная страница Для нас сегодня открывает дверь. И чудо пусть любое сотворится! Ты, главное, в него всем сердцем верь! Е. Некрасова Уже...
Сказка «Теремок» на новый лад или сказка о дружбе
В нашем детском саду проходила методическая неделя. Каждая группа показывала воспитателям различные мероприятия. В моей старшей группе проходил проект "...