Программа дополнительного образования «Азбука безопасности»

Суворова Екатерина Павловна
Программа дополнительного образования «Азбука безопасности»

Актуальность программы

К сожалению, пока не существует такого единого свода правил, в котором все они были бы собраны и популярно изложены. Моя система работы создана на основе программы Н. Н. Авдеевой, О. Л. Князевой, Р. Б. Стеркиной «Основы безопасности детей дошкольного возраста», методических пособий К. Ю. Белой «Как обеспечить безопасность дошкольника», О. А. Скоролуповой «Правила и безопасность дорожного движения», Т. Г. Хромцовой «Воспитание безопасного поведения в быту» и моих собственных наблюдений, нашего опыта работы с дошкольниками. Такая система работы рассчитана на решение этой проблемы.

Ребенок, который еще толком читать и писать не умеет, порой свободно управляется с цветным телевизором, магнитофоном, компьютером, разве может случиться несчастье там, где все так знакомо и привычно? А ведь каждый из этих предметов таит для ребенка незримую опасность. Взрослому и в голову не придет, к примеру, сунуть гвоздь в розетку, либо развести костер в комнате или на кухне, а ребенок из озорства, любопытства или по недомыслию может. Порой, оставшись без присмотра, дети беспечно открывают краны, включают утюг, пытаются исследовать “внутренности” включенного пылесоса, пробуют бабушкино лекарство, оставленное на виду, иногда по ошибке утоляют жажду совсем неподходящей для этой цели жидкостью. Случается, выпадают из открытых окон многоэтажных домов, играют с ножом или острыми ножницами и получают травмы от неумелого и неосторожного обращения с ними.

Невозможно водить ребенка все время за руку. Необходимо своевременно доходчиво объяснить ему, где, когда и как он может попасть в опасную ситуацию, сформировать у детей модель безопасного поведения в быту, на дорогах, на улице, на природе, позволяющую действовать в адекватно конкретной реальной жизненной ситуации.

Так же необходимо рассказать детям о взаимосвязи и взаимодействии всех природных объектов. Познакомить их с проблемами загрязнения окружающей среды, объяснить, как экология оказывает влияние на здоровье человека и живую природу. Необходимо учить детей ответственному и бережному отношению к природе.

Цель программы – познакомить детей дошкольного возраста с элементарными правилами безопасного поведения в различных ситуациях (в быту, в природе, на улице, с незнакомыми людьми); сформировать умение самостоятельно применять их в жизни.

Задачи программы:

1. Дать детям элементарные знания об общепринятых человеком нормах поведения.

2. Научить детей адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке.

3. Помочь овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте.

4. Развивать у дошкольников самостоятельность и ответственность, умение объяснять собственное поведение.

Моя система работы рассчитана на 1 год (старшая). Каждый период включает в себя перспективный план специально организованных занятий (в рубрике «Ознакомление с окружающим и развитие речи» – один раз в месяц, перспективный план работы по организации различных видов деятельности вне занятий и перспективный план работы с родителями.

Все занятия и виды деятельности выделены в направления:

«Ребенок дома»;

«Ребенок и природа»;

«Ребенок на улицах села и города»;

«Ребенок в общении с людьми»;

«Социально-эмоциональное развитие».

Описание опыта работы

Становление нашей собственной системы работы по формированию основ безопасностижизнедеятельности у дошкольников проходило в 3 этапа:

• Подготовительный этап

• Внедренческий этап

• Аналитический этап (корректировка)

На подготовительном этапе было организовано следующее:

• Первичный мониторинг

• Изучение научно-методической литературы и передового педагогического опыта коллег

• Разработка перспективного плана работы по ОБЖ И ЗОЖ с детьми старшей группы, планирования работы с родителями

• Подготовлена предметно-развивающая среда группы

• Разработка конспектов мероприятий, мониторинга освоения детьми программы

• Изготовление дидактических игр и пособий

Формирование основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников начинается с создания и обогащения предметно-развивающей среды в группе. Организовывать ее так, чтобы детям было интересно и комфортно изучать окружающий их мир и чувствовать себя защищенным от различного рода неприятностей. В групповых помещениях следует создавать «Уголок безопасности», в оснащении которого можно подбирать и разрабатывать дидактические игры и пособия по формированию у дошкольников основ безопасности. Они способствуют формированию и закреплению знаний об источниках опасности, мерах предосторожности и действиях в возможных опасных ситуациях.

Кроме того можно широко использовать:

- произведения детской художественной литературы. Особенность дошкольников такова, что они не любят строгие назидания, нравоучения и предупреждения. Более эффективный способ воздействия на них – художественное слово. Оно активизирует детскую память, внимание, представления. С различными явлениями и ситуациями, которые выходят за границы их собственного опыта, дети знакомятся через загадки, стихотворения, поговорки, сказки, рассказы. Можно использовать примеры из знакомых сказок и литературных произведений (например, злая мачеха посылает свою служанку, которая прикинулась доброй старушкой и дала царевне отравленное яблоко в "Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях" А. С. Пушкина. Золушка была одета в лохмотья, испачкана сажей и золой, но была доброй. Чудище в "Аленьком цветочке" оказалось добрым заколдованным принцем). Примеры безопасного поведения литературных героев дети вначале с помощью воспитателя, а затем самостоятельно переносят в свои игры, изобразительную деятельность, спортивные соревнования.

- наиболее эффективной формой ознакомления дошкольников с основами безопасности является игра. Разнообразные по содержанию и форме игры вводят ребёнка в круг реальных жизненных явлений,обеспечивая непреднамеренное освоение социального опыта взрослых: знаний, способов действия, моральных норм и правил поведения, оценок и суждений.

Использовать можно словесные, театрализованные, сюжетные, а также дидактические игры; понятным и доступным для дошкольника видом деятельности является игра-драматизация. Театральное действие наиболее эффективный метод эмоционального и нравственного воспитания. Оно пробуждает в дошкольнике чувство сопереживания, возмущения против несправедливости, желание помочь, защитить слабого. Через восприятие сказочных, театральных героев дети учатся анализировать и оценивать поведение других людей, а затем и собственные поступки.

- ежедневные «минутки безопасности», включаемые в различные занятия и другие режимные процессы.

- примеры из личного опыта и пример правильного безопасного поведения окружающих взрослых;

- организацию встреч с представителями экстремальных и социальных служб (врачами, медсестрами, милиционерами, пожарниками и т. п.).

- показ детям последствий неправильного поведения или обращения с каким-либо предметом (животным, веществом и т. п.) с помощью иллюстраций.

Эффективная форма работы по основам безопасности жизнедеятельности детей – игровой тренинг. Он даёт возможность каждому ребёнку побывать в ситуациях, подобных жизненным, самостоятельно или с помощью группы найти правильное решение, выработать правильный алгоритм поведения. Ход каждого игрового –тренинга определяется возможностями детей, уровнем их подготовленности. Круг вопросов, который предлагается для решения,может быть следующим:

Какие правила обязан соблюдать пешеход?

Как следует вести себя, если заблудился на улице, в магазине, на рынке, вокзале?

Как обратиться за помощью к милиционеру? Прохожим?

Как защитить себя от назойливого незнакомца?

Что делать, когда порезал палец? И др.

На тренингах следует рассмотреть и обсудить возможные ситуации насильственного поведения со стороны взрослого (хватает за руку, берет на руки, затаскивает в машину) и объяснить детям, как следует вести себя в подобных ситуациях. Дети должны знать, что им надо громко кричать,призывая на помощь и привлекая внимание окружающих: "На помощь, помогите, чужой человек". Цель педагога - научить детей, прежде всего застенчивых, робких, неуверенных в себе, как себя вести, чтобы окружающие поняли, что совершается насилие, и не спутали его с обычными детскими капризами. В ходе тренингов необходимо отрабатывать защитное поведение. Самое главное в формировании основ безопасности жизнедеятельности дошкольников – здоровье и жизнь ребенка. Часто, втягиваясь в круговорот повседневности, мы забываем о том, сколько неожиданных опасностей подстерегает человека на жизненном пути. Наша беспечность и равнодушное отношение к своему здоровью зачастую приводят к трагедии. А ведь человек может предотвратить беду, уберечь себя и своих близких от опасности, если будет владеть элементарными знаниями основ безопасности жизнедеятельности. Знания эти формируются в процессе воспитания, следовательно, обучение детей обеспечению безопасности их жизнедеятельности является актуальной педагогической задачей.

В своей работе я использую различные методы,включая:

Игровые тренинги, в которых разыгрываются жизненные ситуации и подкрепляются сказочными сюжетами;

Обучение детей приемам защитного поведения (крик, призыв о помощи);

Использование художественной литературы, где иллюстрируются потенциально опасные ситуации;

Применение видеоматериалов;

Экскурсии, беседы, игровые ситуации-загадки.

Мы придерживаемся системы педагогических условий, направленных на формирование опыта безопасного поведения в быту детей-дошкольников, включающей поэтапное взаимодействие трех субъектов образовательного процесса (родителей, воспитателей, детей):

Этап уточнения и систематизации знаний дошкольников о правилах безопасного поведения в быту преимущественно через дидактические игры;

Этап освоения умений безопасности жизнедеятельности через имитирование и моделирование возможных угрожающих ситуаций, обращение с ними;

Этап практикования действий с доступными потенциально опасными предметами быта.

В своей работе я использую разные игровые методы и приемы ознакомления детей с правилами безопасности такие, как дидактические игры, игры-драматизации, игровые проблемные ситуации, игровое моделирование, игровые оболочки занятий, игровые персонажи.

Перспективный план работы по ОБЖ в старшей группе

Сентябрь

1 неделя

Работа по ПДД

Акция «Внимание, дети!» (План работы прилагается).

2 неделя

Пожарная безопасность.

Беседа «Пожарный – профессия героическая», Чтение С. Маршака «Рассказ о неизвестном герое», П/и «Кто быстрее?»

3 неделя

«Безопасность в доме».Острые, колющие и режущие предметы.

Знакомство с правилами.

Д/и «Раз, два, три, что может быть опасного найди». Чтение Е. Казаков «Чик-чик ножницами», Ю. Пермяк «Торопливый ножик».

4 неделя

«Безопасность в доме». Электрические приборы.

Знакомство с правилами.

Отгадывание загадок об изучаемых предметах. Рисование отгадок. Д/и «Так – не так»

Октябрь

1 неделя

Работа по ПДД

Занятие «Профессия – водитель». Игровая ситуация «Расположи правильно дорожные знаки». Чтение стихотворения А. Усачева «Дорожная песенка».

2 неделя

Пожарная безопасность

Знакомство со службой «101».Игровые тренинги с телефоном. Д/и «Что нужно пожарному?».Чтение Л. Толстого «Пожарные собаки».

3 неделя

«Безопасность в доме». Лекарства и бытовая химия.

Знакомство с правилами.

Познакомить с номером телефона «Скорой помощи» - 103.

Чтение. А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

Д/и «Что лишнее?»

4 неделя

«Безопасность в доме». Газ.

Знакомство с правилами.

Познакомить с номером телефона газовой службы – 04.

Д/и «Доскажи словечко», «Так – не так».

Ноябрь 1 неделя

Работа по ПДД

Беседа на тему: «Правила пешехода». Конструирование «Наша Улица». Ситуация общения «Что означают цвета светофора?». Д/и «Учим дорожные знаки».

2 неделя

Пожарная безопасность.

Беседа: «Эта спичка-невеличка». Чтение С. Маршака «Сказка про спички», беседа по содержанию. Д/и «Пожароопасные предметы».

3 неделя

«Безопасность в доме».Балкон. Лестничные перила

Знакомство с правилами.

Чтение стихотворений по теме. Д\и «Высоко – низко».Моделирование ситуации «Я на балконе».

4 неделя

«Личная безопасность в доме»

Знакомство с правилами.

Познакомить с номером телефона полиции – 02.

Моделирование ситуации «У меня зазвонил телефон» (друг, незнакомец, знакомый. взрослый, «Кто стучится в дверь ко мне?».Настольный театр «Волк и семеро козлят».

Д/и «Мы – спасатели».Чтение стихотворений по этой теме.

Задание: вспомни, как похищали героев из разных сказок.

Декабрь 1 неделя

Работа по ПДД

Беседа «Безопасная улица». Чтение стихотворения А. Дорохова «Зеленый, желтый, красный». Д/и «Светофор»

2 неделя

Пожарная безопасность

Чтение,беседа и моделирование ситуаций на тему: «Украшаем елку». Беседа с рассматриванием иллюстраций о правилах поведения возле елки, действиях с опасными предметами (хлопушками, бенгальскими огнями и т. д.). Д/и «Горит – не горит».

3 неделя

Личная безопасность на улице». (Не каждый встречный – друг сердечный)

Знакомство с правилами.

Эстафета «Убегу от чужого», Д/и «Доскажи словечко»,Д/и «Наблюдайка»(описание человека, приметы, как он выглядит). Чтение сказки Шарля Перро «Красная Шапочка».

4 неделя

Личная безопасность на улице (Продолжение)

Повторение домашнего адреса, Ф. И. О. родителей.

Моделирование ситуации «Тебя зовут на соседнюю улицу…». «Тебя угостил незнакомец»

Январь 1неделя

Работа по ПДД

Беседа «Моя дорожная грамота».Рассматривание картин, иллюстраций, изображающих дорожное движение в зимний период. Д/и «дорожные знаки»

2 неделя

Пожарная безопасность

Составление рассказа на тему «Откуда может прийти беда?» или «Почему это случилось?» с началом или концом, предложенным воспитателем.

Игра-занятие «Чего нельзя делать в отсутствии взрослых». Чтение С. Маршака «Кошкин дом»

3 неделя

Зимние забавы (правила безопасности во время проведения зимних игр)

Рассматривание иллюстраций, картины «Ну и покатался…», научить пользоваться санками, играть в снежки. Д/и «Так – не так»

4 неделя

Безопасность в общественном транспорте.

Знакомство с правилами. Чтение стихотворений по теме.

С/р игра «Автобус».

Февраль 1 неделя

Работа по ПДД

Ситуация общения «Как я с мамой перехожу дорогу». Наблюдение за движением машин по зимней дороге. Игровая ситуация «Кто самый грамотный пешеход»

2 неделя

Пожарная безопасность.

Беседа «О добром и злом огне». Чтение рассказа В. Подольного «Как человек огонь приручил». Д/и «Предметы – источники пожара».

Конкурс детских рисунков «Огонь –друг, огонь – враг».

3 неделя

Безопасность на льду»

Знакомство с правилами.

Д/и «Так – не так». Чтение стихотворений по теме. Рассматривание иллюстраций. Картинок.Решение проблемной ситуации : Почему Емеля из сказки «По щучьему велению» не боялся ходить к проруби?»

4 неделя

«Безопасность при общении с животными».

Знакомство с правилами.

Моделирование ситуации «Встреча с чужой собакой»

Задание: вспомни, что сделал теленок Гаврюша с почтальоном Печкиным в Простоквашино. Беседа «Кошки тоже могут быть опасны»

Март 1 неделя

Работа по ПДД

Беседа: «Знаки сервиса» («Телефон», «Автозаправочная станция», «Пункт питания», «Пункт медицинской помощи»).

2 неделя

Пожарная безопасность.

Беседа: «Если в доме случился пожар». Телефон «01». Чтение и обсуждение стихотворения И. Тверабукина «Андрейкино дежурство». Д/и «Кому что нужно для работы».

3 неделя

«Чтобы нам не болеть» (формирование сознательного отношения к необходимости укрепления здоровья).

С/р игра «Больница», д/и «Зажги фонарик» (лекарственные растения).Моделирование ситуации : Женщина с ребенком просит зеленку, чтобы помазать разбитую коленку…

4 неделя

«Тонкий лед»

Беседа по теме. Рассматривание иллюстраций, картинок. Моделирование ситуации «На тонком льду…»

Апрель 1 неделя

Работа по ПДД

Беседа «Опасный перекресток».Д/и «Путешествие по городу».С/р игра «Шоферы»

2 неделя

Пожарная безопасность.

Учебная эвакуация.Беседа: «Действия при пожаре» с использованием иллюстраций, плакатов.

Рассматривание иллюстраций с изображением пожарной машины.

Рисование «Пожарная машина»

3 неделя

Оказание первой помощи.

Знакомство с правилами.

Рассматривание иллюстраций, картинок.

Практическая деятельность.

4 неделя

Ядовитые грибы и растения.

Знакомство с правилами.

Рассматривание картинок, с изображением съедобных и несъедобных грибов.

Д/и «Съедобное – несъедобное», «Найди ошибки».

Рисование «Нарисуй, чтобы запомнить и не трогать!» (Мухомор)

Май 1 неделя

Работа по ПДД

Ситуация общения «Мы на улице». Игровые ситуации «Как я знаю правила дорожного движения». Д/и Правила поведения».

2 неделя

Пожарная безопасность.

Беседа о правилах безопасности в природе с рассматриванием соответствующих иллюстраций. Чтение стихотворений Н. Беляниной «На досуге ребятишки…», «От горящей спички летом…», беседа по содержанию. Д/и «Средства пожаротушения»

3 неделя

«Безопасность на воде»

Знакомство с правилами.

Рассматривание иллюстраций.

Чтение стихотворения «Рассказ водолаза».

Задание: какое правило поведения на воде нарушили герои стихотворения С. Маршака «Три мудреца в одном тазу.»

4 неделя

«Безопасность в природе»

Знакомство с правилами.

Рассматривание иллюстраций, картинок.

Д/и Так – не так». Моделирование ситуаций «Мы в лесу…»

Дидактическая игра «Мы едем на дачу»

Планирование работы с детьми по ОБЖ вне занятий

Старшая группа

Месяц Тема Виды деятельности

Сентябрь

«Опасные предметы»

1. Экскурсия по игровому уголку «Комната и кухня»

2. Д. и. «Раз, два, три, что может быть опасно - найди» «Так и не так»

3. Чтение Е. Казаков «Чик-чик ножницами с обсуждением»

4. Отгадывание загадок об изучаемых предметах, рисование отгадок.

Октябрь

«Взаимосвязь и взаимодействие с природой»

1. Д. и.» Что где растёт» (лекарственные и ядовитые растения) «Распутай путаницу»

2. Настольная игра «Сбор грибов и ягод» (закрепление знаний о съедобных и несъедобных грибах)

3. Придумывание историй на тему «Контакты с животными» (неправильные действия ребёнка на картинке)

4. Рвссказывание и обсуждение сказки «Добрая Ивушка»(правила поведение в природе)

Ноябрь

«Переходим через улицу»

1. Беседа «Улицы города»

2. Лабиринты «Помоги детям дойти до детского сада» «Помоги мишке добраться до дома»

3. Выполнение заданий по правилам дорожного движения «Умный Светофор»

4. Рисование на тему «Дорожные знаки»

Декабрь

«Встреча с незнакомцем»

1. Моделирование ситуации «Один дома»

2. Чтение и обсуждение стихотворения «Как вести себя с незнакомцем»

3. Д. и «Найди опасность», «Знакомый свой, чужой»

4. Выполнение цикла заданий на тему «Раскрась спрятанную фигуру»

Январь

«Личная гигиена»

1. Чтение и обсуждение стихотворения «Девочка чумазая» А. Барто

2. Обсуждение ситуации на рисунках, которые требуют мытья рук.

3. Беседа «Микробы и вирусы»

4. Рисование на тему «От чего можно заболеть»

Февраль

«Я - помощник»

1. Индивидуальные беседы «Как я помогаю маме»

2. Моделирование ситуации «Приготовление пищи в игровом уголке»

3.»Аппликация «Кастрюля и чайник»

4. Игра придумывание «Как непослушный котёнок обжог себе лапу»

Март

«Береги природу»

1. Д. и «Найди различия»(луг, лес, поляна)

2. Чтение и обсуждение стихотворения А. Барто «Весенняя прогулка» (закрепление правил поведения на прогулке.)

3. Игра-ситуация «Весёлая и грустная поляна»

4. Организация уборки мусора на участке. (опасные предметы на участке)

Апрель

«В городском транспорте»

1. Придумывание и решение ситуации «Кому нужно уступить место»

2.Правила поведения в транспорте : при входе и выходе, в вагоне метро и т. п.

3. Чтение сказки «Воробьишка Тишка»

4. Игра - викторина «Правила дорожного движения»

Май

«Ни ночью, ни днём не балуйтесь с огнём»

1. Чтение рассказа «Волшебный самолётик» и беседа по нему.

2. Просмотр диафильма «Кошкин дом»

3. Моделирование ситуации на макете «Пожар в доме» (действия при пожаре)

4. Беседа «В гостях у Айболита» (оказание первой помощи себе и другому при порезах)

Перспективный план работы по ОБЖ с родителями в старшей группе

Сентябрь

1. Анкетирование «Жизнь без опасности»

2. Папка-передвижка «Рифмованные правила безопасности для дошкольников»

3. Обзор литературы на тему «Детский травматизм»

Октябрь

1.Выставка пособий и дидактических игр: «Не играй с огнём»

2. Информационный стенд «Пожароопасные предметы»

3. Беседа «Использование и хранение опасных предметов»

Ноябрь

1. Консультация «Здоровая пища - здоровый ребёнок»

2. Выставка детских работ «Наши друзья- витамины»

3. Информация «Чтобы быть крепким, здоровым и быстро расти»

Декабрь

1. Подборка игровых ситуаций по правилам дорожного движения

2. Совместная работа детей и родителей по изготовлению атрибутов для уголка дорожного движения

3. Конкурс «Весёлая улица»

Январь

1. Беседа «Насильственные действия незнакомого взрослого на улице»

2. Круглый стол «Ребёнок и его старшие приятели»

3. Творческое задание «Истории с улицы»

Февраль

1. Беседа «Когда волк может быть добрым»

2. Папка-передвижка «Почему дети ссорятся»

3. Развлечение совместно с детьми «Страна сказок»

Март

1. Подбор художественного слова по теме «Острые предметы»

2. Индивидуальные беседы с целью выявления волнующих вопросов, дополнений

3. Консультация «Обеспечение безопасного поведения в быту»

Апрель

1. Информационный стенд «Правила поведения на воде»

2. Экологический досуг «Берегите живое»

3. Подбор игровых ситуаций по правилам поведения в природе

Май

1. Совместная работа родителей с детьми «Составь план-схему своего двора»

2. Консультация «Внешность человека может быть обманчива»

3. Папка-передвижка «Учить детей сомневаться»

Список используемой литературы

1. Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность – С. П., «Детство-Пресс», 2002

2. Авдеева Н. Н., Степанова Г. Б. «Человек» Академия развития, 2003

3. Безруких М. М., Филиппова Т. А. Разговор о правильном питании – М., Олма-Пресс, 2006

4. Ганул Е. А. Правила поведения на природе - С. П., ИД «Литера», 2010

5. Добина Н. И. Развитие личности ребенка в детском саду - Ярославль, Академия развития, 2008

6. Игуменова Д. Б., Иванников И. Г. Чтобы не было беды - М., Стройиздат, 1992

7. Радзиевская Л. И. «Ты и дорога» серия «Азбука безопасности», 2009

8. Радзиевская Л. И. «Ты и лес» серия «Азбука безопасности», 2007

9. Радзиевская Л. И. «Ты и огонь» серия «Азбука безопасности», 2009

10. Радзиевская Л. И. «Ты и животные» серия «Азбука безопасности», 2009

11. Саулина Т. Ф. Три сигнала светофора - М., Издательство Мозаика-Синтез, 2008

12. Соколова О. В. Правила поведения в опасных ситуациях - С. П., ИД «Литера», 2010

13. Фисенко М. А. ОБЖ разработки занятий подготовительная группа 1 и 2 часть серия «Детский сад» -Волгоград, ИТД Корифей, 2010

14. Чермашенцева О. В. Основы безопасного поведения дошкольников – Волгоград, Издательство «Учитель», 2008

15. Шорыгина Т. А. «Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет»- М. ; ТЦ «Сфера», 2008

16. Шорыгина Т. А. Беседы о правилах пожарной безопасности - М., ТЦ «Сфера», 2009

17. Шукшина С. Е. Я и мое тело –М., Школьная Пресса, 2009

18. Звонят, откройте дверь – М., ИД «Карапуз», 2005

19. Как обеспечить безопасность дошкольников – М. ; Просвещение, 2001

20. Как устроен человек Энциклопедия дошкольника и младшего школьника, - ЗАО «Издательство «Газетный мир»

21. Как много вам хочу сказать – М., ИД «Карапуз», 2001

Публикации по теме:

Программа дополнительного образования «Кружок «Познаем себя» Программа дополнительного образования кружка «Познаем себя» (для детей старшего дошкольного возраста, срок реализации - 1 год) Пояснительная.

Программа дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности Программа Дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности «Крепыш» Пояснительная записка Дополнительная образовательная.

Программа дополнительного образования по аппликации для детей 3–7 лет ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Лучик» Возраст обучающихся: 3-7 лет Срок реализации:.

Программа дополнительного образования «Мои права» Введение Ребенок приходит в этот мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь, здоровье, будущее целиком зависят от мира на Земле, от родителей,.

Программа дополнительного образования «Музыкальный эрудит» Любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся. (Д. Шостакович) «Музыкальный эрудит» Цели и задачи: Цели: 1. Раскрыть духовный.

Программа дополнительного образования «Наша вселенная» Программа для кружка для детей 4 -7 лет Адаптированная программа дополнительного образования. Естественно-научное направление. «Наша Вселенная».

Программа дополнительного образования «Пластинография» Программа дополнительного образования ГКСУ СО АО «Детский дом «Солнечный» «Пластинография» Программа рассчитана для детей в возрасте 0т.

Программа дополнительного образования «Робототехника» Учебно-тематический план " Робототехника". № Тема Количество часов Теория Практика 1. Знакомство с конструктором LegoWedo 1час 0.5часа 0.5.

Программа дополнительного образования «Веселая кисточка» Программа дополнительного образования детей по рисованию «Веселая кисточка» Составитель: воспитатель Носова Ольга Витальевна Возраст обучающихся:.

Программа кружка дополнительного образования Сделай сам! Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение ЦРР- детский сад №16 «Росинка» г. Гусиноозерск Программа кружка дополнительного.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Безопасность детей
  • Безопасность детей
Автор публикации:
Программа дополнительного образования «Азбука безопасности»
Опубликовано: 12 октября 2019 в 18:58
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
15 мая. Всемирный день семей

Очередной тематический день посвящен самому дорогому, что есть у каждого человека — семье. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы привить детям радость и гордость за то, что у них есть семья, и...

15 мая. Международный день климата

Климат и погода определяют, в каких домах нам жить, какую пищу кушать, каких домашних животных и культурные растения разводить. Защите климатических условий, бережному отношению к экологии каждого...


Горячие темочки