Лучший педагог года

Программа дополнительного образования для подростков «Выбор профессии — дело серьезное»

Галина Павлова
Программа дополнительного образования для подростков «Выбор профессии — дело серьезное»

Программа по дополнительному образованию «Выбор профессии - дело серьезное» (для подростков в возрасте от 12 до 18 лет).

Разработчик: социальный педагог Г. Г. Павлова

Пояснительная записка

Профессиональное ориентирование - стержневая проблема в воспитании детей, находящихся в учреждениях социального обслуживания. Дети, поступающие в социально-реабилитационные центры, отличаются низким уровнем мотивации к учебной деятельности, что приводит к неуспешной учебе и отсутствию знаний. Это, в свою очередь, является серьезной причиной, ограничивающей профессиональный выбор. Еще одним фактором, влияющим на ограничение выбора профессии, является социальная дезадаптация детей и подростков из неблагополучных семей, выражающаяся в неумении приспособиться к новой социальной среде, незнании современных жизненных условий, в которых большое значение имеет высокий профессионализм, и низкий уровень осведомленности в существующих профессиях. Зачастую у детей отсутствует потребность в профессиональном выборе, а так же имеет место негативное отношение к любому виду трудовой деятельности.

Публикация «Программа дополнительного образования для подростков „Выбор профессии — дело серьезное“» размещена в разделах

Программа представляет целостную систему профориентационной работы с воспитанниками в реабилитационном Центре с учетом их возрастных и индивидуально-типологических особенностей.

Направленность программы : данная программа направлена на оказание помощи подростку в поиске своего места в жизни, осознание им собственных способностей и возможностей, определение себя относительно выработанных в социуме критериев профессионализма.

Актуальность: актуальность профориентационной помощи воспитанникам социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних очевидна. Формирование полноценных граждан своей страны, во многом зависит от того, чем будут заниматься повзрослевшие подростки, какую профессию они изберут, и где будут работать. Кроме того, грамотно построенная профориентационная работа позволяет решать и многие насущные проблемы воспитания. Давно известно, что оптимистичная перспектива жизни (и прежде всего, реальная и привлекательная профессиональная перспектива) уберегает многих подростков от необдуманных шагов. Например, если подросток серьезно намеревается приобрести сложную и престижную профессию, к которой ему следует готовиться, то он тысячу раз подумает, стоит ли ему связываться с криминалом, заниматься проституцией, наркоманией. Таким образом, профориентационная работа с подростками, это также вклад в решение острых социальных проблем. Профориентационная работа является естественным продолжением всей педагогической работы с подростками и в каком-то смысле является ее логическим завершением, привнося элементы спокойствия в отношении к своему будущему.

Цель программы : формирование у подростков способности к будущему самоопределению.

Основные задачи:

-создать условия для формирования у воспитанников конкретно-наглядных представлений о существующих профессиях;

- научить разбираться в содержании профессиональной деятельности;

-способствовать формированию и закреплению первых умений и навыков общего труда;

-информировать о службах занимающихся трудоустройством;

- способствовать осознанию подростками собственных жизненных целей и ценностей труда;

-познакомить с возможными вариантами выбора образовательного маршрута;

- изучение интересов, потребностей и склонностей воспитанников.

- научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами;

- способствование формированию и развитию навыков самостоятельного и осознанного принятия решения;

-подготовить к летнему трудоустройству;

-формировать положительное отношение к труду, уважение к людям труда.

Целевая группа: несовершеннолетние в возрасте от 12 до 18 лет, проходящие социальную реабилитацию в учреждении.

Срок обучения: 9 месяцев (36 занятий).

Режим занятий: раз в неделю 40 минут.

Основные формы и методы проведения занятий:

- индивидуальные консультации и групповые занятия (беседа-диалог, занятие-размышление, деловая игра, диспут, дискуссия);

- анкетирование;

- тренинг;

- ситуативный практикум;

- информационный час;

- встречи с людьми разных профессий;

- организация взаимодействия с учебными заведениями, центром занятости населения, экскурсии на предприятия для определения дальнейшего образовательного пути воспитанника.

Основные принципы программы :

Принцип сознательности в выборе профессии выражается в стремлении удовлетворить своим выбором не только личностные потребности в трудовой деятельности, но и принести как можно больше пользы обществу.

Принцип соответствия выбираемой профессии интересам, склонностями, способностями личности и одновременно потребностям общества в кадрах определенной профессии выражает связь личностного и общественного аспектов выбора профессии. По аналогии с известной мыслью нельзя жить в обществе и быть свободным от общества - можно также сказать: нельзя выбирать профессию, исходя только из собственных интересов и не считаясь с интересами общества. Нарушение принципа соответствия потребностей личности и общества приводит к несбалансированности в профессиональной структуре кадров.

Принцип активности в выборе профессии характеризует тип деятельности личности в процессе профессионального самоопределения. Профессию надо активно искать самому. В этом большую роль призваны сыграть: практическая проба сил самих учащихся в процессе трудовой и профессиональной подготовки, советы родителей и их профессиональный опыт, поиск и чтение литературы, работа во время практики и многое другое.

Принцип развития отражает идею выбора такой профессии, которая давала бы личности возможность повышения квалификации, увеличение заработка, по мере роста опыта и профессионального мастерства, возможность активно участвовать в общественной работе, удовлетворять культурные потребности личности, потребность в жилье, отдыхе и т. п.

Ожидаемые результаты:

- создание системы комплексных мероприятий профессиональной ориентации в условиях реабилитационного центра для несовершеннолетних;

- повышение у воспитанников мотивации к труду, уровня трудолюбия и работоспособности;

- формирование у воспитанников понимания личной и общественной значимости труда;

- овладение воспитанниками способами и приемами принятия адекватных решений о выборе индивидуального образовательного и профессионального маршрута;

- овладение воспитанниками основными принципам построения профессиональной карьеры и навыками поведения на рынке труда.

Итогом работы по программе «Выбор профессии - дело серьезное» является готовность воспитанников к профессиональному самоопределению с учетом их возрастных и индивидуально-типологических особенностей.

Ресурсное обеспечение программы : мультимедийное оборудование, компьютер, музыкальный центр, копировальная техника для размножения раздаточных материалов, анкет, канцелярские принадлежности (бумага, ватман, фломастеры, ручки, карандаши, ножницы, клей, скотч, видео и аудио материал.

Содержание программы :

1 «Многообразие мира профессий» - вводное занятие.

Цель: познакомить подростков с основными понятиями, целями и задачами, формами работы курса профориентации, расширить представления воспитанников о многообразии профессий в мире и познакомить с требованиями, предъявляемыми к ним.

2. «Профессия, специальность, должность» - информационный час.

Цель: формирование представления о проведении анализа профессий на основе классификации типов профессий.

3. «Профессии моего края, станицы» - информационный час.

Цель: расширение и систематизация представлений детей о профессиях наших земляков.

4. «Профессии людей работающих в нашем центре» - беседа-диалог.

Цель: воспитание уважения к обслуживающему персоналу детского социально-реабилитационного центра.

5. Экскурсия в центр занятости населения в Кущевском районе.

Цель: знакомство с деятельностью организаций, направленных на содействие занятости населения.

6. «Как изучить свои способности» - ситуативный практикум.

Цель: научить анализировать свои возможности и способности, сформировать потребность в осознании и оценке качеств и возможностей своей личности.

7.«Формула успеха - труд по призванию» - занятие – размышление.

Цель: расширить знания и побудить интерес учащихся к профессии, через общение со студентами и выпускниками учебных заведений.

8. «Внутренняя культура – гарант удачной трудовой деятельности» информационная - беседа.

Цель: формирование культуры труда.

9. «Темперамент и выбор профессии» - занятие с элементами анкетирования.

Цель: изучение собственного темперамента; развитие навыков работы с диагностическими материалами.

10. «Встречи с интересными людьми, профессионалами своего дела» - круглый стол.

Цель: формировать положительное отношение к людям труда, стремление самосовершенствоваться.

11. «Рынок образовательных услуг. Профессиональные учебные заведения нашего края» информационная беседа.

Цель: знакомство с профессиональными учебными заведениями края, порядком приема в учебные заведения, спросом на рынке труда.

12. «Ошибки в выборе профессии» - дискуссия.

Цель: развивать умение работать с информацией: анализировать, обобщать.

13. Экскурсия в Ленинградский технологический колледж.

Цель: ознакомление подростков с возможными вариантами выбора образовательного маршрута.

14. «Профессии вокруг нас» - викторина.

Цель: закрепление у воспитанников конкретно-наглядных представлений о существующих профессиях.

15. «Мое видение будущей профессии» - диспут.

Цель: формирование навыков целеполагания и планирования.

16. «Здоровье и выбор профессии» - дискуссия.

Цель: научить анализировать свои возможности и соотносить их с будущей профессией.

17. Экскурсия в Кущевский районный узел связи.

Цель: расширить знания о производственной деятельности людей, о технике.

18. «Способности и профессиональная пригодность» - деловая игра.

Цель: научить анализировать свои способности применительно к будущей профессии.

19. «Угадай профессию» - игровая программа.

Цель: закрепление знаний о профессиях.

20. «Новые профессии нашего времени» - информационная беседа.

Цель: знакомство с новыми профессиями на рынке труда.

21. «Самая востребованная профессия на рынке труда» - диспут.

Цель: развитие навыков анализа, синтеза и сопоставления.

22. Оформление стенгазеты «В море профессий».

Цель: создать условия для применения ранее полученных знаний о мире профессионального труда.

23. «У меня все получится» - игра-погружение.

Цель: формирование положительных жизненных целей.

24. «Об Армии с гордостью» - интеллектуальная интерактивная игра.

Цель: расширение знаний о военных профессиях.

25. «Знатоки профессий» - игровая программа.

Цель: формировать реальное представление о возможностях своих профессиональных намерений (профессиональное самоопределение воспитанников).

26. Экскурсия в Кущевский медицинский колледж.

Цель: ознакомление подростков с возможными вариантами выбора образовательного маршрута.

27. «Профессиональное будущее и положение в обществе» - деловая игра с элементами анкетирования.

Цель: развитие мотивов самоактуализации.

28. «Самооценка и ее роль в жизни человека» - занятие с элементами тренинга.

Цель: формировать стремление к самопознанию и самосовершенствованию подростков.

29. «Слагаемые выбора профессии» - оформление стенгазеты.

Цель: закрепление знаний о мире профессионального труда через творческую деятельность.

30. Экскурсия в Кущевский БТРЗ №163.

Цель: расширить знания о производственной деятельности людей, о технике.

31. «Летнее трудоустройство подростков» - круглый стол с приглашением представителей Кущевского центра занятости населения

Цель: мотивировать подростков к летнему трудоустройству.

32. «Личный профессиональный план» занятие – практикум.

Цель: побудить желание личностного и профессионального роста.

33. «Как правильно подготовить документы для трудоустройства» - занятие-практикум.

Цель: познакомить подростков с нормативно-правовыми документами, регламентирующими трудоустройство несовершеннолетних.

34. «Мой выбор» - итоговое занятие.

Цель: обобщение и систематизация полученных знаний.

Список литературы:

1. Афанасьева Н. В. Профориентационный тренинг для старшеклассников «Твой выбор»/ под ред. Н. В. Афанасьевой. – СПб. : Речь. 2007.

2. «Закон о занятости населения». М. : МП «Новая школа», 1992.

3. «Закон об образовании».

4. Климов Е. А. Как выбирать профессию? //Библиография. - М., 2005, №6

5. Климов Е. А. Развивающийся человек в мире профессий, Обнинск, 1993 г.

6. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. Ростов н/ Д: Феникс, 1996.

7. Пряжников Н. С. “Профориентация в школе : игры, упражнения, опросники (8–11 классы). — М. : ВАКО, 2005.

8. Пряжников Н. С. Направления и методы профориентации. //Директор школы. №2, М., 2006.

9. Пряжников Н. С., Пряжникова Е. Ю. Профриентация. М. : «Академия», 2005.

10. Савченко М. Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9–11 класс) : Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов / Под науч. ред. Л. А. Обуховой. - М. : «Вако», 2005.

11. Савченко М. Ю. Профориентация (сценарии занятий, тренинги для учащихся 9-11 классов). М. : «Вако», 2005.

12. Столяренко Л. Д. Психодиагностика и профориентация в образовательных учреждениях. Ростов: «Феникс», 2005.

13. Прощицкая Е. Н. Выбирайте профессию. М. : «Просвещение», 1991.

Интернет – источники

1. https://festival.1september.ru/articles/531709/

2. https://www.klassnye-chasy.ru/klassnyy-chas-proforientaciya-i-professii

3. https://www.myshared.ru

4. https://www.proftime.edu.ru

Учебный план

общеразвивающей программы по дополнительному образованию

«Выбор профессии - дело серьезное»

п/п

Тема Количество занятий

Всего занятий Теория Практика

1 «Многообразие мира профессий»

Вводное занятие.

1

1

2. «Профессия, специальность, должность» Информационный час.

1

1

3. «Профессии моего края, станицы» Информационный час.

1

1

4. «Профессии людей, работающих в нашем центре»

Беседа-диалог.

1

1

5. Экскурсия в центр занятости населения в Кущевском районе.

1

1

6. «Как изучить свои способности» Ситуативный практикум.

1

1

7. «Формула успеха - труд по призванию». Занятие –размышление.

1

1

8. «Внутренняя культура – гарант удачной трудовой деятельности»

Информационная беседа.

1

1

9. «Темперамент и выбор профессии». Занятие с элементами анкетирования.

1

1

10. «Встречи с интересными людьми, профессионалами своего дела» Круглый стол.

4

4

11. «Рынок образовательных услуг. Профессиональные учебные заведения нашего края» Информационная беседа.

2

2

12. «Ошибки в выборе профессии» Диспут. 1 1

13. Экскурсия в Ленинградский технологический колледж.

1

1

14. «Профессии вокруг нас» Викторина.

1

1

15. «Мое видение будущей профессии»

Диспут.

1

1

16. «Здоровье и выбор профессии» Дискуссия.

1

1

17. Экскурсия в Кущевский районный узел связи. 1 1

18. «Способности и профессиональная пригодность» Деловая игра.

1

1

19. «Угадай профессию»

Игровая программа.

1

1

20. «Новые профессии нашего времени» Информационная беседа.

1

1

21. «Самая востребованная профессия на рынке труда» Диспут.

1

1

22. Оформление стенгазеты «В море профессий».

1

1

23. «У меня все получится»

Игра-погружение.

1

1

24. «Об Армии с гордостью» -Интеллектуальная интерактивная игра.

1

1

25. «Знатоки профессий» Игровая программа».

1

1

26. Экскурсия в Кущевский медицинский колледж.

1

1

27. «Профессиональное будущее и положение в обществе» Деловая игра с элементами анкетирования.

1

1

28. «Самооценка и ее роль в жизни человека» Занятие с элементами тренинга.

1

1

29. «Слагаемые выбора профессии» Оформление стенгазеты.

1

1

30. Экскурсия в Кущевский БТРЗ№163.

1

1

31. «Летнее трудоустройство подростков» круглый стол с приглашением представителей Кущевского центра занятости населения.

1

1

32. «Личный профессиональный план»

Занятие –практикум.

1

1

33. «Как правильно подготовить документы для трудоустройства» Информационный час.

1

1

34. «Мой выбор» итоговое занятие.

1

1

Всего: 38 занятий 14

занятий 24

занятий

Публикации по теме:

Рабочая программа дополнительного образования «Наши руки не для скуки» Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя школа №51 г. Липецка Рассмотрено на заседании МО учителей эстетического.

Программа дополнительного образования «Детские танцы для дошкольников» Пояснительная записка Интонация, мелодия, лад, ритм, гармония отражают окружающую нас действительность-природу, мир человеческих чувств,.

Программа дополнительного образования «Волшебный мир оригами» для детей 3–7 лет 1. Пояснительная записка Все дети на свете любят общаться с бумагой. Их завораживает возможность бумаги менять форму. Она легко рвётся,.

Программа дополнительного образования «Английский язык для малышей» Содержание Пояснительная записка 2 Цели и задачи реализации Программы 4 Принципы и подходы к формированию Программы 5 Особенности организации.

Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста «Шашечный дебют» I. Пояснительная записка Большой популярностью в нашей стране пользуется шашечная игра. По массовости шашки занимают восьмое место среди.

Программа дополнительного образования «Мозаика». Танцевальная студия для детей 6 лет ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В дошкольном возрасте активно развиваются специальные способности детей, прежде всего художественные. Дошкольное.

Программа дополнительного образования «Пчёлки BeeBot» для детей 5–7 лет Пояснительная записка Условия развития современного общества невозможно себе представить без информационных ресурсов. Информатизация образования.

Программа дополнительного образования экологического направления «Друзья природы» для детей 5–7 лет муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 "Малышок" г. Грязи Грязинского муниципального района Липецкой.

Рабочая программа дополнительного образования для детей 5–7 лет МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «СКАЗКА» Принята Утверждена педагогическим советом Приказом.

Рабочая программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию для детей 2–3 лет Рабочая программа дополнительного образования по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» для детей 2-3 лет Содержание:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа дополнительного образования для подростков «Выбор профессии — дело серьезное»
Опубликовано: 25 сентября 2018 в 20:04
+55Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД