Программа дополнительного образования (физическое воспитание) мальчиков старшего дошкольного возраста «Кубанский богатырь»

Ольга Крикун
Программа дополнительного образования (физическое воспитание) мальчиков старшего дошкольного возраста «Кубанский богатырь»

Пояснительная записка.

Вопрос о природе различий в развитии двигательных функций мальчиков и девочек дошкольного возраста представляет большой интерес. Причины этих различий нельзя считать точно установленными. Их выявление требует специальных исследований физиологов, генетикой, психофизиологов, педагогов, а также специалистов в области физической культуры и спорта. К сожалению, фактически ни одно методическое пособие для воспитателей детского сада не содержит рекомендаций по дифференцированному физическому воспитанию мальчиков и девочек. Большинство же практических работников убеждены в необходимости этого. В чем должен проявляться дифференцированный подход? Какова его специфика при работе с малышами и выпускниками детского сада? Ответов на эти вопросы нет.

В то же время в зарубежной и отечественной теории и практике дошкольного воспитания есть данные, подтверждающие успешность занятий по физической культуре, проводимых раздельно для девочек и мальчиков. Содержание некоторых авторских программ, опыт работы инструкторов по физическому воспитанию дошкольных учреждений и данные собственных экспериментов подтверждают целесообразность дифференцированного воспитания мальчиков и девочек по следующим направлениям.

1. Учет сензитивных (критических) этапов для формирования и совершенствования двигательных способностей, физических качеств, двигательных навыков и умений у мальчиков и девочек с целью получения максимальных результатов при минимальных физических и психических затратах.

2. Осуществление общей физической подготовки без разделения по половому признаку. Разница может проявляться лишь в дозировке нагрузки в упражнениях на выносливость, в характере и величине мышечных усилий и т. п. Более глубокая специальная подготовка может осуществляться через раздельную программу для мальчиков и девочек. Она может быть основана на использовании разных видов спортивных игр и упражнений, игр соревновательной направленности (с преимущественным развитием определенных качеств, элементов спортивной гимнастики и акробатики.

3.Предъявление разных требований к выполнению одних и тех же движений: четкости, ритмичности, затраты дополнительных усилий (для мальчиков); пластичности, выразительности, грациозности (для девочек).

Сегодня физическое воспитание детей практически не имеет различий для мальчиков и девочек. Педагоги дошкольных учреждений на протяжении последних нескольких лет ищут пути осуществления дифференцированного подхода. Однако в большинстве дошкольных учреждений физическое воспитание детей, как и все дошкольное воспитание, ориентировано на “условного” ребенка, а не на мальчика или девочку: те же упражнения, та же нагрузка, та же методика обучения. Половые различия упоминаются лишь в результатах тестирования уровня физического состояния детей, потому что, как правило, нормативы для девочек несколько ниже, чем для мальчиков.

Сегодня, основываясь на исследованиях в областях медицины, педагогики, физической культуры и др., организуя процесс физического воспитания детей, я не могла не учитывать их половые особенности.

С помощью систематических наблюдений, анализа, сравнений и, конечно же, опыта работы с детьми разного возраста, изменялась программа движений, которую диктовали сами дети, как бы “подсказывая”, в чем нужна им помощь для продолжения развития их природных двигательных задатков, в том числе и психофизиологических особенностей.

Начиная знакомить детей со всеми движениями с трехлетнего возраста, я убедилась, что к шести – семи годам каждый ребенок находит свои интересы и проявляет способности в каком либо виде спорта.

Содержательная сторона двигательной деятельности дошкольников имеет свою специфику в зависимости от пола. У мальчиков и девочек есть свои двигательные предпочтения, то есть та деятельность, которая им интереснее, лучше удается, и в которой наиболее ярко проявляются их особенности, связанные с полом. В частности в процессе игр у мальчиков большее место занимают движения скоростно-силового характера (бег, метание предметов в цель и на дальность, лазание, борьба, спортивные игры); девочки предпочитают игры с мячом, со скакалкой, упражнения в равновесии (ходьба по бревну, скамейке и пр., танцевальные упражнения, девочки наиболее гибкие.

Настоящая программа разработана на основе «Образовательной программы МДОУ детский сад № 1» (построена на базе программы «от рождения до школы» Вераксы)с учетом обязательного минимума содержания по физическому воспитанию для дошкольных образовательных учреждений. Занятия по физической культуре с учетом гендерного подхода проводятся в форме спортивной секции «Кубанский богатырь» 1 раз в неделю. Всего 32 занятия в год. Диагностика проводится 2 раза в год (сентябрь, май).

Особенностью курса является: использование национально – регионального компонента в физическом воспитании и дифференциация физической подготовки мальчиков с уклоном на скоростно- силовую тренировку.

Программа составлена с учетом интеграции с другими образовательными областями.

Задачи:

1. Способствовать развитию и совершенствованию функциональных систем организма, двигательных навыков и качеств, психических процессов, рефлексии, эмпатии и качеств личности.

2. Воспитывать интерес к занятиям физическими упражнениями

3. Расширять и обогащать знания детей о родном крае, знакомить с традициями и культурой кубанского казачества.

4. Формировать полоролевые принадлежность и поведение.

5. Реализовать специфически высокую потребность мальчиков в скоростно-силовых движениях.

6. Расширять у детей двигательный опыт.

Ожидаемый результат:

1. Положительная динамика физического развития детей и развития физических качеств.

2. Расширение кругозора детей и их знаний о родном крае, привитие любви к малой Родине, к родному краю.

3. Сформированность полоролевой принадлежности и характерных для пола и возраста качеств личности.

Основные движения, ОРУ,строевые упражнения и подвижные игры в соответствии с основной образовательной программой ДОУ (приложение 1).

Учить детей использовать в самостоятельной деятельности разнообразные по содержанию кубанские подвижные игры (в том числе игры с элементами соревнования, способствующие развитию психофизических качеств (ловкость, сила, быстрота, выносливость, гибкость, координации движений,умения ориентироваться в пространстве: самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры со сверстниками, справедливо оценивать свои результаты и результаты товарищей; придумывать варианты игр, комбинировать движения, проявляя творческие способности.

Развивать интерес к кубанским играм (приложение 2).

Мониторинг уровня развития двигательных качеств воспитанников.

1. Сентябрь - комплексный анализ в соответствии с общероссийской системой мониторинга физического развития детей. (Утверждено Постановлением Правительства РФ 29 декабря 2001 г. № 916)

2. Май - контрольный анализ.

Разработаны "Требования к уровню подготовки воспитанников" (приложение 3) и Перпективно - календарный план работы секции (приложение 4).

Публикации по теме:

Индивидуальная работа и самостоятельная детская деятельность по развитию физических качеств с учетом гендерных особенностейИндивидуальная работа и самостоятельная детская деятельность по развитию физических качеств с учетом гендерных особенностей В настоящее время центральным направлением в педагогике является личностно-ориентированный подход к каждому ребенку. В связи с этим на первое.

Методические разработки «Ларчик с играми» использование гендерных подвижных игр с детьми старшего дошкольного возраста Методические разработки «Ларчик с играми» использование гендерных подвижных игр с детьми старшего дошкольного возраста. Здоровье и движение.

Библиотека изображений:
  • История
  • Еда, продукты питания
Автор публикации:
Программа дополнительного образования (физическое воспитание) мальчиков старшего дошкольного возраста «Кубанский богатырь»
Опубликовано: 12 мая 2014 в 17:17
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Результаты международного конкурса «Лучший педагог года» 2020
Определены победители ежегодного международного конкурса "Лучший педагог года 2020", проводимого в шестой раз на МААМ. В конкурсе приняло участие 55 494 педагогов, опубликовавших 171 598 учебных материалов...
28 января. День открытия Антарктиды

Очередной тематический день посвящен открытию последнего неизведанного континента, которое совершили русские моряки. Воспользуйтесь специальной подборкой игр и занятий, чтобы рассказать детям об этом...

28 января. Международный день конструктора Лего

Очередной тематический день предлагаем посвятить занятиям с самой полезной игрушкой в мире – блочным конструктором. Тем более, что 28 января знаменитый конструктор Лего отмечает свой день рождения.

Дидактическая игра по ФЭМП «Составь фигуру из четырех одинаковых треугольников» для...
Цель: формировать у детей умение составлять фигуры из одинаковых частей. Задачи: - закрепить с детьми знание геометрических фигур; упражнять в...
План — конспект НОД по рисованию для детей второй младшей группы «Украсим...
Программные задачи: Учить рисовать узоры из прямых линий, кругов, точек, создавать ритмическую композицию, используя технику рисования - чередование;...
Конспект НООД знакомству детей с окружающим миром «Комнатная красавица»
Программное содержание: • Способствовать формированию представлений детей о том, что в хороших условиях комнатные растения хорошо себя чувствуют, не...