Программа дополнительного образования «История русской народной куклы»

Александра Плахтиенко
Программа дополнительного образования «История русской народной куклы»

(интеграция художественного творчества

и музейной педагогики)

Срок реализации – 1 год.

Возраст детей – 6-7 лет.

Педагог дополнительного образования: Плахтиенко А. Н. МБДОУ "Снежинка" г. Алдан

Пояснительная записка

«Из всех существующих в мире загадок – тайна куклы самая загадочная;

Без понимания сущности куклы невозможно понять и человека»

М. Е. Салтыков -Щедрин

Древнейшие на земле куклы были обнаружены при раскопках в Египте, их возраст более четырех тысяч лет. Эти куклы были вырезаны из деревянных дощечек. У каждого народа с незапамятных времен существуют свои игрушки, в которых отразились общественный уклад, быт, нравы и обычаи, в народной жизни кукле отводилась важная роль. С момента своего появления кукла участвовала в обрядах и ритуалах в детской и взрослой игре, карнавальных шествиях, праздничных увеселениях. Кукла была символом продолжения рода она «росла» и менялась вместе с ростом и развитием человека.

В нашем детском саду уже более 10 лет существует «Музей красоты», в котором особое мест занимает экспозиция «История русской куклы». Экскурсии в музей знакомят детей с народной игрушкой, причиной ее появления в древней Руси с этапами развития. Лучшей формой закрепления и осмысления, полученных в музее впечатлений и знаний выступает творческая работа, как самый естественный для детей способ освоения информации. Так возникает ситуация «знание через руки», дающая наибольший образовательный эффект в работе с дошкольниками. Интерактивность дает опыт личного соприкосновения с историей и культурой через предметный мир.

Цель:

Приобщать детей к истокам русской культуры, истории игрушки куклы посредством музейной педагогики.

Задачи:

1. Приобщать ребенка к устному народному творчеству, красоте звучания родной речи, используя народный фольклор в процессе ознакомления и изготовления народной куклы.

2. Через игру с куклой учить ребенка выражать свои чувства, приобретая опыт общения и разрешения конфликтов.

3. Воспитывать интерес к народной кукле, ее истории развития, формировать личностную позицию ребенка, как при восприятии русской народной куклы, так и в процессе ее изготовления.

4. Формировать необходимые трудовые навыки, изготавливая кукол из различных материалов, развивать творческую смекалку.

Содержание программы по дополнительному образованию

1. Октябрь

Тема: «История русской куклы»

Цель: посещая «Музей красоты» вызвать у детей интерес к экспозиции «История русской куклы», побуждать их к любознательности, воспитывать любовь к народной кукле, к ее истории.

2. Ноябрь

Тема: «Куклы - обереги»

Цель: познакомить детей с назначением кукол-оберегов, простотой их изготовления, историей каждой куклы. Приобретать необходимые трудовые навыки, развивать хороший вкус, аккуратность, терпение, воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

3. Декабрь

Тема : «Куклы - оригами»

Цель: мастерить кукол из бумаги, осваивая технику работы из бумажных квадратов, используя несложные приемы складывания. Воспитывать умение работать в мини-группах, взаимопомощь, согласованность, развивать глазомер, мелкую моторику, усидчивость.

4. Январь

Тема: «Мукосолька»

Цель: совершенствовать технику лепки из соленого теста, Воспитывать интерес к декоративно - оформительской деятельности, Развивать художественный вкус, чувства, формы, пропорции, мелкую моторику.

5. Февраль

Тема: «Крупеничка и ее подружки»

Цель: Знакомить детей с куклами народов русского севера: Крупеничку, Горошинка, образом хорошей хозяйки, хранительнице достатка в доме. Воспитывать любознательность и желание смастерить куклу самостоятельно.

6. Март

Тема: «Конусная кукла»

Цель: Познакомить детей с техникой изготовления конусной игрушки из картона и цветной бумаги. Воспитывать у детей в процессе работы усидчивость терпение, взаимопомощь, Развивать художественный вкус.

7. Апрель

Тема: Цилиндрическая кукла

Цель: Познакомить детей с техникой изготовления куклы из цилиндра, используя картон, цветную бумагу, клей, Развивать чувство формы, пропорции, мелкую моторику, желание доводить задуманное до конца, Воспитывать усидчивость, внимание.

8. Май

Тема: Настольный театр: «Бабушкин сундук», «На героя и слава бежит»

Цель: Используя народные песенки, стихи, потешки представить на суд зрителей театральное представление с игрушками-самоделками.

Итоговое анкетирование:

1. Что нового ты узнал, посещая кружок?

2. Будешь ли ты сам мастерить кукол и дарить их другим детям?

3. Какая из сделанных тобой кукол тебе больше всего понравилась?

4. Какую куклу ты бы сделал для сестры, брата? Почему?

5. Что бы ты рассказал ребятам из старшей группы, которые будут заниматься в следующем году, о занятиях кружка? Что бы им пожелал?

Методика организации работы.

Методика организации детей дошкольного возраста основывается на традиционных принципах дидактики:

от простого к сложному,

неоднократная повторяемость действий,

опора на сформированные ранее умения.

В обобщенном виде работа может быть представлена следующим образом:

Начальный этап (обучающий этап): ребенок подражает взрослому, изготовляя конкретные поделки из данного ему материала;

Промежуточный этап: работа строится на основе возникающего желания внести свои добавления, изменения в создаваемый образ;

Завершающий этап: опорой служит детское продуктивное воображение, позволяющее не только отображать замысел, но и свое отношение к создаваемому образу.

Стимулом для активного участия в создании художественного образа всегда служит возможность продемонстрировать свои достижения другим, том числе и родителям.

Используемая литература

1. Российский этнографический музей-детям. Ботянова О. А., Голякова Л. Ф., Зязева Л. К.

2. Приобщение детей к истокам русской культуры Князева О. Л, Маханева М. Д.

3. История русской игрушки. Качанова И. А.

4. Народная кукла и детская игра Шапкина В. Б. Мартынова А. И.

5. Крестьянская кукла. Лубнина И. В.

6. Куклы севера России Летовальцева С. В.

7. Кукла из бабушкиного сундука ТертищеваЛ. И.

8. Практическая копилка воспитателя детского сада. Дзюба П. П.

9. Кукольный театр для малышей Сорокина Н.

10. Самоделки из разных материалов Перевертнев Г. И.

11. Музей и дети Пантелеева Л. В.

Памятка по использованию инструментов в работе

Рекомендуется использовать ножницы с округлыми концами.

Ножницы должны храниться в специальном футляре.

Дети могут использовать специальный клей ПВА.

Иголки хранятся в закрытом футляре, их количество проверяется после каждого занятия.

Шило необходимо для прокалывания отверстий в разных материалах, данный этап работы осуществляется взрослым или под его контролем.

Устное народное творчество

Девицы–красавицы

Душеньки–подруженьки

Разыграйтесь девицы

Разыграйтесь милые

Затяните песенку

Песенку заветную

Заманите молодца

К хороводу нашему

Сонница–бессонница,

Не играй моим дитяткой,

А играй этой куколкой.

Как у наших у ворот

Дети встали в хоровод

Топ-топ-топ

Топ-топ-топ

Как у наших у ворот

Закружился хоровод

Топ-топ-топ

Топ топ-топ

Солнышко–ведрышко

Взойди поскорей

Освети обогрей

Телят да ягнят

Еще маленьких ребят

Расти коса до пояса

Не вырони не волоса

Расти косонька до пят

Все волосоньки в ряд

Расти коса не путайся

Маму дочка слушайся.

Потягушеньки – нарастушеньки

Роток – говорунюшка

Руки –хватунюшки

Ноги–Ходунюшки.

Баю–баюшки,баю

Баю Верочку мою

Приди котик ночевать

Мою доченьку качать

Киска,киска. киска Брысь

На дорожку не садись!

Наша деточка пойдет

Через киску упадет

А Тари. Тари. Тари

Куплю Маше янтари

Останутся деньги

Куплю Маше серьги

Останутся пятаки-

Куплю маше башмаки

Баю,баю,баю. бай

Ты собаченька не лай,

Ты собаченька не лай

И Васютку не пугай!

И в гудочек не гуди

До утра не разбуди!

Катя,Катя маленькая

Катенька удаленькая

Пойди Катя горенкой

Топни Катя ноженькой

хлопни Катя в ладушки

Хороши оладушки

Горячи, румяны, с маслицем, сметаной.

Публикации по теме:

Педагогический проект «Куколка тряпичная — игрушка отличная!»Педагогический проект «Куколка тряпичная — игрушка отличная!» «Из всех существующих в мире загадок, Тайна кукол - самая загадочная, Без понимания сущности куклы Невозможно понять и человека…» М. Салтыков.

Проект «Путешествие в мир кукол» (подготовительная группа) Проект «Путешествие в мир кукол» (подготовительная группа) Продолжительность 2 недели Цели и задачи: Цель: Познакомить детей с различными.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Программа дополнительного образования «История русской народной куклы»
Опубликовано: 15 марта 2015 в 18:05
+41Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 19.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. Всемирный день рукоделия

Свой профессиональный праздник у рукодельниц планеты появился благодаря фонду ЮНЕСКО, который отнес рукоделие в разряд всемирных культурных ценностей. В этот день по всему миру проходят мастер-классы по...

15 ноября. Всемирный день молочных коктейлей
Молочный коктейль – излюбленное лакомство всех детей и многих взрослых. В «хит-параде сладостей» он уступает по популярности лишь шоколаду и мороженому (которые, впрочем, тоже входят в его состав). День...
Отчёт музыкального руководителя по первой годовой задаче ДОУ
Отчёт музыкального руководителя по первой годовой задаче ДОУ «Поддержка детской инициативы дошкольников в области двигательной активности» За период с...
Фотоотчет «Техника «Изонить» в детском саду»
Одной из основных проблем, встречающихся практически у всех детей, является недостаточное развитие мелкой моторики рук. Это во многом тормозит не только сам...
Мастер-класс по изготовлению дидактической игры «Выложи листочки по цвету, форме»...
Осень – неповторимое время года, которое дарит нам красоту, предоставляет нам возможность заготовить материал для исследования и изготовления творческих...