Папки-передвижки

Программа дополнительного образования для детей 3–5 лет. Кружок «Пластилиновая ворона»

Юлия Игоревна
Программа дополнительного образования для детей 3–5 лет. Кружок «Пластилиновая ворона»

Программа дополнительного образования

«Пластилиновая ворона»

для детей дошкольного возраста 3-5 лет.

срок реализации программы – 2 года.

Руководитель: Смирнова Юлия Игоревна

Пояснительная записка.

Публикация «Программа дополнительного образования для детей 3–5 лет, Кружок „Пластилиновая ворона“» размещена в разделах

В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ему возможность легко обучаться новому, будь то иностранный язык, письмо или математика. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений и тот факт, что развивать руку ребенка надо начинать с раннего детства, мною был организован кружок художественной направленности «Пластилиновая ворона»- основной идеей которой является рисование картин пластилином - пластилинография.

Актуальность

Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по изобразительной деятельности так же весьма актуальна, так как именно изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании - карандаш и кисть, в аппликации - ножницы и кисть, в лепке - стека). На этих занятиях дети вырабатывают умения управлять инструментом (конечно, если ребенка учат правильно держать инструменты и работать ими).

Цель и задачи

программы дополнительного образования

«Пластилиновая ворона»

Цель: развитие ручной умелости у детей дошкольного возраста посредством пластилинографии.

Задачи:

- формировать умение передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии;

- формировать умение использовать основные приемы пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание);

- формировать умение работать на заданном пространстве;

- формировать умение принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя, действовать по образцу, а затем по словесному указанию;

- формировать умение обследовать различные объекты (предметы) с помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, пропорции, цвета.

- воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.

- воспитывать отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им.

- воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.

- развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.

- развивать изобразительную деятельность детей.

- развивать сюжетно – игровой замысел.

- развивать интерес к процессу и результатам работы.

- развивать интерес к коллективной работе.

Планируемые результаты

Реализуют познавательную активность. Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые варианты обобщения.

В интересной игровой форме обогащают свой словарь. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих.

Знакомятся с художественными произведениями, стихами, потешками, пальчиковыми играми.

У детей появляются первые элементарные математические представления о счете, размере, величине.

Развивают сенсорные эталоны. Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии. В младшей группе происходит развитие общих сенсорных способностей: цвет, форма, величина.

У детей воспитывается тактильные и термические чувства пальцев. Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка.

Дети дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. На занятиях кружка происходит реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве.

Но главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетный захват, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они так – же умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности и др.

Основная часть

Пластилинография - это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности.

Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» — создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.

Этот жанр представляет собой создание лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом. В некоторых случаях в технике пластилинографии производится модификация изделия, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности графически изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилинографией.

Основной материал - пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям младшего дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами.

Занятия пластилинографией представляют большую возможность для развития и обучения детей. Способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а также развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.

Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.

Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми младшего дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т. д.).

Такое построение занятий кружка «Пластилиновая ворона» способствует более успешному освоению образовательной программы.

Календарное планирование

На каждом занятии перед ребенком ставится новая учебная задача, закрепление и усложнение которой, происходит на последующих занятиях.

месяц 1 год обучения 2 год обучения

октябрь 1. «Витамины в баночке».

Программное содержание :

учить детей надавливать на заранее разложенные пластилиновые шарики.

2. «Витамины для зайчат».

Программное содержание :

учить самостоятельно, раскладывать готовые пластилиновые шарики.

3. «Травушка-муравушка».

Программное содержание :

учить приему размазывания снизу вверх.

4. «Дорожка».

Программное содержание :

учить приемом размазывания, рисовать линии.

1. «Пуговицы на платье».

Программное содержание :

учить детей самостоятельно раскладывать пластилиновые шарики друг, за другом (снизу вверх).

2. «Цветок».

Программное содержание : учить детей самостоятельно выбрать цвет заготовки

3. «Дерево».

Программное содержание : учить приему – размазывания из столбика.

4. «Теремок».

Программное содержание : учить детей создавать композиции на основе интеграции рисования и пластилинографии.

ноябрь

1. «Гусеница».

Программное содержание :

учить самостоятельно, раскладывать готовые пластилиновые шарики на заданном пространстве.

2. «Модница-гусеница».

Программное содержание :

учить самостоятельно, отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики.

3. «Яблоки».

Программное содержание :

учить использовать в своей работе несколько цветов пластилина.

4. «Яблоки поспели».

Программное содержание :

учить детей работать вместе, создавая коллективную работу и находить место своей работе на общем фоне.

1. «Волны».

Программное содержание : учить способу размазывания зигзагом.

2. «Море».

Программное содержание : учить чередовать прямые и волнистые линии

3. «Колобок».

Программное содержание : учить детей размазывать “пятнышко” на вертикальной поверхности.

4. «Цыпленок».

Программное содержание : учить детей размазывать “пятнышко” на горизонтальной поверхности.

декабрь

1. «Дождик».

Программное содержание :

учить приему – размазывания сверху вниз.

2. «Салют».

Программное содержание :

учить размазывать пластилиновые шарики в разных направлениях.

3. «Солнышко».

Программное содержание :

учить размазывать на ограниченном пространстве.

4. «Ёжик».

Программное содержание :

учить в совместной работе использовать прием - размазывания.

1. «Камешки».

Программное содержание : учить прикреплять пластилиновые шарики рядом друг с другом.

2. «Ёжик».

Программное содержание : учить приему – размазывания из шарика.

3. «Тучка и дождик».

Программное содержание : учить использовать один прием-размазывания для изображения двух явлений.

4. «Светофор».

Программное содержание : учить прикреплять п. ш. трех цветов.

январь

1. «Снег, снежок».

Программное содержание :

учить детей размещать “снежок” с изменением частоты размещения (снежок на небе – более редко, на ёлке близко друг к другу).

2. «Фейерверки».

Программное содержание :

учить приему размазывания в разные стороны на заданном пространстве.

1. «Снежные комочки».

Программное содержание : учить детей использовать в своей работе два приема- размазывания основы и вдавливания.

2. «Гирлянда».

Программное содержание :

учить детей прикреплять бусинки на “веревочку” конкретного цвета.

февраль

1. «Усатый-полосатый». Программное содержание :

учить детей размазывать пластилиновые шарики с права на лево и слева на права, создавая изображения “усов” у кота.

2. «Снежные комочки».

Программное содержание :

учить раскатывать комочки пластилина кругообразными движениями, расплющивать их между ладонями. Прикреплять готовую форму на плоскость путем равномерного расплющивания по поверхности основы.

3. «Бусы для Люси».

Программное содержание :

учить детей, прикреплять готовую форму (колечки) на плоскость путём равномерного придавливания по поверхности основы.

4. «Узор».

Программное содержание :

учить детей выкладывать “колбаски” из пластилина дугообразно из одной точки.

1.«Лесенка».

Программное содержание :

учить детей создавать изображения предмета из большого количества одинаковых деталей (столбиков).

2. «Воздушный шарик».

Программное содержание : учить детей размазывать овальную форму.

3. «Неваляшка».

Программное содержание : учить прорисовывать детали лица неваляшки, накладывая пластилин поверх основы.

4. «Мячик».

Программное содержание : учить детей составлять коллективную композицию по сюжету стихотворения. А. Л. Барто «Мячик».

март

1. «Клубочки».

Программное содержание :

учить приему - вдавливания.

2. «Клубочки для котенка».

Программное содержание :

учить детей использовать в своей работе два приема-размазывания и вдавливания.

3. «Звезда».

Программное содержание :

учить размазывать пластилиновый шарик в виде звездочки.

4.«Звездопад».

Программное содержание :

учить детей размазывать звездочки на конце полоски определённого цвета.

1. «Зайчик беленький сидит».

Программное содержание : учить детей способом размазывания, видоизменять выразительный образ зайчика – летнюю шубку менять на зимнюю.

2. «Зимнее дерево».

Программное содержание : учить детей создавать на

плоскости предмет, состоящий из нескольких частей, добиваться точной передачи формы предмета, его строения, частей

3. «Снеговик».

Программное содержание :

учить детей создавать композиции на основе интеграции аппликации и пластилинографии.

4. «Вагончики».

Программное содержание : учить детей прикреплять готовую форму на плоскости в соответствии с цветом.

(красный вагончик -красные колеса).

апрель

1. «Светофор».

Программное содержание :

учить располагать пластилиновые шарики по схеме.

2. «Цветы».

Программное содержание :

учить создавать композицию на основе готовых элементов (цветов, вдавливая их в силуэт.

3. «Домик».

Программное содержание :

учить детей прикреплять готовую форму на плоскость путем равномерного расплющивания по поверхности основы в вертикальном положении.

4. «Самолет».

Программное содержание :

учить детей прикреплять готовую форму на плоскость путем равномерного расплющивания по поверхности основы в горизонтальном положении.

1. «Черепаха».

Программное содержание : учить детей создавать композиции на основе интеграции аппликации и пластилинографии.

2. «Бусы для Маруси».

Программное содержание :

учить создавать композицию на основе готовых элементов, чередуя цвет.

3. «Мы делили апельсин».

Программное содержание :

учить детей для передачи выразительного образа пользоваться дополнительным орудием (стеком).

4. «Яйцо».

Программное содержание : учить детей размазывать пластилин по круглой и овальной форме.

.

май

1. «Цыпленок».

Программное содержание :

учить детей самостоятельно размазывать, завершать рисунок.

2. «Аквариум».

Программное содержание :

учить детей выбирать форму аквариума (круглая, прямоугольная, квадратная)

3. «Солнышко, солнышко, выгляни в окошко…».

Программное содержание :

учить детей создавать коллективную композицию по мотивам знакомой потешки.

4. «Божья коровка».

Программное содержание :

учить детей самостоятельно сочетать разные приемы (расплющивания, размазывания) для усиления выразительности образа.

1. «Подсолнечник».

Программное содержание : учить дополнять образ различными дополнительными деталями (семечки, крупа, перышки и т. д.)

2. «Пирамида».

Программное содержание : учить покрывать пластилином сложное по форме изображение.

3. «Улитка, улитка…».

Программное содержание : учить детей приему сворачивания длинной колбаски по спирали, прикреплять готовую форму по поверхности основы в определённом порядке (друг за другом)

4. «Радуга-дуга».

Программное содержание : учить детей в одном изображении самостоятельно использовать несколько цветов пластилина.

Реализация программы

Данная программа разработана для детей младшего дошкольного возраста (с 3 до 5 лет).

Занятия проводятся 1 раз в неделю:

15 минут во 2 младшей группе; 20 минут в средней группе.

Занятия проходят как фронтально, так и коллективно. В вечернее время в блоке совместной деятельности с детьми.

Занятия целиком проходят в форме игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т. п.). Использование игр в обучении детей пластилинографией помогает активизировать деятельность детей, развивать познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление.

Игровые приемы,используемые на занятиях по дополнительному образованию.

Программа составлена с учё том реализации межпредметных связей по разделам:

- «Художественная литература», где используются произведения познавательной направленности.

- «Развития речи», где осуществляется обогащение словаря, расширяя и уточняя знания детей об окружающем.

- «Продуктивные» занятия, где осуществлялась закрепление образов.

-' «Познавательные'» занятия, где осуществляется закрепление образов и

понятия о живой и не живой природе.

- «Музыкальные занятия».

Формы подведения итогов

реализации программы по дополнительному образованию :

- выставки творческих работ для родителей;

- открытые занятия;

- результаты диагностики;

- выступления на педагогических чтениях и др.

Методическое обеспечение к программе дополнительного образования «Пластилиновая ворона»

1. Абрамова Л. П. Бушки – барашки. Пальчиковые игры. - М. :Карапуз,2003.

2. Агаян Г. Г. У солнышка в гостях. Пальчиковые игры. - М. :Карапуз,2004.

3. Агаян Г. Г. Мы топали, мы топали. Пальчиковые игры. - М. :Карапуз,2004.

4. Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – М. : АСТ: Астрель, 2006.

5 .Бардышева Т. Ю. Забодаю, забодаю! Пальчиковые игры. - М. :Карапуз,1999.

6. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и

упражнения. - М. :ТЦ Сфера,2009.

7. Давыдова Г. Н. Пластилинография для малышей. – Скрипторий, 2003.

8. Курнышева Л. Е. Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника. – М. : Издательский дом «Карапуз», 2001– (Центр «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца»).

9. Куровский Дмитрий. Божий дизайн: Кисть человека - Статья из газеты “Разумный замысел “№5 - www.origins.org.ua

10. Кипхард, Эрнст Й. Как развивается ваш ребенок? – М. :Теревинф, 2006.

11. Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. – М. : Педагогика, 1973. – С. 144

12. Кольцова М. М. Ребенок учится говорить. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Сов. Рассия, 1979. – С. 192

13. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст – М. :КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА: Творческий центр ”СФЕРА”,2007

14. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младший возраст – М. :КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА: Творческий центр ”СФЕРА”,2007.

15. Парамонова Л. А. Развивающие занятия с детьми 2-3 лет. – М. :ОЛМА Медиа Групп,2007.

16. Под редакцией Серебрякова Н. В. Диагностическое обследования детей раннего и младшего дошкольного возраста. – СПб. :КАРО,2008

17. Павлова Л. Значение развития действий рук. Дошкольное воспитание. 1984, № 1

18.“Рука и разум” Отрывок из книги Паулы Лилльярд, и Линн Джессен (США) «Монтессори с самого начала» Перевод с английского Евгении Ткачевой. Русская редакция Елены Хилтунен. - www.trening.montessoricity.ru

19. Самойленко Наталья. Как развивать малыша. - Журнал «Здоровая семья» - www. maminsite.ru

20. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. - СПб. : Хардфорд,1996

21. Шницкая И. О. Аппликация из пластилина Д. :Феникс, 2008.

22. Янушко Елена. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5 – 3 лет. – М. Теревинф,2007.

23. Янушко Е. А. Лепка с детьми раннего возраста(1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М. :Мозаик – Синтез,2006

Публикации по теме:

Программа дополнительного образования по развитию мелкой и общей моторики у детей от 2 лет до 4 лет «Детские ладошки» Программа дополнительного образования по развитию мелкой и общеймоторики у детей от 2 лет до 4 лет «Детские ладошки» г. Москва Содержание.

Программа дополнительного образования — кружок «Клуб мастеров» для детей старшего дошкольного возраста МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «РОСИНОЧКА» ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования.

Программа дополнительного образования для детей 6–7 лет Принято Утверждаю на заседании Заведующий МАДОУ педагогического совета «Детский сад №87» г. Перми МАДОУ «Детский сад №87» г. Перми.

Программа дополнительного образования «Весёлая ракетка» для детей 6–7 лет. Срок реализации программы 1 год. Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Программа дополнительного образования «Экология человека» (для детей 6–7 лет) Пояснительная записка Введение. Направленность дополнительной образовательной программы. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность.

Программа дополнительного образования «Юный исследователь» (кружок) на 2017–2018 учебный год Программа дополнительного образования «Юный исследователь» (кружок) на 2017-2018 учебный год Автор программы: Воспитатель 1 квалификационной.

Программа по обучению «смысловому» чтению детей 5–7 лет в системе дополнительного образования Программа по обучению "смысловому" чтению детей 5 – 7 лет в системе дополнительного образования «ЧТЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ» Педагог дополнительного.

Рабочая программа дополнительного образования. Кружок «Абвгдейка» в подготовительной к школе группе РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ» (РАЗДЕЛЫ: «МАТЕМАТИЧЕСКИЕ СТУПЕНЬКИ», «РАЗВИТИЕ.

Рабочая программа дополнительного образования по краеведению «Юные краеведы» для детей 6–7 лет Принята на педсовете Утверждаю ___ Протокол № 1 от 24.08.2016 года Заведующий МБДОУ детским садом № 3 Т. В. Леонтьева.

Рабочая программа дополнительного образования совместной деятельности педагога с детьми 5–6 лет «Весёлая азбука» Рабочая программа дополнительного образования совместной деятельности педагога с детьми 5 - 6 лет «Весёлая азбука». (Срок реализации программы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа дополнительного образования для детей 3–5 лет. Кружок «Пластилиновая ворона»
Опубликовано: 28 января 2018 в 16:05
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД