Папки-передвижки

Программа дополнительного образования объединение «Домисолька»

Риттер Любовь
Программа дополнительного образования объединение «Домисолька»
▼ Скачать + Заказать документы

Управление образования администрации МО Светлинский район

Муниципальное бюджетное учреждение 

 дополнительного образования 

«Центр дополнительного образования детей»

             Согласовано:                                                                           Утверждено:

            Педагогическим советом МБУ ДО «ЦДОД»                        Директор МБУ ДО «ЦДОД»

            Протокол №   1                                                                          ___ Е. С. Кудрякова

Публикация «Программа дополнительного образования объединение „Домисолька“» размещена в разделах

            от « » ___2023 г.                                                             Приказ  №   от « »  ___ 2023 г.

Дополнительная общеобразовательная 

общеразвивающая программа   

художественной  направленности

 «Домисолька»

                                                                         Возраст учащихся: 5-7 лет

                                                                        Срок реализации программы : 2 года

                                                                        Разработчик программы : Л. А. Зенина 

                                                                        Педагог дополнительного образования 

                                                                        

п. Светлый, 2023 г.

Содержание.

1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы :

1.1. Пояснительная записка___

Направленность программы___

Актуальность___

Отличительные особенности___

Адресат программы___

Объем и срок освоения программы___

Форма обучения и виды занятий по программе___

Особенности организации образовательного процесса___

Режим занятий___

1.2.      Цели и задачи программы.

Цель программы___

Задачи___

1.3.     Содержание программы.

1.3.1. Учебный  план ___

1.3.2. Содержание учебно-тематического плана ___

1.4. Планируемые результаты___

2. Комплекс организационно- педагогических условий.

Календарно-тематическое планирование___

Условия реализации программы «Домисолька»___

Формы аттестации/контроля___

Оценочные материалы___

Методические материалы___

 3.       Список литературы.  

Список литературы для педагога___

Интернет ресурсы___

4. Приложение

Приложение1___

Приложение2___

 

1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

1.1. Пояснительная записка

Обоснование программы

           Музыка в семье искусств занимает особое место благодаря её непосредственному комплексному воздействию на человека. Многовековой опыт и специальные исследования показали, что музыка влияет и на психику, и на физиологию человека, что она может оказывать успокаивающее и возбуждающее воздействие, вызывать положительные и отрицательные эмоции. Именно поэтому всё настойчивее утверждается   важность музыкального воспитания всех детей без исключения, о его значении для развития общих психологических свойств (мышления, воображения, внимания, памяти, воли, для воспитания эмоциональной отзывчивости, душевной чуткости, нравственно-эстетических потребностей идеалов, то есть для формирования всесторонне развитой, гуманной личности.  

Искусство вокала – доступное всем. Тысячи детей принимают участие в работе вокальных кружков, студиях сольного пения. Благодаря систематическому музыкальному образованию и воспитанию детей приобретают общую эстетическую и музыкальную культуру, а развитие музыкальных и вокальных способностей помогает более тонкому восприятию профессионального искусства.   

 Ни одно искусство не обладает таким мощным зарядом эмоций, как музыки, потому что она обращена к чувствам людей. Вокальная музыка исполняется голосом. Это самый древний вид искусств.   

      Для  детей первой возможностью выразить себя в мире становятся песни. Песня – не только форма художественного отображения жизни, но и форма общения людей. Пение занимает важное место в жизни человека и принадлежит к основным видам исполнительства. Занятия пением приносят ребенку не только наслаждение красотой музыкальных звуков, которое благотворно влияет на детскую психику и способствует нравственно – эстетическому  развитию личности, но и дают специфические знания и умения в этой области искусства.

Направленность образовательной программы.  

Данная программа имеет социально-педагогическую направленность.  

Новизна данной программы заключается в том, что в процессе обучения пению разные виды музыкальной деятельности тесно переплетаются между собой и связаны общей идеей развития личности учащегося, способной к творческой самореализации посредством интеграции музыки, психологии, вокального исполнительства и коллективно-творческой деятельности.  

Во время обучения пению учащиеся изучают основы сольфеджио, ритмики и музыкальной литературы. Каждое занятие посвящено определённой теме и носит не только развивающий, но и познавательный характер. Дети получают знания о природе звука, классификации, его особенностях, знакомятся со свойствами музыкального звука – высотой, тембром, громкостью, длительностью, получают знания о жанрах, о настроении и характере музыкального произведения

В эстетическом воспитании детей важная роль отводится искусству музыки, а именно вокалу.  Вокальное искусство приобрело большую популярность и является одним из самых действенных факторов формирования гармонически развитой, духовно-богатой личности.  

Правовой основой программы являются следующие документы:

Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года

Методические рекомендации по реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

Приказ Минтруда РФ от 22.09.2021 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых

Санитарные правила сп 2.4 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»

О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196

Приказ №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

Паспорт национального проекта «Образование»

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 29.12.2017 г) «Об образовании в Российской Федерации»

Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ» (включая  разноуровневые  программы)

Закон Оренбургской области «Об образовании в Оренбургской области» (от 06.09.2013 N 1698/506-V-ОЗ, ред. от 12.12.2016)

Актуальность программы

Актуальность программы связана  с  популяризацией  в  последнее   время  детского  вокального  творчества,  ростом  числа  детских  вокальных  конкурсов и фестивалей.

      В  певческой  деятельности происходит  творческое  самовыражение  детей, которое  формируется как  в  ансамблевом  пении,  так и сольном  пении.   Дети удовлетворяют свои личностные потребности быть увиденными и услышанными,  обогащают  свой   вокальный  опыт, получая яркие эмоциональные впечатления.

        В процессе занятий   у детей повышается интерес к  вокальной музыке, развивается вокальный слух, ребенок учится исполнять сам вокальные произведения и тем самым расширяет свой кругозор, формирует знания во многих областях музыкального искусства, приобщается к общечеловеческим ценностям.  

Отличительные особенности данной программы от существующих программ.

Отличительными особенностями данной программы от уже существующих программ дополнительного образования детей являются следующие:

- возможность через дополнительное образование в комплексе расширить вокальное искусство;

- программа ориентирована на развитие творческого потенциала и музыкальных способностей  разных возрастных групп в вокальной студии за 1,5 года обучения соразмерно личной индивидуальности;

- включение в занятия упражнений по методике А. Н. Стрельниковой (дыхательная гимнастика) и В. В. Емельянова (Фонопедический метод развития голоса);

- применение речевых игр и упражнений, которые развивают у детей чувство ритма, формируют хорошую дикцию, артикуляцию, помогают ввести их в мир динамических оттенков познакомить с музыкальными формами;

- использование игровых заданий, что повышает мотивацию детей к занятиям, развивает их познавательную активность;

- песенный репертуар подбирается с учетом традиционных дней, тематических праздников и других мероприятий по совместному плану воспитательной направленности учреждения.

Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка5-7 лет, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении.  

 Главным отличием является использование  инновационных средств музыкального воспитания, здоровьесберегающих технологий  в сочетании с традиционными   музыкально-педагогическими   средствами. Программой предусмотрено регулярное участие детей в различных музыкальных интернет-конкурсах и фестивалях.

Адресат программы

Программа адресована детям 5-7 лет     

Возрастные особенности детей  старшего дошкольного возраста   

В возрасте 5-7лет в интеллектуальном плане у детей выделяются и оформляются внутренние умственные действия и операции. Они касаются не только познавательных, но и личностных задач. Здесь же, в дошкольном возрасте, берёт своё начало творческий процесс, выражающийся в способности преобразовывать окружающую действительность, создавать что-то новое. Творческие способности детей проявляются в конструктивных играх, в художественном творчестве. В этот период времени получают первичное развитие имеющиеся задатки к специальным способностям. Внимание к ним в дошкольном детстве является обязательным условием ускоренного развития способностей и устойчивого, творческого отношения ребёнка к действительности. Именно дошкольный возраст является наиболее благотворным периодом для начала обучения вокалу, ибо музыкальность у детей развивается тем быстрее, чем в более раннем возрасте начинают ребёнка обучать пению.

   Для дошкольников наиболее  характерна игровая деятельность. Игра тесно связана с формированием творческих способностей детей.  Важнейшая психологическая  особенность художественной игры – обязательная актуализация, вовлечение индивидуального опыта ребёнка в сферу музыкальной деятельности. Введение в занятие песен-игр вызывает большое оживление у ребят, помогает наладить  двигательную координацию.

   У детей этого возраста расширяется словарный запас, они лучше и точнее произносят отдельные звуки слова, у них улучшается артикуляция во время пения. У них возрастает слуховые активность и внимание, и они уже  способны  свободно различать по высоте звуки, расположенные на расстоянии октавы, сексты и даже квинты: слышат движение мелодии вверх, вниз, могут выделить вступление к песне и петь после него; начинают петь согласованно с инструментальным сопровождением (фонограммой)  и без него.

   Существует так же ряд физиологических особенностей, отличающих строение органов голосообразования дошкольников от аналогичных   органов взрослого человека:

-гортань расположена выше, чем у взрослых;

-объём лёгких небольшой, и поэтому в большинстве случаев грудное резонирование отсутствует;

-голосовая  мышца практически не сформирована и ещё не способна в должной мере регулировать работу голосовых связок, которые при пении колеблются у детей   только своими краями, смыкаясь неполно, оставляя небольшую щель по всей длине.

    Кроме того, певческий голос дошкольников характеризуется особой лёгкостью, нежностью, небольшой силой звучания, высоким головным резонированием, и поэтому детям вредят крик, громкое пение, шёпот, горячие и холодные напитки, пение  на холодном воздухе.

    С целью охраны детского голоса следует:

-учитывать певческий диапазон ребёнка при подборе певческого репертуара  и использовать для исполнения произведения, доступные по диапазона для конкретного ребёнка, а диапазон дошкольников сравнительно невелик- в среднем ре1 -ре2 (хотя у музыкально одарённых детей встречается и значительно шире);

-осторожно использовать крайние звуки его рабочего диапазона, так как с приближением к нижнему и верхнему отрезкам диапазона заметно ухудшается дикция, что связано с особенностями звукоизвлечения в дошкольном возрасте;

-беречь голос ребёнка от ненужного перенапряжения (не петь долго, не просить петь громче, не повторять бесцельно песню и т. д.)

   Правильное звучание голоса ребёнка 5-7 лет соответствует таким понятиям, как   звонкое и лёгкое по тембру, негромкое (умеренное по силе, нефорсированное, ровное по формированию гласных на разных участках диапазона, в близкой вокальной позиции.

   Как известно, в процессе пения участвуют различные группы мышц (лица, шеи, дыхательных органов). Если эти мышцы длительно подвергать правильной голосовой тренировке, то движения могут стать автоматическими, т. е. устойчивыми навыками, формирующими правильное звукообразование.

Объём и срок освоения программы

 Сроки реализации программы 6 месяцев, в объеме 33 часа (2 часа в неделю)

Формы обучения и виды занятий по программе 

Занятия проводятся 1 раза в неделю по 2 академических часа  и носят групповой характер. Длительность одного занятия составляет 25-30 минут в зависимости от года обучения. При разработке данной программы учитывались особенности физического и психического развития детей различных возрастов.

Виды занятий:

- занятие-знакомство – где педагог знакомит детей с новым понятием через беседу, слушание, пение, чтение литературных произведений;

- занятие-закрепление – где педагог закрепляет ранее пройденный материал через пение, музыкально-дидактические игры; 

- занятие-эксперимент – где дети проводят с педагогом эксперименты, ставят опыты со звуком;

- занятие-слушание – где педагог знакомит детей с материалом через беседу, слушание литературных произведений, слушание музыкальных произведений, а дети выражают себя через художественное творчество;

- занятие-творчество – где дети выражают себя через самостоятельное исполнение песен, сочинительство, импровизацию на детских музыкальных инструментах, художественное творчество;

- игротека – где дети самостоятельно исполняют песни, придумывая к ним пластические импровизации, педагог проводит несколько музыкально-дидактических игр на закрепление пройденного материала, а также организует просмотр мультфильмов и музыкальных телепередач.  

Особенности организации образовательного процесса

Занятия могут проходить со всем коллективом, по подгруппам, индивидуально.

Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, видеоматериалами.

Практические занятия, где дети осваивают музыкальную грамоту, разучивают песни композиторов-классиков, современных композиторов.

Занятие-постановка, репетиция- отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей.

Заключительное занятие, завершающее тему – занятие-концерт. Проводится для самих детей.

На занятиях по сольному пению  используются следующие методы обучения:

– наглядно-слуховой;

– наглядно-зрительный;

– репродуктивный;

Одним из ведущих приёмов обучения пению детей является демонстрация педагогом академической манеры пения.

 

Каждое занятие строится по схеме:

настройка певческих голосов: комплекс упражнений для работы над певческим дыханием (2–3 мин);

– дыхательная гимнастика;

– речевые упражнения;

– распевание;

– пение вокализов;

– работа над произведением;

– анализ занятия;

– задание на дом.

Концерты и выступления.

Репертуар подбирается с учётом возрастных особенностей участников студии и их продвинутости.

Концертная программа должна быть динамичной, яркой, разнообразной по жанрам.

Участие в концертах, выступление перед родителями и перед своими сверстниками – всё это повышает исполнительский уровень детей и воспитывает чувство гордости за себя.

Творческий отчёт проводится один раз в конце учебного года.

Выставка фотоматериала из выступлений студии.

Итоговое занятие.

Урок-концерт.

Успехи, результат.

Беседа о вокальной студии.

Отчетный концерт.

Режим занятий:

Занятия проходят по субботам 

1 группа ст. группа МБОУд. с «Буратино» - 2 часа в неделю (6 мес-33ч)

2группа подг. гр  МБОУ д. с «Буратино» - 2 часа в неделю (6 мес-33ч)

3 группа МАОУд. с «Солнышко» - 2 часа в неделю (6 мес-33ч)

4 группа МБОУ д. с «Светлячок» - 2 часа в неделю (6 мес-33ч)

1.2. Цель, задачи реализации программы

 Цель программы : формирование музыкально-эстетической культуры ребенка через развитие эмоционально-выразительного исполнения песен и развитие певческого дыхания, правильного звукообразования, чёткости дикции.  

      Программа предполагает решение образовательных, воспитательных и развивающих задач с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей:

1. Воспитательные

- приобщение к музыкальному искусству;

- эстетическое воспитание и эмоциональное развитие ребенка посредством музыки; 

- воспитание устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; 

- формирование потребности в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании

- воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; 

- воспитание в учащихся культуры слушателя и исполнителя.

2. Обучающие

- формирование практических умений и навыков  в различных видах музыкально-творческой деятельности: в слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись, музыкально-пластическом движении, драматизации исполняемых произведений;

- обучение основам сценического исполнительского мастерства;

- обучение импровизации;

- формирование четкой дикции, активной артикуляции;

- формирование навыков сольного и ансамблевого пения.

3. Развивающие

- развитие сенсорных способностей (чувствовать, ощущать, сопереживать);

- развитие способности к творческому самовыражению, самореализации; 

- развитие музыкального вкуса; 

- развитие музыкальности, музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти и восприимчивости, образного и ассоциативного мышления, творческого воображения, певческого голоса.

1.3 Содержание программы

1.3.1. Учебный план  

Учебный план(1 группа МБОУ д. с «Буратино» ст. гр)

п/п

Название темы

Всего часов

В том числе

Формы контроля

Теория

Практика

1

Введение в вокал

1

0.5

0.5

Входная диагностика

2

Защитникам Отечества 

4

2

2

3

8 марта – женский день!

4

2

2

4

Музыкально-теоретическая подготовка

8

4

4

5

Теоретико-практическая работа 

4

2

2

6

Вокально-хоровая работа

8

4

4

7

Вот и лето настаёт

2

1

1

8

Концертно-исполнительская деятельность

Публикации по теме:

Модифицированная программа дополнительного образования «До-ре-ми» Модифицированная программа дополнительного образования «До-ре-ми» для старших и подготовительных групп. Музыкальный руководитель Сидорова.

Программа дополнительного образования «Бумажные превращения»Программа дополнительного образования «Бумажные превращения» Пояснительная записка Как быстро летит время. Как незаметно взрослеют наши дети. Развитие ребенка у нас, взрослых, вызывает удивление.

Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности «Весёлая карусель» .

Программа дополнительного образования курса социально-педагогической направленности «Кружок Читай-Ка» для детей 3–7 летПрограмма дополнительного образования курса социально-педагогической направленности «Кружок Читай-Ка» для детей 3–7 лет Пояснительная записка Данная программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об дополнительном образовании», принятого Государственной.

Программа дополнительного образования по финансово-экономической грамотности дошкольника Программа по знакомству с миром экономики и финансов логически должна быть выстроена от осознания собственного опыта – к пониманию экономических,.

Программа дополнительного образования экологического направления «Друзья природы» для детей 5–7 лет муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 "Малышок" г. Грязи Грязинского муниципального района Липецкой.

Программа дополнительного валеологического образования детей «Мои ступеньки»Программа дополнительного валеологического образования детей «Мои ступеньки» Пояснительная записка Современная статистика свидетельствует: здоровье детей от первых месяцев жизни к моменту поступления в школу не улучшается,.

Рабочая общеобразовательная программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «Речецветик» Рабочая общеобразовательная программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «РЕЧеЦВеТИК»для детей средней группы.

Рабочая программа дополнительного образования «Хакасия — мой край родной» (старшая группа)Рабочая программа дополнительного образования «Хакасия — мой край родной» (старшая группа) .

Рабочая программа общеобразовательной программы дополнительного образования «Ритмическая гимнастика» для детей 4–5 лет Рабочая программа общеобразовательной программы дополнительного образования «Ритмическая гимнастика» для детей 4-5 лет. Савельева Марина.

Автор публикации:
Программа дополнительного образования объединение «Домисолька»
Опубликовано: 15 февраля 2023 в 19:44
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа дополнительного образования объединение «Домисолька»» (включая файлы) размещена пользователем Риттер Любовь (УИ 1376371) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД