Программа дополнительного образования по хореографии для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

Плотникова Наталья Николаевна
Программа дополнительного образования по хореографии для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Данная программа имеет художественную направленность и раскрывает основы изучения классического танца.

Новизна и актуальность. Движение также естественно и важно для человеческой жизни как воздух, как способность дышать. Тело человека создано и предназначено для того, чтобы двигаться. Дети очень любят двигаться под музыку, это вызывает у них особенное удовольствие и эмоциональный подъем. Танец — есть выражение внутреннего мира через собственное тело. Музыкально-ритмические занятия дают детям необходимые двигательные навыки. Развиваются ловкость, точность и координация движений, формируется правильная осанка и красивая походка. Дети учатся ориентироваться в пространстве. Также занятия музыкальным движением учат детей не только красиво и пластично двигаться, они учат думать, способствуют умственному развитию ребят. В процессе музыкально-ритмических занятий дети учатся осознанному управлению своим телом. Поэтому занятия танцем важны для детей.

Программа является адаптированной, опирается на «Основы классического танца» А. Я. Вагановой и состоит из упражнений и танцевальных элементов классического танца.

Практическая значимость. Для того чтобы танцевать профессионально, организм нужно подготовить. «Природа движения, связанная с особенностями музыкально-хореографического искусства, в отличие от бытовых движений, требует от человека преобразования его организма в рабочий аппарат, отвечающий особенностям профессии». «Невоспитанный, неподготовленный к танцу организм человека противостоит законам природы. Воспитанный, подготовленный организм танцовщика способен преодолевать их – для того, чтобы увести зрителя в иной, духовный мир».

Организм человека, преобразованный в рабочий аппарат, становится послушным инструментом, позволяет артисту осознанно управлять своим телом и эмоциями, подчинять их гармонии музыки.

На уроках классического танца дети учатся понимать и чувствовать свое тело. Только при этом условии возможно в танце управлять своим организмом и эмоциями. Классический экзерсис является стержнем, на основе которого развивались и развиваются другие танцевальные экзерсисы (народно-сценический, джазовый, contemporary dance или модерн). Этот комплекс наиболее правильно и гармонично развивает тело человека, активно исправляя физические недостатки, создавая прекрасную манеру танца и осанку. Синтез элементов классического экзерсиса – сценический фундамент многообразия танца.

«Система Вагановой не устареет. Она будет бездействовать лишь тогда, когда на земле исчезнут физические законы. Но покуда они существуют, система Вагановой помогает нам преодолевать их».

«Достижение в танцевальном экзерсисе полной координации всех движений человеческого тела заставляют в дальнейшем воодушевлять движения мыслью, настроением, то есть придавать им то значение, которое называется артистичностью», - пишет Ваганова.

На уроках классического танца вырабатывается выносливость, быстрая психофизическая реакция, умение слышать и слушать музыку. В музыке заложена внутренняя пластика состояний души и тела танцовщика. На уроке мы учимся выражать ее содержание через пластику своего тела, «слышать» музыку своим телом. Уроки танца воспитывают пластически мыслящих и чувствующих людей. Классический танец учит контролировать свои мышцы, делает тело послушным, пластичным и раскрепощенным.

Принципы отбора содержания. В хореографическом училище, которое выпускает артистов балета, классический танец - главная дисциплина. Урок классики проводится 6 раз в неделю по 1.5 часа. В самодеятельных коллективах, на хореографических отделениях школ искусств и детских юношеских центров уроки танца проводятся обычно 2- 3 раза в неделю. В связи с этим программа классического танца для занимающихся в детском юношеском центре должна быть определенным образом адаптирована. Комплекс элементов классического танца, возможно, придется немного ограничить. Но исполнение этих элементов почти не должно отличаться от исполнения их профессионалами. Пусть за год мы добьемся профессионального исполнения 5-6 элементов классического танца в отличие от 15 в хореографическом училище, но это будет подлинный профессионализм. «Изучение большого количества элементов в год приведет к низкопробности, дурному тону, небрежности – это профессионализм мнимый». «Подлинный профессионализм привьет ребенку вкус к настоящей красоте классического танца, воспитает в нем сознание необходимости упорной работы для достижения правильности исполнения, сыграет важную воспитательную роль. Мнимый профессионализм приучает ребенка к небрежности и нежеланию упорно трудиться.»

Цель программы: Познакомить детей младшего школьного возраста с основами классического танца, привить понимание и любовь к профессиональному искусству танца.

Задачи программы:

1. Постановка корпуса, ног, рук, поворотов головы, развитие элементарных навыков движения, освоение простейших элементов классического танца у станка и на середине, знакомство с прыжками.

2. Развитие музыкальности у учащихся (способности исполнять движения «в музыку» - уметь согласовывать движения своего тела с музыкой).

3. Развитие творческих способностей, таких как самовыражение в движении под музыку, способность передавать характер музыки через движения своего тела, развитие танцевальности.

4. Развитие внимания, памяти, мышления, скорости и быстроты реакции.

5. Воспитание у учащихся силы воли, выносливости.

6. Воспитание коммуникативных качеств, умения согласованно двигаться в ансамбле.

Отличительные особенности программы:

1. Принцип музыкальности. Все приведенные в программе упражнения исполняются под определенное музыкальное сопровождение, которое отвечает характеру данного упражнения. Таким образом, учащиеся лучше чувствуют, воспринимают и запоминают музыку, учатся согласовывать движения своего тела с музыкой (исполнять движения точно «в музыку»).

2. Принцип постепенности и последовательности (от простого к сложному, подразумевающий постепенное усложнение упражнений от начала года к концу.

3. Принцип систематичности. Благодаря систематическому выполнению определенных комплексов упражнений, каждый из которых выстроен по принципу «от простого к сложному», многократному повторению заданий учащиеся усваивают необходимые двигательные навыки, учатся слышать и слушать музыку, владеть своим телом, согласовывать свои движения с музыкой.

Воспитательные задачи программы:

1. Воспитание художественно-эстетического вкуса у ребенка, гармонично развитой личности через знакомство с искусством балета, через освоение элегантных, грациозных поз и движений классического танца.

2. Воспитание у детей сознательного стремления к здоровью и красоте собственного тела через освоение упражнений классического танца.

3. Воспитание силы духа и силы воли через преодоление сложностей, связанных с освоением некоторых движений.

4. Воспитание чувства любви к Родине, к народной культуре, уважения к национальным истокам через освоение танца на русскую народную музыку.

5. Воспитание коммуникативных качеств, правил и норм поведения в коллективе через включение каждого члена студии в общую деятельность во время работы над освоением танцевальных композиций.

6. Воспитание самостоятельности и ответственности через поручение детям вспомнить и самостоятельно повторить новое движение, самостоятельно поработать над каким-либо фрагментом танцевального номера.

Срок реализации программы — 5 лет. Возраст детей, на который расчитана программа — от 6 до 11 лет.

Форма проведения занятий — групповая. Продолжительность одного занятия — 30 минут для детей 6-8 лет, 45 минут для детей 9-11 лет

Занятия проводятся дважды в неделю по 2 часа для детей 1-го года обучения и 3-жды в неделю по 2 часа для детей 2-го и последующих лет обучения. Количество часов 1-го года обучения составляет 144 ч, 2-го года обучения и последующих лет – 216 часов. Общее количество часов всей программы – 1008.

Особенности набора детей. Набор в студию происходит в свободной форме.

Ожидаемые результаты 1-го года обучения:

Ученики должны освоить двигательный материал 1-го года обучения;

Учащиеся должны уметь согласовывать движения своего тела с музыкой при исполнении простейших танцевальных движений и простейших хореографических композиций;

Ученики должны слышать сильную долю в музыке и двигаться точно в соответствии с распределением сильных долей в музыкальной композиции;

Ученики должны чувствовать смену темпа, его ускорения и замедления, смену метроритма в отдельных фразах и понимать, что в зависимости от изменений в музыке меняется и движение;

Ожидаемые результаты 2-го года обучения:

Учащиеся должны освоить двигательный материал 2-го года обучения;

Учащиеся должны уметь слышать сильную долю такта в музыке и уметь исполнять упражнения близко к музыке;

Учащиеся должны чувствовать подтянутые мышцы тела при исполнении упражнений у палки и частично на середине зала;

Учащиеся должны уметь более менее сохранять равновесие при исполнении движений на середине зала;

Учащиеся должны уметь передавать характер музыки при исполнении движений и упражнений на уроке.

Ожидаемые результаты 3-го года обучения:

Учащиеся должны освоить двигательный материал 3-го года обучения;

Ученики должны уметь исполнять упражнение четко в музыку, начинать движение после вступления и оканчивать с заключением;

Ученики должны хорошо чувствовать подтянутые мышцы при исполнении упражнений на середине зала;

Учащиеся должны хорошо сохранять равновесие при исполнении хорошо знакомых упражнений на середине зала;

Ученики должны частично проявлять танцевальность при исполнении упражнений как у палки, так и на середине зала

Ожидаемые результаты 4-го года обучения:

Учащиеся должны освоить двигательный материал 4-го года обучения;

Ученики должны уметь передать характер музыки при исполнении упражнений у палки;

Ученики должны хорошо чувствовать подтянутые мышцы при исполнении упражнений у палки и на середине зала;

Ученики должны уметь определять ошибки при исполнении хорошо знакомых упражнений;

Учащиеся должны уметь передавать характер музыки, а также эмоционально окрашивать движения при исполнении танцевальных композиций

Ожидаемые результаты 5-го года обучения:

Учащиеся должны освоить двигательный материал 5-го года обучения;

Учащиеся должны сохранять подтянутые мышцы спины и ног при исполнении упражнения на полупальцах;

Учащиеся должны уметь самостоятельно сочинять композиции из хорошо знакомых упражнений у палки;

Учащиеся должны освоить элементарное вращение на середине зала и более- менее сохранять равновесие;

Учащиеся должны уметь передавать характер музыки и эмоционально окрашивать музыку при исполнении упражнений на середине зала, а также при исполнении прыжков;

Учащиеся должны уметь передавать образ при исполнении танцевальной композиции

Форма подведения итогов:

контрольный срез в конце учебного года в виде открытого занятия;

тестирование;

выступление учащихся с хореографической композицией на отчетном концерте.

Диагностическое исследование программы и его критерии.

Мониторинг результатов обучения (диагностика)воспитанников проводится по следующим критериям:

1. Музыкальность – умение слушать и слышать музыку, умение согласовывать движения своего тела с музыкой (исполнять движение музыкально, делать «в музыку», способность чувствовать характер и настроение музыкального произведения и передавать его через движения собственного тела.Тестирование: ученику дается задание исполнить под музыку двигательную связку. Оценивается точность музыкального исполнения движений.

2. Двигательные навыки - это физические данные ребенка, такие как пластичность, гибкость, прыжок, мышечное чувство (мышечная сила, способность отделять работу одних мышц от других).Тестирование: ученику дается задание исполнить какое-либо движение классического экзерсиса из пройденных за год. Оцениваются правила и точность исполнения данного движения.

3. Творческое проявление. Критерий включает такие качества, как эмоциональность, артистичность, способность передавать через пластику и движения своего тела заданный образ, эмоционально окрасить движение в соответствии с настроением и характером музыки.Тестирование: ученику дается задание исполнить фрагмент пройденной танцевальной композиции. Оценивается эмоциональность исполнения.

4. Теоретическая подготовка.Критерий включает теоретические знания: владение специальной терминологией (знание названий и предназначения пройденных упражнений классического танца).Тестирование: ученику показывается какое-либо движение классического экзерсис из пройденных за год. Оценивается умение точно сказать название движения и его предназначение (работа мышц).

Оценка критериев производится по 5-бальной системе. Результаты мониторинга представлены в табличной форме.

За основу диагностического исследования взята диагностика, представленная в программе по музыкально-ритмическому воспитанию А. И. Бурениной - Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Ритмическая мозаика». – С-Пб., ЛОИРО, 2000.

ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ.

Фамилия, имя ученика Музыкальность Двигательные навыки Творческое проявление Теоретическая подготовка

оценка оценка оценка оценка

Методическое обеспечение программы:

1. Описание упражнений и танцевальных элементов приведено в разделе «Содержание программы».

2. Методы обучения, используемые при реализации программы:

наглядный метод (исполнение упражнения педагогом) в сочетании со

словесным методом (устное объяснение исполнения упражнения)

практический метод (многократное исполнение упражнений учащимися на практических занятиях);

наглядный метод (фото и видео просмотр изучаемых движений классического танца, видео просмотр фрагментов балетов, просмотр фотографий артистов балета, видео просмотр танцевальных композиций разученных и исполненных воспитанниками студии) в сочетании со словесным (устное пояснение просмотренного материала, разбор неточностей и ошибок)

3.Техническое оснащение занятий:

занятия проводятся в специально приспособленном зале с зеркалами; упражнения исполняются под специально подобранную музыку, для воспроизведения музыки используется магнитофон, для просмотра видео используется ноутбук.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ МАТЕРИАЛОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Ковенция «О правах ребёнка». – М.: Издательство «Омега-Л», 2014.

2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»: текст с изм. И доп. на 2014г. – М.: Эксмо, 2013.

3. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». – Ростов н/Д: Феникс, 2013.

4. Нина Аловерт. «Балет Мариинского театра. Вчера, сегодня, XXI век…». Альбом фотографий. - СПб.: СПбГУП, 2002.

5. Бекина С. И. и др.Музыка и движение: Упражнения, игры и пляски для детей 5-6 лет. Из опыта работы музыкальных руководителей дет. садов/ Авт. –сост.: С. И. Бекина, Т. П. Ломова, Е. Н. Соковнина. – М.:Просвещение, 1983. – 208с.

6. Демидов А. П. «Лебединое озеро». – М.: Искусство, 2000. – 366 с., ил. – (Шедевры балета)

7. Ивановский Н. П. Бальный танец XVI-XIX веков/Худ. С. Горячев. Оформл. С. Плаксина. –Калининград: Янтарный сказ, 2004. – 208с.

8. Хелен Идом, Николя Кэтрэк «Хочу танцевать». Серия «Пусть меня научат». – Издательство «Махаон», 2001, 32 с.

9. Костровицкая В., Писарев А. Школа классического танца. – Издательство «Искусство», Ленинградское отделение, 1968.

10. Основы подготовки специалистов-хореографов. Хореографическая педагогика: учебное пособие. - Спб.: СпбГУП, 2006. - 632 с. Громов Ю. И. Воспитание танцем.

11. Фадеева С. Л., Неугасова Т. Н.Теория и методика преподавания классического иисторико-бытового танцев: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во СПбГУП, 2000. – 116с.

12. Сафронова Л. Н.Уроки классического танца: Методическое пособие для педагогов. -Спб.: Академия русского балета им. А. Я. Вагановой, 2003. - 192 с.

13. Сапогов А. А. Гармония духа материи. Спб.: Гиперион, 2003 — 352 с.

14.Joyce Mackie. Bassic ballet. – 1986 by John Blackburn Ltd. Leeds, England.

15.Robert Cohan. The dance workshop. - 1986 by Gaia Books Ltd., London. - 192 c.

16.Sandra Cerny Minton, Ph. D.Modern dance: body and mind. - 1991 by Morton Publishing Company, Englewood, Colorado, USA. - 122 c.)

Публикации по теме:

Актуальные проблемы в сфере дополнительного образования детей дошкольного и школьного возраста Что собой представляет дополнительное образование? Дополнительное образование – вид образования, направленный на всестороннее удовлетворение.

«Крепыш». Программа дополнительного образования по развитию двигательной активности детей дошкольного возраста «Люди с самого рождения, Жить не могут без движения» Пояснительная записка Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольников.

Программа дополнительного образования детей дошкольного возраста «Правознайка» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 29 «Стриж» города Смоленска Программа дополнительного образования.

Программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста по вязанию крючком «Волшебный крючок» Программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста вязание крючком "Волшебный крючок" Пояснительная записка. Художественное.

Рабочая программа дополнительного образования для детей школьного возраста с умственной отсталостью (планирование) Календарно – тематическое планирование на 2016-2017 уч. год для детей с умеренной и тяжелой степенью УО 1 год обучения (7 – 10 лет) Тема.

Рабочая программа дополнительного образования для детей школьного возраста с умственной отсталостью (пояснительная записка) Рабочая программа дополнительного образования для детей школьного возраста с умственной отсталостью «Учимся вместе» на 2016 - 2017 учебный.

Рабочая программа дополнительного образования для детей школьного возраста с умственной отсталостью (содержание) Содержание первого года обучения с детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (от 7 – 10 лет) Диагностическое обследование.

Рабочая программа дополнительного образования «Куклы из бабушкиного сундука» для детей старшего дошкольного возрастаРабочая программа дополнительного образования «Куклы из бабушкиного сундука» для детей старшего дошкольного возраста Здравствуйте уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию рабочую программу "Куклы из бабушкиного сундука" Данная программа кружка «Кукла.

Рабочая программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста. Кружок «Веселая математика» Цель данной программы - повысить уровень познавательной активности детей, развитие элементарных математических представлений в соответствии.

«Волшебные ручки». Программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста и детей с ОВЗ Пояснительная записка «Лучшей игрушкой для ребёнка будет та, которую он создал своими руками» Джон Локк Программа «Волшебные ручки» создана.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Осень
Автор публикации:
Программа дополнительного образования по хореографии для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста
Опубликовано: 21 октября 2018 в 19:53
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
С 8 марта, МААМ!

Международный женский день – это первый праздник весны, цветов, хорошего настроения! На этот раз он ещё и совпадает с первым днём Масленичной недели. Значит – совсем близко настоящая весна, пробуждение...

8 марта. Масленица — начало сырной недели

Очередной тематический день посвящен одному из самых веселых народных праздников в России. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой интересных игр и занятий, чтобы отметить Масленицу с пользой для...

Фотоотчёт о весеннем празднике «Фея цветов» в средней группе ДОУ
*** В гости к детям пришла великолепная Фея цветов. В руках у неё была корзина с цветами! " Из корзины розу достаю и песню спеть я вас прошу"....
Мастер-класс для младших дошкольников по аппликации «Подснежник маме подарю»
Задачи: Развивать умение у детей последовательно склеивать детали, аккуратно пользоваться клеем. Воспитывать стремление сделать красивый подарок для...
Конспект по познавательному развитию во второй младшей группе «Рыбки в аквариуме»
Цель: Закрепить знания детей о рыбках, живущих в аквариумах, о необходимых условиях для жизни рыбок в аквариумах. Развитие мелкой моторики, желания работать...