Папки-передвижки

Программа дополнительного образования по изобразительной деятельности «Я рисую животных»

марина суровкина
Программа дополнительного образования по изобразительной деятельности «Я рисую животных»
▼ Скачать + Заказать документы

Программа дополнительного образования по изобразительной деятельности «Я рисую животных»

(художественно – эстетической направленности)

для детей 4 – 7 лет.

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки,

музыки, рисунка, фантазии, творчества»

В. А. Сухомлинский

Актуальность Программы

Публикация «Программа дополнительного образования по изобразительной деятельности „Я рисую животных“» размещена в разделах

Одной из самых близких и любимых тем в творчестве юных художников является рисование животных. Мир животных очень разнообразен и интересен для ребенка. Животные двигаются, отличаются своеобразным поведением, внешним видом и в связи с этим вызывают у детей познавательный интерес, активное восприятие, яркий эмоциональный отклик. Необходимо с детства прививать любовь к животным, обращать внимание на их красоту, их неповторимость и индивидуальность, на пользу животных, на материнскую заботу о детенышах. Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. И поэтому необходимо уже с дошкольного возраста осуществлять экологическое воспитание детей. Главная цель экологического воспитания – это формирование начал экологической культуры: правильного «человеческого» отношения ребенка к природе его окружающей, к себе и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить Землю пригодной для полноценной жизни.

Основной причиной для создания Программы «Я рисую животных» (далее Программа) послужила необходимость интегрированного подхода к воспитанию и развитию дошкольников. В Программе тесно переплелись задачи познавательного и художественно–эстетического воспитания и развития.

Программа включает в себя несколько тематических блоков: «Домашние животные», «Лесные животные», «Животные пустыни и полупустыни», «Животные Крайнего Севера и тундры», «Морские животные», «Животные тропиков и субтропиков».

Цель данной Программы заключается в решении задач по развитию изобразительных навыков у детей дошкольного возраста в процессе рисования животных.

Задачи Программы :

• развивать изобразительную деятельность детей : поддерживать самостоятельное определение замысла, стремление создать выразительный образ, умение отбирать впечатления для сюжета, выбирать наиболее соответствующие образу изобразительные техники и материалы, планировать деятельность, достигать результата, оценивать его;

• развивать умение, передавая образ животного, отображать в рисунке его характерные особенности: строение, форму тела, окраску шерсти или кожного покрова, пропорциональные соотношения между частями тела;

• развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир;

• воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать экологическим правилам поведения в природе;

• развивать эстетические эмоции и чувства при восприятии природы.

Педагогическая целесообразность

Программа составлена с учетом реализации принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями детей. По мнению многочисленных исследователей, интегрированное обучение способствует формированию у детей целостной картины мира, дает возможность реализовать свои творческие способности, развивает коммуникативные навыки, умение свободно общаться и высказывать свои мысли.

Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»

Для развития у детей умения художественного восприятия необходимо включать рассматривание репродукций художников-анималистов: Е. И. Чарушина, Н. Е. Чарушина. Для развития творческих, эстетических способностей в Программу включены игровые упражнения: «Дорисуй картинку», «Обведи по точкам и раскрась», «Преврати фигуру в животное»; в уголок творчества необходимо помещать: раскраски, трафареты, заготовки с частично нанесенным рисунком, творческие задания на тему «животных». Для развития изобразительных навыков и умений необходимо включать экспериментирование с изобразительными материалами : знакомить с новыми, показывать варианты их использования, развивать умение сочетать в рисунке различные материалы.

В комплексе с музыкальным сопровождением возможно более полно реализовать задачи эстетического воспитания. Этому способствует прослушивание звуков природы, музыкальное сопровождение во время рисования, игры - имитации животных (определи характер музыки и покажи, какое животное под эту музыку может двигаться).

Образовательная область «Познавательное развитие»

В Программу включены дидактические игры, беседы, рассматривания иллюстраций, энциклопедий, фотографий из которых дети узнают о жизни животных, их потребностях, проблемах охраны животного мира.

Образовательная область «Речевое развитие»

На развитие творческих способностей детей большое влияние оказывает художественное слово, оно формирует в сознании ребенка более яркий, зримый, конкретный образ. Поэтому в рамках реализации Программы необходимо знакомить детей с художественными произведениями о животных (рассказы, стихи, сказки, расширять знания детей о животных, побуждать выражать свои впечатления. Целесообразно использовать загадки, поговорки, пословицы о животных – для развития понимания и умения объяснить смысл ( почему говорят: волка ноги кормят). Необходимо оформлять выставки иллюстрированных книг с художественными произведениями о животных, чтобы способствовать повышению интереса детей к художественным произведениям.

Для развития у детей связной речи, для обогащения словаря в Программу были включены словесные игры, в которых необходимо составить описательный рассказ о животном : «Опиши, а мы отгадаем», «Подбери слова». Словесные игры для пополнения словарного запаса: «Скажи, какой, какая…», «Скажи по другому», «Назови ласково», «Скажи наоборот». Для формирования звуковой культуры речи необходимо использовать чистоговорки и скороговорки о животных.

Образовательная область «Физическое развитие»

Программа включает большое количество пальчиковых игр: «Котятки», «У оленя», «Белка», «Моя черепаха» и другие; игровые разминки и физминутки: «Зайка», «Мишка», «Кошка», «Пингвины», «Поросята» и другие; подвижные и малоподвижные игры: «Зайцы и волк», «Пастух и стадо», «У медведя во бору», «Лиса в курятнике», и другие, во время которых, дети могут не только отдохнуть, но и происходит совершенствование ловкости движений, развивается быстрота реакции, координация движений, гибкость, улучшается внимание и память, развивается речь.

Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»

Для решения задач данной образовательной области в Программу включены беседы, направленные на формирование у детей представлений о здоровом образе жизни, на расширение представлений о месте человека в природе. Через дидактические игры, закрепляются правила безопасного поведения человека в лесу и на улице, при встрече с чужими домашними животными.

Для воспитания дружеского, доброжелательного отношения к сверстникам в Программе используются коллективные формы деятельности (в парах, подгруппами, участие всех детей, где детям приходиться договариваться о совместной работе: планировать содержание, уступать, помогать, подсказывать друг другу, радоваться успехам товарищей.

Формированию знаний о труде взрослых способствует включение в Программу бесед и дидактических игр, направленных на знакомство детей с различными профессиями, связанными с уходом за животными (пастух, доярка, конюх, лесник и др.). При подготовке к рисованию дети привлекаются как в качестве дежурных, так и для выполнения единичных трудовых поручений: организация рабочего места, уборка рабочего места, уход за оборудованием, например: стирка салфеток, мытье стаканчиков и другое.

Принципы построения программы

- Принцип природосообразности воспитания предполагает, что воспитание должно основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, воспитывать его сообразно полу и возрасту, а также формировать у него ответственность за развитие самого себя.

- Принцип культуросообразности воспитания в современной трактовке предполагает, что воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур, специфическими особенностями, присущими традициям тех или иных регионов.

- Принцип развивающего характера художественного образования подразумевает то, что проектирование содержания продуктивной деятельности осуществляется в логике развивающей и развивающейся деятельности (ребенок развивается в деятельности и сама деятельность развивается).

- Принцип приоритета содержания по отношению к методам и технологиям понимается таким образом, что ведущая педагогическая линия выстраивается как организация культуросообразного образовательного пространства, в котором создается проблемное поле культуры (содержание, а методы и технологии служат для «обработки» этого поля в целях его освоения.

- Принцип гуманистической направленности воспитания предполагает последовательное отношение педагога к воспитаннику как к ответственному и самостоятельному субъекту собственного развития.

Методы и приемы.

Наглядные: рассматривание репродукций художников–анималистов, открыток, иллюстраций, альбомов, энциклопедий о животных, игрушек, статуэток животных; показ приемов изображения, показ отдельным детям на материале воспитателя, показ детских работ в конце при их оценке, дидактические игры.

Словесные: беседы, указания, сравнения, вопросы, объяснение, напоминание, совет, похвала, художественное слово (загадка, стихотворение, рассказ, пословица, словесные игры.

Игровые: игровые упражнения (показ пальчиком в воздухе, на бумаге, игровые моменты (приход игрушки, посылки, письма, волшебный сундучок, волшебный мешочек, волшебный конверт с заданиями, подвижные, малоподвижные, пальчиковые игры.

Примерная структура занятия

I часть: Начало

Цель: заинтересовать детей, дать детям знания о животном, показать способы изображения животного.

1. Сообщение темы – используются следующие приемы:

• загадка;

• четверостишие;

• отрывок из художественного произведения;

• приход героя сказки или мультфильма;

• просьба о помощи от имени игрушки;

• рассказ о животном;

• предложение детям роли туристов, фотографов, ученых;

• предложение отправиться в путешествие и сделать фотографии животных;

• приход посылки (предметы, картинки);

• приход письма с просьбой, предложением;

• элементы словесных, дидактических игр.

2. Рассматривание животного проходит с использованием:

• иллюстрации;

• алгоритмической схемы;

• игрушек;

• статуэток;

• силуэтного моделирования животного из геометрических фигур.

3. Показ способов изображения

• полный показ;

• частичный показ;

• показ способов изображения выполняется ребенком;

• объяснение воспитателя.

4. Закрепление последовательности выполнения работы

• повторный показ способов изображения;

• рассказ воспитателя;

• рассказ ребенка по вопросам воспитателя;

• показ ребенком способов изображения;

• показ в воздухе;

• показ сухой кистью на бумаге.

II часть: Ход

Цель: развивать и закреплять изобразительные навыки, творческие способности в процессе самостоятельной деятельности детей.

1. Минутка отдыха

• пальчиковая гимнастика;

• физ. разминка;

• малоподвижная игра.

2. Самостоятельная деятельность детей

• самостоятельная деятельность детей проходит под музыкальное сопровождение, воспитатель оказывает индивидуальную помощь детям (используя словесные приемы, показ отдельным детям на материале воспитателя).

III часть: Заключительная

Цель: рассмотреть рисунки, проанализировать, оценить работы с помощью воспитателя.

1. Оценка:

• от имени игрушки;

• связь с игровой ситуацией;

• сравнение с натурой;

• составление рассказа по содержанию рисунка воспитателем или детьми;

• выбор детьми лучших работ, их анализ;

• самооценка;

• составление единой композиции;

• выставка детских рисунков.

Этапы реализации Программы

Программа рассчитана на три года.

Первый год включает знакомство с тематическими блоками «Домашние животные», «Лесные животные». Второй год - «Животные пустыни и полупустыни», «Животные Крайнего Севера и тундры». Третий год - «Морские животные», «Животные тропиков и субтропиков».

Процесс развития у детей навыков изображения животных длительный, его можно условно разделить на три направления:

• осуществление деятельности по накоплению знаний детей о животном;

• знакомство со способами изображения животного с опорой на алгоритмическую схему;

• закрепление навыка изображения животного в творческом рисунке по собственному замыслу.

I год

Средняя группа (4-5 лет) - совместная деятельность с детьми планируется 1 раз в неделю, длительностью не более 20 минут. В год 32 занятия.

Цель: дать детям знания о домашних и лесных животных, показать способы их изображения, создать условия для реализации творческих замыслов детей в рисунке.

Задачи развития изобразительной деятельности :

• формировать умение составлять изображение животного из нескольких частей;

• развивать умение передавать позу, движение животного;

• развивать умение соотносить объекты по величине между собой;

• формировать умение выделять два плана – небо, земля;

развивать умение уверенно проводить линии: легко, плавно, регулируя размахи, силу нажима;

• развивать умение составлять на палитре новый цветовой тон;

• развивать умение сочетать в рисунке различные изобразительные материалы и правильно, аккуратно ими пользоваться: восковые мелки, гуашь, щетинистая кисть;

Задачи познавательного воспитания и развития детей:

• развивать умение различать и правильно называть домашних и диких животных, уметь объединить их в группы;

• развивать умение рассказывать о животных : о их признаках, повадках, потребностях, о месте обитания;

• развивать любознательность, желание больше узнать о жизни животных, умение задавать поисковые вопросы (Зачем? Почему? Откуда, уметь высказывать свое мнение, делиться впечатлениями;

• закреплять знания о правилах безопасного поведения в природе.

II год

Старшая группа (5-6 лет) - совместная деятельность с детьми планируется 1 раз в неделю, длительностью 25 минут. В год 32 занятия.

Цель: дать детям знания о животных пустыни, полупустыни, Севера и тундры; показать способы их изображения, инициировать самостоятельный поиск способов изображения, создать условия для реализации творческих замыслов детей в рисунке.

Задачи развития изобразительной деятельности :

• развивать умение выделять главное, используя средства выразительности: цвет, форму, размер, расположение в композиции;

развивать умение использовать свойства цвета: теплая, холодная гамма, насыщенные, приглушенные тона;

• развивать умение выбрать фон, формат бумаги, сочетание красок для создания выразительного образа;

развивать умение передавать сходство с реальным объектом: форма, фактура, пропорции, взаимное расположение частей;

развивать композиционные умения: изображать предметы на близком, среднем, дальнем планах, обозначать линию горизонта;

• развивать умение рисовать контур предмета простым карандашом;

• развивать умение создавать новые цветовые тона и оттенки на палитре путем составления, разбавления водой, разбеливания, добавления черного тона;

• создавать предпосылки для освоения различных живописных, графических техник изображения : способы работы акварелью, гуашью по сырому, штриховка, тушевка, оттиск, монотипия, диатипия, рельефный рисунок;

• создавать условия для расширения опыта детей в применении разнообразных изобразительных материалов : сангина, пастель, акварель, уголь, гелиевые ручки, восковые мелки.

Задачи познавательного воспитания и развития детей:

• обогащать представления детей о многообразии признаков животных, обитающих в разных климатических условиях (пустыня – крайний север) : сходства и различия жизненных функций, особенности жизни, сезонные изменения, умение приспособиться к климатическим условиям;

• воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать экологическим правилам поведения в природе.

III год

Подготовительная группа (6-7 лет) - совместная деятельность с детьми планируется 1 раз в неделю, длительностью 30 минут. В год 32 занятия.

Цель: дать детям знания о животных тропиков и субтропиков, о животных морей и океанов; инициировать самостоятельный поиск способов изображения животных и самостоятельный подбор необходимых изобразительных материалов для более точной передачи образа.

Задачи развития изобразительной деятельности :

• закреплять умение использовать цвет, как средство передачи настроения, состояния, отношения к изображаемому, использовать свойства цвета: теплая, холодная, сближенная гамма, насыщенные, приглушенные тона, прозрачность, плотность цветового тона;

• активизировать освоение новых изобразительных техник : гратография, тонирование фона – вливание цвета в цвет;

• развивать и совершенствовать все задачи развития изобразительной деятельности второго года обучения.

Задачи познавательного воспитания и развития детей:

• развивать познавательный интерес к природе, желание активно изучать природный мир, искать ответы на вопросы, высказывать догадки, суждения;

• обогащать представления детей о животных различных природных зон: пустыня, тундра, степь, Крайний Север, тропики, субтропики, море, океан;

• знакомить детей с особенностями внешнего вида животного, поведения, способом приспособления к жизни в разных климатических условиях;

• поддерживать детей в соблюдении экологических правил, вовлекать в природоохранную деятельность;

• воспитывать основы гуманного отношения детей к природе через понимание ценности природы, ориентацию на оказание помощи живым существам (человек должен охранять исчезающих животных, сохранять заповедные места, подкармливать животных, спасать во время стихийных бедствий, оказывать помощь бездомным животным).

Формы подведения итогов реализации Программы.

Формы работы с детьми:

• организация выставок детских рисунков для родителей и детей;

• участие в конкурсах детских рисунков;

• участие детей в экологических КВН, развлечениях, праздниках;

• создание «книг» из рисунков детей : «Большая книга животных Севера» и др.

Формы работы с педагогами и родителями:

• беседы;

• консультации;

• анкетирование;

• проведение мастер-классов, семинаров-практикумов;

• показ непосредственной образовательной деятельности с детьми;

• информирование через консультации, рекомендации, советы, папки-передвижки;

• организация выставок детского творчества, праздников и развлечений.

Перспективный план:

1 год – средняя группа (4-5 лет) 2 год – старшая группа (5-6 лет) 3 год – подготовительная группа (6-7 лет)

I тематический блок: «Домашние животные»

1. «Моя кошка Мурка»

2. «У моей кошки 5 котят»

3. «Мой добрый друг Шарик»

4. «У Розки щенки»

5. «Прыгает ловко, любит морковку»

6. «Крольчиха с крольчатами»

7. «Свинка Ненила»

8. «Свинка с поросятами»

9. «Коза – дереза»

10. «Козлятушки – ребятушки с мамой козой»

11. «Овечка Руна»

12. «Овца с ягнятами»

13. «Буренушка»

14. «Буренка с теленком»

15. «Я люблю свою лошадку»

16. «Лошадь с жеребенком» I тематический блок: «Животные пустыни и полупустыни»

1. «Песчанка»

2. «Рогатая сахарская гадюка»

3. «Мексиканский гремучник»

4. «Пустынная игуана»

5. «Ядозуб»

6. «Комодский варан»

7. «Пустынная черепаха»

8. «Тушканчик»

9. «Капский заяц»

10. «Суслик»

11. «Фенек»

12. «Барханный кот»

13. «Койот»

14. «Антилопа Аддакс»

15. «Верблюд»

I тематический блок: «Морские животные»

1. «Коралловые полипы»

2. «Морская звезда»

3. «Медуза»

4. «Рак – отшельник»

5. «Рыба – парусник»

6. «Рыба – зебра»

7. «Морской конек»

8. «Морская черепаха»

9. «Скат – манта»

10. «Осьминог»

11. «Дельфин»

12. «Нарвал»

13. «Акула»

14. «Косатка»

15. «Кит»

II тематический блок: «Лесные животные»

1. «Ползун ползет, иголки везет»

2. «Ежиха с ежатами»

3. «Запасливая бельчиха»

4. «Белка с бельчатами»

5. «Заяц – беляк»

6. «Зайчиха с зайчатами»

7. «Трудяга бобер»

8. «Бобриха с бобрятами»

9. «Лиса – рыжая краса»

10. «Лисица с лисятами»

11. «Волк – зубами щелк»

12. «Волчица с волчатами»

13. «Медведь – царь тайги»

14. «Медведица с медвежатами» II тематический блок: «Животные Крайнего Севера и тундры»

1. «Белый медведь»

2. «Пингвин»

3. «Морж»

4. «Морской лев»

5. «Морской слон»

6. «Морской леопард»

7. «Сибирский лемминг»

8. «Норка»

9. «Горностай»

10. «Песец»

11. «Полярный волк»

12. «Эскимосская лайка»

13. «Рысь»

14. «Северный олень»

15. «Овцебык» II тематический блок: «Животные тропиков и субтропиков»

1. «Гепард»

2. «Тигр»

3. «Лев»

4. «Ленивец»

5. «Коала»

6. «Ехидна»

7. «Лемур»

8. «Шимпанзе»

9. «Крокодил»

10. «Зебра»

11. «Кенгуру»

12. «Жираф»

13. «Бегемот»

14. «Носорог»

15. «Слон»

II. Планируемые результаты освоения программы

В результате реализации программы предполагается достижение определенного уровня овладения изобразительными навыками и умениями.

По итогам обучения дети 4-5 лет будут знать:

• домашних и диких животных, уметь объединять их в группы;

• признаки, повадки, потребности, место обитания животных;

• правила безопасного поведения в природе.

Будут уметь:

• составлять изображение животного из нескольких частей;

• передавать позу, движение животного;

• соотносить объекты по величине между собой;

• выделять два плана – небо, земля;

• составлять на палитре новый цветовой тон;

• сочетать в рисунке различные изобразительные материалы и правильно, аккуратно ими пользоваться.

По итогам обучения дети 5-7 лет будут знать:

животных, обитающих в разных климатических условиях (пустыня – крайний север, тропики, море);

• сходства и различия жизненных функций, особенности жизни, сезонные изменения, умение приспособиться к климатическим условиям;

• экологические правила поведения в природе.

Будут уметь:

• использовать свойства цвета;

использовать средства выразительности: цвет, форму, размер, расположение в композиции;

• выбирать фон, формат бумаги, сочетание красок для создания выразительного образа;

передавать сходство с реальным объектом: форма, фактура, пропорции, взаимное расположение частей;

изображать предметы на близком, среднем, дальнем планах, обозначать линию горизонта;

• создавать новые цветовые тона и оттенки на палитре;

• использовать различные техники изображения, применять разнообразные изобразительные материалы.

Публикации по теме:

Программа дополнительного образования по математике в детском саду .Пояснительная записка Изменения в социально-экономической сфере общественной жизни поставили многие страны мира, в том числе и Россию,.

Модифицированная программа дополнительного образования «До-ре-ми» Модифицированная программа дополнительного образования «До-ре-ми» для старших и подготовительных групп. Музыкальный руководитель Сидорова.

Программа дополнительного образования «Сувениры из соленого теста» I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА По данной программе в 2010-2011учебном году будут заниматься 3 группы, 2группы – 1год обучения; 1группа – 2год.

Программа дополнительного образования «Агробизнесплан» Актуальность: В 2014 году на территории Иркутской области была утверждена Концепция развития непрерывного агробизнес-образования на период.

Программа дополнительного образования «Читай-ка» Пояснительная записка Направленность программы: Успешная учеба ребенка в начальных классах во многом зависит от общего развития его в дошкольном.

Программа дополнительного образования «Я-человек, я — семьянин!» Программа дополнительного образования «Я – человек, я – семьянин!». Авторская программа социальной реабилитации «Я – человек, я – семьянин!».

Программа дополнительного образования по физическому направлению Пояснительная записка Дошкольный возраст - важный период в жизни человека. В возрасте от 3 до 7 лет закладываются основы будущей личности,.

Программа дополнительного образования по ритмике ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеобразовательная программа детей дошкольного возраста.

Программа дополнительного образования «Юный экспериментатор» Пояснительная записка В настоящее время концепция модернизации Российского образования одним из главных направлений определяет интеллектуальное.

Рабочая программа кружка дополнительного образования по театральной деятельности «Веселый балаганчик» «Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа дополнительного образования по изобразительной деятельности «Я рисую животных»
Опубликовано: 20 мая 2017 в 14:57
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа дополнительного образования по изобразительной деятельности «Я рисую животных»» (включая файлы) размещена пользователем марина суровкина (УИ 140513) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД