Ожева Фатима
Программа дополнительного образования «Всезнайка»
▼ Скачать + Заказать документы
Программа дополнительного образования «Всезнайка»
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время школа решает сложную задачу образования и воспитания подрастающего поколения – личностное развитие ребенка (готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию) на основе освоения им универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных, познания и освоения мира. В сфере экономических и политических преобразований нашего общества от учителя начальных классов требуется совершенствование всей системы учебно-воспитательного процесса, осуществление преемственности между дошкольным и начальным обучением. Одним из таких направлений является предшкольная подготовка.
Публикация «Программа дополнительного образования „Всезнайка“» размещена в разделах
Актуальность образовательной программы «Всезнайка» состоит в решении вопросов выравнивания стартовых возможностей детей с учетом проблемы разного уровня подготовленности детей, затрудняющего их адаптацию к условиям школьной жизни.
Новизна образовательной программы «Всезнайка» заключается в том, что она предполагает использование современных педагогических технологий, позволяющих активизировать деятельностные и мыслительные процессы ребёнка, включить его в изменившуюся социальную среду.
I ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1 Пояснительная записка
Образовательная программа для обучения в группах адаптации детей к условиям школьной жизни (далее – программа) разработана на основе следующих нормативных правовых документов:
- Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
- СанПиН 2.4.2.2821 - 10, утвержденных постановлением Главного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189 зарегистрированных в Минюсте России 03.03.2011г., регистрационный номер 19993; - Приказа Министерства образования и науки России от 30.08.2013 №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (Зарегистрировано в Министерстве России 26.09.2013 №30038);
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования»;
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО» от 16.10.2009 №373 с учетом примерного учебного плана начального общего образования Примерной образовательной программы начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 8 апреля 2015 года №1/15);
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержд. приказом Министерства просвещения РФ от 9.11.2018г. № 196)
Образовательная программа составлена на основе программы «Подготовка к школе» из серии «Преемственность» авторы Федосова Н. А., Комарова Т. С. и др. (М., 2013год) и адаптирована к условиям ОУ.
II СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1 Общая характеристика программы.
Направленность программы
Программа представляет собой комплексную дополнительную образовательную услугу по подготовке детей дошкольного возраста к обучению в школе. Большую роль в процессе учебной деятельности школьников начальных классов играет уровень развития познавательных процессов: внимание, восприятие, наблюдение, воображение, память, мышление. Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной организованной работе, что повлечет за собой и расширение познавательных возможностей детей. Таким образом, программа «Всезнайка» имеет социально-педагогическую направленность.
Созданием данной образовательной послужил социальный запрос родителей и школы. Интеллектуальная готовность ребенка (наряду с эмоциональной психологической готовностью) является приоритетной для успешного обучения в школе, успешного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Педагогическая целесообразность программы
Одной из наиболее острых проблем современной школы является рост количества учащихся со школьной дезадаптацией уже в первом классе. Очень часто результатом неуспеваемости, школьных неврозов, повышенной тревожности является неподготовленность ребенка к обучению. Эти явления сохраняются и надолго закрепляются у детей, поступивших в школу. Первый год обучения очень трудный для ребенка: меняется привычный уклад его жизни, он адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам. Более неблагоприятно адаптация протекает у детей с нарушениями физического и психологического здоровья, а также у тех дошкольников, которые не посещали детские дошкольные учреждения. Поступление ребенка в школу является стартовой точкой нового этапа развития. Педагоги учитывают трудности адаптационного периода и заинтересованы в том, чтобы он прошел для детей менее болезненно. Практика показывает, что наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, умений и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое. Предшкольная подготовка создает равные стартовые условия для получения начального образования, делает доступным качественное обучение на уровне начального общего образования.
Основные принципы построения программы :
- общее развитие с учетом индивидуальных возможностей и способностей;
- развитие творческой деятельности;
- развитие личностных компетенций;
- поддержка и сохранение здоровья;
- формирование духовно-нравственных установок и ориентаций;
- развитие устойчивой психологической адаптации к новым условиям образования;
-сотворчество обучающих, обучающихся и родителей.
Отличие данной дополнительной образовательной программы от других программ.
Образовательная программа «Всезнайка» отличается от других программ тем, что основной задачей ставит задачу формирования потребности ребенка в познании, что является необходимым условием полноценного развития ребенка и играет неоценимую роль в формировании детской личности.
2.2 Цель программы :
- всестороннее развитие ребенка, что позволит обеспечить формирование готовности к обучению в начальной школе у будущего школьника, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности, которые обеспечивают успешность адаптации первоклассника, достижения в учебе и положительное отношение к школе.
Основные задачи программы :
• организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста;
• укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания учиться;
• формирование социальных черт личности будущего первоклассника, необходимых для благополучной адаптации к школе.
Задачи реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения. Программа рассчитана на детей 5-7летнего возраста.
Программа состоит из двух разделов.
Первый раздел: развитие речи и обучение грамоте.
Второй раздел: развитие математических представлений и логики.
Основные задачи при реализации данной программы :
По первому разделу:
Развитие речи и обучение грамоте :
развитие видов речевой деятельности: умений слушать, говорить, свободно пользоваться языком в различных ситуациях общения.
обогащение речи детей, за счет расширения и уточнения представлений детей об окружающем мире в ходе чтения, рассмотрения иллюстраций, бесед и др.
развитие фонематического слуха (умение выделять звук из ряда других);
развитие фонематического анализа (умение делать звуко-буквенный анализ слов, правильно определять и давать характеристику звука);
развитие умения правильно обозначать звук на письме, составлять слова из букв и слогов, читать;
подготовка руки к письму («печатание» букв, слов, предложений)
По второму разделу:
Развитие математических представлений и логики :
развитие математических представлений о числах и цифрах;
знакомство с математическими знаками;
развитие умение решать и составлять арифметические задачи;
развитие внимания, наблюдательности, логического мышление;
подготовка руки к письму («печатание» цифр, рисование геометрических форм)
Данная дополнительная образовательная программа рассчитана на детей в возрасте от 5 до 7 лет.
Продолжительность реализации программы – один год (период с сентября по май месяц включительно, 72 занятия год). Занятия проводятся 8 раз в месяц, 2 занятия в неделю (с 1 сентября по 31 мая). Продолжительность занятия- 30 минут.
Приё мы и методы: словесные, наглядные, творческие.
Форма занятий: совместная игровая-познавательная деятельность взросло и детей (игры и продуктивная деятельность, групповые.
Основные принципы работы:
- учет индивидуальных особенностей и возможностей детей старшего дошкольного возраста;
- уважение к работнику, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
- комплексный подход;
- систематичность и последовательность;
- вариативность занятий;
- наглядность.
2.3 Ожидаемые результаты после реализации программы.
По первому разделу:
- ребенок должен хорошо владеть понятиями: «слово», «звук», «буква», «предложение»; знать порядок букв (алфавит);
- различать гласные и согласные звуки;
- правильно ставить ударение в знакомых словах;
- свободно и осознанно читать простые слова
- правильно составлять из букв слоги всех видов и слова простой структуры;
- уметь составлять простые предложения и интонационно правильно проговаривать их в соответствии со знаком на конце;
- проявлять интерес к родному языку.
По второму разделу:
- ребенок должен различать и называть цифры и другие математические знаки (сложения- вычитания, знаки больше-меньше, равно);
- уметь составлять и решать арифметические задачи;
- уметь решать логические задачи, обосновывать доказательство;
- ориентироваться в тетради
Организация учебно-воспитательного процесса:
Основная форма организации работы - игровая, так как именно в игре развиваются творческие способности личности.
При реализации данной образовательной программы применяются словесные, наглядные, игровые и практические приемы и методы взаимодействия взрослого и ребенка (введение игрового персонажа, подвижные игры, экспериментирование, моделирование, занимательные упражнения, графические, фонематические, грамматические игры, игры на развитие внимания, памяти); используется разнообразный дидактический материал (подвижная азбука (наборное полотно и карточки с буквами, с цифрами); фланелеграф; индивидуальные разрезные наборы букв и цифр; картинки с цветным изображением звуков (красный –гласный, синий- согласный, зеленый- согласный мягкий); предметные картинки для составления предложений и задач; сюжетные картинки для составления рассказов; тетради в клетку; мнемотаблицы; рабочие листы- прописи букв, цифр).
Способы проверки освоения программы – мониторинг освоения детьми содержания дополнительной образовательной программы с помощью игровых заданий.
Форма подведения итогов по реализации дополнительной образовательной программы «Всезнайка» – открытое занятие для родителей.
III ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1 Учебно- тематический план.
Развитие речи и подготовка к обучению грамоте
№ Тема Кол-во занятий Использоваемое пособие Страницы
1 Знакомство с понятиями “звуки” и “буквы” 1 “По дороге к Азбуке ” ч. 3 Стр. 1-3
2 Звук [А] 1 “По дороге к Азбуке ” ч. 3 Стр. 4-5
3 Звук [О] 1 “По дороге к Азбуке ” ч. 3 Стр. 6-7
4 Звук [Э] 1 “По дороге к Азбуке ” ч. 3 Стр. 8-9
5 Звук [И] 1 “По дороге к Азбуке ” ч. 3 Стр. 10-11
6 Звук [И]- [Ы] 1 “По дороге к Азбуке ” ч. 3 Стр. 12-15
7 Звук [У] 1 “По дороге к Азбуке ” ч. 3 Стр. 16-19
8 Звук [М]- [М’] 1 “По дороге к Азбуке ” ч. 3 Стр. 20-23
9 Звук [Н]- [Н’] 1 “По дороге к Азбуке ” ч. 3 Стр. 24-27
10 Звук [П]- [П’] 1 “По дороге к Азбуке ” ч. 3 Стр. 28-31
11 Звук [Т]- [Т’] 1 “По дороге к Азбуке ” ч. 3 Стр. 32-35
12 Звук [К]- [К’] 1 “По дороге к Азбуке ” ч. 3 Стр. 36-39
13 Звук [Х]- [Х’] 1 “По дороге к Азбуке ” ч. 3 Стр. 40-45
14 Звук [Ф]- [Ф’] 1 “По дороге к Азбуке ” ч. 3 Стр. 46-49
15 Звук [Й] 1 “По дороге к Азбуке ” ч. 3 Стр. 50-52
16 Звук [Й’О]- [Й’У] 1 “По дороге к Азбуке ” ч. 3 Стр. 52-55
17 Звук [Й’А] 1 “По дороге к Азбуке ” ч. 3 Стр. 56-57
18 Звук [Й’Э] 1 “По дороге к Азбуке ” ч. 3 Стр. 57-60
19 Звуки [Л], [Л, ], различение [Л, ]– [Й, ] 1 “По дороге к Азбуке ” ч. 4 Стр. 1-7,звуковые карточки
20 Звуки [В], [В, ] различение [В]– [Ф], [В, ]–[Ф, ] 1 “По дороге к Азбуке ” ч. 4 Стр. 8-11,звуковые карточки
21 Звуки [Ч, ] 1 “По дороге к Азбуке ” ч. 4 Стр. 12-13,звуковые карточки
22 Звуки [Щ, ], различение [Ч, ]– [Щ, ] 1 “По дороге к Азбуке ” ч. 4 Стр. 14-17,звуковые карточки
23 Звуки [Б], [Б, ], различение [Б]–[П], [Б, ]– [П, ] 1 “По дороге к Азбуке ” ч. 4 Стр. 18-21,звуковые карточки
24 Звуки [Д], [Д, ], различение Д]– [Т], [Б, ]– [П, ] 1 “По дороге к Азбуке ” ч. 4 Стр. 22-25,звуковые карточки
25 Звуки [C], [С, ] 1 “По дороге к Азбуке ” ч. 4 Стр. 26-29,звуковые карточки
26 Звуки [Ц], раз" личение [Ц]–[С], [Ц]–[Ч] 1 “По дороге к Азбуке ” ч. 4 Стр. 30-33,звуковые карточки
27 Звуки [Г], [Г, ] различение [Г]–[К], [Г, ]–[К, ] 1 “По дороге к Азбуке ” ч. 4 Стр. 34-37,звуковые карточки
28 Звуки [З], [З, ] различение [З]–[С], [З, ]–[С, ] 1 “По дороге к Азбуке ” ч. 4 Стр38-43,звуковые карточки
29 Звуки [Ш], раз" различие [Ш]– [С], [Ш]–[Щ, ] 1 “По дороге к Азбуке ” ч. 4 Стр44-47,звуковые карточки
30 Звуки [Ж], раз" различие [Ж]– [З], [Ж]–[Ш] 1 “По дороге к Азбуке ” ч. 4 Стр. 48-51,звуковые карточки
31 Звуки [Р], [Р, ] различение [Р]–[Л], [Р, ]– [Л, ] 1 “По дороге к Азбуке ” ч. 4 Стр. 52-60,звуковые карточки
32 Звуки [Л], [Л, ], различение [Л, ]– [Й, ] 1 “По дороге к Азбуке ” ч. 4 Стр. 1-7,звуковые карточки
33 Звуки [В], [В, ] различение [В]– [Ф], [В, ]–[Ф, ] 1 “По дороге к Азбуке ” ч. 4 Стр. 8-11,звуковые карточки
34 Звуки [Ч, ] 1 “По дороге к Азбуке ” ч. 4 Стр. 12-13,звуковые карточки
35 Мониторинг 1
36 Итоговое занятие 1
Всего занятий : 36
Учебно - тематический план
Введение в математику
№ Тема Кол-во занятий Использоваемое пособие Страницы
1 Мониторинг 1 “Моя математика ”в 3-х частях Ч. 1, стр. 14–17
2 Названия предметов. 1 “Моя математика ”в 3-х частях Ч. 1, стр. 2–5
3 Цвет предметов 1 “Моя математика ”в 3-х частях Ч. 1, стр. 18–21
4 Форма фигур 1 “Моя математика ”в 3-х частях Ч. 1, стр. 24–27
5 Размер предметов 1 “Моя математика ”в 3-х частях Ч. 1, стр. 30–33
6 Материал и назначение предметов 1 “Моя математика ”в 3-х частях Ч. 1, стр. 18–21
7 Сравнение чисел 1 “Моя математика ”в 3-х частях Ч. 1, стр. 42–45
8 Целое и части 1 “Моя математика ”в 3-х частях Ч. 1, стр. 48–51
9 Целое и части 1 “Моя математика ”в 3-х частях Ч. 1, стр. 54–57
10 Числа один и два, цифры 1 и 2 1 “Моя математика ”в 3-х частях Ч. 2, стр. 2–5
11 Число три, цифра 3 1 “Моя математика ”в 3-х частях Ч. 2, стр. 8–11
12 Число три, цифра 3 1 “Моя математика ”в 3-х частях Ч. 2, стр. 14–17
13 Число пять, цифра 5 1 “Моя математика ”в 3-х частях Ч. 2, стр. 26–29
14 Число шесть, цифра 6 1 “Моя математика ”в 3-х частях Ч. 2, стр. 44–47
15 Длина, ширина, высота, толщина предметов 1 “Моя математика ”в 3-х частях 47 Ч. 2, стр. 48–51
16 Счёт двойками и тройками 1 “Моя математика ”в 3-х частях Ч. 2, стр. 52–55
17 Число семь, цифра 7 1 “Моя математика ”в 3-х частях Ч. 2, стр. 58"61
18 Повторение изученного 1 “Моя математика ”в 3-х частях 61 Ч. 2, стр. 64–67
19 Независимость числа предметов от их размера и формы расположения 1 “Моя математика ”в 3-х частях Стр. 159
20 Состав числа из единиц 1 “Моя математика ”в 3-х частях Стр. 168
21 Число восемь, цифра 8 1 “Моя математика ”в 3-х частях Ч. 3, стр. 8-11
22 Счёт с участием различных анализаторов 1 “Моя математика ”в 3-х частях стр. 162
23 Обучение детей формулировке арифметических действий 1 “Моя математика ”в 3-х частях Стр. 182
24 Число девять, цифра 9 1 “Моя математика ”в 3-х частях Ч. 3, стр. 20-23
25 Упражнение в запоминании чисел 1 “Моя математика ”в 3-х частях Стр. 162
26 Равенство и неравенство численных множеств 1 “Моя математика ”в 3-х частях Ч. 3, стр. 26-27
27 Счёт групп предметов 1 “Моя математика ”в 3-х частях Стр. 164
28 Порядковый счёт 1 “Моя математика ”в 3-х частях Стр. 169
29 Деление целого на части 1 “Моя математика ”в 3-х частях Ч. 3, стр. 30-31
30 Число десять, запись числа десять 1 “Моя математика ”в 3-х частях Ч. 3, стр. 32-35
31 Взаимно-обратные отношения между числами 1 “Моя математика ”в 3-х частях Ч. 3, стр. 44-45
32 Состав числа из 2 чисел меньше этого числа 1 “Моя математика ”в 3-х частях Ч. 3, стр. 46-47
33 Обучение детей решению задач 1 “Моя математика ”в 3-х частях Ч. 3, стр. 50-51
34 Обучение детей измерению 1 “Моя математика ”в 3-х частях Ч. 3, стр. 52-53
35 Форма 1 “Моя математика ”в 3-х частях Стр. 191
36 Итоговое открытое занятие 1
Всего занятий : 36
3.2 Кадровое обеспечение
Программу дополнительного образования «Всезнайка» будет реализовывать педагог высшей категории - Якунина Виолла Федоровна. Педагог имеет необходимую квалификацию для решения задач, определённых дополнительной образовательной программой «Всезнайка».
3.3 Материально-техническое обеспечение
С учетом возрастных особенностей детей на занятиях используется богатая красочная наглядность, счетный материал, при проведении подвижных игр и физкультминуток - музыкальное сопровождение:
- разработки НОД;
-диагностический материал;
- магнитофон;
-музыкальные записи для проведения физкультминутки,
-иллюстрации сказок, сказочные персонажи;
-игрушки;
-предметные картинки;
-схемы звуков, слов, предложений;
-геометрические фигуры;
-карточки с цифрами;
-листы бумаги, цветные карандаши.
-доска
-флешка-1шт
3.4 Заключение
Сегодня понятие преемственности практикуется широко - как непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода. Сложившаяся в современном российском обществе ситуация характеризуется отсутствием единой системы и рассогласованностью целей на стыках различных этапов и форм обучения. Если мы хотим, что бы преемственность у нас действительно работала, реализовывалась в полном объеме, то здесь нужна очень объемная работа на уровне управления образованием, на муниципальном уровне, на уровне учредителя большинства дошкольных образовательных образований и общих образовательных организаций. Именно здесь нужно выстроить это взаимодействие, что бы было не важно из какого детского сада в какую школу пойдет ребенок. Когда мы с вами на практике попытаемся реализовать, то что заложено в наших нормативно — правовых документах уже есть это правовая основа нашей деятельности, когда мы сможем немножечко выглянуть за рамки того уровня образования в котором мы работаем. Будущее невозможно предсказать, но можно подготовиться к нему или самим подготовить его обеспечивая преемственность в развитии. В самом слове преемственность заложена опора на лучшие традиции, на лучшие достижения для того, чтобы идти дальше вперед.
3. 5 Литература:
1. Федосова Н. А., Комарова Т. С. «Подготовка к школе» из серии «Преемственность» (М., 2013год).
2. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. — М. : Педагогика,1986.
3. https:www.Nachalka.com
4. https:www.rusedu.ru
5. https://school-collection.edu.ru/