МААМ-картинки

Программа дополнительного образования «Жил-был Я». Социально-педагогическое направление, возраст детей 6–7 лет

Виктория Дорофеева
Программа дополнительного образования «Жил-был Я». Социально-педагогическое направление, возраст детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы

Пояснительная записка

Дошкольное образование – это фундамент всей образовательной системы, так как именно здесь закладываются основы личности, определяющие характер будущего развития ребенка.

Обучение нравственности – основа любой системы воспитания и образования. Нравственный и творческий потенциал, необходимый для гармоничного и миролюбивого общения, закладывается с детства. Поэтому именно на этапе дошкольного возраста необходимо сосредоточить усилия на формировании волевых качеств, умении анализировать и оценивать свои поступки и поступки других людей; на осознании необходимости выполнять правила этикета; следует развивать в детях способность к самореализации, умение служить людям и быть счастливыми в этом служении. В это время необходимо создать условия для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка, для развития функционально грамотной личности – человека, способного решать любые жизненные задачи (проблемы, используя для этого приобретаемые в течение всей жизни знания, умения и навыки. Ребенок должен получить право стать субъектом собственной жизнедеятельности, увидеть свой потенциал, поверить в свои силы, научиться быть успешным в своей деятельности. Это в значительной мере облегчит ему переход из детского сада в школу, сохранит и разовьет интерес к познанию в условиях школьного обучения. Предлагаемая программа социально-личностного развития старших дошкольников основана на интеграции образовательных областей "Социализация", "Труд", "Коммуникация", "Безопасность" и "Познание" и способствует усвоению ими правил и норм поведения в обществе.

Публикация «Программа дополнительного образования „Жил-был Я“, Социально-педагогическое направление, возраст детей 6–7 лет» размещена в разделах

В наше время, как никогда, следует обращать внимание на умение в любой ситуации посмотреть на себя со стороны и представить, как поведение человека отражается на окружающих, помогает выявить его собственные недостатки. Педагог помогает детям увидеть нравственную ситуацию, выделить ее моральную сторону. Тематическим планом предусмотрено обобщение знаний по определенной теме в ходе бесед, игр, выполнения творческих работ, решения проблемных ситуаций, проведения консультации с родителями. В особых игровых условиях ребенок моделирует в наглядно-действенной форме отношения с другими людьми. Дети учатся отстаивать свое мнение и считаться с мнением других, взаимодействовать в группах со сверстниками и взрослыми, различать хорошее и плохое. Как итог - развивается социальная уверенность у детей, а социально-уверенный ребенок верит в то, что будет действовать правильно и успешно, добьется положительного результата при решении трудных задач.

Актуальность и целесообразность создания данной образовательной программы.

Созданием данной образовательной программы послужил социальный запрос родителей и воспитателей. Эмоционально- психологическая готовность ребенка (наряду с интеллектуальной готовностью) является приоритетной для успешного обучения в школе, успешного взаимодействия со сверстниками и взрослыми. В основе социальной уверенности лежит положительная «Я-концепция», которая способствует развитию индивидуальности и отвечает «Концепции дошкольного воспитания».

Цель программы:

Создание социально-педагогических условий для достижения ребенком определенного уровня развития личности и психологической готовности к школе.

Задачи:

1. Развивать волевые качества: умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведении.

2. Формировать у детей основы ценностного отношения к себе и окружающим людям.

3. Систематизировать приобретенные ранее знания для формирования культурно- личностных отношений между старшими дошкольниками.

4. Способствовать развитию положительного отношения ребенка к окружающим людям.

5. Воспитывать правила поведения в группе сверстников (быть дружелюбным, чутким, отзывчивым, справедливым).

6. Создавать основы правового сознания детей.

7. Совершенствовать интерес к себе, своему внутреннему миру, системе потребностей и интересов.

8. Продолжать формирование представлений об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них.

Данная программа предназначена для детей 6-7 лет и предполагает проведение одного занятия в неделю в подготовительной к школе группе во второй половине дня. Продолжительность занятия не более 30 минут. Срок реализации-1 год.

Ожидаемые результаты.

К окончанию года обучения дети должны знать:

-свои права и обязанности,

-правила безопасного поведения,

-правила этикета

должны уметь:

-соблюдать общественные нормы поведения,

-разрешать проблемные ситуации, осуществлять компромисс, прогнозировать и устранять конфликт

Диагностика

Методы диагностики – наблюдение, тесты.

Формы подведения итогов

Для подведения итогов по разделам предполагается проведение викторин, конкурсов, игр и развлечений.

Учебно-тематический план

Раздел Общее количество часов В том числе

теоретические практические

«Я и другие» 8 3 5

«Я и мое поведение» 8 6 2

«Я и моя безопасность» 8 4 4

«Мир, в котором Я живу» 8 3 5

Итого: 32 18 14

Содержание программы

Раздел 1. «Я и другие» (8 часов)

Понятия: дружба, справедливость, смелость, внимательность, отзывчивость, эмоции (радость, печаль, страх, гнев, плачь, удовольствие, раздражительность и т. д.). Их проявление в мимике, жестах, интонации голоса, действиях. Нравственные нормы поведения в обществе. Правила этикета. Правила сервировки стола и с разнообразием столовых приборов и их назначении.

Темы:

Давайте познакомимся.

Кто я такой?

Новенькая.

Вместе-веселее!

Не будем ссориться!

Я готовлюсь к школе.

Мы принимаем гостей. Детский бал.

Полезные и вредные привычки.

Раздел 2. «Я и мое поведение» (8 часов)

Доброта, чуткость, милосердие. Поступки литературных героев. Отрицательные поступки. Выражение чувств. Правила этикета во время поздравлений. Подготовка подарка, поздравительных слов, вручение подарка, произнесение поздравлений.

Темы:

Зачем нужны правила?

Что такое хорошо и что такое плохо?

Хочу и нельзя.

Обижаться или нет?

Нарочно или нечаянно.

Умею ли я мириться?

Приятного аппетита!

Мы идем в гости.

Раздел 3. «Я и моя безопасность» (8 часов)

Понятия: огонь, лесной пожар, пожарная служба, один дома, опасные предметы (колющие, режущие). Устройство улицы (площадь, бульвар, проспект, проезжая часть, тротуар). Дорожное движение. Правила пользования электроприборами. Обращение за помощью в опасных ситуациях. Правила безопасного поведения на воде.

Темы:

Если в дом пришел чужой.

Огонь- это мой друг или враг?

Мой друг-светофор.

В мире опасных предметов.

Моя дорожная грамота.

О правилах поведения на воде.

Дружба с дорожными знаками.

Моя безопасность на прогулке.

Раздел 4. «Мир, в котором я живу»(8 часов)

Понятия: право, обязанность, пожилой человек, конвенция, Красная книга, здоровье человека. Единство прав и обязанностей. Соблюдение общественных норм и принципов морали. Необходимость оказания посильной помощи взрослым, особенно пожилым людям. Правила безопасного поведения в природе. Правила оказания первой помощи при ушибах и укусах насекомых, животных.

Темы:

Моя семья.

О бабушках и дедушках.

Самый дорогой человек.

Что такое «Право» и что такое «Обязанность»

Мои права и обязанности.

О чем рассказали мне звери.

Мои четвероногие друзья.

Мое здоровье.

Методическое обеспечение.

Программа включает в себя широкое использование научно-энциклопедического материала для детей дошкольного возраста: энциклопедии; технических средств обучения: компьютера, мультимедиа, DVD – проигрывателя, магнитофона; иллюстративного материала, методических пособий, дидактических игр.

Формы проведения занятий разнообразны: беседы, викторины, экскурсии и чтение художественной литературы. Пословицы, поговорки, развивающие игры, проблемные ситуации направлены на развитие творческого потенциала ребенка. Использование на занятиях дидактических игр и упражнений, сюжетно-ролевых игр, просмотр презентаций, творческих мастерских, направленных на глубокое проживание детьми той или иной темы, оказывают благотворительное влияние на развитие не только познавательной, но личностно-мотивационной сферы будущих первоклассников.

Список литературы:

1. Алябьева Е. А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками- М. : ТЦ Сфера, 2003.-128с.

2. Белая К. Ю. «Формирование основ безопасности у дошкольников». - М. : МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2012.- 64с.

3. Белая К. Ю., Зимонина В. Н., «Как обеспечить безопасность дошкольников».Конспекты занятий и развлечений: -М. :«Просвещение», 2000.-94с.

4. Громова О. Е. Ознакомление дошкольников с социальным миром Методическое пособие. -М. : ТЦ Сфера, 2012.-224с. -(Модули программы ДОУ).

5. Давыдова О. И. Беседы об ответственности и правах ребенка- М. : ТЦ Сфера, 2008.-112с. -(Вместе с детьми).

6. Извекова Н. А., Медведева А. Ф. ,. Полякова Л. Б. «Занятия по правилам дорожного движения». .-М. : ТЦ «Сфера». 2005.-64с.

7. Комплекты наглядных пособий для дошкольных учреждений и начальной школы. -Х. : Изд-во «Ранок»,2008.

8. Мулько И. Ф «Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет», : Методическое пособие. -М. : ТЦ Сфера, 2004.-96с. -(Программа развития).

9. Павлова Г. Я. «Безопасность: знакомим дошкольников с источниками опасности». – М. : ТЦ Сфера, 2012.-64с.

10. Старцева О. Ю. «Школа дорожных наук» - М. : ТЦ Сфера, 2012.-89с.

11. Саулина Т. Ф. Три сигнала светофора (для работы с детьми 3-7 лет).-М. -Синтез, 2008.-112с.

12. Шорыгина Т. А. «Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5-8 лет» .-М. : ТЦ «Сфера», 2011.-64с.

13. Шорыгина Т. А. «Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет». .-М. : ТЦ «Сфера» М. : 2011.-64с.

14. Шорыгина Т. А. «Беседы о правах ребенка» .-М. : ТЦ «Сфера». 2008,-139с.

15. Шорыгина Т. А. «Беседы о правилах пожарной безопасности». .-М. : ТЦ «Сфера», 2008.-64с.

16. Шорыгина Т. А. «Беседы о здоровье». Методическое пособие. .-М. : ТЦ «Сфера»,2010.-64с.

17. Шорыгина Т. А. «Беседы о поведении ребёнка за столом». .-М. : ТЦ «Сфера»,2008.-64с.

18. Шорыгина Т. А. «Беседы о хорошем и плохом поведении. -М. : ТЦ «Сфера», 2009. -96с.

19. Черемашенцева О. В. «Основы безопасного поведения дошкольников» (занятия, планирование, рекомендации). Издательство «Учитель». Волгоград. 2007г. -207с.

20. Черенкова Е. Ф. Уроки этикета и вежливости для детей. -М. : ООО «ИД РИПОЛ классик», ООО Издательство «Дом. 21 век», 2006.-188с.

Публикации по теме:

Изобразительная деятельность как метод воспитания Уважаемые, коллеги, предлагаю вашему вниманию к докладу на тему: "Изобразительная деятельность как метод воспитания" презентацию к нему.

Презентация педагогического проекта «Знакомство младших дошкольников с правами ребенка» Современное общество предъявляет человеку высокие требования. В настоящее время требуется активный, знающий свои права и умеющий уважать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа дополнительного образования «Жил-был Я». Социально-педагогическое направление, возраст детей 6–7 лет
Опубликовано: 28 октября 2014 в 20:04
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа дополнительного образования «Жил-был Я». Социально-педагогическое направление, возраст детей 6–7 лет» (включая файлы) размещена пользователем Виктория Дорофеева (УИ 249421) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД