Надежда Петрова
Программа физкультурно-оздоровительного кружка «Здоровячок»
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
1.1.1. Цели и задачи реализации Программы
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы
1.1.3. Характеристики особенностей детей дошкольного возраста
1.2. Планируемые результаты освоения Программы
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
2.1. Описание образовательной деятельности
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
3.1. Материально-техническое обеспечение Программы
3.2. Обеспечение методическим материалом и средствами обучения и
Публикация «Программа физкультурно-оздоровительного кружка „Здоровячок“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа инструкторов по физической культуре
- Физкультура. Программы рабочие и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2016
воспитания
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
1.1 Пояснительная записка
Важнейшая потребность человека, которая обеспечивает его развитие и благополучие всех сторон жизни – это здоровье. Когда человек здоров, и в физическом, и в психическом плане, перед ним открываются большие возможности, перспективы, он строит жизненные планы и реализует их. Забота о здоровье, гармоничное физическое развитие детей – приоритетное направление деятельности нашего детского сада.
Из опыта работы, общения с детьми и родителями воспитанников сделала вывод, что большинство современных детей ведут дома малоподвижный образ жизни. Это происходит из-за ряда причин:
- отношения родителей к двигательной активности своего ребенка;
- ограниченное количество времени или его отсутствие для организации прогулок, подвижных игр с детьми;
- увлечение детей - просмотр телевизора;
-игры на компьютере.
Таким образом, объем двигательной активности детей значительно снижен. А как известно, движение - залог здоровья, хорошего настроения. Этой проблеме большое внимание уделяют Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования (ФГОС ДО) - формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств.
Программа направлена на формирование у маленького ребенка интереса к своему личному здоровью, на совершенствование всех видов движений и развитие физических качеств.
Срок реализации программы – 1 год:
- 1раз в неделю
- время проведения – 20 минут
Особенности программы:
• Рассматривается под оздоровительным аспектом.
• Акцент оздоровительной работы делается на развитие двигательной деятельности ребенка.
• Занятия построены с учетом возрастных критериев.
• Использование малых форм народного фольклора.
• Проводится в тесном сотрудничестве с семьями воспитанников.
Цели и задачи программы:
Цель: повышение физической подготовленности детей, уровня здоровья по средствам подвижных игр, развивающих, ритмических упражнений
Задачи:
• сохранение и укрепление здоровья детей;
• формирование привычки к здоровому образу жизни;
• формирование двигательных навыков и умений;
• развитие психофизических качеств (быстрота, сила, выносливость, гибкость, ловкость);
• развитие двигательных способностей (функции равновесия, координации движений);
• профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата, простудных заболеваний;
• формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности;
• развитие внимания, сосредоточенности, организованности,
• воображения, фантазии, умения управлять своими поступками, чувствами.
Для выполнения поставленных оздоровительно-воспитательных задач программы предусмотрены следующие структуры:
• Ритмическая гимнастика
• Динамические и оздоровительные паузы
• Релаксационные упражнения
• Хороводы, различные виды игр
• Занимательные разминки
• Пальчиковая гимнастика
• Дыхательная гимнастика
Принципы построения программы:
Принцип систематичности и последовательности предполагает взаимосвязь знаний, умений и навыков.
Принцип связи теории с практикой формирует у детей умение применять свои знания по сохранению и укреплению здоровья в повседневной жизни.
Принцип повторения умений и навыков — один из самых важнейших, так как в результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.
Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания предполагает то, что главной целью образования становится ребенок, а не окружающий мир. Педагог, опираясь на индивидуальные особенности ребенка, планирует его развитие, намечает пути совершенствования умений и навыков, построения двигательного режима.
Принцип доступности позволяет исключить вредные последствия для организма детей в результате завышенных требований и физических нагрузок.
Принцип успешности заключается в том, что на первом этапе формирования здоровья ребенок получает задания, которые он способен успешно выполнить.
Принцип активного обучения обязывает строить процесс обучения с использованием активных форм и методов обучения, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы и творчества (игровые технологии, работа в парах, подгруппе, индивидуально, организация исследовательской деятельности и др.).
Принцип коммуникативности помогает воспитать у детей потребность в общении, в процессе которой формируется социальная мотивация здоровья.
Принцип взаимодействия детского сада и семьи, преемственности при переходе в школу направлен на создание условий для более успешной реализации способностей ребенка и обеспечения возможности сохранения здоровья при дальнейшем обучении в школе.
Принцип результативности предполагает получение положительного результата оздоровительной работы независимо от возраста и уровня физического развития детей.
Принципы взаимодействия с детьми:
• сам ребенок – молодец, у него - все получается, возникающие трудности – преодолимы;
• постоянное поощрение всех усилий ребенка, его стремление узнать что-то новое и научиться новому;
• исключение отрицательной оценки ребенка и результатов его действий;
• сравнение всех результатов ребенка только с его собственными, а не с результатами других детей;
Характеристики особенностей детей дошкольного возраста
3-хлетний ребенок владеет основными жизненно важными движениями (ходьба, бег, лазание, действия с предметами). Возникает интерес к определению соответствия движений образцу. Дети испытывают свои силы в более сложных видах деятельности, но вместе с тем им свойственно неумение соизмерять свои силы со своими возможностями.
Моторика выполнения движений характеризуется более или менее точным воспроизведением структуры движения, его фаз, направления и т. д. К 4-м годам ребенок может без остановки пройти по гимнастической скамейке, руки в стороны; ударять мяч об пол и ловить его двумя руками (3 раза подряд); перекладывать по одному мелкие предметы (пуговицы, горошины и т. п. - всего 20 шт.) с поверхности стола в небольшую коробку (правой рукой). Начинает развиваться самооценка при выполнении физических упражнений, при этом дети ориентируются в значительной мере на оценку воспитателя. 3-4-х летний ребенок владеет элементарными гигиеническими навыками самообслуживания (самостоятельно и правильно моет руки с мылом после прогулки, игр, туалета; аккуратно пользуется туалетом: туалетной бумагой, не забывает спускать воду из бачка для слива; при приеме пищи пользуется ложкой, салфеткой; умеет пользоваться носовым платком; может самостоятельно устранить беспорядок в одежде, прическе, пользуясь зеркалом, расческой).
К трем годам ребенок достигает определенного уровня социальной компетентности: он проявляет интерес к другому человеку, испытывает доверие к нему, стремится к общению и взаимодействию со взрослыми и сверстниками. У ребенка возникают личные симпатии, которые проявляются в желании поделиться игрушкой, оказать помощь, утешить. Ребенок испытывает повышенную потребность в эмоциональном контакте со взрослыми, ярко выражает свои чувства -радость, огорчение, страх, удивление, удовольствие и др. Для налаживания контактов с другими людьми использует речевые и неречевые (взгляды, мимика, жесты, выразительные позы и движения) способы общения.
1.2 Планируемые результаты освоения Программы
- Развиты физические качества дошкольников посредством спортивно-оздоровительной работы.
- Повышен уровень физической подготовленности (прирост показателей развития физических качеств).
- обеспечена двигательная активность детей, которая способствует их эмоциональному подъему.
-Снижены случаи острой заболеваемости.
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
2.1. Описание образовательной деятельности
Методическое обеспечение программы:
• Занятия по данной программе состоят из практической деятельности детей.
• Проводятся под руководством воспитателя.
Формы и методы обучения:
• Словесные – объяснение;
• Наглядные – показ;
• Практические- игры, гимнастика, упражнения;
• Поисковые – поиск новых идей, материалов;
• Креативные – творческий подход.
Перспективное планирование:
Месяц: Октябрь
Программные задачи:Формировать у детей умения объективно оценивать свои физические возможности, чтобы грамотно действовать в необычных ситуациях с точки зрения опасности или безопасности совершения определенных действий.
1 неделя: Дать преставление о том, что возможности и желания не всегда совпадают
2 неделя: Формировать представление о границах физических возможностей, умение оценивать ситуацию по принципу «опасно – безопасно»
3 неделя: Продолжать формировать представление о границах своих возможностей (в прыжках в длину, высоту, умение оценивать ситуацию
4 неделя: Формировать способность прогнозировать результаты действия других людей и оценивать их возможности.
Месяц: Ноябрь
Программные задачи:
- Оказывать общеукрепляющее воздействие на организм ребенка;
- Формировать правильную осанку;
- Развивать внимание, координацию движений.
1 неделя и 2 неделя:Закрепление навыков правильной осанки.
3 неделя:Профилактика сколиоза.
4 неделя: Профилактика плоскостопия.
Месяц: Декабрь
Программные задачи:
- Формировать у детей правильную походку и осанку - Научить выполнять упражнения для укрепления мышц, участвующих в формировании свода стопы.
1 неделя: Общеразвивающие упражнения при плоскостопии.
2 неделя: Укрепление мышц, участвующих в оформлении стопы.
3 неделя:«Веселые ножки» полезные упражнения для стопы.
4 неделя:Укрепи мышцы ног для длинных и трудных дорог»
Месяц: Январь
Программные задачи:
Укреплять опорно-двигательный аппарат детей с использованием коррекционных упражнений.
1 неделя и 2 неделя: Улучшение функций вестибулярного аппарата – упражнения на батуте.
3 неделя: Общеразвивающие и корригирующие упражнения.
Месяц: Февраль
Программные задачи:
- Развивать и корректировать познавательную и эмоционально- личностную сферу психики ребенка с использованием элементов психогимнастики; - Развивать память, внимание, волю, воображение, развивать творческие способности.
1 неделя:Путешествие на сказочную планету.
2 неделя: На морском берегу.
3 неделя: Лесная тропинка.
4 неделя: Мы веселые зверята.
Месяц: Март
Программные задачи:
Школа мяча Овладеть техникой игры с мячом.
1 неделя: Подбрасывать мяч вверх и ловить его, отбивать мяч одной рукой.
2 неделя: Отбивать мяч правой и левой рукой на месте; вести мяч при ходьбе.
3 неделя и 4 неделя: Упражнения с использованием мишени.
Месяц: Апрель
Программные задачи:
- Повысить двигательную активность детей, используя тренажеры и нестандартное оборудование.
1 неделя: Использование веревочного каната.
2 неделя: Босохождение по ребристой поверхности.
3 неделя: Занятия в сухом бассейне.
4 неделя: Занятия на тренажерах (диск здоровья).
Месяц: Май
Программные задачи:
- Учить детей использовать полученные знания и сформированные умения; - Уметь самостоятельно заниматься физическими упражнениями, по назначению использовать спортивный инвентарь.
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
3.1. Материально-техническое обеспечение
Для качественного осуществления образовательного процесса оборудованы специализированные помещения:
Вид помещения
Музыкально – физкультурный зал.
Функциональное использование
Кружковая работа (физ. занятия, игры, гимнастика, развлечения)
Оборудование
Пианино, наглядно – дидактический материал, музыкальный центр, телевизор, DVD, палас
Спортивное оборудование: «Шведская стена», диски «Здоровья», батут; спортивный инвентарь (мячи, обручи, скакалки, гимнастические палки, канат, мат и другое)
Вид помещения
Помещение в группе – мини центр «Физкультура»
Функциональное использование
Расширение индивидуального
двигательного опыта в самостоятельной деятельности
Оборудование
Атрибуты к подвижным и спортивным играм.
Нетрадиционное физкультурное оборудование.
Мячи, кегли, скакалки
Атрибуты к подвижным и спортивным играм.
Нетрадиционное физкультурное оборудование.
Мячи, кегли, скакалки
3.2. Обеспечение методическим материалом и средствами обучения и
воспитания
Методические пособия:
1. Гаврючина Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. Методическое пособие, М., «ТЦ Сфера», 2007.
2. Голицына Н. С. Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учреждении. М., «Издательство Скрипторий 2003», 2006.
3. Орел В. И., Агаджанова С. Н. Оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях. Учебное пособие, СПб, «Детство-пресс», 2006.
4. Сайкина Е. Г., Фирилева Ж. Е. Физкульт – привет минуткам и паузам! Методическое пособие, СПб, «Детство-пресс», 2006.
5. Степаненкова Э. Методика физического воспитания. М., Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2005.