Программа физкультурно-оздоровительного проекта «Солнышко стартует»

Наталья Ефименко
Программа физкультурно-оздоровительного проекта «Солнышко стартует»

ГБОУ ТРОЦ «Солышко»

Программа физкультурно - оздоровительной работы

с детьми инвалидами и детьми с ограничениями жизнедеятельности

«Солнышко стартует

За последние двадцать лет численность детей-инвалидов в России увеличилась в 12 раз. В стране около 0,6 млн. семей с детьми-инвалидами и, согласно прогнозам, уже в ближайшие десять лет число их достигнет 1,2 – 1,5 млн. Исследование возрастного состава детей-инвалидов показывает, что самой многочисленной является возрастная группа 10 – 14 лет (47%); на втором месте – дети 5 – 9 лет (29%); на третьем – дети в возрасте 0 – 4 года (14%).Дети от 15 до 18 лет составляют 10% [Государственный доклад «О положении детей в Российской Федерации». Министерство труда и социального развития РФ. Москва 2006 г. ]. Увеличение численности детей-инвалидов до 14 лет происходит по мере выявления у них заболеваний, приводящих к ограниченным возможностям. Уменьшение их численности в возрасте 15 лет и старше можно объяснить тем, что при оформлении инвалидности используются уже более жесткие критерии.

Основные причины роста численности детей-инвалидов в России вызваны неблагоприятными социально-экономическими условиями, с которыми связано: снижение уровня жизни населения и его качественного состояния; ухудшение экологической обстановки; ухудшение условий труда; резкое сокращение потенциала здоровья новорожденных; ухудшение репродуктивного здоровья родителей; утрата культуры здорового образа жизни.

Как считают специалисты, реабилитация детей-инвалидов должна начинаться на самых ранних стадиях болезни, осуществляться непрерывно до достижения в минимально возможные сроки максимального восстановления или компенсации нарушенных функций. В индивидуальных комплексных программах реабилитации детей-инвалидов должны быть отражены не только основные аспекты реабилитации (медицинский, психологический, педагогический, социальный, социально-бытовой, но и реабилитационные меры, их объем, сроки проведения и контроля. Для их реабилитации должна широко применяться спортивно-оздоровительная работа.

Физическая культура и спорт инвалидов способствуют полному раскрытию физических возможностей, позволяют испытать чувство радости, полноты жизни. Человек, имеющий отклонения в физическом развитии, с помощью спорта получает возможность самореализоваться, совершенствоваться как личность, расширить социальные контакты. Занятия по физической культуре направлены на коррекцию дефектов физического развития и моторики, укрепление здоровья, на выработку жизненно необходимых двигательных умений и навыков. В контексте данного проекта развитие двигательной сферы детей рассматривается как:

-источник здоровья, радостных эмоций и переживаний;

-средство разгрузки нервной системы, разрядки умственного и психологического напряжения;

-средство формирования физических качеств (ловкость, быстрота, координация движений, глазомер и т. д);

- развитие координации движений, равновесия, умения ориентироваться в пространстве, и волевых черт характера (настойчивость, выносливость, усидчивость, умение доводить начатое дело до конца);

- средство повышения работоспособности, а следовательно и важный фактор общей подготовки ребёнка к учебной деятельности.

Все это позволит повысить уровень адаптивной работы и обеспечит успешную социализацию и полноценное участие в жизни общества детей с ограниченными возможностями.

Спорт открывает перед ребенком новые горизонты, учит стойкости и выносливости, заставляет их радоваться жизни, преодолевать страхи и болезни. Возникла мысль к привлечению таких детей к спортивным мероприятиям

Цель и задачи программы

Цель программы: коррекция физического развития детей с особыми образовательными потребностями, реабилитация двигательных функций организма,

реабилитация и социальная адаптация детей - инвалидов средствами физической культуры и спорта, создание условий для занятий физической культурой и спортом, формирование у них потребности в этих занятиях.

Задачи:

Оздоровительные:

• сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей;

• способствовать развитию опорно-двигательного аппарата;

• создавать условия для удовлетворения естественной потребности детей в движении.

Образовательные:

• формировать у детей представление о здоровом образе жизни;

• развивать выразительность двигательных действий;

• формировать у детей элементарные знания и представления о разных видах движений и способах их выполнения;

• формировать и совершенствовать двигательные умения и навыки в играх-эстафетах, подвижных играх и основных движениях.

Коррекционно-развивающие:

• корригировать эмоционально-волевую сферу;

• развивать пространственную ориентировку на спортивной площадке.

Воспитательные:

• развивать у детей интерес к играм-эстафетам и физическим упражнениям с использованием разных предметов;

• формирование у детей умения играть дружно, согласовывая свои действия с действиями других; побуждать детей к самостоятельности и умению проявлять активность в играх и упражнениях.

Содержание программы.

Физическая реабилитация — составная часть социальной и профессиональной реабилитации, система мероприятий по восстановлению или компенсации физических возможностей и интеллектуальных способностей, повышению функционального состояния организма, улучшению физических качеств, психоэмоциональной устойчивости и адаптационных резервов организма человека средствами и методами физической культуры, элементов спорта и спортивной подготовки. Ведущее место среди средств физической реабилитации отводится физическим упражнениям, так как двигательная активность - важнейшее условие формирования здорового образа жизни, основа правильного построения медицинской реабилитации, а применение их (физических упражнений) — всегда педагогический, образовательный процесс. В результате спортивно-оздоровительной работы механизмы регуляции нормализуются, совершенствуются, повышая адаптационные возможности организма больного к динамически изменяющимся условиям среды. С одной стороны, оформляются и укрепляются новые или совершенствуются уже существующие двигательные навыки, с другой — развиваются и совершенствуются различные физические качества (сила, выносливость, быстрота, гибкость, ловкость, и др., которые определяют физическую работоспособность организма. Никакие другие средства и методы реабилитации не в состоянии заменить физические упражнения. Только в результате их воздействия мы в состоянии восстановить и совершенствовать физическую работоспособность ребенка-инвалида, которая, как правило, заметно снижается при патологических процессах.

Средства физической реабилитации можно подразделить на активные, пассивные и психорегулирующие. К активным средствам относятся все формы физической культуры: разнообразные физические упражнения, элементы спорта и спортивной подготовки, ходьба, бег и другие циклические упражнения и виды спорта, трудотерапия и др. ; к пассивным - массаж, физиотерапия, естественные и переформированные природные факторы; к психорегулирующим - аутогенная тренировка, мышечная релаксация и др.

Компоненты методики физической реабилитации:

1. Используемые средства физического воспитания: ОРУ, направленные на развитие крупных мышечных групп; ОРУ, направленные на развитие мелких мышечных групп; циклические упражнения (бег, ходьба); ациклические упражнения; звуко -речевые упражнения (методика Картушиной); дыхательные упражнения (методика Стрельниковой); подвижные игры (игры средней и малой подвижности); упражнения с предметами и на предметах (фитбол, гимнастические палки, мячи, ленты и т. д.); элементы хореографии (хореографические этюды ритмических танцев, хореография рук).

2. Используемые методы: равномерный (занимающиеся выполняют физические упражнения непрерывно с относительно постоянной интенсивностью); повторный (многократное выполнение упражнения через интервалы отдыха, в течение которых происходит достаточно полное восстановление работоспособности); игровой (упорядоченная игровая двигательная деятельность в соответствии с образным или условным «сюжетом», в котором предусматривается достижение определенной цели многими дозволенными способами, в условиях постоянного и в значительной мере случайного изменения ситуации).

3. Формы проведения занятий: групповая (5-7 детей); малогрупповая (2-3 человека); индивидуальная. В зависимости от рекомендаций врача, диагноза ребенка и его состояния занятия проводятся 4, 2 или 1 раз в неделю.

Одной из форм групповых занятий являются спортивные праздники: Паралимпийские игры «Солнышко стартует» (проводятся 2 раза в год) и спортивные тематические праздники «День космонавтики», «День победы», «День Семьи», «Красный, желтый, зеленый» и т. д., отличительными особенностями которых являются положительное психоэмоциональное состояние, желание общаться и работать в команде, удовольствие, получаемое в процессе соревнований.

4. Игровые методы - используется разработанная картотека игр: дыхательная гимнастика, игровой самомассаж, подвижные игры, пальчиковая гимнастика, музыкально – игровая гимнастика, творческие игры, словесные игры, психогимнастика, русские народные игры.

В основе программы лежат научно обоснованные оздоровительные методики, адаптированные к определенному возрасту: музыкальная психорегуляция М. Лазарева, методы коррекции зрения В. Базарного; психогимнастические этюды М. И. Чистяковой; дыхательная гимнастика; программа оздоровления дошкольников М. Ю. Картушина «Зеленый огонек здоровья» (методика игрового обучения,психогимнастические этюды М. Чистяковой и др.

Ожидаемые результаты

В результате реализации данной программы ожидается: повышение физического здоровья детей-инвалидов; возможность приобщения их к физкультурной и спортивной жизни; реабилитация и социализация не только детей-инвалидов, но и их семей; социальная интеграция детей-инвалидов в среду здоровых сверстников; приобретение детьми-инвалидами навыков и умений, необходимых для самостоятельной жизни в обществе.

В результате можно заметить, что общество испытывает постоянную потребность формировать необходимые в жизни человека двигательные навыки, развивать до оптимальных уровней его физические способности в интересах труда, обороны, активного отдыха и других видов деятельности. Все эти потребности общества удовлетворяет такой вид активной деятельности, как физическая культура и спорт, особенно людей, имеющих отклонения в физическом здоровье. Предполагаем, что проведение работы по воспитанию у детей - инвалидов стойкого интереса к физическим упражнениям посредством спортивных праздников с эстетическими и эмоционально насыщенными видами двигательной деятельности, с использованием упражнений игрового и неигрового характера с разнообразным инвентарем мобилизует важнейшие адаптационные ресурсы.

Надеемся, что результаты работы программы покажут улучшение психоэмоционального и физического состояния ребенка-инвалида и его семьи, которое является самым значимым мотивом для достижения социальной гармонии.

Итоги:

1. Повышение физического и психического здоровья детей-инвалидов, возможностей приобщения их к физкультурной и спортивной жизни, реабилитация и социализация не только детей-инвалидов, но и их семей, облегчение их социальной адаптации.

2. Пропаганда оптимизма среди детей-инвалидов.

3. Преодоление одиночества и чувства неполноценности у ребят.

Прикреплённые файлы:

prezentacija1-veselye-starty-kvant-pptx_uofok.pptx | 4677,51 Кб | Скачан: 3
 
Публикации по теме:

Методика организации физкультурно-оздоровительного досуга в ДОУ Физкультурно – оздоровительные досуги планируются один раз в месяц, начиная со 2-ой младшей группы. Досуг проводится во вторую половину.

Сценарий физкультурно-оздоровительного досуга «Мы — олимпийцы!» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №4 г. Белинский Физкультурно – познавательный.

Фотоотчет о проведении физкультурно-оздоровительного досуга «Пираты в поисках сокровищ»Фотоотчет о проведении физкультурно-оздоровительного досуга «Пираты в поисках сокровищ» Пожалуй, нет ни одного человека, кто хоть раз в жизни не собирался бы в дальнее путешествие навстречу опасным приключениям. Нет ни одного.

Конспект физкультурно-оздоровительного часа с логоритмикой «Цирковая азбука» МДОУ «Детский сад №81» г. Ярославль Физкультурно – игровой час с логоритмикой «Цирковая азбука». Инструктор по физической культуре Беличко.

Конспект физкультурно-оздоровительного мероприятия «Веселые старты»Конспект физкультурно-оздоровительного мероприятия «Веселые старты» Физкультурно - оздоровительное мероприятие "Весёлые старты" в младшей группе №1 Провела: воспитатель Андреева М. А. Цель: • Оздоровление.

Рабочая программа физкультурно-оздоровительного кружка «Тропинка к здоровью» Рабочая программа физкультурно–оздоровительного кружка «ТРОПИНКА к ЗДОРОВЬЮ» для детей старшей группы ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Основной формой.

Рабочая программа физкультурно-оздоровительного кружка «Веселая карусель» Рабочая программа физкультурно–оздоровительного кружка «Веселая карусель» для детей подготовительной группы Пояснительная записка Человек.

Рабочая программа физкультурно-оздоровительного кружка «Здоровячок» Рабочая программа физкультурно–оздоровительного кружка «Здоровячок» для детей средней группы Пояснительная записка. В настоящее время отмечается.

Сценарий физкультурно-оздоровительного досуга в старшей группе «Большое морское путешествие» Цель: приобщение дошкольников к здоровому образу жизни, удовлетворение потребности в двигательной активности, закрепление основных видов.

Сценарий физкультурно-оздоровительного мероприятия «Физкульт-ура» Цель: Развивать интерес детей к спорту посредством эстафет и конкурсов, установить эмоциональный контакт между всеми участниками. Задачи:.

Библиотека изображений:
  • День мамы, 8 марта
  • День мамы, 8 марта
  • Изучаем цвета
Автор публикации:
Программа физкультурно-оздоровительного проекта «Солнышко стартует»
Опубликовано: 14 августа 2018 в 23:25
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
18 сентября. Выставка аппликаций из бумаги, сложенной «гармошкой»

Бумага – тот материал, с которым мы встречаемся ежедневно. Газеты, книги, бумага для творчества и хозяйственных нужд – все это делают на целлюлозно-бумажном производстве. А ведь когда-то бумажные листы...

17 сентября. День «Неопалимой купины»

«Неопалимая купина» – такое название конкурсов рисунков и поделок на противопожарную тематику стало уже давно привычным. Оно произошло от библейского предания о пылающем, но не сгорающем кусте, из...

Фотоочерк «День космоса на МAAM» (из опыта рабыты)
Добрый вечер, дорогие коллеги и друзья МААМовцы! Предтавляю вам небольшой фотоотчерк из опята работы по теме КОСМОСА! Увидела , что 17 сентября объявлен...
Фольклор русского народа. Сказки волшебные и бытовые (часть 2)
В некоторых сказках особенности героев раскрываются не сразу: в глазах других персонажей он может вначале представляться иным. Иван-царевич —герой самых...
Конспект занятия в группе предшкольной подготовки «Я пойду в школу. Складываю и вычитаю»
Предмет: ФЭМП Класс: предшкольная подготовка ФИО учителя: Бауман Н. А. Тема УМК Я пойду в школу. Складываю и вычитаю. Тема раздела 4. Математическое...