Марина Читоркина
Программа формирования психологической готовности детей 5–7 лет при подготовке к школьному обучению
▼ Скачать + Заказать документы
Комитет образования и науки администрации г. Новокузнецка
Отдел образования по Куйбышевскому району г. Новокузнецка
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 114»
ПРОГРАММА
ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ
ДЕТЕЙ 5 – 7 ЛЕТ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
Новокузнецкий городской округ
2017
Пояснительная записка
Публикация «Программа формирования психологической готовности детей 5–7 лет при подготовке к школьному обучению» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Программы
- Темочки
Конец дошкольного периода – это время наступления так называемой школьной зрелости. Поступление в школу знаменует собой начало нового возрастного периода в жизни ребенка – начало младшего школьного возраста, ведущей деятельностью которого становится учебная деятельность.
Готовность ребенка к школе – это сложный комплекс определенных психофизических состояний, умений, навыков и здоровья. От того, как ребенок подготовлен к школе, во многом зависит, насколько успешно будет проходить его обучение в школе.
Существуют различные взгляды на определение готовности к обучению. Тем не менее, большинство ученых признают тот факт, что обучение может быть эффективным только в том случае, когда первоклассник обладает необходимыми и достаточными для обучения качествами. Ребенок, поступающий в школу, должен быть зрелым в физиологическом и социальном отношении, он должен достичь определенного уровня умственного и эмоционально – волевого развития.
Еще в 1950 – х годах Л. И. Божович отмечено, что готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных процессов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и социальной позиции школьника.
Аналогичных взглядов придерживался А. В. Запорожец (1986, считавший, что готовность к обучению в школе представляет собой целую систему взаимосвязанных качеств детской личности, включая особенности ее мотивации, уровня развития познавательной, аналитико – синтетической деятельности, степень сформированности механизмов волевой регуляции действий и т. д. Идеи этого подхода находят отражение в работах Н. И. Гуткиной (1993, где также подчеркивается определяющая роль мотивации в готовности детей к школьному обучению. Особое внимание автор уделяет произвольности, слабое развитие которой рассматривается как основная предпосылка трудностей, возникающих при школьном обучении.
В работах Л. А. Венгер и А. Л. Венгер (1994, Д. Б. Эльконина (1994) в качестве важнейших параметров психологической готовности детей к обучению называются следующие: наличие предпосылок к формированию учебной деятельности (умение ориентироваться на систему правил, умение слушать и выполнять инструкции взрослого, умение работать по образцу, определяемых достижением нового уровня психической регуляции; развитие наглядно – образного и логического мышления, мотивационной и эмоциональной сфер личности.
Таким образом, понятие «готовность ребенка к школе», комплексное, многогранное и охватывает все сферы его жизни.
Проблема разной подготовленности детей существенно затрудняет их адаптацию к новым условиям школьной жизни, осложняет организацию учебного процесса. Одна из наиболее распространенных причин школьной неуспеваемости заключается в том, что многие дети «малы» психологически, то есть не готовы к школьному обучению, новым условиям жизнедеятельности, системе требований, которые школа предъявляет к ученику.
Организация предшкольной подготовки – задача всех взрослых, окружающих ребенка. Важно, чтобы в этот период родители и педагоги дошкольного образовательного учреждения объединили свои усилия, направленные на воспитание будущего школьника.
В системе подготовки дошкольников к обучению в школе актуальной является организация педагогом – психологом развивающих занятий, которые помогают формировать и развивать у детей школьно – значимые навыки, адаптировать их к обучению в школе.
На сегодняшний день возникла необходимость выстраивания системы дошкольного и предшкольного образования через создание условий для равного стартового уровня детей при поступлении в школу. Для обеспечения каждому ребенку равного старта, который позволит ему успешно обучаться в школе, необходимо определенным образом стандартизировать содержание дошкольного образования, в каком бы образовательном учреждении ребенок его не получал.
Психологическая готовность к школьному обучению - целостное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, познавательной, эмоционально-волевой и коммуникативной сфер ребенка. Отставание в развитии одного из компонентов психологической готовности влечет за собой отставание развития других, что определяет своеобразные варианты перехода от дошкольного детства к младшему школьному возрасту.
Психологическая готовность ребенка к школьному обучению - это один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства. Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения заставляют искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы, нацеленные на приведение методов обучения в соответствие требованиям жизни. В этом смысле проблема готовности дошкольников к обучению в школе приобретает особое значение.
Программа предполагает занятия с детьми подготовительной группы (5 - 7 лет) один раз в неделю. Продолжительность таких занятий 30 - 35 минут. Оптимальное количество участников 8-10 человек. Программа рассчитана на 22 занятия.
Цель программы : формирование готовности к школьному обучению и положительного отношения к школе.
Задачи программы :
- развитие познавательных процессов;
- развитие произвольности поведения;
- развитие навыков общения, сотрудничества в группе сверстников и при взаимодействии с другими людьми;
- развитие эмоциональной сферы, введение ребенка в мир человеческих эмоций;
- развитие речи, словарного запаса, мелкой моторики;
- формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения.
Перед проведением коррекционных занятий и после завершения курса занятий проводилась диагностика готовности детей подготовительной группы по следующим методикам:
- Анкета для родителей (приложение 1)
- Диагностика школьной готовности по Н. Н. Павловой, Л. Г. Руденко (приложение 2)
II. Используемые психодиагностические методики
• Анкета для родителей
Цель: родители самостоятельно смогут достаточно объективно оценить подготовленность своего ребенка к школе.
• Диагностика школьной готовности по Н. Н. Павловой, Л. Г. Руденко.
Цель: диагностика психологической готовности детей 5 -7 лет к школьному обучению.
Перечень оборудования к программе :
- Демонстрационные и методические материалы – плакат к упражнению «Ориентировка в пространстве», набор картинок к упражнению «Что сначала, что потом», «Запомни, нарисуй», «Угадай, как нас зовут», 10 картинок к упражнению «Что исчезло», мел и. д.
- Раздаточные материалы по числу детей – счетные палочки, простые и цветные карандаши, наборы «Учимся считать», бланки с заданиями, бланки к тесту «Хочет ли ребенок идти в школу?».
- Магнитофон с записью спокойной музыки – «Шум дождя», «Звуки природы», «Морской бриз» и т. д.
- Игровой материал – мяч, колокольчик, клубок ниток, ежик и т. д.
III. Содержание рабочей программы
Программа формирования психологической готовности детей 5 - 7 лет при подготовке к школьному обучению делится на шесть блоков:
Вводный блок программы – «Знакомьтесь – это я!» направлен на создание психологически благоприятной атмосферы доверия и принятия, установление эмоционального контакта с детьми. Блок включает в себя занятия, направленные на знакомство с детьми, установление правил и ритуалов на занятиях, а также здесь проводится вводная диагностика детей, направленная на изучение группы, с целью корректировки программы. На этом этапе работы устанавливается эмоциональный контакт, подразумевающий эмоциональное взаимодействие с ребенком на основе доступных ему уровней аффективной организации, а также поднимается эмоциональный тонус ребенка за счет привычных для него впечатлений, соответствующих тому уровню, к которому он максимально приспособлен.
Коммуникативный блок – «Давайте жить дружно!». Целью является формирование и развитие коммуникативных умений: слушать друг друга, устанавливать контакт, поддерживать беседу. Развитие умений конструктивного общения с детьми и взрослыми. С помощью соответствующих приемов (психокоррекционных игр, сказок, дидактических упражнений и др.) у детей формируется социально-адекватные способы взаимодействия с окружающим миром. В этом блоке дети знакомятся со сказками. Рассказывая сказку детям, необходимо выражать подлинные эмоции и чувства, так как дети очень тонко чувствуют преувеличение и обман. Основные моменты необходимо выделять соответствующей интонацией голоса, громкостью или паузой. На этом этапе реализации программы у детей формируется коммуникативные умения: слушать друг друга и понимать, устанавливать контакт, развивать навыки общения в различных ситуациях.
Познавательный блок – «То, что меня окружает».
Цель: развитие познавательных психических процессов — восприятия, памяти, внимания, воображения; развитии интеллектуальной сферы — мыслительных умений, наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического, творческого и критического мышления, а также создание условий для становления внутренней позиции школьника. Для этого блока были подобранны упражнения на развитие познавательных процессов. В занятиях используются загадки как введение в обсуждаемую тему, связующее звено между упражнениями и средством эмоциональной разгрузки. Разгадывание загадок – отличная умственная гимнастика.
Мотивационный блок
Цель - формирование у детей мотивов, побуждающих к учению. Здесь дошкольники расширить свое представление о школе, какие новые обязанности у них появятся в школе; узнают о системе требований, предъявляемых школой и учителем. Мотивационная готовность - наличие у детей стремления идти в школу, интерес к школе, желание познавать новое. Для формирования мотивационной готовности к школе были использованы загадки на школьную тему, подобранны игры на школьную тему.
Эмоционально-волевой блок. Главным в развитии эмоционально-волевой готовности к школе отводится воспитанию мотивов достижения цели (не бояться трудностей, стремление преодолевать их, не отказываться от намеченной цели). Детям необходимо научиться управлять своим поведением (на уроке, во время перемены, сохранять работоспособность в течение одного урока и в течение учебного дня, а также уметь управлять своим эмоциями. Для развития эмоционально-волевой сферы использовались сказки, рассмотрение картин, прослушивание музыки.
Заключительный блок – «Смотрите, что я умею!» - решает задачу выявления уровня усвоения программы посредствам проведение итоговых мониторинговых процедур. Для итоговых занятий подобраны игры и упражнения, направленные на повторение знаний и закрепление умений и навыков, полученных детьми в течение курса занятий.
IV. Структура занятий
1. Вводная часть состоит из постоянного ритуала начала занятий; Начало занятия — это своеобразный ритуал, чтобы дети могли настроиться на совместную деятельность, общение, желают друг другу, что-то приятное.
Ритуалы начала занятий - «Волшебный клубочек», «Я рад тебя видеть», «Эхо», «Комплименты», «Доброе утро» (Приложение № 3)
Правила работы на занятии. В начале каждого занятия детям дается установка на внимание, взаимоуважение, терпение и проговариваются правила поведения на занятии. 1. «Уважай себя и других детей» (не разговаривай на занятии, если это не связано с выполнением задания; внимательно слушай других ребят) 2. «Не выкрикивай, даже если знаешь правильный ответ» 3. «Подними руку, если хочешь ответить на вопрос или о чем-то спросить» 4. «Работаем дружно» 5. «Обращаемся к ребятам по имени.
2. Основная часть направлена на:
- Развитие коммуникативных навыков.
- Развитие познавательных процессов;
- Развитие эмоциональной сферы.
В основной части занятия строятся в занимательной, игровой форме и с использованием игр на развитие мышления, памяти, внимания, воображения, речи.
Широко используются физкультурные паузы для улучшения координации движения, осанки, работоспособности, графические диктанты для развития мелкой моторики рук и пространственного воображения, тренировка глазомера.
Велика роль загадок в обучении детей. В занятиях использовались загадки как введение в обсуждаемую тему, связующее звено между упражнениями и средством эмоциональной разгрузки. Разгадывание загадок – отличная умственная гимнастика. Отгадывание загадок развивает умственную активность, сообразительность, быстроту реакций; способствует расширению знаний об окружающем мире.
Особое внимание уделялось сказкам. Сказки для школьной адаптации. Поступление в школу — это новый этап в жизни ребенка. Многие дети с трепетом и волнением переступают порог школы. Это торжественное событие иногда омрачается тревогой, страхом неизвестности. Чтобы избежать негативных эмоций у будущих первоклассников, помочь им в адаптации к школе, предлагаются следующие сказки: Создание «Лесной школы», «Букет для учителя», «Смешные страхи».
Сказки об отношениях учеников к атрибутам школьной образовательной среды. Для некоторых детей школьные атрибуты являются дополнительным мотивирующим фактором. Предлагаемые сказки оказывают организующее влияние на учебную деятельность, учат детей правильно обращаться со школьными принадлежностями, адекватно относиться к ним, развивают аккуратность и самостоятельность: «Собираем портфель», «Волшебное яблоко».
Сказки об отношении учеников к урокам, занятиям. Адекватное отношение к результатам своей деятельности позволяет детям понять логику процесса обучения, прямую зависимость оценки от затраченного труда или усвоения материала. Этому могут способствовать следующие сказки: «Школьные оценки», «Ленивец», «Списывание», «Подсказка».
Сказки о здоровье Проблемы усталости, раздражительности, вызван-ные нагрузкой на руку, ограничением пребывания ребенка на воздухе, чрезмерным увлечением телевизионными передачами или игрой в компьютер, находят разрешение в следующих сказках: «Прививка», «Обманный отдых».
Сказки о школьных конфликтах. Эти сказки направлены на коррекцию агрессивного поведения. Раздражительные или агрессивные реакции могут оказаться способом нивелирования эмоционального дискомфорта, вызванного теми или иными событиями школьной жизни. Профессиональная осторожность в такие моменты необходима. Предлагаемые сказки позволяют возникнуть эмоциональному резонансу, способствующему разрядке негативных эмоций и выработке эффективных стратегий поведения в тех или иных школьных ситуациях : «Ябеда», «Хвост», «Драки», «Дружная страна».
В заключении сказка «Гордость школы».
3. Расслабляющие упражнения направлены на снятие психоэмоционального напряжения, внушение желательного настроения, поведения. (Приложение № 5)
4. Заключительная часть состоит из обобщения полученных навыков и подведения итогов и ритуала окончания занятия. Ритуалы окончания занятий - «Круг друзей», «Эстафета дружбы», «Солнечные лучики», «Всем, всем до свидания!», «Доброе пожелание». (Приложение № 4)