Папки-передвижки

Программа формирования экологической культуры и ЗОЖ обучающихся с ТМНР

Марина Николаевна Иванова
Программа формирования экологической культуры и ЗОЖ обучающихся с ТМНР

Секция «Тропинка к здоровью»

Пояснительная записка

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни нацелена на развитие стремления у обучающихся с ТМНР вести здоровый образ жизни и бережно относится к природе.

Целью программы является социально-педагогическая поддержка в сохранении и укреплении физического, психического и социального здоровья обучающихся, формирование основ экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.

Публикация «Программа формирования экологической культуры и ЗОЖ обучающихся с Тмнр» размещена в разделах

Основные задачи программы :

формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;

формирование представлений о здоровом образе жизни

формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе;

формирование установок на соблюдение рационального режима дня и правильного питания;

использование оптимальных двигательных режимов для обучающихся с учетом их возрастных, психофизических особенностей,

развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом;

проведение просветительской работы (по вопросам сохранения и укрепления здоровья и профилактике вредных привычек, заболеваний, травматизма и т. п.).

формирование потребности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья;

развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены;

формирование умений безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в чрезвычайных ситуациях.

Основными организационными формами внеурочной деятельности, через которые реализуется содержание программы, являются: тематические беседы, развивающие ситуации, прогулки, досугов - развлекательные мероприятия, занятия в кружках, экскурсии и др.

Общая характеристика курса

В системе здоровьесберегающего обучения в рамках коррекционной педагогики выделяют два основных направления. Первое - создание условий для охраны, укрепления и совершенствования здоровья учеников и формирования у них представлений о роли здоровья в жизни человека. Второе - формирование у школьников потребности быть здоровыми, вести здоровый образ жизни и владеть некоторыми средствами и приемами сохранения и укрепления своего здоровья, так же источниками содержания выступают экологические образы в традициях и творчестве разных народов, художественной литературе, искусстве.

Место курса в учебном плане

Занятия по формированию экологической культуры здорового и безопасного образа жизни проводятся 1 раз в две недели, 17 занятий в год.

Планируемые результаты освоения курса

Возможные личностные результаты:

ценностное отношение к природе; бережное отношение к живым организмам, способность сочувствовать природе и е обитателям;

потребность в занятиях физической культурой и спортом;

элементарные представления об окружающем мире в совокупности его природных и социальных компонентов;

установка на здоровый образ жизни и реализация ее в реальном поведении и поступках;

стремление заботиться о своем здоровье;

элементарные представления об окружающем мире в совокупности его природных и социальных компонентов;

готовность поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены;

освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, сравнение, опыт);

Содержание курса

Программа направлена на развитие мотивации и готовности обучающихся с умственной отсталостью действовать предусмотрительно, придерживаться здорового и экологически безопасного образа жизни, ценить природу как источник духовного развития, информации, красоты, здоровья, материального благополучия.

В содержании программы предусмотрено расширение представлений обучающихся с умственной отсталостью о здоровом образе жизни, ознакомление с правилами дорожного движения, безопасного поведения в быту, природе, в обществе, на улице, в транспорте, а также в экстремальных ситуациях.

Программа имеет практическую и профилактическую направленность. Изучение основ безопасной жизнедеятельности, здорового образа жизни может способствовать овладению обучающимися с умственной отсталостью основными навыками здорового образа жизни, элементарными приемами, действиями в опасных ситуациях и при несчастных случаях, в том числе простыми способами оказания или поиска помощи, а также формированию стереотипов безопасного поведения в типичных ситуациях

Тематическое планирование

№ п\п

Тема

Содержания

1 Тематический классный час «Россия, устремленная в будущее», формировать познавательный интерес учащихся к своей Родине,

воспитывать патриотические чувства;

- познакомить учащихся с российскими достижениями в различных областях

2 «Посмотри, как хорош, край, в котором ты живешь» Формируемые ценности : природа, здоровье, экологическая культура, экологически безопасное поведение. Умение видеть красоту природы,

бережного отношения к предметам природы

3 «Основы безопасности и правила поведения на железной дороге». Ознакомление с железнодорожном транспортом, и элементарными правилами поведения в зоне железной дороги.

4 Овощи и фрукты, полезные продукты

С. Преображенский «Огородники». формирование у детей основы экологической культуры, экологического самосознания; понимание здорового образа жизни; обобщение и систематизация знаний детей об овощах и фруктах

5 Праздник урожая. Ю. Тувим «Овощи» Овощи, фрукты нашей местности. Формирование у детей представления о здоровом питании, о пользе витаминов в овощах и фруктах. Воспитание культуры питания и бережного отношения к своему здоровью

6 «Паралимпийские игры» Просмотр видеофрагментов, посвященных Дню инвалидов.

7 Совместная деятельность на свежем воздухе. «Тропинка к здоровью» Совместная деятельность на свежем воздухе, утренняя гимнастика.

Для чего нужны физические упражнения. Виды упражнения. Зарядка. Дыхание. Питание и отдых

8 Экологическая акция «Сохрани ель» Забота о растениях (ёлке). творческая выставка рукотворных елочек из различных материалов

9 В гостях у Мойдодыра Предметы личной гигиены. Укрепление здоровья младших школьников через овладение умениями и навыками заботы о своем здоровье; знакомство с произведением К. Чуковского «Мойдодыр»

10 Экологическая акция «Помоги

зимующим птицам» Изготовление и развешивание кормушек. Воспитание познавательного интереса, формирование бережного отношения к птицам и любовь к природе

11 Изготовление поделок из природных материалов Воспитание познавательного интереса и бережного отношения к природе. Правила поведения в лесу. Дидактическая игра «Найди пару» (дерево и лист) мини- выставка, поделок из природного материала

12 «У природы нет плохой погоды» Сезонные изменения Стихи и загадки о предметах и явлениях природы

13 «Огород на подоконнике» Выращивание зелени на окне. Формирование понятий о пользе витаминов и зелени

14 Моё настроение «Поделись улыбкою своей». Выставка поделок «весеннее настроение» посвященная к международному женскому дню.

15 Музыка природы Логоритмические, игровые упражнения с музыкальным сопровождением со звуками природы (море, ветер, голоса птиц)

16 Безопасное поведение на улице и в транспорте Стихи и рассказы о ситуациях на улице и в транспорте

17 «Дом, в котором я живу». Формирование умения ориентироваться в пространстве

(Изменения в окружающей природе и на прилегающей территории дома интерната)

18 Лесная аптека Познакомить детей с лекарственными растениями. Способствовать развитию экологического мышления на основе знакомства с лекарственными растениями. Формирование понятий «лекарственные травы, желания беречь и защищать природу.

Критерии и показатели эффективности деятельности образовательного учреждения по реализации программы

Критериями эффективности реализации программы на ступени начального общего образования является овладение обучающимися умениями :

- следовать социальным установкам экологически культурного, здоровьесберегающего, безопасного поведения (в отношении к природе и людям,

- сравнивать свое поведение с образцом, обращаться за помощью к взрослым, принимать её;

- оценивать взаимосвязь здоровья человека и состояния окружающей среды.

Список литературы

1. Захлебный А. Н. и др. Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни: Примерная программа. - М. : Образование и экология (в редакционной подготовке).

2. Дзятковская Е. Н., Захлебный А. Н. Экологическое образование в условиях реализации ФГОС в вопросах и ответах: Книга для школьного администратора, учителя, психолога. -М. : Образование и экология (в редакционной подготовке).

3. Дзятковская Е. Н. Захлебный А. Н. Интеграция общего и дополнительного образования в области экологии, здоровья и безопасности жизни: Методика реализации программы «Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни». - М. : Образование и экология (в редакционной подготовке).

4. Дзятковская Е. Н. Экологическое развивающее образование: Учебное пособие с хрестоматией для самообразования педагогов. - М: Образование и экология. 2010. - 140 с.

5. Дзятковская Е. Н. Проектируем содержание внеурочной деятельности по формированиюэкологической культуры, здорового и безопасного образа жизни: Методическое пособие- М. : Образование и экология. 2012, - 72 с.

6. Дзятковская Е. Н. Ребенок с неврологическим диагнозом: секреты успешной учебы :Книга для родителей, школьных психологов и медицинских работников. - М. :Образование и экология. 2009. - 56 с.

7. Дзятковская Е. Н. Невнимательный и утомляемый ребенок: секреты успешной учебы : Книга для педагогов и родителей. Изд-ние - М. : Образование и экология. 20II, — 32 с.

8. Теория и практика современного экологического образования в школе У Сост. А. Н. Захлебный: Хрестоматия, часть 1. - М. : Образование и экология, 2012. - 160 с.

10. Дзятковская Е. Н. УМК «Экологическая культура : здоровье и безопасность жизни» (Рабочие тетради для уч-ся 1, 2. 3. 4 класса, методические рекомендации). - М. : Образование и экология. 2012.

11. Экологическое образование : до школы, в школе, вне школы : Комплект научно-методического журнала 2000 - 2012 годы. - М. : Образование и экология.

Публикации по теме:

«На помощь жителям цветочного городка». Конспект занятия по формированию основ ЗОЖ и экологической культуры у дошкольников Цель: Формировать понятие здорового образа жизни через бережное отношение к природе Задачи: 1. дать детям элементарные представления об.

Программа по внеурочной деятельности в кружке «Занимательная логоритмика» для учащихся 1 начальных классов с Тмнр 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В данной программе представлена система работы внеурочной деятельности в кружке «Занимательная логоритмика». Программа.

Мастер-класс для педагогов «Экологические сказки как средство формирования экологической культуры дошкольников» Цель мастер-класса – оказание помощи педагогам дошкольных учреждений в овладении технологией ознакомления детей с элементарными экологическими.

Мастер-класс «Театрализация как одно из средств формирования экологической культуры дошкольников» Мастер – класс Театрализация как одно из средств формирования экологической культуры дошкольников. Цель: оказание помощи педагогам ДОУ.

Организация кружковой работы как средство формирования экологической культуры детей дошкольного возрастаОрганизация кружковой работы как средство формирования экологической культуры детей дошкольного возраста Обобщение педагогического опыта по теме «Организация кружковой работы, как средство формирования экологической культуры детей дошкольного.

Программа коррекционно-развивающих занятий «Круг» с детьми с Тмнр. Первый этап 1. Пояснительная записка. КРУГ – «это ритмически организованное, недлительное по времени занятие, эмоционально и сенсорно наполненное играми,.

Рабочая программа для 4 класса «Речь и альтернативная коммуникация» для обучающихся с Тмнр Пояснительная записка Рабочая программа «Речь и альтернативная коммуникация» для обучающихся 4 классов с тяжёлыми и множественными нарушения.

Самообразование педагога «Дидактические игры как средство формирования экологической культуры дошкольника» МДОУ «Детский сад «Улыбка» ИОМ педагога Ефимовой С. Н. Тема самообразования на 2018-2019 учебный год. : «Дидактические игры как средство формирования.

Экологическая сказка как метод формирования экологической культуры воспитанников Задачи: - совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей в вопросах экологической сказки; - способствовать творческому поиску педагогов.

Экологическая тропа как средство формирования экологической культуры у дошкольников Экологическая тропа как средство формирования экологической культуры у дошкольников[/b] Природа оказывает на ребенка не только воспитательное,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа формирования экологической культуры и ЗОЖ обучающихся с ТМНР
Опубликовано: 15 декабря 2018 в 16:53
+29Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД