Лучший педагог года

Программа формирования эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Оксана Верболь
Программа формирования эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Программа формирования эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Верболь Оксана Анатольевна,

студентка 5 курса,

Шадринский государственный педагогический университет

г. Шадринск

Программа формирования эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня

Публикация «Программа формирования эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня» размещена в разделах

Аннотация. В статье предлагается рекомендательная коррекционно-развивающая программа по развитию эмоциональной лексики у старших дошкольников с ОНР III уровня, намечены цель и задачи программы, отмечаются критерии ее эффективности.

Ключевые слова:эмоциональная лексика, ОНР III уровня, старшие дошкольники, мимика, интонация, коррекционно-развивающая программа.

В настоящее время достаточно острой является проблема развития эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речевого развития.

Данные исследований Алексеевой, Яшиной, Бавыкиной, Гербовой и т. д., показывают, что дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи часто используют лишь общеупотребительные слова и выражения, относящиеся к нейтральной лексике. Эмоционально-оценочная лексика используется данной категорией детей лишь выборочно, в определенные моменты речи [1].

Поэтому, изучение особенностей эмоциональной лексики старших дошкольников с ОНР III уровня, особенно важно и актуально, так как от своевременной диагностики и коррекции зависит социальная адаптация ребенка, его дальнейшее речевое развитие.

Обобщение данных по изучению эмоциональной лексики у старших дошкольников с ОНР III уровня позволило выявить :

– низкие способности в определении и назывании эмоциональных состояний людей;

недостаточную дифференциацию схожих по внешним проявлениям эмоциональных понятий (страх, удивление);

недостаточность развития словаря эмоциональной лексики и использования его детьми в связной речи;

– низкие способности при демонстрации эмоций с помощью мимики, пантомимики, интонации голоса.

По данным эксперимента для старших дошкольников с ОНР характерно не дифференцированное представление о своих эмоциональных состояниях, дети смешивают различные эмоции, заменяют не известные им эмоциональные состояния на более общеупотребительные, частота употребления эмоциональной лексики в устной речи снижена.

Исходя из выявленных особенностей эмоциональной лексики и старших дошкольников с ОНР III уровня, мы предлагаем рекомендательную коррекционно-развивающую программу, целью которой является развитие эмоциональной лексики у старших дошкольников с ОНР III уровня.

Критерии отбора детей для реализации коррекционно-развивающей программы : дети старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня, имеющие низкие показатели развития эмоциональной лексики по методикам обследования эмоциональной лексики В. М. Минаевой [2], Н. Я. Семаго. «Эмоциональные лица» [3].

Направление работы с детьми с ОНР III уровня

Этап Задачи этапа Примерные игры и упражнения

1. Подготовительный этап 1. Установить позитивный контакт с ребенком. 1. Игра «Привет! Пока!»

2. Игра «Лови мячик»

3. Игра «Коготки – царапки»

2. Снять напряжения, развить чувство общности, выразительности движений. 1. Игра «Хоровод»

2. Игра «Оживи камешки»

3. Игра «Джунгли»

4. Игра «Наседка и цыплята»

5. Игра «Доктор Айболит»

2. Основной этап 1. Сформировать у детей представление об эмоциональных состояниях человека и навыки их определения. 1. Беседа по эмоционально насыщенным картинкам

2. Задание, нарисуй черты лица.

3. Задание, опиши свое настроение [45].

4. Игра «Снежинки»

5. Игра «Пасьянс» [1].

2. Развить невербальные средства общения: мимики, пантомимики. 1. Психогимнастика [5].

2. Игра «Отгадай настроение»

3. Игра «Люблю-не люблю»

4. Игра «Пантомима»

5. Игра «Имитация» [1].

3. Учить с помощью интонации демонстрировать эмоции разного плана. 1. Задание, изобразить сказку по ролям.

2. Игра «Чей домик» [4].

3. Игра «Эхо»

4. Задание повтори наоборот.

4. Ввод эмоциональной лексики в связную речь. 1. Беседа о настроении.

2. Задание расскажи по картинке.

3. Игра «Чья это чашка?»

4. Игра «Необычный букет»

3. Заключительный этап 1. Совершенствовать навыки использовать эмоциональную лексику в связной речи. 1. Игра «Что случилось»

2. Задание опиши картинку.

3. Составление рассказа по серии сюжетных картин [4].

4. Упражнение «Скажи почему?»

5. Игра «Прочитай письмо».

2. Закрепить навыки, полученные на основном этапе работы. 1. Игра «Кто больше придумает слов» [4].

2. Игра «Лото настроений»

3. Игра «Море волнуется»

4. Игра «Кубик»

5. Игра «Исправь ошибку»

Данная коррекционно-развивающая программа рассчитана на 2 месяца, занятия проводятся в групповой форме 2 раза в неделю. Продолжительность одного занятия – 30 минут.

Коррекционно-развивающая программа будет эффективна, если после ее реализации у старших дошкольников с ОНР III уровня будут сформированы :

– представления об эмоциональных состояниях человека и навыки их определения;

навыки активного использования невербальных средств общения: мимика, пантомимика;

– способности с помощью интонации демонстрировать эмоции разного плана.

Список литературы

1. Алексеева, М. М., Яшина, В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] / М. М. Алексеева. – М. : Издательский центр «Академия», 2000. – 400 с.

2. Белопольская, Н. Л. Азбука настроений. Эмоционально-коммуникативная игра для детей 4-10 лет [Текст] / Н. Л. Белопольская. – М. : Когито-Центр, 2008. – 36 с.

3. Минаева, В. М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. [Текст] / В. М. Минаева. – М. : АРКТИ, 2001. – 48 с.

4. Семаго, Н. Я. Диагностический комплект психолога. Методика Эмоциональные лица [Текст] / Н. В. Семаго. – М. :АПКиППРО, 2007. – 17 с.

5. Филимонова, О. Ю. Развитие словаря дошкольника в играх [Текст] / О. Ю. Филимонова. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007. – 128 с.

6. Чистякова, М. И. Психогимнастика [Текст] / Под ред. М. И. Буянова. – М. : Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 160 с.

Публикации по теме:

«Формирование связной речи детей старшей группы с общим недоразвитием речи» (второй и третий периоды) Цели 2-го и 3-го периода - научить детей составлять рассказ по картине и пересказу рассказа или сказки. Методика работы по развитию связной.

Диагностический инструментарий по выявлению уровня формирования экологических представлений детей дошкольного возраста. Ч. 1 Проведение диагностики: -проводится индивидуально с каждым ребенком -помимо диагностики, в течение года педагог производит систематические.

Формирования коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста.Формирования коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста. Работая с детьми старшего дошкольного возраста, замечаешь, что коммуникативная деятельность представлена через межличностные отношения детей,.

Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1. Игра «Из чего сделано?» Целью игрыявляется закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста» Доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Тесную связь пальцевой моторики.

Мастер-класс для родителей детей 6–7 лет с общим недоразвитием речи «Домашняя игротека» (часть I) часть 2 Авторы-составители: руководитель детского сада Михеева Наталья Борисовна, методист Едокова Оксана Владимировна, учитель-логопед.

Методика организации дидактических игр и игровых упражнений при развитии лексики детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает.

Презентация «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста»Презентация «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста» Слайд 1. Тема работы: «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста в ходе совместной деятельности.

Сценарий осеннего развлечения для детей с ОНР (общим недоразвитием речи) 4–5 лет «Вот и осень пришла»Сценарий осеннего развлечения для детей с ОНР (общим недоразвитием речи) 4–5 лет «Вот и осень пришла» Развлечение "Вот и осень пришла" Цель: Создание положительного эмоционального отношения детей к развлечениям и праздникам. Преодоления.

Занятие «Путешествие на остров Чунга-Чанга» в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи 6– 7 лет Задачи: 1. Развитие психических процессов, активизация мыслительной деятельности, развитие творческого воображения, чувственного восприятия;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа формирования эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Опубликовано: 16 декабря 2019 в 11:01
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.

21 апреля. День домашнего спорта. Передвижка «Физическое воспитание в семье»

День домашнего спорта – это замечательный повод организовать физкультурное развлечение для дошколят и напомнить их родителям об основных принципах физического воспитания в семье.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД