Дробная Анастасия Сергеевна
Программа фототерапевтических упражнений для работы с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
Для детей естественнее выражать свои мысли и чувства посредством образов, чем словами, поэтому фотография способна выступать для них важнейшим средством общения с миром и организации внутреннего опыта.
Фототерапией называют лечебно-коррекционное применение фотографии, ее использование для решения психологических проблем, а также развития и гармонизации личности. Она может предполагать как работу с готовыми фотографиями, так и создание оригинальных авторских снимков. Основным содержанием фототерапии, таким образом, является создание и/или восприятие человеком фотографических образов, дополняемое их обсуждением и разными видами творческой деятельности.
Публикация «Программа фототерапевтических упражнений для работы с дошкольниками» размещена в разделах
Работа по укреплению психологического здоровья посредством фототерапевтических упражнений осуществляется с учётом принципа вовлечения детей в активную деятельность, которые реализовывался в ходе организации проведения упражнений. Принцип личностно-ориентированного подхода к ребёнку реализовывается через объединение детей с разными уровнями психологического здоровья, выявленными на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы, учет интересов и особенностей.
В каждой группе представлены несколько фототерапевтических упражнений, однако это вовсе не означает, что детей нужно знакомить со всеми упражнениями каждой группы, прежде чем приступить к новым.
В первую группу входят упражнения, которые способствуют развитию и тренировке визуального и понятийного мышления, памяти и внимания, тонкой моторики, а также социальной компетентности.
Упражнения «последовательный порядок» и «похожие предметы» направлены на развитие образного мышления и способности к обнаружению различий и сходства между предметами. Детям предлагается при определенной поддержке со стороны взрослого произвести съемку нескольких предметов, которые, различаются по степени проявления какого-либо признака или предметов, которые, обладают чертами внешнего или «внутреннего» сходства. После того как снимки будут напечатаны, детям предлагается составить композицию и объяснить свой выбор.
Упражнение фотоколлаж «Дом» способствует развитию социальной компетентности, творческой фантазии и эстетического представления. Ребенку предлагается нарисовать план дома (сада или магазина) а затем расположить и приклеить на нем вырезки из журналов. Вырезки из журналов могут быть сделаны взрослым заранее или ребенком. После создания коллажа или в процессе создания, с ребёнком проводится беседа и обыгрывание поделки. Это упражнение можно проводить с подгруппой или малой группой детей.
Во вторую группу вошли упражнения направленные на совершенствование навыков самоконтроля, раскрытие внутренних ресурсов личности и творческого потенциала.
Упражнение «Выбери животное» детям предлагается выбрать из ряда фотографий те, которые им нравятся. Можно выбрать пару фотографий. Фотографии с животными должны быть в разных эмоциональных состояниях. После выбора детям предлагается придумать рассказ про животное.
Упражнение «Работа с полярностями» помогает актуализировать и выразить различные чувства, помогает раскрыть творческие возможности и ресурсы личности. Детям предлагаются фотоснимки на которых представлены предметы с диаметрально противоположными внешними или внутренними характеристиками, либо те, которые вызывают противоположные чувства. Примеры тем для такой работы: «Большое и маленькое», «Красивое и безобразное», «Приятное и неприятное», «Высокое и низкое» и т. д. В одних случаях специалист может предложить группе одну из таких тем, в других он дает участникам возможность самим выбрать тему. Дети после выбора снимков должны определенным образом расположить их в пространстве и создать плакат. После каждый ребёнок рассказывает о своём плакате то, что считает нужным.
Упражнение «Песочница с фотографиями» развивает восприятие пространства и пространственных отношений между предметами. Данная техника также развивает социальную компетентность, творческую фантазию и эстетические переживания, способность к выражению ребенком значимых для него чувств и представлений, позволяет исследовать систему его отношений и образ «Я». Ребенку предлагается, используя песочницу с набором миниатюрных фигурок и предметов, а также вырезанные из фотографий изображения, создать какую-либо композицию. В процессе игры важно вести беседу с ребёнком, что бы он рассказывал, почему он так делает. Потом можно оставить песочницу в группе, что бы дети самостоятельно могли взаимодействовать с ней и с другими детьми в процессе.
Упражнение «Иллюстрация» направленно на актуализацию и выражение различных, в том числе сложных или негативных чувств, их осознание, развитие самоконтроля. Участникам группы предлагается создать серию из фотоснимков, которые могли бы иллюстрировать одно из литературных произведений любого жанра. Потом необходимо определенным образом организовать их в пространстве или, дополнив текстами, создать плакат, инсталляцию. После этого происходит представление работ и их обсуждение. Во время представления работ вполне логичным было бы зачитывать отдельные фрагменты текстов либо все произведение, если оно небольшое по объему.
Третья группа представляет упражнения, которые позволяют сплотить группу, развить межличностную компетентность и навыки включения в совместную деятельность, осознать общность, а также укрепить «Я» и личные границы.
Упражнение «Мои интересы» направлена на актуализацию и выражения чувств, связанных с образом «Я» и отношением к себе. Детям при помощи родителей предлагается принести из дома фотографии с изображением самих себя в разных ситуациях, которые связаны с их интересами и увлечениями. Во время занятия дети показывают друг другу фотографии и обсуждают их. Возможна также визуальная организация снимков путем изготовления плаката, мини-альбома и иным образом.
Упражнение «Совместный фотоколлаж» помогает выражению и осознанию чувств, развитие межличностной компетентности и навыков включения в совместную деятельность, укрепление «Я» и личных границ. Детям предлагается образовать пары, после чего им предлагается совместно создать фотоколлаж, используя для этого вырезки из журналов и личные фотографии. В одних случаях можно предложить им работать молча, в других случаях они могут в процессе работы общаться для того, чтобы определить тему и согласовать свои действия.
Упражнение «Город эмоций» помогает детям увидеть различные проявления эмоций, умение определить эти эмоции у себя и у других людей. Детям предлагается выбрать фотографии, на которых изображены различные люди с разными эмоциями. Дети должны назвать данное проявление эмоции, потом предлагается побеседовать с детьми о том где, данная эмоция может проявляться в жизни. Затем все дети должны постараться эту эмоциональную реакцию изобразить.
В плане упражнения разделены на несколько групп, в зависимости от их основного назначения. Следует, однако, учесть, что многие из них могут применяться с разными целями, поскольку оказывают многостороннее положительное воздействие и связаны с проявлением разных психологических функций фотографии.
Положительное воздействие фотографии на личность и ее отношение с окружающим миром могут проявляться как при самостоятельных занятиях, так и при создании и обсуждении фотоснимков совместно со специалистом (психологом, воспитателем) и другими людьми (сверстники, группа).
Список литературы:
Копытин А., Платтс Дж. Руководство по фототерапии. – М. : «Когито-Центр», 2009.
Weiser J. PhotoTherapy Techniques in Counselling and Therapy – Using Ordinary Snapshots and Photo-Interactions to Help Clients Heal their Lives // The Canadian Art Therapy Association Journal. 2004, Fall. Vol. 17. № 2. P. 23-53.