Получи документы

Программа «Государственная и региональная символика и геральдика в системе патриотического воспитания старших дошкольников»

Ольга Храброва
Программа «Государственная и региональная символика и геральдика в системе патриотического воспитания старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Пояснительная записка:

Программа «Государственная и региональная символика, и геральдика в системе патриотического воспитания старших дошкольников» - это примерная авторская программа, направленная на формирование и воспитание патриотических чувств у старших дошкольников, развитие их познавательных и творческих способностей, приобщение детей к общечеловеческим ценностям.

Публикация «Программа „Государственная и региональная символика и геральдика в системе патриотического воспитания старших дошкольников“» размещена в разделах

Данная программа органически вписывается в базовую программу воспитания и обучения в детском саду и реализуется в процессе организации педагогической работы с детьми на занятиях и в свободной деятельности.

Программа вариативна, она не устанавливает жёстких рамок образовательного содержания и форм её реализации. Программный материал легко интегрируется в занятия по экологическому воспитанию, изодеятельности, развитию речи и др.

Актуальность программы:

Существенные изменения, происходящие в нашей стране за последние годы, новые проблемы, связанные с воспитанием детей дошкольников, обусловили переосмысление сущности патриотического воспитания, его места и роли в общественной жизни. Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений – одна из серьёзных проблем нашего времени. В современном обществе патриотическое воспитание приобретает особое значение, возникает необходимость осуществления его на качественно новом уровне.

Согласно общепринятому мнению, процесс воспитания, в том числе и патриотического, необходимо начинать в дошкольном возрасте. В этот период происходит формирование духовно - нравственной основы ребёнка, его эмоций, чувств, мышления, начинается процесс осознания себя в окружающем мире.

Ознакомление с государственными символами – существенный потенциал для воспитания у детей не только патриотизма, но и коллективизма, гуманистических ценностей, а также формирования социальных навыков поведения, общения. Кроме того, в процессе этой работы у детей развиваются познавательные интересы, способность анализировать, читать и понимать изображения-символы, повышается интерес к творчеству, формируется эстетический вкус.

Цель программы: Формирование патриотических чувств, развитие общечеловеческих нравственных качеств личности на основе ознакомления с государственной и региональной символикой, и геральдикой.

Задачи:

1. Формирование начальных представлений о символическом значении цветов и изображений гербов и флагов.

2. Знакомство с элементарными сведениями об истории происхождения флагов и гербов.

3. Формирование представлений о функциональном назначении государственных символов (герба, флага, гимна)

4. Расширение представлений о своей малой родине на основе региональной символики (флаг, герб)

5. Развитие познавательных интересов, мышления, графических навыков и умений, способности к изобразительному творчеству.

6. Воспитание уважительного отношения к государственной и региональной символике, уважения и любви к своему Отечеству, своей малой и большой Родине.

При решении этих задач программа опирается на следующие принципы:

1. Принцип целостности педагогического процесса, обеспечивающий единство воспитания, обучения и развития.

2. Принцип сотрудничества и позитивного взаимодействия между воспитателями, родителями и детьми.

3. Принцип приоритетности регионально-культурного наследия, воспитание на местном материале.

4. Принцип расширения связей ребёнка с окружающим миром, предполагающий общение детей с социумом и природой.

5. Принцип гуманизации, создания благоприятных условий для раскрытия личности каждого ребёнка.

Методологической базой для разработки программы послужили труды А. С. Макаренко о семейном воспитании, как основе воспитания гражданственности; К. Д. Ушинского о значении воспитания патриотических чувств; В. А. Сухомлинского о воспитании чувства любви к Родине, как основе воспитания личности; Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005годы»; Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы»; Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации (21 мая 2003 г.); Программа «Воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.

Содержание данной программы включает в себя изучение теоретических сведений о символике и геральдике, знакомство с простейшими понятиями и терминами (герб, флаг, гимн, а так же выполнение заданий практического характера, направленных на закрепление вводимых понятий.

Характерной особенностью программы является повторное обращение на разных этапах воспитательно - образовательной работы к одним и тем же объектам, что даёт возможность ребёнку дополнить и углубить свои знания и умения.

Структура программы:

Программа составлена по возрастным группам и рассчитана на 2 года обучения.

Определены примерные уровни развития, в которых отражаются достижения, приобретённые ребёнком к концу каждого года обучения.

По учебному плану на изучаемый материал в старшей группе отводится 9 занятий, продолжительностью 25 минут.

В подготовительной к школе группе 16 занятий, продолжительностью 30 минут.

Учебно-тематический план в старшей группе

название Вид занятия

познавательное творческое

1. Знакомство с гербом России

3 2

2. Знакомство с флагом России 2 1

3. Знакомство с гимном России 1 _

Учебно-тематический план в подготовительной группе

Название вид занятия

познавательное творческое

1. Знакомство с гербом России 2 2

2. Знакомство с флагом России 2 2

3. Знакомство с гимном России 1 _

4. Знакомство с региональным флагом 1 1

5. Знакомство с региональным гербом

а) герб Ямала

б) герб района

2

2

6. Создание герба (эмблемы) группы

_

1

Методы организации образовательного процесса:

1. Методы устного изложения знаний педагогом и активизация познавательной деятельности детей – рассказ, объяснение, беседа, показ наглядно-демонстрационного материала.

2. Методы закрепления изучаемого материала – беседа, рассматривание иллюстраций, выполнение практических работ по изодеятельности (рисунки, аппликации, коллажи, организация выставок.

3. Поисково - исследовательские методы – проведение опытов, наблюдений, поиск решения поставленных задач совместно с родителями.

4. Методы оценки и проверки знаний и умений – наблюдение за работой, играми детей, вопросы к детям, проведение контрольных срезов, диагностики.

5. Методы самостоятельной работы по усвоению и закреплению материала – игры, рассматривание альбомов, иллюстраций, коллекций.

6. Метод проектной деятельности – постановка проблемы, поэтапное решение, презентация.

Условия реализации программы:

- естественная для ребёнка среда жизнедеятельности;

- организация предметно-развивающего пространства: наличие наглядных пособий, иллюстраций, игр и т. д. ;

- изучение педагогом литературы по геральдике;

- свободный доступ детей к рабочему материалу (цветная бумага, краски, карандаши, альбомы, атласы и т. д.);

-тесное взаимодействие с семьёй, сотрудничество между педагогами, детьми и родителями.

Основными формами обучения являются различные виды занятий, экскурсии, целевые прогулки.

Ожидаемые результаты:

- уровень сформированности знаний, приобретённых ребёнком к концу года, определяется по диагностическим таблицам (приложения № 1, 2, 3);

- расширение кругозора воспитанников;

- активизация познавательной и творческой активности детей;

- сформированность уважительного отношения к современной Государственной и региональной символике;

- воспитание любви к большой и малой Родине.

Формами подведения итогов могут быть:

- открытые занятия;

- организация выставок;

- итоговые занятия-досуги;

- творческие работы по созданию символики: а) групповой

б) семейной

в) детского сада

Список литературы:

1. Ривина Е. К. «Герб и флаг России. Знакомим дошкольников и младших школьников с Государственными символами» - М. : Аркти, 2005.

2. Ривина Е. К. «Российская символика» - М. : Аркти, 2005.

3. Соболева Н. А. «Российская государственная символика: история и современность» - М. : Владос, 2002.

4. Гризик Т. И. «Познаю мир» - М. : Просвещение, 2000. (Знаки и символы)

5. Алёшина Н. В. «Знакомим дошкольников с родным городом» - М. : ТЦ Сфера, 1999.

6. Алёшина Н. В. «Патриотическое воспитание» - М. : ЦГЛ, 2004.

7. Лукомский В. К., Типольт Н. А. «Русская геральдика: Руководство к составлению и описанию гербов» - М. : ГПИБ России, 1996.

8. Данилина Г. Н. «Дошкольнику – об истории и культуре России» - М. : Аркти, 2005.

9. Материалы сети Интернет (www.geraldika.ru, www.flags.ru.)

Публикации по теме:

Мультимедийное пособие «Геральдика. Символы России» Аннотация к мультимедийному пособию Автор: Старикова Ксения Валерьевна Предмет: Патриотическое воспитание Продолжительность: не более 20.

Программное обеспечение дошкольного образовательного учреждения Образовательная программа Муниципального дошкольного образовательного учреждения Двуреченский детский сад общеразвивающего вида Программное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа «Государственная и региональная символика и геральдика в системе патриотического воспитания старших дошкольников»
Опубликовано: 27 октября 2014 в 20:46
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа «Государственная и региональная символика и геральдика в системе патриотического воспитания старших дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Храброва (УИ 52206) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД